Меню

Бессонница Гомер Тугие паруса анализ стихотворения Мандельштама по плану кратко – жанр идея образы

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» анализ стихотворения Мандельштама по плану кратко – жанр, идея, образы

Содержание

  1. Краткий анализ
  2. История создания
  3. Тема
  4. Композиция
  5. Жанр
  6. Средства выразительности

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Источник



Бессонница гомер тугие паруса тест егэ

Контрольно-измерительные материалы по литературе.

(ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведенных ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1–С3.

Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» — думал он.

«Да, очень может быть, завтра убьют», — подумал он. И вдруг, при этой одной мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично-размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.

Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту, и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде всего этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, — отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую.

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне мои люди – отец, сестра, жена, — самые дороги мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», — подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого кутузовского повара, которого знал князь Андрей и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»

— Ну, — отвечал старик.

— Тит, ступай молотить, — говорил денщик.

— Тьфу, не те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг.

«И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

В1. Как называется сражение, ожидание которого вызвало описанные Толстым рассуждения одного из героев романа «Война и мир», князя Андрея Болконского?

В2. Чем закончились для князя Андрея его мечты накануне сражения?

В3. Назовите героя современного роману «Война и мир» произведения, которым, как и князем Андреем, владеют мечты о славе Наполеона?

В4. Какими страшными словами передает Л.Н.Толстой готовность князя Андрея заплатить «за минуту славы и торжества над людьми»? Выпишите соответствующее предложение из текста.

В5. Как называется развернутое размышление героя, которое использует Толстой, чтобы раскрыть внутреннее состояние князя Андрея?

В6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, включая в эпизод после торжественных мечтаний князя Андрея реплику кучера, дразнившего старого кутузовского повара Тита?

В7. Перечитайте приведенный отрывок от слов «И ему представилось сражение…» (третий абзац) до слов «Кутузов сменяется, назначается он…». Как называется художественный принцип изображения, цель которого не вызвать улыбку, насмешить, а показать серьезность и даже трагичность ситуации, обнажить нелепость происходящего?

Читайте также:  Первичный туберкулез возникает при заражении микобактериями туберкулеза тест

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8–В12; С4–С6.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, —

На головах царей божественная пена, —

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом ложится к изголовью.

В8. Укажите название течения в поэзии начала XX века, принципы которого проявились в творчестве О.Э.Мандельштама, в частности в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

В9. Как называется вил звукописи, характеризующийся повторением одинаковых согласных звуков?

В10. Приведите пример названного вами вида звукописи из второй строфы стихотворения О.Э.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».

В11. Как называется произведение, в котором лирический герой читал список кораблей, отправившихся к стенам Трои?

В12. В словосочетании «море черное» слово черное является названием моря или эпитетом?

ЧАСТЬ 3

С1. Какой смысл вкладывает князь Андрей в слово завтра, повторяя его несколько раз? Совпадут ли его мечты с тем, что произойдет завтра? Как это завтра откликнется в судьбе князя Андрея?

С2. Какова главная тема приведенного отрывка и как различные художественные приемы и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Сочувствует ли Л.Н.Толстой своему герою, спорит ли с ним, опровергает ли его мысли?

Источник

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Жанр, направление, размер

Стихотворение писалось шестистопным ямбом с добавлением пиррихия. Рифмовка является кольцевой, где женская попеременно чередуется с мужской.

Направление, в рамках которого развивался творческий гений Мандельштама, называется «акмеизм». С точки зрения литературной теории, это явление правильно называть течением, так как оно не настолько крупное и масштабное, как, например, реализм или классицизм. Поэт-акмеист предпочитает не отвлеченные образы-символы, а вполне конкретные и понятные всем художественные образы, метафоры и аллегории. Он пишет приземленно, не используя зауми и сложных философских понятий.

Жанр – лирическое стихотворение.

