Меню

Диагностика личности Проективные методы Выполнила Семерич В Ю презентация

Диагностика личности. Проективные методы Выполнила : Семерич В.Ю. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВалерий Черепенников

Похожие презентации

Презентация на тему: » Диагностика личности. Проективные методы Выполнила : Семерич В.Ю.» — Транскрипт:

1 Диагностика личности. Проективные методы Выполнила : Семерич В.Ю

2 Проективные методы это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.

3 Проективные методы Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году. Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля. В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности. В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд. Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты. В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.

4 МЕТОДИКИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ в тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал в соответствии с его пониманием. Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта) Тест Роршаха Тест Цуллигера

5 ТЕСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КЛЯКС» ХОРСТА ЗИВЕРТА Испытуемому предлагают рассмотреть каждую из таблиц в отдельности и пометить в специальной маркировочной таблице «крестиком» ответ, который больше всего подходит рассматриваемой кляксе. На каждую из таблиц отводится не более 10 минут. В тесте используется 6 стимульных клякс. Крестиком в специальном бланке отмечается один из уже готовых ответов. Все ответы регистрируются по заранее предложенным шкалам. Шкалы Ов (общий вид) и Фн (фон): испытуемому необходимо выбрать уже готовый вариант ответа по одной из предложенных шкал. Шкала Д (детали): в конце рассмотрения каждой из таблиц предлагается назвать три детали, которые, по мнению испытуемого, он распознал на соответствующей таблице. Шкала Ни (истолкования нет): отмечается испытуемым в том случае, если он затрудняется подобрать один из предложенных вариантов ответа и назвать детали кляксы.

6 Обработка результатов Во всех маркировочных таблицах должно быть максимум шесть «крестиков», а в сумме названо максимум 18 деталей рассматриваемых клякс. Обработка результата проводится по специальным ключам. Суммарный балл относит испытуемого к одному их трех типов, отличающихся уровнем адаптации и творческой направленностью личности. Тест может использоваться при приеме на работу психологами и менеджерами по персоналу. Особенность методики в том, что для ее освоения и использования не требуется специальной подготовки.

7 ТЕСТ РОРШАХА Тест Роршаха (Rorschact test, Rt), методика чернильных пятен была предложена швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году. Чернильные пятна Роршаха — самый изученный тест среди проективных методик, его библиография включает работ. Пятна Роршаха являются ведущим психодиагностическим инструментом не только среди проективных методик, но и среди тестов, направленных на диагностику личности. В заключении по результатам теста Роршаха обычно описывается интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности взаимодействия личности в проблемной ситуации.

8 Тест Роршаха КАЖДЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПЯТИ КАТЕГОРИЯМ: Локализация — выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей. Детерминанты — для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет. Уровень формы — оценка того, насколько адекватно форма изображения, отражена в ответе. Содержание — ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов. Оригинальность-популярность — оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встреча­ются не менее чем у 30% обследуемых.

9 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Исследование должно проводиться в спокойной и неприну­жденной обстановке в отсутствие посторонних. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента. Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц. Происхождение таблиц обычно не объясняют. РАБОТА С ИСПЫТУЕМЫМ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ: собственно выполнение, опрос, использование аналогий, определение пределов чувствительности. Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается».

10 МЕТОДИКИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Тест Руки (Hand Test) Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study) Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Тест Сонди (Szondi Test)

11 ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, TAT) методика, разработанная Генри Мюрреем в Гарварде в 1930-х годах. Первоначально автор позиционировал свой тест как методику для изучения личности, минуя при этом психологические защиты.

12 ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) ТАТ позволяет получить развернутую характеристику глубинных тенденций личности, информацию о ее потребностях, мотивационных и внутриличностных конфликтах, механизмах психологической защиты. Методика позволяет делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии тех или иных нарушений психической деятельности. Методика включает 31 черно-белую таблицу, одна из таблиц чистый белый лист. В инструкции испытуемому предлагают составить сюжетный рассказ на тему показанной картинки, описывая ситуацию, которую он видит в настоящее время, и сказать, какие события могли предшествовать отображенной на картине ситуации. Существует взрослый вариант теста (ТАТ) и детский (САТ) набор. Разработан модифицированный вариант методики РАТ (Л.Н. Собчик).

