Меню

Аналитическая справка по законопроекту 812687 7

Аналитическая справка по законопроекту № 812687-7

«О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)»

#

14 октября 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 812687-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/812687-7). Авторы законопроекта предложили часть 9 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», определяющего случаи медицинского вмешательства без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя, дополнить новым пунктом 7 следующего содержания: «7) при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации, за исключением случая, когда гражданин или его законный представитель выразили отказ от медицинского вмешательства, который оформляется в виде документа на бумажном носителе». Как заявляют авторы этого ПФЗ в пояснительной записке, он был «разработан для устранения правовой неопределенности, возникающей при получении информированного добровольного согласия (далее — ИДС) пациента на медицинское вмешательство в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации» (Пояснительная записка к проекту федерального закона № 812687-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)», л. 1). Согласно статьи 20 данного закона, необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Медицинское вмешательство статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет как «выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности». Действующая редакция части 9 статьи 20 этого закона содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, в экстренной или неотложной формах. При этом оказание медицинской помощи как в экстренной, так и в неотложной формах связано с угрозой жизни пациента (часть 4 статьи 32 данного закона). Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. В экстренной или неотложной форме она оказывается вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что в самом Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой жизни пациента, а какие нет, а также не обозначен механизм определения угрозы.

В условиях подобной правовой неопределенности, а также достаточно расплывчатого определения понятия медицинского вмешательства, под которое, по сути дела, можно подвести любой вид медицинского обследования и (или) медицинских манипуляций, затрагивающие физическое или психическое состояние человека, предложенное авторами ПФЗ новое основание, когда медицинские работники могут осуществлять это вмешательство без ИДС пациента, потенциально может быть весьма опасным. Его принятие может привести к ситуации, когда даже без необходимости устранения реальной угрозы жизни человека (п. 1 части 9 статьи 20 действующей редакции закона) любого пациента, в том числе и несовершеннолетнего, без получения предусмотренного законом согласия могут подвергнуть любой диагностики, в том числе генетической и психиатрической, могут сделать абсолютно любую прививку, вживить любой аппарат, в том числе и чип, сделать любую операцию. В этом случае мы вполне можем столкнуться с прямым нарушением недвусмысленного запрета, сформулированного в ст. 21 Конституции РФ: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Даже частичная отмена принципа получения добровольного согласия, под какими бы благовидными предлогами это не осуществлялась, может привести к многократному возрастанию риска для человека подвергнуться медицинским опытам. Предложенная авторами ПФЗ формулировка открывает возможности для различного рода злоупотреблений, которые могут поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Следует принять во внимание и позицию, изложенную в подписанном Е.В. Горбачевой повторном Заключении по проекту данного федерального закона Правового управления ГД. Согласно ему все условия для медицинского вмешательства без согласия гражданина при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи охватываются пунктом 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, а механизм принятия решения о медицинском вмешательстве по данному основанию изложен в пункте 1 части 10 статьи 20 Федерального закона. С учетом всего этого законопроект представляет собой излишнее правовое регулирование (файл № 0923812687-7.136 на указанном выше сайте).

Читайте также:  Современные анализаторы РОС исследования системы гемостаза обзор

Следующее нововведение, которое предлагают авторы ПФЗ, связано с тем, что пункт 1 части 10 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ предусматривает, что решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации). Поскольку в условиях оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации собрать консилиум невозможно, то авторы законопроекта предлагают дополнить часть 10 статьи 20 ФЗ пунктом 4 следующего содержания: «4) в случае, указанном в пункте 7 части 9 настоящей статьи, — медицинским работником выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенным старшим, при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство». По этому поводу в повторном Заключении Правового управления ГД вполне резонно сказано: «Отношения субординации между работниками выездных бригад скорой медицинской помощи при принятии решения об оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации (пункт 2 законопроекта) не являются предметом регулирования Федерального закона и должны рассматриваться должностными лицами медицинской организации при формировании соответствующих бригад». Итак, мы видим, что рассматриваемый ПФЗ отчасти излишен, отчасти потенциально опасен.

В связи с вышеизложенным просим принять все возможные меры для отклонения проекта федерального закона № 812687-7 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (об информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство)», который может привести к нарушению ст. 21 Конституции РФ и представляет потенциальную угрозу ее гражданам.

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Источник



Один в боли не волен

Владислав Куликов, Елена Манукиян

Кабмин одобрил законопроект, разрешающий врачам «скорой» оказывать помощь гражданам без оформления письменного согласия, в связи с этим документ вынесен на рассмотрение нижней палатой парламента. Об этом сообщили в Комитете Госдумы по охране здоровья.

Как пояснили в минздраве, сейчас согласие от граждан требуется при любом медицинском вмешательстве. Оно подписывается им самостоятельно или его законным представителем, если речь идет о ребенке или человеке с инвалидностью.