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Смысл

Автор вспоминает «Илиаду», как Цари, что были увенчаны «божественной пеной», плыли в Трою в надежде вернуть прекрасную Елену, которая была похищена Парисом. Из-за нее и разгорелась Троянская война. Получается, что важнейшей причиной кровопролития становится не завоевание земель, а любовь. Вот и лирический герой удивляется, как эта сила сметает все на своем пути, как люди тысячелетиями отдают жизнь за нее.

В третьем катрене он пытается разобраться в этой непостижимой силе, которая оказывается мощнее и Гомера, и моря. Автор не понимает уже, к чему прислушиваться и кому верить, если все падет перед могущественной силой притяжения душ. Он вопрошает к Гомеру, но тот молчит, ведь всё и так было высказано ещё давным-давно, до нашей эры. Лишь море шумит столь же неистово и упрямо, как бьется сердце влюбленного мужчины.

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Образы и символы

Все образы и символы взяты автором из античной поэмы Гомера «Илиада». В ней речь идет о споре олимпийских богинь, которые не позвали на пир богиню раздора. В порыве мести она поссорила трех женщин из божественного пантеона (Геру, Афродиту и Афину), бросив на стол одно золотое яблоко, предназначенное прекраснейшей из них. Дамы направились к Парису (троянскому царевичу), самому прекрасному юноше на земле, чтобы он рассудил их. Каждая предложила свой дар в качестве взятки, но Парис выбрал предложение Афродиты – любовь самой красивой женщины на свете, Елены, супруги ахейского царя. Мужчина выкрал избранницу, и тогда ее муж вместе с войсками других правителей отправился на поиски. Ахейцы не стерпели позора и объявили войну Трое, которая пала в борьбе, но очень мужественно сопротивлялась.

  • Список кораблей – длинное и однообразное перечисление, которое древнегреческий поэт Гомер добавил в свою поэму «Илиада». Именно столько судов отправилось на покорение Трои. Автор считал их, чтобы уснуть, ведь его сердце тоже околдовано любовью, он никак не может найти покой.
  • Божественная пена – это отсылка к появлению Афродиты, богини любви. Она вышла на берег из морской пены, являющейся в данном случае символом влюбленности.
  • Елена Троянская – женщина, из-за любви к которой полегли войска обеих сторон. Ахейцам не нужны были земли и власть, они пришли по зову сердца.
  • Противопоставление поэтического голоса Гомера и моря нужно для того, чтобы показать тщетность усилий лирического героя. Что бы он ни делал, ему не забыть собственного томления сердца, ведь все движется любовью. Море в данном случае – вольная стихия, возвращающая автора в настоящее время, в реальность, где его тоже терзает чувство.

Тест по стихотворению

Укажите год написания стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Анализ стихотворений«Одиночество» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – идея, средства выразительности, жанр, история создания

Анализ стихотворений«Храни меня, мой талисман» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – кому посвящено, история создания

Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» было опубликовано в первом сборнике поэта «Камень» в 1915 году. Стихотворение обращается ко второй песне «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвященной отплытию кораблей на осаду Трои.

По одной из версий, на данное стихотворение Мандельштама вдохновил найденный Максимилианом Волошиным, у которого он гостил в Коктебеле, обломок древнего корабля. Однако тематика античности в целом характерна для ранних стихов Мандельштама. Многие критики видят в этом компенсацию поэтом своего происхождения (из семьи «мастера перчаточного дела и сортировщика кож»), из-за которого он был ограничен в доступе к высокой русской и мировой культуре. Однако более вероятно, что увлечение поэта древним миром – это его стремление к эталону красоты и к основе, породившей данную красоту. Неудивительно, что в его первом сборнике – «Камень» – многие стихи перекликаются между собой античными мотивами. Особенно это характерно для стихотворений «Silentium» («Молчание») и «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»: в обоих стихотворениях представлены мотивы античности, черного моря, молчания. Однако тема «Silentium» долгое время являлась для критиков точкой столкновения, и только в последнее время большинство сошлось на том, что под всеми прозрачными определениями поэт скрывает понятие любви. Во втором стихотворении тема и идея любви очевидна, однако подходит к ней поэт необычным путем.

