Меню

ЧЕЛОВЕК КОТОРЫЙ СРЫВАЕТ ЯБЛОКО

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СРЫВАЕТ ЯБЛОКО. »

Из того, что мне — или всем — кажется,
что это так, не следует, что это так и есть..
Л. Витгенштейн. О достоверности

Можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы представляют себе, как это делается. Рассмотрим графическую проективную методику, разработанную арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон (Gantt L. & Tabone C. Formal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998).

Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

«Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.

«Адекватность цвета». Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.

«Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).

«Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).

«Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.

«Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.

«Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.

«Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.

«Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).

«Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.

«Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).

«Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).

«Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.

«Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

В исследовании Е. Свистовской, в частности, была установлена высокая чувствительность данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых. К примеру, автором зафиксировано общее снижение богатства и яркости эмоциональных проявлений у больных шизофренией.

Феномен ротации наиболее ярко проявился в работах больных органическим заболеванием головного мозга.

Использование этого графического теста вряд ли следует ограничивать шкалами формальных элементов. Зачастую, по меткому выражению М.М. Бахтина, «. генерализация и формализация стирают грани между гением и бездарностью».

Многие известные ученые подчеркивают, что тотальное количественное исследование деформирует видение объекта, высвечивая только ту его часть, которая поддается измерению. Именно качественная интерпретация изобразительной продукции помогает увидеть глубину внутреннего мира личности, снижая риск «обобщить индивидуальность».

Поэтому предлагаю посмотреть на проективные возможности рисунка «Человека, который срывает яблоко» в контексте качественной интерпретации изображения.

КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

Возникает вопрос: что побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемым человеком усилий для достижения желаемого? Может быть, самой символической целью — яблоком? Видимо, неспроста авторы теста предлагают «сорвать» именно яблоко, а не плод вообще.

СИМВОЛЫ

Все быстротечное —
символ, сравненье.
Гете. «Фауст»
(пер. Б. Пастернака)

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за него поспорили Афродита, Афина и Гера — так появилось выражение «яблоко раздора».

Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке. ».

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

Срывание яблока логично рассматривать в контексте динамических символов как действие, во время которого человек проявляет способность продвигаться к цели своего психического «освобождения».

По мнению Р. Ассаджиоли, техника сознательного использования символов путем их визуализации способствует интеграции сознательных элементов личности с бессознательными, а также до некоторой степени — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями.

Воображение (в смысле способности к вызову и созданию образов) — одна из наиболее важных спонтанно-активных функций человеческой психики как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Каждый образ заключает в себе моторный импульс, который можно преобразовать в действие. Словом, образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия.

Визуализировать, вызвать в воображении символическое яблоко, которое срывает человек, — значит представить действие, происходящее во времени.

Эти процессы также сопровождаются феноменом идентификации автора с динамическими символическими сценами, что является объективным основанием для качественной интерпретации рисунков.

Динамический образ человека, срывающего яблоко, можно отнести к так называемым «детским символам». Это впечатления раннего детства, которые способны пробудить позитивные чувства, положительные эмоции: Рождество, воздушные шары, парад на празднике, река на закате, детская песенка или книжка.

Данные символы и символические сцены обращены к препсихотическому состоянию человека и способствуют установлению связи между этим состоянием и нормальной частью его личности, которая в настоящий момент может быть скрыта или подавлена. Обращение к «детским символам» позволит психологу наиболее успешно установить контакт с ребенком (подростком, взрослым) и оказать ему необходимую поддержку.

Однако данный метод, по мнению Р. Ассаджиоли, трудно применим к слишком экстравертированным, ригидным или интеллектуальным субъектам, имеющим очень четкие представления о себе и окружающем мире на уровне своего сознательного «Я» и слабую связь с бессознательным. Такие люди не любят символы, или, во всяком случае, символы им ничего не говорят. Поэтому будет весьма интересным и полезным, подчеркивает автор, сначала поэкспериментировать на себе, а потом уже применять техники в измененном или адаптированном виде в сфере образования.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

ПРИМЕРЫ РИСУНКОВ

Десятилетняя девочка изобразила огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зеленым листиком (см. рис. 1). Пальцы невидимого зрителю человека неизвестного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку.

Словом, зритель не видит ни человека, ни дерева, ни результата.

Это довольно редкое явление, и оно, вероятно, не связано с возрастом «художника». Подобные работы встречаются и у взрослых.

По мнению некоторых исследователей, изображение ветки вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности автора, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.

Иным образом интерпретируют названные признаки Б.Е. Егоров, Е.С. Романова. По их мнению, созревающие плоды — это созревающие проблемы личности «художника». Количество изображенных плодов равно числу решаемых проблем, находящихся в активной проработке, а упавшие яблоки свидетельствуют о проблемах решенных.

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Вместе с тем не следует забывать и о когнитивном образе: яблоко в представлении многих людей — съедобный (вкусный) плод. Поэтому психологу важно обратить внимание на то, как выглядит визуализированное яблоко: спелым, сочным, зеленым, сморщенным, кислым, сладким, вкусным, «дичком». Встречаются рисунки, на которых человек берет яблоко червивое или гнилое, и даже ест такое яблоко
(см. рис. 2). Особый случай, если воображаемый человек поднимает упавшие или кем-то сорванные яблоки.