13 ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ используется в клинике пограничных состояний; применяется в экспертных случаях, диагностике на профпригодность, при отборе кандидатов на руководящие посты, спецслужбы и т.п.; незаменимый инструмент для установления доверительного контакта консультанта с клиентом; используется на начальных этапах индивидуальной психотерапии, позволяя выявить самые незначительные динамические изменения психических процессов.

14 МЕТОДИКИ ЭКСПРЕССИИ в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение. Психографический тест (Либина)4751 Методика «Рисунок семьи»4914 Тест Фрилинга 9901 Цветовой тест отношений (ЦТО)20118 Методика «Дом ДеревоЧеловек» Тест Люшера

15 ТЕСТ ЛЮШЕРА Тест Люшера (Luscher Farbwahl Test) разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 году. Стремление понять психическую структуру человека позволило М. Люшеру сделать прогрессивное открытие и создать уникальный цветовой тест.

16 МЕТОДИКА «ДОМДЕРЕВО ЧЕЛОВЕК» Дом ДеревоЧеловек (HouseTree Person Test, HТР) Методика предложена в 1948 году Дж. Бук. Теоретической основой методики является теория о том, что экспрессия на бумаге — это своеобразный автопортрет.

17 МЕТОДИКИ ДОПОЛНЕНИЯ в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения. Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.)2173 Тест неоконченные предложения Сакса

18 Проективные методы в работе с детьми. Наиболее известные : «Кактус» графическая методика для детей с 4-х лет МЕТОДИКА «ДОМДЕРЕВО ЧЕЛОВЕК»

19 Тест «Кактус» М.А. Панфилова выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Источник



Презентация на тему Тематический апперцептивный тест

Презентация на тему Тематический апперцептивный тест из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 26 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Тематический апперцептивный тестВыполнили: Белоногов В. , Ульяненко Д. , Сыздыкбеков А.К.

Тематический апперцептивный тест

Выполнили: Белоногов В. , Ульяненко Д. , Сыздыкбеков А.К.

«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ — это

«Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ — это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности»
— Henry A Murray. Thematic apperception test. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1943.

ТАТ представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми

ТАТ представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист.
Первоначально задумывался как методика на исследование воображения, однако, быстро выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью выходят за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее мотивов и потребностей, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних мотивов, особенности протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.

Применение В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ,

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий.
Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п.
На начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время.
Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

ПротивопоказанияОстрый психоз или состояние острой тревогиТрудность в установлении контактовВероятность

Острый психоз или состояние острой тревоги
Трудность в установлении контактов
Вероятность того, что клиент сочтет применение тестов суррогатом, отсутствием интереса со стороны терапевта
Вероятность того, что клиент сочтет это проявлением некомпетентности терапевта
Специфический страх и избегание ситуаций испытания любого рода

История создания методикиВ 1907 году Х.Бриттен давал группе испытуемых

История создания методики

В 1907 году Х.Бриттен давал группе испытуемых — юношам и девушкам в возрасте от 13 до 20 лет — составить рассказы по 9 картинам.
Год спустя аналогичный прием был использован У.Либби для изучения соотношения между воображением и чувствами у школьников разных возрастов.
Затем последовал перерыв, и метод был открыт вновь лишь в 1932 году Л.Шварцем. Работая с несовершеннолетними правонарушителями, он создал «рисуночный тест социальных ситуаций» с целью облегчить контакт при клинической беседе. Тест включал в себя 8 картин с изображениями типичных ситуаций из жизни несовершеннолетних правонарушителей.

Читайте также:  Тест по теме Клеточная теория и методы изучения клетки

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году. В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения
Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея
Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году.

История создания методики

Предполагалось, что каждая таблица актуализирует у обследуемого одну или

Предполагалось, что каждая таблица актуализирует у обследуемого одну или несколько потребностей и позволяет тем самым вскрыть соответствующую тему, а также выявить тематические структуры бессознательного.
По мере совершенствования теста было выявлено, что инструкция фантазировать дает лучшие результаты, чем задача угадать подоплеку событий, а также что диагностическая ценность результатов во многом зависит от присутствия на изображениях хотя бы одного персонажа, с которым обследуемый мог бы себя идентифицировать (с учетом его пола и возраста).