Читайте также:  Вкусные пирожки с творогом из дрожжевого теста в духовке — простые рецепты выпечки

Одна из главных отличительных особенностей стихотворения – та, что оно направлено на внутренние чувства поэта. Из реальных окружающих предметов – только перечень кораблей, который растворяется и уходит на задний план под наплывом размышлений автора, и звуки Черного моря, появляющиеся в последней строфе, когда поэт как бы очнулся от мечтаний. Стихотворение начинается с бессонницы поэта и сразу уходит в его внутренний мир – воспоминания о древнем мифе. Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта через метафоры. Сравнение строя боевых кораблей с журавлиным клином – образом, который в России чаще всего ассоциируется с грустью осеннего перелета птиц – позволяет читателю понять, что чувствует поэт по отношению к ахейцам: сочувствие, сострадание, жалость, тревогу за их судьбу. Поэт ощущает себя мудрым пророком, он предвидит будущее, он знает, какая трагедия совершится, и хотел бы предостеречь их, но ахейцы безрассудно стремятся навстречу неизвестности и гибели.

Ощущение бессонницы великолепно передано действием: «Я список кораблей прочел…» Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности этой ночи. Образ журавлиного клина дополняет бессонницу еще одним качеством – тягучестью: неспешностью и растянутостью в пространстве и во времени.

Постепенно и плавно мысли поэта со списка кораблей, казалось бы, несущего только информацию о кораблях и никаких философских рассуждений, переходят на цели, собравшие здесь это огромное войско. И это приводит к мысли, что единственная причина, движущая огромное войско – любовь: «Когда бы не Елена, // Что Троя вам одна, ахейские мужи?» Таким образом, происходит переход от внешних форм античной культуры к внутреннему смыслу стихотворения.

С точки зрения психологов, отвлеченный список, которым и является перечень кораблей у Гомера, напоминает тест Роршарха: в процессе его чтения при свободном течении мыслей они постепенно переходят на наиболее важные для него вопросы; часто этот переход вполне логичен и кажется напрямую связанным с читаемым текстом. Именно поэтому в одном и том же тексте (обычно – либо абстрактном, либо максимально конкретизированном, как гомеровский список) разные люди видят разное содержание и смысл. Казалось бы, в списке нет ни намека на любовную тематику: однако именно он приводит Мандельштама к глубокому выводу о том, что любовь является движущим моментом многих сил на этой планете.

Таким образом, через описание реальности Мандельштам передает собственный эмоциональный мир. Это очень напоминает воздействие перечня кораблей у Гомера на слушателей: список кораблей подводит их к философским размышлениям о жизни; у Мандельштама описание ситуации бессонной ночи – к размышлениям о любви. Поэтому основная идея автора в выражена скорее ситуацией, чем образом. Сам поэт в статье «Слово и культура» в 1921 году объяснил подобное отношение к стихосложению таким образом: «Живое слово не обозначает предмета, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость…»

В данном стихотворении, в отличие от большей части стихов из сборника «Камень», показана причина обращения поэта к античности: он во время бессонницы читает Гомера. В то же время здесь переплетаются несколько ключевых для «Камня» мотивов: речь и молчание, море, античность, любовь. Тема моря, как и тема античности в стихотворении не случайна, и вызвана не только местом рождения стихотворения. Многими критиками отмечено, что Мандельштам предпочитает всем стихиям воду. При этом его предпочтение – не стремительные потоки, падающие с небес или мчащиеся по равнине/горам; его привлекает спокойное и вечное движение: равнинные реки, озера, но чаще – самая грандиозная форма – океан, величественно катящий огромные валы. Тема моря неразрывно связана с темой античности: и то, и другое величественно, грандиозно, спокойно, таинственно.