Читайте также:  Классификация родовых травм новорожденных

В окончательных выводах психологу следует быть очень осторожным и деликатным. К примеру, Г.М. Ферс в книге «Тайный мир рисунка» приводит рисунок шестидесятилетнего мужчины в качестве иллюстрации творческого потенциала в решении проблем. На этом рисунке изображено высокое дерево с одним-единственным яблоком, которое пытается сорвать человек, висящий на ветках вниз головой.

Однако подобную интерпретацию вряд ли можно применить к похожему по сюжету рисунку (см. рис. 3), выполненному двадцатилетней девушкой-студенткой. Нетрудно заметить, какие неимоверные усилия приходится затрачивать скалолазу в стремлении достать заветный плод. Причем, как и на рисунке десятилетнего мальчика (см. рис. 5), обозначено лишь действие (человек тянется за яблоком), но неизвестен конечный результат.

Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. (рис. 2, 4). Можно только догадываться, кто именно собрал урожай.

Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу?

Ответы на данные вопросы, возможно, прояснят стратегию, которой обычно придерживается субъект в ситуации выбора и принятия решения. Напомню, что по целевой функции (или эффективности) стратегии принято подразделять на удовлетворяющие, оптимизирующие, максимизирующие.

При удовлетворяющей (минимизирующей) стратегии любой способ действия рассматривается как приемлемый, если он обещает хотя бы какое-то решение проблемы.

Оптимизирующая стратегия ориентирована на выбор наиболее эффективного варианта действия при данных обстоятельствах и ограничениях.

Максимизирующая стратегия нацелена на наилучший результат.

Итак, по рисунку «Человек, срывающий яблоко с дерева» с большой долей вероятности можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений.

Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.

Поэтому, как тонко подметил П. Брутше, «интерпретация рисунка — это и таинственная игра, и научная работа».

Источник



Проективная методика «Человек, который срывает яблоко»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисуночные методики помогают подросткам понять себя, осознать свои цели и пути их достижения.

Методика «Человек, который срывает яблоко» поможет понять, как человек относится к своим проблемам, пытается ли найти их решение, как оценивает степень их «тяжести». Также можно определить, какую стратегию использует человек при решении проблемы и каким образом он действует. Методика «Человек, который срывает яблоко» (Линда Гантт и Кармелло Табон). Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева». Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте. Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный. Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

  • «Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.
  • «Адекватность цвета». Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.
  • «Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).
  • «Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).
  • «Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.
  • «Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.
  • «Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.
  • «Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.
  • «Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).
  • «Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.
  • «Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).
  • «Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).
  • «Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.
  • «Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее. Вместе с тем каждый учащийся сможет сам интерпретировать свой рисунок, осознавая свои способы достижения цели, например, по следующим основаниям: 1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов; 2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат); 3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко). Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу? Ответы на данные вопросы, возможно, прояснят стратегию, которой обычно придерживается субъект в ситуации выбора и принятия решения. По целевой функции (или эффективности) стратегии принято подразделять на удовлетворяющие, оптимизирующие, максимизирующие. При удовлетворяющей (минимизирующей) стратегии любой способ действия рассматривается как приемлемый, если он обещает хотя бы какое-то решение проблемы. Оптимизирующая стратегия ориентирована на выбор наиболее эффективного варианта действия при данных обстоятельствах и ограничениях. Максимизирующая стратегия нацелена на наилучший результат. Итак, по рисунку «Человек, срывающий яблоко с дерева» с большой долей вероятности можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений. Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.

Источник

Техника 2. «Яблоко»

date image2015-10-13
views image589

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Большинство людей хотя бы раз в жизни срывали яблоко с дерева, а если и нет, визуальный образ срывания яблока существует в их воображении. Это лежит в основе техники, разработанной арт‑терапевтами Л. Гантт и К. Табон (Лебедева, 2003).

Материалы:бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей (12 цветов, включая серый и черный).

Обычно эта проективная методика рассматривается с позиций анализа графических признаков изображения.

Инструкция к заданию – «нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева» – предоставляет участникам высокую степень свободы и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К примеру, можно вообразить и нарисовать любое дерево подходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека соответствующего роста.

Разнохарактерные рисунки формально могут быть систематизированы по следующим признакам:

1. по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;

2. по способу действия (что изображено – подготовка к действию, само действие или конечный результат?);

3. по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат – сорвано ли яблоко?). Анализ рисунка по этой методике дает представление о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стиль принятия решений. Это, в свою очередь, определяет индивидуальные достижения, а также результаты взаимодействия с другими людьми.

