Словарь терминов

Словарь терминов, используемых в системе Марии Монтессори



Книги Монтессори

Одним из базовых трудов итальянского педагога является книга «Помоги мне сделать это самому». Из самых лучших побуждений, заботясь о безопасности и комфорте малыша, мы зачастую незаметно даже для себя лишаем его большой доли самостоятельности, приходим на помощь при малейшем затруднении, а иногда и полностью забираем себе инициативу в освоении того или иного сложного навыка или действия. Не делайте за ребенка вещей, которые он способен при определенной толике усердия сделать сам, гораздо правильнее выбрать позицию внимательного наблюдателя, который в нужную минуту сможет увидеть проснувшийся интерес к тому или иному виду деятельности и помочь это стремление осуществить.



Что же это такое - воспитание по Монтессори? Мифы и реальность

Уже давно Монтессори-педагогика стала частью российской педагогической жизни. За это время она успела обрасти многочисленными мифами, сквозь которые приходится продираться каждому, кто хочет разобраться, что же это на самом деле такое - воспитание по Монтессори. Какие заблуждения более всего распространены?



Игры Монтессори

Монтессори-игры или, по-другому, монтессори-материалы – это одна из важных составляющих той уникальной воспитательной среды, о которой говорилось выше. Занимаясь самостоятельно с уникальными игровыми комплектами, каждый малыш развивает собственную индивидуальность, учится создавать что-то, а также формирует чувство ответственности перед самим собой за конечный результат своего творчества.
Уровень ясности, структура и логическая последовательность монтессори-материалов четко соответствует определенному возрасту маленького ребенка, периодам его наивысшей восприимчивости к предлагаемой информации. В такие моменты дети учатся конкретным видам деятельности, формируют собственное отношение к окружающей их действительности. Кроме того, именно в такие периоды можно очень четко проследить наклонности того или иного малыша, выявить его природное дарование.



Правила взаимоудобной жизни

Сама идея выработки определённых правил, делающих жизнь в группе удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных периодов. Оказалось, что в эти периоды ребёнок без серьёзных усилий способен учиться определённым вещам. Эти отрезки в жизни ребёнка коротки и уходят безвозвратно. В один из них - период порядка - ребёнок крайне негативно реагирует на резкие изменения в привычном окружении и стремится найти индивидуальные правила организации своего окружения.



Поощрение в Монтессори-группе

Очень часто мы говорим своим детям «Молодец!», считая, что поступаем правильно. Ведь похвала подбадривает ребенка, поднимает настроение, подталкивает на дальнейшие поступки, вызывающие одобрение. Однако, как показывают исследования и практика, такая похвала вызывает зависимость и отражается не лучшим образом на дальнейшей жизни ребенка. Когда мы, самые близкие ребенку люди: мамы, папы, бабушки и дедушки, начинаем хвалить ребенка, произнося молодец или умница, в его сознании формируется зависимость от похвалы. Эта зависимость также вредна и опасна, как и любая другая. И, что самое страшное, остаётся на всю жизнь. При этом потребность в познании уменьшается, а зависимость от похвалы растёт, и ребенок начинает что-то делать не потому, что ему интересно, а чтобы мы его похвалили.



Метод сегодня. Свет мысли

Метод Монтессори, ориентированный, прежде всего, на теорию когниктивного развития Ж. Пиаже, наверное, не совершенен, но это не значит, что надо от него отказаться. Видимо, если предположение о множественности интеллекта признать имеющим под собой основания, то стоит посмотреть, нет ли в системе Монтессори резервов, позволяющих развивать все интеллектуальные возможности ребенка, или может быть она может быть дополнена, какими-то элементами позволяющими охватить развитие всех потенциальных возможностей малыша человека. Это скорее предмет изучения, чем причина по которой следует отказаться от применения метода Монтессори, тем более что он дает действительно хороший результат.



Метод сегодня О морали у маленьких детей

Cегодня нет единого представления о том, как развиваются моральные представления дошкольников. Большинство исследователей сходятся на том, что в дошкольный период дети сильно ориентированы на те нормы, которые задают им взрослые. Пиаже, например, считал, что 2-4 летние дети не имеют четких представлений о нравственном поведении, а с 5 до 7 лет являются нравственными реалистами, считая, что правила создаются мудрыми взрослыми. Тем не менее, последние исследования показывают, что моральное мышление закладывается в дошкольном возрасте и уже к трем годам дети способны отличить моральные нормы от социальных условностей. Это указывает на то, что представления о морали все же формируются в дошкольном детстве и сильно зависят от внимания к ним со стороны взрослых. В этом смысле на взрослых лежит огромная ответственность и она не в том, чтобы постоянно одергивать ребенка и останавливать его активность, а том, чтобы помочь ему найти ориентиры в своем социальном поведении.