История создания методики

ДостоинстваБогатство, глубина и разнообразие получаемой диагностической информации.Возможность совмещать различные

Богатство, глубина и разнообразие получаемой диагностической информации.
Возможность совмещать различные интерпретативные схемы или улучшать и дополнять их на основании собственного опыта работы с методикой
Возможность обрабатывать одни и те же протоколы многократно по разным схемам
Независимость процедуры обработки результатов от процедуры проведения обследования

НедостаткиТрудоемкость процедуры проведения обследования и обработки и анализа результатов.

Трудоемкость процедуры проведения обследования и обработки и анализа результатов.
Общее время обследования психически здорового испытуемого редко бывает меньше двух часов. Почти столько же времени занимает полная обработка полученных результатов.
Высокие требования к квалификации психодиагноста, от которой решающим образом зависит, удастся ли получить информацию, пригодную для психодиагностической интерпретации.

Процедура проведения Обследования обычно проводится в два сеанса, возможно

Обследования обычно проводится в два сеанса, возможно увеличение до 4.
Необходимо учитывать усталость обследуемого, снижение мотивации к выполнению задания.
Таблицы выкладываются на стол в перевернутом виде по 4 штуки.
На вопрос о числе картин дается уклончивый ответ; вместе с тем перед началом работы обследуемый должен быть настроен на то, что она продлится не менее часа.
Обследуемый не должен знать ни общее количество картин, ни то, что при следующей встрече ему предстоит продолжение той же работы — в противном случае он бессознательно будет готовить заранее сюжеты для своих рассказов.

Общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать требованиям:

Общая ситуация, в которой проводится обследование, должна отвечать требованиям:
Исключение всех возможные помехи.
Обследуемый должен чувствовать себя достаточно комфортно.
Ситуация и поведение психолога не должны актуализировать у обследуемого каких-либо мотивов и установок.

ИнструкцияПервая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два

Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого.
«Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-Вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».

Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в

Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах:
настоящее
прошлое
будущее
чувства
мысли
При отсутствии какого-либо пункта, основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель.

Вторая часть инструкции

Вторая часть инструкции
«правильных» или «неправильных» вариантов не бывает, любой рассказ, соответствующий инструкции, хорош;
рассказывать можно в любом порядке. Лучше не продумывать заранее весь рассказ, а начинать сразу говорить первое, что придет в голову, а изменения или поправки можно ввести потом, если будет в этом нужда;
литературная обработка не требуется, литературные достоинства рассказов оцениваться не будут. Главное, чтобы было понятно, о чем идет речь. Какие-то частные вопросы можно будет задать по ходу. Последний пункт не вполне соответствует истине, поскольку в действительности логика рассказов, лексика и т.п. входят в число значимых диагностических показателей.

Составление протоколаПолный текст всего, что говорит обследуемый в той

Полный текст всего, что говорит обследуемый в той форме, в какой он это говорит, со всеми вставками, отвлечениями, оговорками, аграмматизмами, повторениями и словами-паразитами. Если он хочет исправить что-то ранее сказанное, следует записать те исправления, которые он вносит, не меняя ничего в предыдущей записи.
Все, что говорит психолог, обмены репликами с обследуемым, вопросы обследуемого и ответы психолога, вопросы психолога и ответы обследуемого.
Относительно длинные паузы в ходе составления рассказа.
Латентное время — от предъявления картины до начала рассказа — и общее время рассказа — от первого до последнего слова. Время, затраченное на уточняющий опрос, не приплюсовывается к общему времени рассказа.

Положение картины. Для некоторых картин неясно, где верх, где низ, и обследуемый может ее вертеть. Повороты картины необходимо фиксировать. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: Λ — основное положение таблицы, > — верхний край таблицы справа, v — таблица перевернута (с),

Адаптации и модификацииО ТАТ можно говорить по меньшей мере

Адаптации и модификации

О ТАТ можно говорить по меньшей мере в двух значениях. В узком значении — это конкретная диагностическая техника, разработанная Г.Мюрреем, в широком значении — это метод личностной диагностики, воплощением которого является не только тест Мюррея, но и целый ряд его вариантов и модификаций, разработанных позднее, как правило, для более частных и узких диагностических или исследовательских задач.