Читайте также:  Режим чрезвычайной ситуации РСЧС

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ АРТ‑ТЕРАПИИ

Каждое из предложенных занятий является многоцелевым и может стать основой для системы арт‑терапевтической работы с одной из наиболее часто встречающихся личностных проблем, связанных с возрастными кризисами: страхами, тревожностью, агрессивностью, застенчивостью, проблемами общения, внут‑ригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающими и многими другими. Предлагаемые ниже занятия взяты из работ (Рудестам, 2001; Лебедева, 2003).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • астрология, прогнозы (1748)
  • разное (328)
  • Нью ЭЙДЖ (281)
  • первоисток (123)
  • Александр и Урания (45)
  • Гуань-ИньПлеядеанская Тантра: Пробуждение энергии (34)
  • Лазарев (41)
  • орис (37)
  • кулинария (259)
  • бизнес, создание своего дела (233)
  • АЛЬМИН (196)
  • Рами БЛЕКТ (114)
  • обучающие программы, английский язык (94)
  • ЭКХАРТ ТОЛЛЕ (70)
  • О себе (10)
  • x (3)
  • (0)
  • архитектура , дизайн (920)
  • видео,аудио (2651)
  • здоровье, практики омоложения и долголетия (3906)
  • Земля (583)
  • избранное (114)
  • искусство, культура (813)
  • Клуб путешественников (691)
  • книги, статьи (1987)
  • Космос (249)
  • Красота, природа, города , страны (787)
  • музыка (361)
  • наука (1388)
  • о любви (206)
  • О любви (продолжение) (965)
  • общество, политика (492)
  • переход , преображение,вознесение (3928)
  • практики, активации, медитации (2332)
  • притчи, эссе,стихи . (807)
  • Психология, психотерапия (14406)
  • фото (488)
  • ченнелинг (2363)
  • арктурианский коридор (61)
  • Иешуа через Памелу Криббе (75)
  • эзотерика, духовный путь, просветление, мистика (12659)
  • Юмор (108)

Музыка

Я — фотограф

Анатомия духовности. Alex Grey

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Проективный тест «Человек, который срывает яблоко».

Проективный тест «Человек, который срывает яблоко».

От автора: Этот рисуночный тест поможет понять, как человек относится к своим проблемам, пытается ли найти их решение, как оценивает степень их «тяжести». Также по проективному тесту “Человек, который срывает яблоко» можно определить, какую стратегию использует человек при решении проблемы и каким образом он действует.

Поэтому этот рисуночный тест удобно применять в комплексе с проективным тестом «Человек под дождем».

Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

«Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.

«Адекватность цвета». Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.

«Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).

«Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).

«Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.

«Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.

«Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.

«Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.

«Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).

«Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.

«Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).

«Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).

«Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.

«Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

В исследовании Е. Свистовской, в частности, была установлена высокая чувствительность данной методики к особенностям художественной экспрессии испытуемых. К примеру, автором зафиксировано общее снижение богатства и яркости эмоциональных проявлений у больных шизофренией.

Феномен ротации наиболее ярко проявился в работах больных органическим заболеванием головного мозга.

Использование этого графического теста вряд ли следует ограничивать шкалами формальных элементов. Зачастую, по меткому выражению М.М. Бахтина, «. генерализация и формализация стирают грани между гением и бездарностью».

Многие известные ученые подчеркивают, что тотальное количественное исследование деформирует видение объекта, высвечивая только ту его часть, которая поддается измерению. Именно качественная интерпретация изобразительной продукции помогает увидеть глубину внутреннего мира личности, снижая риск «обобщить индивидуальность».

Поэтому предлагаю посмотреть на проективные возможности рисунка «Человека, который срывает яблоко» в контексте качественной интерпретации изображения.

КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

Возникает вопрос: что побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемым человеком усилий для достижения желаемого? Может быть, самой символической целью — яблоком? Видимо, неспроста авторы теста предлагают «сорвать» именно яблоко, а не плод вообще.

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за него поспорили Афродита, Афина и Гера — так появилось выражение «яблоко раздора».

Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке. ».

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

Срывание яблока логично рассматривать в контексте динамических символов как действие, во время которого человек проявляет способность продвигаться к цели своего психического «освобождения».

По мнению Р. Ассаджиоли, техника сознательного использования символов путем их визуализации способствует интеграции сознательных элементов личности с бессознательными, а также до некоторой степени — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями.

Воображение (в смысле способности к вызову и созданию образов) — одна из наиболее важных спонтанно-активных функций человеческой психики как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Каждый образ заключает в себе моторный импульс, который можно преобразовать в действие. Словом, образы способны создавать физические условия и соответствующие им внешние действия.

Визуализировать, вызвать в воображении символическое яблоко, которое срывает человек, — значит представить действие, происходящее во времени.

Эти процессы также сопровождаются феноменом идентификации автора с динамическими символическими сценами, что является объективным основанием для качественной интерпретации рисунков.

Динамический образ человека, срывающего яблоко, можно отнести к так называемым «детским символам». Это впечатления раннего детства, которые способны пробудить позитивные чувства, положительные эмоции: Рождество, воздушные шары, парад на празднике, река на закате, детская песенка или книжка.

Данные символы и символические сцены обращены к препсихотическому состоянию человека и способствуют установлению связи между этим состоянием и нормальной частью его личности, которая в настоящий момент может быть скрыта или подавлена. Обращение к «детским символам» позволит психологу наиболее успешно установить контакт с ребенком (подростком, взрослым) и оказать ему необходимую поддержку.