В результате стихотворение, вобрав в себя основные мотивы сборника «Камень», становится одним из итоговых в данном сборнике. При этом оно является и образцом раннего творчества Мандельштама в целом, как по выбору темы, так и по стилю. Для ранних стихов Мандельштама характерно стремление к классической ясности и гармоничности, они отличаются простотой, легкостью, прозрачностью, которые достигаются простыми рифмами, в основном глагольными или грамматическими. При простоте рифм на первый план выходит ритмический рисунок стихотворной строфы. Это характерно для многих поэтов серебряного века. В стихотворениях Мандельштама ритм приобретает смысл, настолько очевидный, что его не осмеливаются игнорировать при переводе его стихов, в отличие от переводов стихотворений многих других, даже классических, авторов.

Первое место из стихотворных размеров у Мандельштама занимает ямб, от четырехстопного до шестистопного. Для создания ритмического разнообразия Мандельштам использует прибавление одного безударного слога в рифмующейся строке, что приводит к чередованию женских и мужских рифм. Шестистопные ямбы Мандельштама с обязательной цезурой посредине называют почти идеальным александрийским стихом. Цезура дает Мандельштаму необходимую ему медлительность и негромкую звучность.

Данное стихотворение по ритмическому рисунку идеально характерно для Мандельштама: шестистопный ямб с цезурой в середине строки, чередованием мужских и женских окончаний строк и опоясывающей рифмой. За счет цезуры в середине строки шестистопный ямб получается медлительным и растянутым, как в трехсложных размерах. Подобный непринужденный, лишенный поэтической сглаженности ритм создает ощущение свободного прозаического разговора – спокойного размышления вслух.

Эстетика стиха роднит Мандельштама с Пастернаком, но отличается большей сдержанностью. Эмоции просматриваются главным образом не через подбор насыщенных эпитетов, а через поступки героев (подобное наблюдается у Ахматовой: полная растерянность героини, сумбур чувств и отрешенность от всего происходящего, кроме собственных мыслей и чувств, передаются через ее действия: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки»).

Последняя строфа стихотворения выводит нас из темы античности в реальность. При этом поэт как бы отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, к шумящему неподалеку морю, поскольку и оно дает поэту подтверждение того, что любовь – основа всего движения на Земле: «И море, и Гомер – все движется любовью. // Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит». То, что сначала Мандельштам мог увидеть только с помощью античных стихов, теперь стало для него близким и в реальности.

Образ списка кораблей присутствует во многих литературных и ряде музыкальных произведений, в том числе современности. Так, у Пелевина в рассказе «Греческий вариант» прочтение главным героем гомеровского перечня кораблей характеризует его собранность, усидчивость, интеллект: «Мандельштам только до середины дошел, а Вадим Степанович этот список читал до самого конца». У Бориса Гребенщикова в песне «Вороника на крыльце» список становится аналогом книги Судьбы: «Список кораблей // Никто не прочтет до конца; кому это нужно – // Увидеть там свои имена…» У Мандельштама этот образ послужил выражению основной мысли, проскальзывающей в большинстве его стихов и являющейся квинтэссенцией его опасений и радостей, его отношения к миру, жизни, собственной судьбе: главной движущей силой в мире является любовь.

Информация о работе «Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»»

Источник

7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения

Видеоурок 1: Особенности лирики О. Э. Мандельштама

Видеоурок 2: Тема творчества, поэта и поэзии в лирике О. Э. Мандельштама

Лекция: О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

«Notre Dame» (1912)

В этот год образовалось новое направление – акмеизм, сформированное в недрах «Цеха поэтов». К акмеизму примкнул и Мандельштам, своим творчеством изначально отличавшийся от поэтов символистского направления.

В 1911 году поэт принял христианство, более всего он интересовался католической верой. Результатом такого внимания явилось несколько стихотворений, одно из самых известных – «Notre Dame»., вошедшее в сборник «Камень».

Главные композиционные приемы – антитеза и контраст.

I строфа – создается напряжение;

Во II строфе – напряжение спадает;

III строфа – поэт говорит о слиянии разных эпох в одно целое – антагонизм несовместимых культур является основой для создания архитектурного шедевра;

Читайте также:  Организация производства и менеджмент

IV – итог наблюдений, метафора состоит из метафоры: нависший свод – символ угрозы, олицетворяющей творческие сомнения автора.