Под самим медицинским вмешательством подразумевается практически любое действие медработника, включая опрос, осмотр, всевозможные манипуляции по отношению к пациенту. Только в исключительных случаях при состоянии здоровья человека, угрожающем его жизни, врач может принять решение самостоятельно.

Один из инициаторов законопроекта — глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов считает, что процедура получения от пациента согласия на медпомощь от бригад «скорой» должна быть упрощена: это гарантирует получение своевременной и качественной медпомощи.

При этом парламентарий подчеркивает, что отказ от нее должен оформляться в письменной форме, что предусмотрено законопроектом.

В Комитете Госдумы по охране здоровья также отмечают, что работники «скорой» часто сталкиваются с ситуациями, когда получить письменное согласие от человека на оказание медицинской помощи практически невозможно. Причиной этому может быть отсутствие на месте законного представителя несовершеннолетнего пациента или состояние психологического стресса граждан, учитывая, что время контакта с пациентом у «скорой» ограничено.

С ними согласен председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. По его словам, принятие данных норм позволит ускорить получение своевременной и качественной медпомощи и обеспечить правовую защищенность медицинского работника выездной бригады «скорой помощи». Он пояснил, что действующие сегодня положения создают противоречие. С одной стороны, сотрудник «скорой помощи» может быть привлечен к уголовной ответственности за неоказание помощи больному. С другой — врач, приехавший по вызову, должен получать информированное добровольное согласие пациента на любое действие, считающееся медицинским вмешательством, в том числе инъекцию и другие манипуляции. В том случае, если больной находится в сознании, это не представляет проблем. Но зачастую человек не может самостоятельно принять решение.

«В соответствии с законодательством допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина для устранения угрозы жизни. Но какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет, на законодательном уровне не урегулировано. Не описаны заболевания, патологические состояния, признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни. Не обозначен механизм определения угрозы», — следует из слов Груздева.

«В случае принятия предлагаемых поправок в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» у медицинских работников «скорой помощи» появится возможность оказать помощь незамедлительно и своевременно. Правительство России поддерживает законопроект с учетом определенных доработок ко второму чтению», — резюмировал эксперт.

Законопроектом предлагается устранить законодательный пробел: включить врачей «скорой помощи» в перечень лиц, принимающих решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в связи с его неспособностью выразить свою волю. При этом предполагается, что оформляться в письменном виде будет только отказ от получения медицинской помощи.

Читайте также:  Кредитный аналитик Интервью Вопросы

Инициатором нововведения выступил Комитет Госдумы по охране здоровья, под документом подписались члены Совета Федерации и представители разных фракций нижней палаты парламента. Госдума планирует рассмотреть законопроект в осеннюю сессию.

Источник

Решили обойти отказ от медицинского вмешательства. 812687-7

В ГД внесён законопроект № 812687-7 О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Таким образом, продажные депутаты во главе с незаконной власть крепко засевшей во ВСЕХ органах, решили обойти добровольный отказ от медицинского вмешательства.

Ст. 20 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

Предлагается дополнить следующим:

7) при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации, за исключением случая, когда гражданин или его законный представитель выразили отказ от медицинского вмешательства, который оформляется в виде документа на бумажном носителе.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, — врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, — консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

Предлагается дополнить следующим:

4) в случае, указанном в пункте 7 части 9 настоящей статьи, — медицинским работником выездной бригады скорой медицинской
помощи, назначенным старшим, при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.
ИСТОЧНИК

Получается, что автомобиль «скорой помощи», может делать ВСЁ что угодно у станций метро, на предприятиях, в детских садах и школах, если нет ПИСЬМЕННОГО отказа от вмешательства. Хочешь — чип ставь, хочешь — вакцинируй и всё это ЗАКОННО.

Один вопрос — что мешало им до этого «лепить горбатого», в отдельных случаях леча больных и что заставило теперь изменить закон?! Почему-то на ум, упорно приходят вновь построенные концлагеря — резервации, выросшие как грибы после дождя не только в нашей республике но и по всему миру. По-логике, можно усыпить человека и органы изъять?!

Пояснение по п.2 законопроекта № 812687-7– это может быть кто угодно и где угодно. Например, вы не надели намордник, отказались от теста/вакцины, а значит «представляете опасность». Впрочем, теперь все люди представляют «опасность», поскольку считаются «бессимптомными больными».
Что касается вируса «повидла», то он был признан особо опасной инфекцией постановлением правительства №66 от 31 января 2020 года, т.е. до 1-го локдауна. Сработано на опережение.

Источник

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

Читайте также:  Когда нужно сдавать анализ ПАНЕЛЬ ПИЩЕВЫХ АЛЛЕРГЕНОВ RIDA иммуноблот 20 пищевых аллергенов IgE

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются вперечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации, а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, может быть сформировано в форме электронного документа при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 242-ФЗ)

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающихзаболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, — врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, — консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

(п. 3 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 18-ФЗ)

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Статья 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Источник

Adblock
detector