Меню

Билет 25 Критериально ориентированные тесты

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск

Вы здесь: Студенты Лекции Психодиагностика Критериально-ориентированные тесты

Критериально-ориентированные тесты

Возникли в системе образования в США в 60-70е годы, у нас в 80-е (новые тенденции в психодиагностике). До этого использовались 2 вида тестов:

  • тест интеллекта
  • тест достижений в системе образования

Тест интеллекта: особенности тестов интеллекта заключаются в том, что содержание и задание не было связано напрямую с учебной программой. Вывод об успешности учебной деятельности по результатам теста представлял проблему, так как не было соответствия тестам интеллекта и учебных заданий. 0,5 – корреляция успешности тестов интеллекта и успешностью обучения между ними. Невозможно выявить причину специфических трудностей учеников при выполнении учебной деятельности и определить содержание коррекционной работы с этими учениками.

Тесты интеллекта не могут оценить ученика с точки зрения его соответствия конкретным требованиям учебной программы, так как ориентированы на статистическую норму.

Тесты достижений используются в целях контроля успешности усвоения конкретных учебных знаний и навыков. По результатам можно сделать вывод: насколько учитель соответствует требованиям школьной программы, насколько продвинулся и какая помощь ему нужна. Ориентиры не на статистическую норму, а на критерий усвоения. Недостаток – построены бихевиористические модели обучения, контролировали конечный продукт усвоения. А способы усвоения не оценивают. В этом отношении тесты интеллекта давали больше информации.

В 1963 году – Гласер – первый использовал термин критериально-ориентированное измерение.

В 1968 году – описаны способы конструирование Критериально-ориентированные тестов. Появились в системе образования в США.

В начале 70-х годов – интерес к практике критериально-ориентированного измерения. КОРТы отражали: что и как усвоено в процессе программированного обучения. С помощью КОРТа можно оценить насколько человек готов к выполнению какой-либо деятельности, справится ли человек с определенной деятельностью, и на каком уровне может быть выполнена определенная деятельность? КОРТы могут быть полезны не только в системе образования, но и в профессиональной деятельности.

Цели использования КОРТа:

  1. Контроль за развитием психических функций, контроль усвоения учебного материала. С помощью КОРТа можно оценить насколько человек продвинулся в усвоении, развитии.
  2. Оценить насколько развитие определенной функции усвоения соответствует конкретным требованиям той или иной должности. Прогнозировать справится ли человек с той или иной деятельностью.

Отсюда основная особенность КОРТа – тесты ориентированы на внешние требования, выражающиеся в критерии развития или усвоения (критерий выполнения).

Понятие «критерий». На первом этапе рассматриваются 2 концепции критерия:

  1. Критерий – это уровень мастерства, выполнение на определенном уровне конкретной деятельности.
  2. Критерий – это определенные содержательные и операциональные аспекты деятельности. Набор знаний, навыков, действий, чтобы справиться с определенной деятельностью.

Слились 2 концепции в одну: выполнение деятельности и определенная сформированность знаний, навыков, соответствующая определенному уровню мастерства.

Понимание критерия было отвергнуто, так как вносило путаницу в тестирование. Таким образом, можно было думать, что любой тест можно превратить в КОРТ, если ввести уровень мастерства (уровень выполнения теста) на этапе интерпретации теста. Критерий отражает содержательные и операциональные элементы той деятельности, которую необходимо выполнить, чтобы соответствовать заранее заданным требованиям извне. Чтобы отразить насколько человек владеет определенной деятельностью, КОРТ должен отражать, что человек знает, умеет. КОРТ – особый метод диагностики. Различие на первом этапе: выяснение целей, в отличие от традиционных тестов.

Вторая особенность КОРТа – его результаты представляются не столько в условных баллах, сколько в конкретных показателях усвоенности и сформированности определенных знаний, навыков, умений. Главное не окличество выполненных заданий, а что человек знает, какие операции умеет делать.

Третья особенность КОРТа – показатели выполнения оцениваются не по сопоставимости с нормой, а по сопоставлению КОРТа с критерием (внешний заданный критерий). Что именно человек знает, чтобы рассчитывать на успех в определенной деятельности.

Как конструируется КОРТ?