Лирический герой приходит к выводу, что созидающим символом является угроза: «Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/И я когда-нибудь прекрасное создам».

Ключевое слово – «свод». У него в стихотворении 4 эпитета и сравнение с Адамом, первым человеком (метафора).

Лирический герой – сам автор, поэт Осип Мандельштам.

Стихотворение написано 6стопным ямбом, создающим напевность и задающим четкую ритмичность стиха. Строчки настолько легки, что буквально возносятся к самому куполу собора.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Стихотворение датируется 1915 г. Есть версия, что идея сочинить его пришла к Мандельштаму после того, как он увидел найденный Максимилианом Волошиным фрагмент древнего корабля. Для этого периода характерно увлечение поэта древними цивилизациями, воспринимавшимися, как идеал красоты.

Нужно отметить, что среди всех стихий именно морская стихия – предмет особого внимания Мандельштама. Больше всего поэта привлекает океанский простор, спокойно и свободно перекатывающий огромные водяные валы.

Лирический герой не может уснуть, о бессоннице читателю сообщают строки: «Я список кораблей прочел…». Известно, у Гомера в поэме «Илиада» перечисление кораблей, идущих на осаду Трои, составляет более тысячи наименований. Длина списка подчеркивает бесконечность ночного времени.

Образ кораблей: зрительный образ создают строки о тугих парусах, сравнение с журавлиным клином. В передвижении кораблей ясно чувствуется замедленность – в тексте очень мало «двигательны» глаголов.

Образ Елены. Ее красота приносит радость и одновременно горе всем, кто наблюдает ее.

Образ моря: грозная сила, неизбежность, враждебность.

Стихотворение написано 6стопным ямбом (александрийским стихом). Имя является ядром произведения, соединяющим все линии стиха. Рифмовка «Елена» и «Божественная пена» – неслучайна, обе прекрасны, дорога к Елене важнее дороги к сокровищам Илиона.

III строфа – основная мысль всего стихотворения.

Лирический герой отдает должное ахейцам, осмелившимся противостоять судьбе, сочувствует их судьбе. Ахейцы повенчаны с морской пеной на века, бессмертны «Илиада» и ее автор Гомер – таким образом Мандельштам утверждает связь поколений посредством искусства.

«За гремучую доблесть грядущих веков…»

Произведение создано в период 1931-1935 гг.

В это время поэзия Мандельштама приобретает звучание вызова.

Размер: разностопный анапест, поэтому тон стихотворения выдержан в плавных мягких интонациях.

Первые 4 строчки – передают сложную атмосферу, царившую в стране. Постепенно начинал раскручиваться механизм массовых репрессий, когда выбирать приходилось между жизнью и честью («век – волкодав»). Лирический герой отказывается выбирать, решает покинуть общество, давая согласие на ссылку.

Антитеза призвана усилить ощущение полярности счастья свободы и царившего в государстве состоянию ужаса.

III строфа: в первых двух строках описывается реальность, в двух следующих – рай, сибирская природа.

Цветовая антитеза: красный и голубой. Сибирский край описан в голубых тонах. Заключительные строки утверждают несломленность духа поэта перед грядущими испытаниями.

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Дата создания – 1930 год. Поэт вернулся в родной город с Кавказа и застал город в преддверии страшных событий: в воздухе явственно ощущалось накапливание трагического напряжения. Лирический герой встречается с городом, где когда – то ощутил себя поэтом, где остались его друзья. Связь с бесконечно дорогим Петербургом ощущается на физическом уровне — «до прожилок, до детских припухших желез». Эту связь способны в один миг разрушить ночные «дорогие гости», появляющиеся внезапно, уничтожая при этом целые семьи.

Жанр: лирический монолог.

Второе и третье двустишия – обращение поэта к самому себе; середина стихотворения – обращение к городу, иногда – Ленинграду, иногда – Петербургу, четкой определенности у поэта не происходит.