Варианты ТАТ Для разных возрастных группДетский апперцептивный тест (CAT)

Для разных возрастных групп
Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака
Мичиганский рисуночный тест (МРТ)
Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST)
Варианты для пожилого возраста
Рисованный апперцептивный тест (РАТ)
Для разных этнокультурных групп
ТАТ С.Томпсона для афроамериканцев (Т-ТАТ)
ТАТ для африканцев
Американских индейцев, жителей Кубы, индийцев, японцев, китайцев и др

Для измерения отдельных мотивов
ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клеланда
ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхаузена

Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака

Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака

Интерпретации Существует множество подходов к интерпретации. По некоторым данным,

Существует множество подходов к интерпретации. По некоторым данным, уже в 50-е годы насчитывалось более 30 схем, а в 1963 году Б.Мюрстейн сравнил их число с числом волос в бороде Распутина.
Выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ.
Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты

Допущения связанные с определением наиболее диагностически информативных рассказов или

Допущения связанные с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.
Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других очень мало или он может вообще отсутствовать.
Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

Допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися

Допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.
Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т.п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

Стадии интерпретацииСимптомологический анализСиндромологический анализ Формулировка диагностических выводов

Симптомологический анализ
Синдромологический анализ
Формулировка диагностических выводов

Источник

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО АППЕРЦЕПТИВНОГО ТЕСТА

Использование Тематического апперцептивного теста с другими методиками

При этом его целесообразно использовать в одной батарее с тестом Роршаха или MMPI, которые позволяют получить информацию, дополняющую данные ТАТ. Так, информация, извлекаемая из ТАТ, как правило, позволяет более глубоко и содержательно интерпретировать структуру профиля MMPI, природу и происхождение тех или иных пиков

Хотя ТАТ предоставляет возможность получения исключительно глубоких и обширных сведений о личности, он никоим образом не дает гарантии получения этих сведений в каждом конкретном случае. Объем и глубина получаемой информации зависит от склада личности обследуемого и, в наибольшей степени, от квалификации психодиагноста, причем недостаток квалификации сказывается не только на этапе интерпретации результатов, но и во время проведения исследования

Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время.

Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

ТАТ полезен для установления контакта терапевта с клиентом и формирования у последнего адекватной психотерапевтической установки. В частности, использование рассказов теста как материала для обсуждения может успешно преодолеть возможные затруднения клиента в коммуникации и обсуждении своих проблем, свободном ассоциировании и др.

В числе противопоказаний к использованию ТАТ, как и других психологических тестов, называют (1) острый психоз или состояние острой тревоги; (2) трудность в установлении контактов; (3) вероятность того, что клиент сочтет применение тестов суррогатом, отсутствием интереса со стороны терапевта; (4) вероятность того, что клиент сочтет это проявлением некомпетентности терапевта; (5) специфический страх и избегание ситуаций испытания любого рода; (6) вероятность того, что тестовый материал стимулирует проявление чрезмерного проблемного материала на слишком ранней стадии; (7) специфические противопоказания, связанные с конкретной динамикой психотерапевтического процесса в данный момент и требующие отложить тестирование на потом. Помимо психодиагностических задач, ТАТ используется также в исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов).

Читайте также:  Комплект светодиодных ламп SHO ME G7 LH H11


ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО АППЕРЦЕПТИВНОГО ТЕСТА

Главное достоинство ТАТ — богатство, глубина и разнообразие получаемой с его помощью диагностической информации. К тому же, схемы интерпретации, обычно используемые на практике, в том числе и схему, приводимую в данном описании, можно дополнять новыми показателями в зависимости от задач, которые ставит себе психодиагност. Возможность совмещать различные интерпретативные схемы или улучшать и дополнять их на основании собственного опыта работы с методикой, возможность обрабатывать одни и те же протоколы многократно по разным схемам, независимость процедуры обработки результатов от процедуры проведения обследования — еще одно существенное достоинство методики.

Основным недостатком данного теста является прежде всего трудоемкость как процедуры проведения обследования, так и обработки и анализа результатов. Общее время обследования психически здорового испытуемого редко бывает меньше двух часов. Почти столько же времени занимает полная обработка полученных результатов. При этом, как уже отмечалось, предъявляются высокие требования к квалификации психодиагноста, от которой решающим образом зависит, удастся ли получить информацию, пригодную для психодиагностической интерпретации.