С самого начала обратить внимание на определенную критериальную задачу – это внешнее требование к человеку, что человек должен знать и уметь. Насколько человек способен к пониманию прочитанного сложного текста. Деятельность понимания выражается в отдельных операциональнеых компонентах.

Типы задач: подчеркивать предложение, где отражается главная мысль. Выбор заголовка для отрывка текста. Перечислить факты, отражающие главную мысль.

Принципы при отборе задач:

  1. должны дифференцировать испытуемого
  2. должны быть разными по трудности (отбросить задачи, которые решаются всеми или ни одним)

Не важно дифференцируют ли задания разных испытуемых, различны ли по трудности – главное – чтобы были адекватны той деятельности, которую нужно диагностировать. По результатам КОРТа судят: какими операциональными компонентами деятельности владеет испытуемый, а какими нет.

Цель использования: можно выяснить, какими операциональными, содержательными компонентами испытуемый не владеет в полной мере – выяснив это можно определить направление коррекционной работы. Определив в чем недостатки – можно наметить путь усовершенствования.

Четвертая особенность КОРТа – в процессе критериально-ориентировочной практики – КОРТы выполняют мотиво-образующую функцию. Их выполнение побуждает индивидов к совершению собственных умений, заданий.

Как КОРТы используют по отношению к диагностике умственного развития?

Сформированность отдельных навыков – которые можно разложить на отдельные компоненты — ограничивают КОРТы. Сложную умственную деятельность невозможно разложить на отдельные компоненты. Можно оценивать элементарные навыки.

2 направления по применению КОРТа в диагностике умственного развития:

  1. разработка методик ориентированных на систему социально-психологических нормативов (частный вид КОРТа). На общие требования к умственному развитию опирались разработчики тестов на социально-психологические нормативы. Можно оценить насколько соответствует умственное развитие – внешним требованиям.
  2. Разработка особых методик, ориентированных на критерий – совокупность компонентов умственного развития, обеспечивают их успешное выполнение.

Насколько умственное развитие соответствует специфическим требованиям можно определить, используя КОРТ.

Первая работа по разработке КОРТ в 80-е годы Горбачевой – КОРТ диагностики умственного развития в специфичной области. Выявление компонентов умственного развития, обеспечивающих успешное решение определенного класса математических задач. Умение составить уравнение по текстовым задачам. Какие нужны умственные операции – недостаточно тех знаний, которые даются на уроках математики. Совокупность умственных операций – чтобы выяснить, какие нужны операции. Горбачева давала в 5 классе тексты математических задач. В задаче требовалось составить уравнение, но составлять (решать) нужно с определенными условиями – ничего нельзя записывать. Школьники проговаривали свои способы выполнения. Она определила 4 группы умственных действий – операциональные компоненты деятельности по решению текстовых задач.

Для каждого умственного действия — разные типы задач. Всего 4 субтеста:

  1. выделение существенного
  2. четвертый лишний
  3. найди подобие
  4. установление тождества.

Валидность устанавливалась по сопоставлению с успешностью обучения математики. Специальные контрольные задания по математике. Выяснилось, что каждый из отдельных субтестов слабо коррелирует с успешностью выполнения контрольных заданий. Но общее значение субтестов высоко коррелирует с успешностью выполнения контрольных заданий. Отдельного действия недостаточно. Наглядное мышление и вербальное мышление должны быть сформированы для успешного выполнения деятельности.

Источник



Критериально ориентированный тест пример

Педагогическое тестирование широко применяется для контроля знаний учащихся в различных целях. По целям применения педагогических тестов их можно разделить на два больших класса — нормативно — ориентированные и критериально — ориентированные 65, 66, 67, 68 .

НОРМАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест (norm-referenced test) позволяет ранжировать испытуемых по уровню знаний. Такой тест позволяет сравнивать учебные достижения испытуемых друг с другом.

Целью нормативно-ориентированного теста является упорядочение испытуемых по уровню их подготовленности. В результате может оказаться, что все испытуемые плохо справились с тестом — получили низкие индивидуальные баллы. Тем не менее, и в этом случае можно ранжировать испытуемых — кто-то получил низкий балл, а кто-то еще ниже. Возможны случаи, когда какое-то задание не дифференцирует испытуемых, например, задание легкое и все успешно на него ответили. И наоборот, очень трудное задания и все на него не ответили. Такие задания не позволяют провести ранжирование и, поэтому, должны быть удалены из теста. Если все испытуемые не ответили ни на одно задание, или верно ответили на все задания, то нормативно-ориентированный тест не работает, так как не позволяет достичь поставленной цели и подлежит дальнейшей переработке. Отметим, что, возможно, этот тест неплохо будет работать как критериально-ориентированный.