Однако данный метод, по мнению Р. Ассаджиоли, трудно применим к слишком экстравертированным, ригидным или интеллектуальным субъектам, имеющим очень четкие представления о себе и окружающем мире на уровне своего сознательного «Я» и слабую связь с бессознательным. Такие люди не любят символы, или, во всяком случае, символы им ничего не говорят. Поэтому будет весьма интересным и полезным, подчеркивает автор, сначала поэкспериментировать на себе, а потом уже применять техники в измененном или адаптированном виде в сфере образования.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Читайте также:  Принципом бюджетной системы является тест

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

Источник

Диагностика методами арт-терапии

Копилка мастерства

Людмила Лебедева

alt

Техника «Человек, который срывает яблоко с дерева»

Лебедева Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии младшего школьника Ульяновского государственного педагического университета.

Защитила первую в России докторскую диссертацию по проблематике арт-терапии в образовании. Автор более 120 научных работ, в том числе статей в журналах: «Педагогика», «Народное образование», «Начальная школа», «Школьные технологии», «Психолог в школе», «Образование», «Дидакт», в еженедельнике «Школьный психолог» и др. Руководитель курса повышения квалификации по специальности «Педагогика и психология (специализация: арт-терапия в образовании) в Ульяновском государственном педагогическом университете.

Имеет опыт психологического консультирования в формате арт-терапии с разновозрастными группами, ведет образовательные авторские программы в городах России и ближнего зарубежья. Разрабатывает нетрадиционные и наиболее эффективные подходы в области деловой коммуникации, стратегий профессионального и личностного успеха.

Большинство людей имеют практический опыт срывания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях. Данный факт положен в основу графической проективной методики, разработанной арт-терапевтами Лицдой Гантг и Кармелло Табон (Gantt L..&Tabone С. Fomal Elements Art Therapy Scale. The Rating Manual. Gargoyle Press Morgantown, WV. 1998.)

Русская модификация техники представлена в исследованиях А.И. Копытина, Е. Свистовской (Свистовская Е. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов: пилотажное интеркультуральное исследование. // Исцеляющее искусство.

Журнал арт-терапии, № 2,2000. с. 54-78.)

Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева.

Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Инструкция к заданию оставляет высокую степень свободы для испытуемого и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К примеру, можно вообразить и нарисовать любое дерево подходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека соответствующего роста.

Тем не менее, большинство испытуемых (и детей, и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, оказавшегося в крайне сложной ситуации, которому для выполнения задачи необходимо преодолеть нем алые трудности. Так, довольно ча сто встречаются рисунки, на которых изображенный субъект изо всех сил, встав «на цыпочки», тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину, причем, с неизвестным для зрителя результатом.

Что же побуждает испытуемых моделировать ситуацию как проблемную, трудноразрешимую или неразрешимую вовсе? Чем определяется количество затраченных воображаемых усилий для достижения цели?

Считается, что рисунок на бумаге представляет собой работу на границе контакта внутреннего и внешнего мира (Г. Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальттерапии». СПб.: Изд-во Пирожова, 2001 .С.220) При этом «художники» спонтанно проецирует на бумагу визуальные образы, богатые символикой.

Символы обычно рассматриваются как знаки или образы различных психологических реальностей.

Общеизвестна мифологическая символика яблока.

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретною плода от древа познания добра и зла.

Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», из-за обладания которым поспорили Афродита, Афина и Гера. В результате, причину или объект ссоры иносказательно называют яблоком раздора.

Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке…».

Срывание яблока в контексте динамических символов представляет собой действие, во время которого человек проявляет способность продвигаться к цели своего психического «освобождения».

Язык рисунка, символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация приоткрывает самобытность душевного мира рисовальщика.

Без сомнения, каждое изображение «человека, срывающего яблоко» глубоко индивидуально. Вместе с тем разнохарактерные рисунки формально могут быть систематизированы по следующим основаниям:

  1. по содержанию (сюжету), наличию заданных инструкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;
  2. по способу действия (что изображено: подготовка к действию, само действие или конечный результат?);
  3. по результату (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко?).

Иллюстрации

Автор рисунка-десятилетняя девочка — изобразила огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зеленым листиком. Пальцы невидимого человека неизвестного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку (рис. 1).

Подобные сюжеты встречаются и у взрослых.

Диагностика методами арт-терапии

К изображениям второго типа относятся следующие иллюстрации.

Диагностика методами арт-терапии

На рис. 2 Рис. Лебедева2 нетрудно заметить, какие неимоверные усилия приходится затратить скалолазу в стремлении достать заветный плод. (Автор — студентка 20-ти лет.) Причем так же, как и в работе десятилетнего мальчика, обозначено лишь действие (человек тянется за яблоком), конечный результат не известен (рис. 3).

Диагностика методами арт-терапии

Третий тип рисунков, напротив, не содержит информации о том, каким способом цель достигнута. Зрителю виден лишь итог: яблоки в руках, корзине и т. п. (рис. 4, 5).

Диагностика методами арт-терапии

Диагностика методами арт-терапии

Обратим внимание на характерные признаки и символику представленных рисунков. Изображение ветки вместо дерева, по мнению некоторых исследователей, предположительно свидетельствует об инфантильности, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.