МЕСТО ТАТ в СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИК

Тематический апперцептивный тест принадлежит к классу проективных психодиагностических методов. В отличие от широко распространенных опросников, позволяющих количественно оценивать по набору готовых шкал результат любого индивида на фоне популяции в целом, проективные методы позволяют получить своеобразный «оттиск» внутреннего состояния обследуемого, который затем подвергается качественному анализу и интерпретации.

Стимульный материал теста отличается двумя особенностями: во-первых, относительной полнотой охвата всех сфер отношений с миром, личного опыта, и, во-вторых, неопределенностью, потенциальной неоднозначностью понимания и интерпретации изображенных ситуаций. Согласно другой классификации, ТАТ относится к классу оперантных методов — методов, основанных на анализе свободной (в рамках инструкции) вербальной, графической или какой-либо иной продукции обследуемого. Противоположность оперантным методам представляют собой методы респондентные, в которых обследуемый лишь осуществляет выбор одной из нескольких предложенных альтернатив. К респондентным методам относятся опросники, методы ранжирования (например, методика изучения ценностных ориентации), методы шкалирования (например, семантический дифференциал) и другие.

К классу респондентных относятся и некоторые проективные методы (тест Сонди и Люшера). Более дробная общепринятая классификация проективных методик относит тест к группе методик интерпретации, в которых перед обследуемым стоит задача дать свою интерпретацию предложенным ситуациям. Наконец, можно выделить еще более узкую группу методик тематической апперцепции, включающую, помимо собственно ТАТ, его аналоги и модификации для разных возрастных, этнокультурных и социальных групп, а также модификации для направленной и более точной диагностики отдельных мотивационных тенденций.

Источник

Детский апперцептивный тест

Детский апперцептивный тест

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом аппер­цептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще 3. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы пос­ле годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детс­ ких проблем.

Известно, что ТАТ — прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста.

Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив не­ сколько своих, понравившихся ей.

Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-прак­ тиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных.

Природа и цель теста

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склоннос тях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики.

ДАТ содержит 10 рисунков (смотри приложение), изображающих животных в различных с итуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпо чтительнее с 3—10 лет. После обоснования ребенком карточки раздел яются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации».

ДАТ — проективный или апперцептивный метод, т. е. метод исследо вания личности путем изучения незначительных индивидуальных различ ий в восприятии стандартных стимулов.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения пониман ия отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родител ям как к паре, т. е. об эдиповом комплексе и его кульминации в главн ых сценах; воображении ребенка при видении их вместе в постели.

Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантаз ий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночес тва ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, наприме р, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из кото рых — отсутствие объективного ключа, дающего возможность инт ерпретации полученных результатов.

Руководство

Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основных требований тестирования.

Инструкция (экспериментатор вначале предлагает игру): Посмотри |на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит.

В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам: что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет по­ том, кто из героев ему больше нравится, а кто нет.

Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощре­ ния. После всех рассказанных историй кто-то может просмотреть каж­дую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфи­ ческих моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы, не по теме рассказа.

Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каждой рас­ сказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспериментатору, необходи­мо выслушать и «вернуть» испытуемого к рисункам.

В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за ис­ ключением того, который дали ребенку, так как маленькие дети имеют склонность играть со всеми рисунками сразу, выбирая их из рассказа наугад. Рисунки нужно пронумеровать в особой последовательности.

Если ребенок утомляется, или, возможно, имеет некоторые особен­ ности, например, связанные с беспокойством, можно ограничиться толь­ ко несколькими карточками, которые помогут выявить изучаемые свой­ ства. Таким образом, ребенок, у которого возникают трудности в сотрудничестве с экспериментатором, должен получить карточки 1 и 4.

Стимульный материал (смотри приложение)

11 картинок, на которых изображены животные в различных ситуа­ циях, достаточно знакомых и понятных детям. Картинки нарисованы так, чтобы дать детям возможность различной интерпретации изобра­ женной ситуации.

Описание и типичные ответы к картинкам

Рисунок 1. Цыплята сидят вокруг стола с большой кастрюлей супа. Напротив сидит слабо прорисованная большая курица.

Ответы вращаются вокруг еды. Темы соперничества выступают в сюжетах о том, кто получит больше, кто ведет себя хорошо и кто плохо и т. п. Пища рассматривается как награда или, наоборот, как наказа­ ние, основная пищевая проблема связана с удовлетворением или фру­ страцией.