Читайте также:  Рейтинг ТОП 7 лучших отпугивателей собак плюсы минусы характеристики отзывы цены

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест (criterion-referenced test) позволяет выявить степень усвоения испытуемым определенного раздела в заданной предметной области. Эти тесты появились в 60-х годах прошлого века, то есть значительно позже нормативно-ориентированных. Критериально-ориентированные тесты в свою очередь делятся на domain-referenced test (ориентированные на предметную область) и mastery-tests (квалификационные тесты). Целью критериально-ориентированного теста является выяснение — знает ли испытуемый стандартный учебный материал (предмет, раздел, тему). В результате тестирования может оказаться, что все испытуемые успешно выполнили все задания. Это означает, что они освоили учебный материал. Если все испытуемые не справились с заданиями теста, то это означает, что учебный материал не усвоен. В обоих случаях тест выполнил свою задачу.

В дальнейшем нам потребуются следующие определения:

ОБЛАСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ теста называется тот полный объем знаний, умений и навыков, который должен быть усвоен учащимися в результате определенного курса обучения и овладение которым измеряется критериально-ориентированным тестом 65 .

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ педагогический тест представляет собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должки быть усвоены учащимися 66 .

Теперь перейдем к сравнению нормативно-ориентированных и критериально-ориентированных тестов.

Внешне оба типа тестов имеют много общего — в них используются тестовые задания сходные по форме, эти задания сопровождаются похожими инструкциями, выполняются задания одинаковым образом. Но, несмотря на внешнюю схожесть, это совершенно разные тесты. Они имеют следующие различия 65 .

п.1. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ТЕСТА. Нормативно-ориентированные тесты создаются специально для того, чтобы сравнить испытуемых в той области содержания, для которой тест предназначен. Эти тесты можно использовать, например, для отбора абитуриентов при поступлении в вузы. В тех случаях, когда конкурс составляет несколько человек на одно место, возникает проблема ранжирования испытуемых с тем, чтобы выбрать наилучших.

Критериально-ориентированные тесты нужны для аттестации испытуемых в определенной области содержания. Такие тесты используются в итоговом тестировании, например по завершении обучения в среднем общеобразовательном учреждении. Здесь важно выяснить — усвоена ли в надлежащем объеме школьная программа. Вопросы ранжирования тут не играют большой роли.

Если критериально-ориентированные тесты использовать в качестве нормативно-ориентированных, то ввиду малой дисперсии тестовых результатов, эти результаты будут отличаться низкой надежностью. Справедливо и обратное — применение нормативно-ориентированных тестов в критериально-ориентированном тестировании также даст малонадежные результаты. Это обусловлено сильной вариацией тестовых заданий по трудности в нормативно-ориентированном тесте.

п.2. УРОВЕНЬ ДЕТАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ СОДЕРЖАНИЯ.

Разработка теста начинается с создания его спецификации и эти спецификации для обоих типов тестов сильно отличаются. Спецификации критериально-ориентированных тестов гораздо детальнее описывают элементы области содержания, поскольку это позволит адекватно интерпретировать результаты тестировании. Для нормативно-ориентированных тестов уровень детализации области содержания гораздо ниже. Для этих тестов гораздо важнее получить вариативные тестовые задания.

п.3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА результатов тестирования. Шкалированные баллы нормативно-ориентированного тестирования основываются на тестовых нормах, полученных на «выборках стандартизации». При критериально-ориентированном тестировании тестовые баллы не связаны с какой-либо нормативной группой испытуемых. Обычно тестовый балл отражает долю правильно выполненных заданий и выражается в процентах.

п.4. АНАЛИЗ И ОТБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Для нормативно-ориентированных тестов большое значение имеют статистические характеристики — уровень трудности задания, его дифференцирующая способность. Если задание имеет средний уровень трудности и высокую дифференцирующую способность, то оно считается хорошим для нормативно-ориентированного теста.