Образная структура стихотворения характерна для всего творчества Мандельштама, она максимально усложнена. Хорошо понимая, насколько неоднозначно может быть поэтическое слово, поэт предоставляет читателю возможность интерпретировать свои сочинения в зависимости от личного восприятия.

Стихотворение написано 4стопным анапестом, парными мужскими рифмами.

Источник

Рабочая тетрадь по литературе, Творчество Мандельштама.

Тренировочный тест №1 Notre Damе

1. Как называется в литературе художественный прием противопоставления, который, например, использует О. Мандельштам в стихотворении «Notre Dame», соединяя различные культурные эпохи в «неслиянное единство»?

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Ответ: Антитеза

2. Поэт наделяет архитектурные особенности собора свойствами живых существ: свод «играет мышцами», «позаботилась подпружных арок сила», «чтоб масса грузная стены не сокрушила». Какой художественный прием здесь использован?

Ответ: Олицетворение

3. Как называются образные определения, встречающиеся в следующих словосочетаниях: «дерзкий свод», «тяжесть недобрая»?

Ответ: эпитет

4. Мандельштам прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний: «римский судия судил». Укажите название этого художественного приёма?

Ответ: звукопись

5. Как называется литературное направление начала XX века, черты которого («прекрасная ясность», «вещность», стремление создавать точные, зримые образы) отразились в данном стихотворении?

Ответ: акмеизм

6. Определите тип рифмовки в стихотворении.

Ответ: к ольцевая

7. Какое синтаксическое средство использовал поэт: «стоит базилика», «играет … свод», «выдаёт себя … план», «позаботилась …арок сила»?

Ответ: инверсия

8. Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении: «судия, свода»?

Ответ: архаизм

9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

10. Определите размер стихотворения.

Тренировочный тест №2 Бессонница. Гомер. Тугие паруса

1. Укажите название течения в поэзии начала XX века, принципы которого проявились в творчестве О.Э. Мандельштама, в частности в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

2. Как называется вид звукописи, характеризующийся повторением одинаковых согласных звуков?

3. «Как журавлиный клин в чужие рубежи». Как называется данное уподобление?

4. « Куда плывете вы?». Какой прием используется в этой строке?

Ответ: Риторический вопрос

5.Как называются образные определения, встречающиеся в данной строке ? И море черное , витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

7. Как называется созвучие концов стихотворных строк: И море, и Гомер — всё движется любовью — И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

8. Определите размер стихотворения.

9. Определите тип рифмовки в стихотворении.

10.Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строки последней строфы ( И…, И…, И… ).

Тренировочный тест №3 «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

К какому роду литературы относится данное стихотворение?

Какое средство художественной выразительности использует Мандельштам? «Рыбий жир ленинградских речных фонарей…»?

В первой строфе для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов: « Ударяет мне вырванный с мясом звонок». Как называется такая стилистическая фигура?

Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Мандельштам обращается к образному определению предмета: «Где к зловещему дегтю подмешан желток», помогающему понять авторское отношение к изображаемому. Как называется этот троп?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Определите характер рифмовки стихотворения.

Как в поэтике называется созвучие концов стихотворных строк?

Мандельштам прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний (« Д о про ж илок, д о д етских припухлых ж еле з »). Укажите название этого художественного приёма.

Тренировочный тест №4 «За гремучую доблесть грядущих веков…» ​​​​​​​

1. К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

2. Как называется литературное направление начала XX века, черты которого отразились в данном стихотворении?

3. Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие . «Мне на плечи кидается век-волкодав».

4. Как называется троп, использованный поэтом в последней строфе стихотворения « И сосна до звезды достает…»?

5. Как называется приём противопоставления «Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей»?

6. Как в литературоведении называется прием, помогающий раскрыть мысли персонажа: «Потому что не волк я по крови своей, И меня только равный убьет».

7. Как называется приём, основанный на повторении гласных звуков: «Потому что не волк я по крови своей»?

8. Как называется слово или сочетание слов, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав…»

9. За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале строк:

10. Какой способ рифмовки использован в этом стихотворении?

Источник

Adblock
detector