Рисунок 2. Один медведь держит канат с одной стороны, а с другой сто роны канат держат медведь с медвежонком. Интересно выяснить, как испытуемый идентифицирует себя с мед- кон ком, который сотрудничает с взрослым медведем, кто из них па и мама. Это может рассматриваться как серьезная борьба в со четании со страхом, агрессивностью и тревожностью самого ребенка. Кроме того, этот рисунок может рассматриваться и как игра (на- 4мер, перетягивание каната). Иногда веревка сама может быть сигнало м: обрывание веревки — падение ребенка, обуславливающее воз никновение страха.

Рисунок 3. Лев с трубкой и тростью, сидящий на стуле. В правом нем углу нарисована мышка возле дырки в полу. Это обычно рассматривается как фигура отца, снаряженного такими символами, как трубка и трость. Более того, они могут рассматриваться как инструменты агрессии или могут быть истолкованы как отцо вская фигура, которой никто не боится. Это обычно оборонительный процесс. Если лев представлен как сильная родительская фигура, необ ходимо выяснить у ребенка, когда он милостив, а когда — опасно вла стен.

Мышка рассматривается детьми с большим интересом и часто 6ерё тся в качестве идентификации. В этом случае мышка может быть, бл агодаря своей хитрости, представлена более властной. Иногда мышка может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом, а некоторые — идентифицируют себя то с одним, то с другим героем несколько раз, вызывая тем самым путаницу.

Рисунок 4. Кенгуру со шляпкой в руках, несущая корзинку с бутылкой молока, а в ее кармане — кенгуренок с воздушным шариком; на велосипеде — кенгуренок постарше.

Читайте также:  Пятый день задержки тест отрицательный может ли быть беременность

Это обычная тема соперничества, отношения к братьям и сестрам или некоторая аналогия с происхождением детей. Если ребенок правил ьно рассказывает о содержании рисунка, можно говорить о том, что армирование соответствующего качества личности идет без отклоне­ ний. В обоих случаях и отношение к маме часто является важной особ енностью. Иногда ребенок постарше идентифицирует себя с тем, кто сидит у мамы в сумке, что истолковывается как желание стать вновь ближе к маме. С другой стороны, младший ребенок может идентифи­ цировать себя со старшим кенгуренком, что объясняется его желанием быть независимым и доминирующим. Корзина может дать возможность развивать тему еды. Тема бегства от опасности также может появиться. Данный рисунок может дать материал для изучения бессознательного страха в сфере отношений между папой и мамой, секса, беременности и т. д. В рассказе дети, испытывающие ревность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старше­ му приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить причиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии.

Рисунок 5. Затемненная комната с большой кроватью в глубине, на полу — детская кровать с двумя маленькими медвежатами.

В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариа­ ции сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают распределение ролей, кон­фузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предос­ тавлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изуче­ния.

Рисунок 6. Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьи­ ми фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на пере­ днем плане. Этот рисунок изображает первобытных людей. Он исполь­ зуется вместе с рисунком 5. Было установлено, что рисунок б дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мас­ турбации во время сна.

Рисунок 7. Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнаженными ког­ тями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пытается спастись.

Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разновиднос­ ти. Часто очевидной становится степень тревожности ребенка. Она мо­ жет быть такой большой, что займет главное место при восприятии ри­ сунка. Здесь тигр — символ агрессии.

Рисунок 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с маленькой обезьян­ кой и разговаривает с ней.

Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпретируется как взаи­ моотношения г семье с папой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая , очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающ ие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые гово рят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также , что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмо треть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит читать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.).

Рисунок 9. Затемненная комната видна сквозь открытую дверь ос­ пенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кровать , в которой сидит кролик и выглядывает из дверей. Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родител ей; отмечается любопытство к тому, что происходит в соседней комна те.

Рисунок 10. Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигу ры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной.

Рисунок приводит к рассказам на тему «преступление и наказание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснение отношения к предстоящему купанию, раздеванию, мастурбации, регрес сивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других.

Рисунок 11. Бегущие лисята.

Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерству. Помож ет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положи тельные качества бегущих впереди, идентифицируясь, иногда непосредс твенно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто гово рят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные, наоборо т, считают, что они гонятся за кем-то.