Эти статистические характеристики не имеют большого значения для критериально-ориентированного теста. Здесь главным критерием для включения задания в тест является соответствие специфике и элементу области содержания.

п.5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПЫТУЕМЫХ по индивидуальным баллам имеет различный характер для обоих видов тестов. Для нормативно-ориентированного теста кривая распределения симметрична и близка к гауссовой кривой (рис.1.4.1). В случае критериально-ориентированного теста эта кривая несимметрична и обычно сдвинута в область высоких индивидуальных баллов (рис.1.4.2).

п.6. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ.

Поскольку цели нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного тестирования различны, то и интерпретация полученных данных будет различной.

Рис.1.4.1. Нормативно-ориентированный тест.

Рис.1.4.2. Критериально-ориентированный тест.

Результаты нормативно-ориентированного тестирования интерпретируются на основе статистически обоснованных тестовых норм. При этом имеется возможность определить положение испытуемого относительно нормативной группы. Информации же о том, какие как усвоены те или иные разделы, элементы области содержания, нормативно-ориентированный тест дает мало.

Результаты критериально-ориентированного тестирования интерпретируются с точки зрения полноты освоения области содержания, согласно детальной спецификации теста.

Ниже приведена таблица, содержащая сравнение характеристик обоих типов тестов.

Таблица 1.4.1. Сравнительные характеристики нормативно-ориентированных и критериально-ориентированных тестов по Д.Вилфорду 65

Нормативно — ориентированные тесты

Критериально — ориентированные тесты

1. Цель тестирования: возможность сравнения уровня подготовки испытуемых друг с другом в той области содержания, для которой тест предназначен.

Пример использования: конкурсный отбор кандидатов на обучение.

1. Цель тестирования: возможность аттестации испытуемого в соответствии с его уровнем усвоения определенной области содержания.

Пример использования: итоговая аттестация уровня обученности студентов, уровня профессиональной подготовки кадров.

2. Используемые шкалы: нормативные (или стандартные) шкалы. Необходимо указание среднего значения и стандартного отклонения в выбранной шкале.

2. Используемая шкала — в основном, шкала процентов с выбранным одним (или несколькими) критериальным баллом (баллами). Особое внимание уделяется методики оптимального выбора критериального балла (или баллов).

3. Распределение индивидуальных баллов: близко к нормальному, в большинстве случаев имеет симметричный вид (рис.1.4.1)

3. Распределение индивидуальных баллов: произвольное, в большинстве случаев асимметричное и имеет несимметричный вид (рис.1.4.2)

4. Уровень детализации области содержания — несущественен. Авторы теста выбирают наиболее значимые элементы содержания.

4. Уровень детализации области содержания — подробный. Авторы теста разрабатывают спецификацию (план) теста, включающую все элементы содержания. Затем по этой спецификации разрабатываются задания.

5. Нормативная группа испытуемых обязательна. Обработанные (или шкалированные) баллы по результатам нормативно-ориентированного тестирования базируются на статистических данных нормативной группы, то есть специфической достаточно большой выборке испытуемых. В большинстве случаев применяются специальные нормативные таблицы, где каждый индивидуальный балл для данного теста имеет однозначное соответствие с процентильным эквивалентом, определенным на нормативной группе.

5. Нормативная группа испытуемых не является необходимой. Индивидуальный балл испытуемого интерпретируется по отношению к доле учебного материала успешно им освоенного. Чаще всего балл студента отражает процент правильно выполненных заданий и выражается шкале процентов.

6. Статистический анализ и отбор тестовых заданий. Статистические показатели тестовых заданий (в основном это уровень трудности и различающая способность) играют важную роль в отборе заданий. Выбираются задания со средним уровнем трудности (от 0,3 до 0,7) и высокой различающей способностью (большей 0,3). Существуют ряд других важных статистических показателей качества заданий.

6. Статистический анализ и отбор тестовых заданий. Уровень трудности и различающая способность заданий не является существенными факторами включения в состав теста, или наоборот исключения из него. Главное условие отбора заданий — это их соответствие (их конгруэнтность) спецификации и элементу содержания. Статистические характеристики тестовых заданий используются для составления параллельных форм (вариантов) теста и для выбора оптимального критериального балла.