Иным образом интерпретируют названные признаки Б. Е. Егоров, Е. С. Романова. По их данным, созревающие плоды — это созревающие проблемы личности «художника». Количество изображенных плодов равно числу решаемых проблем, находящихся в активной проработке, а упавшие яблоки свидетельствуют о проблемах уже решенных (Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб: Питер, 1999. С 752).

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Важно обратить внимание, как выглядит визуализированное яблоко: спелым, сочным или зеленым, сморщенным; кислым или сладким; вкусным или «дичком»?

Встречаются рисунки, на которых человек поднимает яблоко с земли, нередко — червивое или гнилое и даже ест такое яблоко (см. рис. 5). Особый случай, если воображаемый человек поднимает упавшие или кем-то сорванные яблоки. Подобные «знаки» оставляют впечатление психологического неблагополучия рисовальщика.

Динамический образ человека, срывающего яблоко, можно отнести к так называемым «детским символам». Это — впечатления раннего детства, способные пробудить позитивные чувства и положительные эмоции. Среди них: праздник, воздушные шары, парад, фейерверк, река на закате, детская песенка или книжка. Данные символы и символические сцены обращены к препсихотическому состоянию человека. Они содействуют установлению связи с нормальной частью его личности, которая в настоящий момент может быть скрыта или подавлена.

В арт-терапевтической практике обращение к «детским символам» позволит психологу наиболее успешно установить контакт с субъектом, группой и оказать необходимую эмоциональную поддержку.

Техника использования символов путем их визуализации способствует, считает Р. Ассаджиоли. достижению интеграции сознательных элементов личности с бессознательными и, до некоторой степени, — логического мышления с бессознательными нелогическими личностными проявлениями. Однако данный метод трудно применим к слишком экстравертированным, ригидным или интеллектуальным субъектам, имеющим очень четкие объективные представления на уровне своего сознательного «Я» и слабую связь с бессознательным. Такие люди не любят символы, или, во всяком случае, символы им ничего не говорят (Ассаджиоли Р. «Психосинтез. Принципы и техники» / Пер. с англ. Е.Петровой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс.2002. С.416).

В целом, качественный анализ рисунка по методике «Человек, срывающий яблоко с дерева» дает представления о доминирующих способах достижения целей субъектом или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений. А это, в свою очередь, определяет индивидуальные достижения, а также результаты совместной деятельности людей и эффекты их взаимодействия.

По материалам книги «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» / СПб.: Речь, 2003

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Человек который срывает яблоко

Искажение и пропуск деталей.

Упражнение №.3 «Два рисунка».

Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, «темной» половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.

Теперь перейдите к второй (светлой) половине и начинайте произносить утверждения, обратные по смыслу тем, что связаны у вас со стрессом. Запишите оптимистические фразы на правой стороне листа. Нарисуйте позитивный образ, который при этом приходит к вам в голову.

Затем разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы должны избавиться. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину, но лучше придумайте для себя целый ритуал уничтожения негативных мыслей, включающий торжественное сжигание листка и развеивания пепла.

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш «правый» список позитивных мыслей. Эти найденные вами слова — утверждения, создающие жизнеутверждающий настрой, будут для вас подмогой в преодолении стрессов.

Арт-терапия это направление психотерапии, которое использует в качестве средства помощи искусство, например, изобразительное (предлагается что-то нарисовать, соответствующее его настроению в данный момент). Человеку не нужно владеть навыками рисования или музицирования. Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь понять, в чем заключается проблема и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный

Упражнение №.4. «Человек, который срывает яблоко….»

Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

Материалы:бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал).

Арт-терапевтические шкалы формальных элементов.

«Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.

«Адекватность цвета». Позволяет оценить соответствие цвета предмету изображения.

«Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).

«Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).

«Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.

«Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.

«Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.

«Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.

«Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого.

«Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.

«Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).

«Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).

«Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.

«Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

СИМВОЛЫ.

Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока — запретного плода от древа познания добра и зла.

Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Из-за него поспорили Афродита, Афина и Гера — так появилось выражение «яблоко раздора».

Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке. ».

Считается, что символы — это знаки, или образы различных психологических реальностей.

Срывание яблока логично рассматривать в контексте динамических символов как действие, во время которого человек проявляет способность продвигаться к цели своего психического «освобождения».

ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ.

Каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

По мнению некоторых исследователей, изображение ветки вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности автора, а слишком большие размеры объекта — о внутренней раскованности, свободе.

Иным образом интерпретируют названные признаки Б.Е. Егоров, Е.С. Романова. По их мнению, созревающие плоды — это созревающие проблемы личности «художника». Количество изображенных плодов равно числу решаемых проблем, находящихся в активной проработке, а упавшие яблоки свидетельствуют о проблемах решенных.

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Вместе с тем не следует забывать и о когнитивном образе: яблоко в представлении многих людей — съедобный (вкусный) плод. Поэтому психологу важно обратить внимание на то, как выглядит визуализированное яблоко: спелым, сочным, зеленым, сморщенным, кислым, сладким, вкусным, «дичком». Встречаются рисунки, на которых человек берет яблоко червивое или гнилое, и даже ест такое яблоко. Особый случай, если воображаемый человек поднимает упавшие или кем-то сорванные яблоки.

Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. Можно только догадываться, кто именно собрал урожай.

Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу?

Итак, по рисунку «Человек, срывающий яблоко с дерева» с большой долей вероятности можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений.

Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.

Упражнение №.5. «Человек под дождём».

Графическая психодиагностическая методика

И тяжко мне от слез,

Но когда ты спросишь,

Что рукав атласный мой намок

От случайного весеннего дождя.

Оэ Тисато

Осенний дождь во мгле!

Нет, не ко мне, к соседу

Ранран

Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Инструкция: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

Читайте также:  Корректурная проба тест бурдона описание

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Изменение экспозиции.

В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия.

Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.

В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры.

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.

Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса.

Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).

Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке «Человека под дождем» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя.

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали.

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов.

Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.

Искажение и пропуск деталей.

Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках.

Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее, многие, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.

Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.

Источник

Интерпретация теста человек срывающий яблоко

Повышение квалификации

Повышение квалификации «Психологи онлайн» запись закреплена

Проективный тест «Человек, который срывает яблоко»

Этот рисуночный тест поможет понять, как человек относится к своим проблемам, пытается ли найти их решение, как оценивает степень их «тяжести». Также по проективному тесту “Человек, который срывает яблоко» можно определить, какую стратегию использует человек при решении проблемы и каким образом он действует.

🍏Инструкция:
Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

🍏Материалы:
Бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

🍏Интерпретация:

Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

🍎Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

«Значимость цвета».
Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.

«Адекватность цвета».
Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.

«Энергия».
Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).

«Пространство».
Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).

«Интеграция».
Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.

«Логика».
Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.

«Реализм».
Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.

«Решение проблемы».
Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.

«Уровень развития».
Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).

«Детали объектов и окружающего пространства».
Позволяет оценить степень детализации изображения.

«Качество линии».
Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).

Читайте также:  Принципом бюджетной системы является тест

«Человек».
Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).

«Ротация».
Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.

«Персеверация».
Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

❗Использование этого графического теста НЕ следует ограничивать шкалами формальных элементов.
Многие известные ученые подчеркивают, что тотальное количественное исследование деформирует видение объекта, высвечивая только ту его часть, которая поддается измерению. Именно качественная интерпретация изобразительной продукции помогает увидеть глубину внутреннего мира личности, снижая риск «обобщить индивидуальность».

Поэтому предлагаем посмотреть на проективные возможности рисунка «Человека, который срывает яблоко» в контексте качественной интерпретации изображения.

🍎КАЧЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Испытуемые могут вообразить и нарисовать любое дерево (желаемой высоты и т.п.), достаточное количество яблок на нем, растущих так низко, насколько это необходимо для элементарного решения задачи, а также человека любого роста.

Как ни странно, большинство испытуемых (и детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, решающего довольно сложную проблему.

Различаются подходы и способы достижения воображаемой цели. К примеру, довольно часто встречаются следующие рисунки: человек, встав на цыпочки, изо всех сил тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину.

🍎ГРАФИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее.

Вместе с тем разнохарактерные рисунки нетрудно систематизировать, например, по следующим основаниям:

1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов;

2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат);

3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко).

При дальнейшей работе с клиентом, необходимо обговорить назначение различных элементов рисунка .

В целом, качественный анализ рисунка по методике «Человек, срывающий яблоко с дерева» дает представления о доминирующих способах достижения целей субъектом или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений. А это, в свою очередь, определяет индивидуальные достижения, а также результаты совместной деятельности людей и эффекты их взаимодействия.

Источник



Человек, который срывает яблоко

С большой долей вероятности можно предположить, что большинство людей имеют практический опыт сры­вания яблока с дерева или хотя бы визуальные образы этого процесса в своих представлениях. Данный факт положен в основу графической проективной методики, разработанной арт-терапевтами Линдой Гантт и Кармелло Табон. Русская модификация представлена в исследовани­ях А. И. Копытина, Е. Свистовской.

Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева.

Бумага формата А4, набор фломастеров или ка­рандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Обычно эта проективная методика рассматривается с позиций анализа графических признаков изображения в контексте выделенных арт-терапевтических шкал фор­мальных элементов.

Попробуем перенести акцент в плоскость качествен­ной интерпретации. Ведь, как известно, «. генерализа­ция и формализация стирают грани между гением и без­дарностью» (М. М. Бахтин).

Инструкция к заданию оставляет высокую степень свободы для испытуемого и позволяет моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблема и уровень трудности ее решения, по сути, задаются самим исполнителем рисунка. К при­меру, можно вообразить и нарисовать любое дерево под­ходящей высоты, достаточное количество яблок на нем, растущих настолько низко, как это необходимо для эле­ментарного решения задачи, а также человека соответ­ствующего роста.