Интерпретация ДАТ

При интерпретации лучше придерживаться основных принципов. Апперцепция предполагает индивидуальную интерпретацию ситуации, стимулов субъектом, которая отражает индивидуальные психологи ческие особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Ана­ логии можно использовать как психотерапевтические личностные свободные ассоциации.

Опорные положения. Главная тема

Через рассказы детей можно выявить основные тенденции их раз­вития. Так, например, в нескольких историях может говориться о голо­ де главного героя, об обращении к воровству для удовлетворения сво­ их потребностей.

Однако на этом основании нельзя делать вывод о том, что ребенок голоден в буквальном смысле и думает только об удовлетворении пищевой потребности и в повседневном желании отобрать еду у дру­ гих. Необходимо найти общие доминанты в модели поведения ребен­ка. В этом смысле необходимо говорить о теме нескольких рассказов.

При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное не­ соответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гулять, или о зайчике, кото­ рый совсем не боится лежать один в темноте. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали и т. д. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напря­жение ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество от­ рицательным и не хочет признавать его наличие у себя. Дети, страдаю­ щие от отчужденности, холодности родителей, часто рассказывают о наказании, одиночестве и слезах. В рассказах могут проявиться и фо­ бии, конкретные страхи. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею о наказании, однако при этом не говорится о страхе, а в любом случае — о нарушении правила и уходе от наказания.

Главный герой

Герой — фигура, о котором идет рассказ. Он имеет сходство с испытуемым больше всего в возрасте и по полу, по взглядам на жизнь. В рассказе может быть не один герой, испытуемый может идентифици­ ровать себя с двумя героями, или он может быть вначале одним, а по­ том другим. Бывает, что испытуемый идентифицирует себя с героем противоположного пола. Все это надо учитывать. Иногда участвующая фигура в самый ответственный момент рассказа может несколько раз выступать в более глубоком подавленном бессознательном отношении ко всему. Интересы, желания, способности, возможности, которыми наделяется герой, могут не соответствовать испытуемому, а являться жел аемыми. Соответствие героя испытуемому отражает его силу «Я», т. е. каким он выбирает героя — сильным или слабым.

В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение, например, тигра и обе зьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезья ну, другие звери, родители этих зверей и т. п., в любом случае аг рессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (тревоги) все же пр исутствует и при неблагополучном стечении обстоятельств может ввести к невротизации.

Самоопределение

Под самоопределением авторы подразумевают целостное принятие и отношение к себе. Шилдер первым описал это как представление , как образ тела в мозгу человека. Например, ребенок рассказывает «какое у него некрасивое тело», а затем говорит о том, каким хотел бы видеть, свое тело, воображает себя красивым, большим, властным.

Главные потребности и побуждения героя

Потребности могут быть выражены:

· В потребностях героя через рассказы испытуемого.

· В рассказе о поведении героя.

· В развитии потребностей героя как отражения нужд испытуе­мого.

· В описании образа жизни героя.

При определении потребностей ребенка необходимо учитывать, что:

· Обязательно сравнение актуальной картины с клинической, изу­ чением объективных реальных жизненных обстоятельств.

· Возможно проявление замещающей природы фантазии.

· Возможно проявление бурной фантазии или лживости ребенка.

· Возможность «временной игры» дошкольника.

Исключение фигуры или обстоятельства

Если одна или несколько фигур на рисунке исключены или проигно­ рированы, это может означать, что предмет или фигура либо враждеб­ны, либо противоречивы.

Концепция среды

Эта концепция является комплексной, смешанной с бессознатель­ ным самовосприятием и апперцептивным искажением стимула на осно­ ве образа прошлого. Обычно 2—3 описываемых тем достаточно для определения таких качеств, как враждебность, подчиненность, доми­ нирование, дружелюбие, боязливость и т. д.

Идентификация

Ребенок идентифицирует себя в семье с тем, кого уважает и кто иг­ рает позитивную роль в их взаимоотношениях.

Представление фигур

Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, как ведет себя в ситуации соперничества, соревно­ вания, поддержке и других взаимоотношениях.

При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семей­ ных отношений. Только совпадение результатов, полученных с исполь­ зованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена верно.

Источник

Adblock
detector