7. Надежность теста. Оценивается либо путем нахождения корреляциимежду результатами двух тестирований, либо методом расщепления теста на две половины при однократном тестировании.

7. Надежность теста. Оценивается степенью постоянства принятия решения «зачет – незачет» при двукратном тестировании.

8. Валидность. Наряду с содержательной валидностью для тестов конкурсного отбора учащихся особое внимание уделяется высоким показателям прогностической валидности.

8. Валидность. Особое внимание уделяется содержательной валидности. В случае принятия важных решений по результатам тестирования исследуются критериальная и конструктная валидность.

Читайте также:  Онлайн тест Гласные после шипящих и Ц

Подытоживая, отметим, что нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты сильно отличаются друг от друга. При использовании тестов необходимо придерживаться следующих правил:

1) нельзя использовать критериально-ориентированный тест в качестве нормативно-ориентированного и наоборот;
2) нельзя использовать один и тот же тест и в качестве нормативно-ориентированного и в качестве критериально-ориентированного.

Нарушение этих правил приводит к получению тестовых результатов, обладающих низкой надежностью и большой ошибкой измерения.

Источник

28. КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест (КОРТ)

позволяет выявить степень усвоения испытуемым определенного раздела в заданной предметной области. Эти тесты появились в 60-х годах 20 века. Критериально-ориентированные тесты в свою очередь делятся на ориентированные на предметную область и квалификационные тесты.

КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ тест представляет собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должки быть усвоены учащимися. Материалом для таких тестов служат задания из конкретных учебных предметов и установленные специальным анализом отдельные собственно психологические аспекты их выполнения.

При сопоставлении результатов тестирования и социально-психологического норматива судят о соответствии умственного развития школьников рассматриваемому этапу возрастного развития. Сопоставление результатов выполнения теста с критерием позволяет выявить, соответствуют ли осуществляемые учащимися умственные действия логике рассматриваемого материала. Подлежат исследованию связи между компонентами умственного развития, специфичного для той или иной области учебного содержания. Соотношение результатов выполнения «нормативных» и «критериальных» методик могло бы установить особенности умственного развития учащихся в овладении содержанием учебных предметов на конкретном этапе обучения.

28. КОРТ своими содержательными и структурными характеристиками соответствуют конкретной ситуации обучения и выступают в качестве оперативного средства контроля и оценки его результатов.

Отечественным примером КОРТ является школьный тест умственного развития. ШТУР предназначен для диагностики умственного развития подростков — учащихся 7-9 классов.

ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий.

Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.

Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый — логические классификации, пятый — логические обобщения, шестой — нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

32. выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что его умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25х23 = 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).

На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (табл. 1) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.

Источник

Билет № 25 Критериально-ориентированные тесты.

Критериально-ориентированные тесты отличаются от традиционных тестов тем, что в традиционных оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму), а в критериально-ориентированных – оценка осуществляется путем соотнесения индивидуальных результатов с некоторым критерием. В качестве такого критерия выступает уровень владения навыком, умениями, знаниями.

КОТ используются в образовании. Цель тестирования с помощью КОТ – оценка владения навыком. Итоговый показатель фиксирует степень владения навыком и не включает в себя индивидуальные различия, что является слабым местом КОТ. Поэтому их использование возможно для оценки элементарных навыков.

Отечественным примером КОТ является Школьный Тест Умственного Развития – ШТУР (1).

Критериально-ориентированные тесты – тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий. В качестве критерия (или объективного эталона) обычно рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для успешного выполнения той или иной задачи. Это основное отличие критериально-ориентированных тестов от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму). Термин «критериально-ориентированные тесты» предложен Р. Гласеромв 1963 г. Установление содержательного и структурного соответствия заданий теста и реальной задачи – важнейший этап разработки критериально-ориентированных тестов. Этим целям служит так называемая спецификация, включающая:

а) содержательный анализ критериальной задачи, описание ее возможных форм и особенностей;

б) систематизацию знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение критериальной задачи;

в) образцы тестовых заданий и описание стратегии их конструирования.