Тем не менее, большинство испытуемых (детей и взрослых) изображают не просто человека, срывающего яблоко с дерева, а человека, оказавшегося в крайне слож­ной ситуации, которому для выполнения задачи необхо­димо преодолеть немалые трудности. Так, довольно часто встречаются рисунки, на которых изображенный субъект изо всех сил, встав «на цыпочки», тянется за яблоком или трясет дерево; сбивает плоды палкой; влезает на лестницу; карабкается по стволу; даже покоряет горную вершину, причем, с неизвестным для зрителя результатом.

Что же побуждает испытуемых моделировать ситуа­цию как проблемную, трудноразрешимую или неразре­шимую вовсе? Чем определяется количество затрачен­ных воображаемых усилий для достижения цели?

Считается, что рисунок на бумаге представляет со­бой работу на границе контакта внутреннего и внешне­го мира (Г. Шоттенлоэр). При этом «художники» спонтанно проецирует на бумагу визуальные образы, богатые символикой. Символы обычно рассматриваются как знаки или образы различных психологических реальностей.

Общеизвестна мифологическая символика яблока. Змий-искуситель в библейском мифе соблазнил Еву вкусить яблока – запретного плода от древа познания добра и зла.

Богиня раздора Эрида подбросила гостям золотое яб­локо с надписью «Прекраснейшей», из-за обладания ко­торым поспорили Афродита, Афина и Гера. В результа­те, причину или объект ссоры иносказательно называют яблоком раздора.

Не менее образно выражение «яблочко на блюдечке. ».

Срывание яблока в контексте динамических симво­лов представляет собой действие, во время которого че­ловек проявляет способность продвигаться к цели свое­го психического «освобождения».

Язык рисунка, символов сравнивают с голосом бес­сознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация приоткрывает самобыт­ность душевного мира рисовальщика.

Без сомнения, каждое изображение «человека, сры­вающего яблоко» глубоко индивидуально. Вместе с тем разнохарактерные рисунки формально могут быть сис­тематизированы по следующим основаниям:

1) по содержанию (сюжету), наличию заданных ин­струкцией объектов (человек, дерево, яблоко), полноте или фрагментарности изображения этих объектов;

2) по способу действия (что изображено: подготовка к действию, само действие или конечный результат?);

3) по результату (какие усилия приложены челове­ком для достижения цели, насколько успешен ре­зультат: сорвано ли яблоко?).

Автор рисунка – десятилетняя девочка – изобрази­ла огромное розовое яблоко и фрагментарно ветку с зе­леным листиком. Пальцы невидимого человека неизве­стного возраста и пола едва прикасаются к этому яблоку.

Подобные сюжеты встречаются и у взрослых.

К изображениям второго типа относятся следующие иллюстрации. На рис. 6 нетрудно заметить, какие неимо­верные усилия приходится затратить скалолазу в стрем­лении достать заветный плод. (Автор – студентка 20-ти лет.)

Третий тип рисунков, напротив, не содержит информа­ции о том, каким способом цель достигнута. Зрителю ви­ден лишь итог: яблоки в руках, корзине и т. п.

Обратим внимание на характерные признаки и сим­волику представленных рисунков. Изображение ветки вместо дерева, по мнению некоторых исследователей, предположительно свидетельствует об инфантильности, а слишком большие размеры объекта – о внутренней раскованности, свободе.

Иным образом интерпретируют названные призна­ки Б. Е. Егоров, Е. С. Романова. По их данным, созрева­ющие плоды – это созревающие проблемы личности «художника». Количество изображенных плодов равно числу решаемых проблем, находящихся в активной про­работке, а упавшие яблоки свидетельствуют о пробле­мах уже решенных.

Читайте также:  Классификация родовых травм новорожденных

По Коху, наличие яблок на дереве означает чувство вины.

Важно обратить внимание, как выглядит визуализи­рованное яблоко: спелым, сочным или зеленым, смор­щенным; кислым или сладким; вкусным или «дичком»?

Встречаются рисунки, на которых человек поднимает яб­локо с земли, нередко – червивое или гнилое и даже ест такое яблоко (см. рис. 9). Особый случай, если вообра­жаемый человек поднимает упавшие или кем-то сорван­ные яблоки. Подобные «знаки» оставляют впечатление психологического неблагополучия рисовальщика.

Динамический образ человека, срывающего яблоко, можно отнести к так называемым «детским символам». Это – впечатления раннего детства, способные пробудить позитивные чувства и положительные эмоции. Среди них: праздник, воздушные шары, парад, фейерверк, река на закате, детская песенка или книжка. Данные сим­волы и символические сцены обращены к пре-психотическому состоянию человека. Они содействуют установ­лению связи с нормальной частью его личности, которая в настоящий момент может быть скрыта или подавлена.

В арт-терапевтической практике обращение к «детс­ким символам» позволит специалисту, педагогу,психологу, арт-терапевту наиболее успешно установить контакт с субъектом, группой и оказать не­обходимую эмоциональную поддержку.