Различают две разновидности критериально-ориентированных тестов:

1) тесты, задания которых гомогенны, т. е. сконструированы на одной или аналогичной содержательной и логической основе. Обычно такого рода критериально-ориентированные тесты разрабатываются на материале учебных программ и используются для контроля за формированием соответствующих знаний, умений и навыков;

2) тесты, задания которых гетерогенны и заметно отличаются по логической структуре. В этом случае обычна ступенчатая структура теста, при которой каждая ступень характеризуется собственным уровнем сложности, определяемым логико-функциональным анализом содержания, относящегося к критериальной области поведения. А. Анастази (1982) считает, что акцент критериально-ориентированных тестов на содержательном смысле интерпретации тестовых показателей может оказать благотворное влияние на тестирование в целом. В частности, описание результатов, полученных с помощью тестов интеллекта, в терминах специфических навыков и умений в значительной мере обогащает фиксируемые ими показатели. Для критериально-ориентированных тестов непригодны в большинстве случаев обычные приемы определения валидности и надежности.

Исходя из социально-психологического норматива анализируются результаты, полученные с помощью известных психометрических тестов.

Билет №26 Тесты достижений.

Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

2 группы тестов достижений:

1. Тесты успешности обучения (используются в системе образования)

2. Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.

Цель применения тестов способностей и тестов достижений:

· тесты способностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности

· тесты достижений – делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.

Ни тесты способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился.

Классификация тестов достижений.

Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.

Цели использования тестов достижений.

Вместо учительской оценки. Ряд преимуществ по сравнению с учительской оценкой: объективность — можно выяснить насколько усвоены главные темы, выявление основного. Можно построить профиль усвоения каждой темы.

Тесты достижений очень компактны. Тесты достижений – групповые – поэтому удобны. Можно оценить сам процесс обучения и усовершенствовать его.

Как конструировать тесты достижений?

1. Тест достижений состоит из заданий, которые отражают определенную область содержания курса обучения. Сначала нужно спланировать тему содержания, выявить важные темы в курсе обучения. В конструировании теста достижений должен участвовать учитель, который преподавал темы. Психодиагност должен знать основные темы.

2. Исключить из задания второстепенные знания, малосущественные детали. Желательно, чтобы выполнение заданий в малой степени зависело от механической памяти ученика, а зависело от понимания, критической оценки ученика.

Читайте также:  Психологический тест выбрать фигуру квадрат треугольник круг зигзаг

3. Задания должны быть репрезентативны целям обучения. Есть цели обучения, успешность усвоения материала, по которым сложно оценить (например, усвоение темы о правах), тогда нужно составлять задания так, чтобы отразить усвоенность материала.

4. Тест достижений должен полностью охватить ту область учебного предмета, который должен быть изучен. Задания должны быть широко репрезентативны этой изучаемой области.

5. Тестовые задания должны быть свободны от посторонних затрудняющих элементов, не должно быть затрудняющих элементов, не должно быть дополнительных трудностей.

6. Каждое задание сопровождается вариантами ответов.

7. Задание должно быть четко, кратко, недвусмысленно сформулировано. Чтобы ни одно задание не было подсказкой на другое задание теста (проверить после составления).

Ответы должны быть построены так, чтобы исключить возможность напоминания ответов (то есть не давать не относящихся к теме варианты ответов или очень легкие, чтобы испытуемый не смог догадаться, отбросив варианты ответов, как заведомо неприемлемые).

8. Задается критерий выполнения. Психолог разрабатывает большое число заданий, не все они войдут в тест. Для начала все задания проходят проверку. Войдут в тест те задания, которые решаются стопроцентным большинством людей, которые хорошо владеют материалом. Вторая проверка на тех, кто не владеет материалом – они должны выполнить меньше половины. Задания составляются по максимальному критерию. 90-100% — высокий уровень обученности. Тест достижений не оценивается по сопоставлению со статической нормой, а с классом. Сопоставляется индивидуальный результат.

Тесты профессиональных достижений.

Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

3 формы тестов профессиональных достижений:

1. тест исполнения действия

3. устные тесты профессиональных достижений

1. Тесты исполнения. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.

2. Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.

3. Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.

Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:

1. эксперты высокой квалификации

3. представители смежных профессий.

Задание включается в тест, если:

· задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)

· задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)

· и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.

Больше чем для 250 видов профессиональной деятельности разработаны тесты достижений. У нас таких тестов практически нет.


Билет№46 психодиагностика профессиональной деятельности.

Психодиагностика профессиональной деятельности позволяет изучить профессиональные интересы человека при помощи косвенных вопросов, на основе использования специальных психологических тестов, что позволяет глубже ознакомиться со спецификой профессиональной направленности личности и дает возможность выявить степень ее выраженности.

Диагностика профессиональной пригодности: профессиональная пригодность человека определяется как «совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. «. В это понятие входит также «удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов».

Задачи профессиональной диагностики: а) определение наличного уровня профессионализма; б) установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии требованиям человека; в) выявление потенциальных профессиональных возможностей человека; г) помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективного выполнения труда.
Таким образом, диагностика профессиональной деятельности специалиста выполняет не только собственно диагностическую функцию, в которую входят определение уровня профессионализма на данный момент и установление степени соответствия данного человека объективным требованиям данной профессии. В конечном счете результатом проведения диагностики профессиональной деятельности специалиста является определение для него возможных направлений дальнейшего личностного развития и профессионального роста. Определение требований человека к своей профессии, его потенциальных возможностей профессиональной самореализации и реальных профессиональных возможностей существенно помогает специалисту оптимизировать свою профессиональную деятельность.

Психодиагностика кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы
Психодиагностическое обследование кандидатов на службу в правоохранительные органыдолжно производится с помощью специально подобранной батареи тестов,
которые обеспечивают решение следующих задач: отбор кандидатов, наиболее
пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в
правоохранительных органах; выявление и отсев лиц, которые по своим
интеллектуальным способностям могут быть в значительной степени подвержены
профессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям,
предъявляемым работникам правоохранительных органов.
При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение
может производится психологическая оценка степени их пригодности для работы в
качестве руководителей. В этом случае используется та же самая батарея
тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той лишь
разницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально важные для
лиц, назначаемых на должности руководящих работников.
В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты должны:
· выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата,
структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента
и характера, адаптивные возможности к избранной профессии;
· быть достаточно надежными, обладать не только текущей
(диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность
не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно
обоснованной, достоверный прогноз относительно его дальнейшего наиболее
эффективного использования;
· быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов в
ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки
результатов тестирования;
· перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения
надежности, точности и достоверности полученных результатов.
Психологическое обследование лиц, отбираемых в органы прокуратуры, а также
выдвигаемых из кадрового резерва на руководящие должности в прокуратурах
областного и им равного звена должно производиться на основе этих тестов.
После всестороннего изучения опыта профессионально-психологического отбора,
накопленного в некоторых государственно-правовых ведомствах, близких по
характеру работы своих сотрудников к профессиональной деятельности
прокурорских работников, а также на основе специально проведенного
исследования была скомплектована батарея тестов, в которую в качестве
основных вошли следующие психодиагностические методики: шкала прогрессивных
матриц Дж. Равена, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО),
стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный; в
качестве дополнительных: цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровень
субъективного контроля» А.М Эткина, опросник УСК, тест «Стратегии поведения в
конфликтной ситуации» К. Томаса. [8; 329-331]
В ходе проведенного исследования психологические критерии профессиональной
пригодности, выявленные с помощью отобранных тестов, сопоставлялись с
объективными критериями оценки прокурорских работников. Материалы личных дел,
а также факт назначения на руководящую должность в группе прокурорских
работников из резерва для выдвижения, позволили разделить всех обследованных
на четыре группы профессиональной пригодности:
1 — я группа — высокий уровень профессиональной эффективности, полное
служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной успешности;
2 — я группа — средний уровень профессиональной пригодности (в основном,
соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности);
3 — я группа — кандидат частично соответствует требованиям прокурорско-
следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе
вакантных мест);
4 — я группа — низкий уровень профессиональной эффективности, несоответствие
кандидата служебному назначению, прогноз его профессиональной неуспешности.
[10; с. 96]
Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена).
Данный тест предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его
способности логически мыслить, находить существенные связи между предметами и
явлениями, для определения уровня умственной работоспособности, умение
концентрировать внимание, сообразительности в целом, т.е. качеств,
необходимых в деятельности юриста, а более прокурорско-следственных
работников. Низкие результаты по методике позволяют выявить лиц со сниженными
интеллектуальными, познавательными способностями, с недостаточно развитым
аналитическим складом мышления, неспособных концентрировать внимание.

Источник

Adblock
detector