Техника использования символов путем их визуали­зации способствует, считает Р. Ассаджиоли, достижению интеграции сознательных элементов личности с бессоз­нательными и, до некоторой степени, логического мышления с бессознательными нелогическими личнос­тными проявлениями. Однако данный метод трудно при­меним к слишком экстравертированным, ригидным или интеллектуальным субъектам, имеющим очень четкие объективные представления на уровне своего сознатель­ного «Я» и слабую связь с бессознательным. Такие люди не любят символы, или, во всяком случае, символы им ничего не говорят.

В целом, качественный анализ рисунка по методике «Человек, срывающий яблоко с дерева» дает представ­ления о доминирующих способах достижения целей субъектом или особых сочетаниях стратегий, образую­щих определенный стилевой тип принятия решений. Это определяет индивидуальные дости­жения, а также результаты совместной деятельности людей и эффекты их взаимодействия.

Человек под дождем

Методика «Человек под дождем»

Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Цель проективной методики «Человек под дождем»·— диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.

Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:

1. возможности человека к адаптации

2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций.

Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей.

Источник

Проективная методика «Человек, который срывает яблоко»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисуночные методики помогают подросткам понять себя, осознать свои цели и пути их достижения.

Методика «Человек, который срывает яблоко» поможет понять, как человек относится к своим проблемам, пытается ли найти их решение, как оценивает степень их «тяжести». Также можно определить, какую стратегию использует человек при решении проблемы и каким образом он действует. Методика «Человек, который срывает яблоко» (Линда Гантт и Кармелло Табон). Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева». Язык рисунка, язык символов сравнивают с голосом бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. Интерпретация позволяет лучше понять самобытность душевного мира автора, который отражается в его изобразительном продукте. Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный. Изображение оценивается по четырнадцати формальным критериям (14 шкал). Степень выраженности каждого формального признака учитывается количественно (в баллах от 0 до 5). Регистрируется и подсчитывается частота встречаемости признака (элемента), соответствующего категории наблюдения, далее производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа. Арт-терапевтические шкалы формальных элементов

  • «Значимость цвета». Позволяет оценить, насколько значим цвет в изображении.
  • «Адекватность цвета». Позволяет оценить, насколько цвет соответствует предмету изображения.
  • «Энергия». Позволяет оценить общее количество затраченных при создании рисунка сил (насколько энергичным, трудоемким был процесс рисования).
  • «Пространство». Позволяет оценить, сколько места на листе занимает изображение (пространственные особенности изображения).
  • «Интеграция». Позволяет оценить взаимосвязанность элементов изображения.
  • «Логика». Позволяет оценить наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения.
  • «Реализм». Позволяет оценить степень правдоподобия изображения.
  • «Решение проблемы». Позволяет оценить, каким образом изображенный человек достает яблоко с дерева и достает ли он его вообще.
  • «Уровень развития». Позволяет оценить степень зрелости изобразительного языка испытуемого (в соответствии с критериями Маргарет Ловенфельд).
  • «Детали объектов и окружающего пространства». Позволяет оценить степень детализации изображения.
  • «Качество линии». Позволяет оценить степень умения испытуемого рисовать линии (свидетельствует также о мере контроля процесса рисования линии).
  • «Человек». Позволяет оценить правдоподобность изображения человеческой фигуры (данный признак связан с самоидентификацией и ощущением схемы собственного тела).
  • «Ротация». Позволяет оценить степень наклона дерева и человека по отношению к вертикальной оси.
  • «Персеверация». Позволяет оценить наличие неадекватно многократной ответной реакции на стимул.

Очевидно, что каждый рисунок человека, срывающего яблоко, глубоко индивидуален, поскольку автор сам проецирует реальность и по-своему интерпретирует ее. Вместе с тем каждый учащийся сможет сам интерпретировать свой рисунок, осознавая свои способы достижения цели, например, по следующим основаниям: 1) содержание (сюжет), наличие заданных объектов (человек, дерево, яблоко), полнота или фрагментарность изображения этих объектов; 2) способ действия (что изображено: подготовка, само действие или конечный результат); 3) результат (какие усилия приложены человеком для достижения цели, насколько успешен результат: сорвано ли яблоко). Есть рисунки, которые не содержат информации о том, каким способом удалось достичь цели. Известен только итог: яблоки в руках, корзине и т.п. Стало быть, важно понять, как человек видит проблему. Пытается ли найти решение? Каким образом действует? Действует ли вообще? Использует подручные средства, изобретает новые, упрощает или усложняет задачу? Ответы на данные вопросы, возможно, прояснят стратегию, которой обычно придерживается субъект в ситуации выбора и принятия решения. По целевой функции (или эффективности) стратегии принято подразделять на удовлетворяющие, оптимизирующие, максимизирующие. При удовлетворяющей (минимизирующей) стратегии любой способ действия рассматривается как приемлемый, если он обещает хотя бы какое-то решение проблемы. Оптимизирующая стратегия ориентирована на выбор наиболее эффективного варианта действия при данных обстоятельствах и ограничениях. Максимизирующая стратегия нацелена на наилучший результат. Итак, по рисунку «Человек, срывающий яблоко с дерева» с большой долей вероятности можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений. Таким образом, полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности рисовальщика, его настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений, личного жизненного опыта, преобладающих стратегий поведения и т.д.

Источник

Adblock
detector