Метод сегодня. Торжество воли

Что такое ограничение необходимо бесспорно и способность к такому ограничению обозначается в психологии, как способность к самоконтролю. Считается, что самоконтроль первый шаг на пути к нравственному поведению и призван дать ребенку понятие о том, что он не может постоянно делать все, что ему хочется, а должен научиться сдерживать себя. Также считается, что первые проявления самоконтроля можно заметить уже в младенческом возрасте, а его совершенствование происходит в дошкольный период. Так К. Копп предполагает, что самоконтроль проходит в своем развитии три фазы



Метод сегодня. Блеск и нищета воображения

Монтессори не первая и не последняя, кто разделяет фантазию на ту, которая основана на освоении реальных фактов, реальной действительности и ту «которая преувеличивает и грубо выдумывает, ведет ребенка по ложному пути». Монтессори указывает и еще на одно обстоятельство, то, что рассказывают детям, не является порождением их воображения, а предлагает им продукт чужого воображения. Более того, это не просто готовый продукт, но и продукт навязанный, потому, что взрослые считают, что он полезен ребенку. Монтессори указывает и еще на одно противоречие, напоминая, что признаком взросления ребенка справедливо считается его умение отделить вымысел от реальности. Стоит ли навязывать ребенку вымысел, который, как, например, сказки братьев Гримм, содержит не самые лучшие комплексы авторов?



Метод сегодня. Арена для упражнений духа

Монтессори оставляет за ребенком выбор занятия, да еще к тому же такого занятия, которое соответствует потребностям развития ребенка. Она замечает, если через «внутреннюю духовную силу, действующую в ребенке, он может открыть дверь внимания, то проблема, которую нам надо разрешить, это проблема свободы, чем педагогического искусства, конструирующего ум ребенка». Рецепт же Монтессори в том, чтобы предоставить ребенку выбор и после короткого индивидуального урока право на самостоятельную работу, которая захватывает внимание и интерес ребенка, потому, что направлена на удовлетворение его внутренней потребности, как пишет М. Монтессори на строительство ребенком самого себя. В этом строительстве внешние стимулы по образному определению итальянского педагога всего лишь «арена для упражнений духа».



Метод сегодня. Тайна освобождения ребенка: почему метод М. Монтессори опять актуален?

Сегодня педагогику М. Монтессори пытаются критиковать именно с этих позиций, но именно в этой книге она высказывает свое отношение к развитию ребенка. Монтессори настаивает, что педагог только доставляет ребенку «пищу, которая ему необходима». «Секрет свободного развития ребенка заключается в организации необходимых средств для его внутреннего духовного питания», пишет М. Монтессори, а далее замечает: «Важно, чтобы никакое неуместное вмешательство не нарушало бы спокойного мирного раскрытия психики».



Сочетание дисциплины и свободы

Свобода достаточно часто понимается как вседозволенность, разгул и анархия - ничем и никем не ограниченная воля. Уже в первой своей книге Монтессори пояснила, что её понимание свободы не имеет никакого отношения к свободе социальной. Прежде всего её интересует независимость ребёнка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью.



Метод Монтессори. Свободный ребенок

Всех, кто бывает в настоящих группах Монтессори удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, малыш открывается путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал, и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения.



Монтессори и Ваш ребёнок (Руководство для родителей)

Какой в действительности ваш ребёнок? В чём он нуждается? В ответах на эти вопросы автор представляет мир глазами ребёнка с его конкретными потребностями, характерными для дошкольного возраста. Практические советы по предметному окружению ребёнка в семье предлагаются на основе наблюдений за развитием ребёнка с точки зрения М. Монтессори.



Почему мы выбираем Монтессори

Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, целью души самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, через проживание. Через опыт мысли, чувства, действия. Если человек лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои возможности и способности, он никогда не станет тем, чем мог бы стать.



Выбирая Монтессори-группу - что именно мы выбираем?

Эта статья посвящена обзору самого очевидного - среды. Среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Первое, на что Вы, конечно же, обратите внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей. Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребёнку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре.



Особенности педагогики

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.



Педагогика Монтессори. Подготовленная среда

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: он постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, соответствовать.



Дети в стране великанов

До Марии Монтессори никто всерьёз не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где всё сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребёнку хаосом, где всё зависит от воли великана-взрослого. Так стакан, разбитый ребёнком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для ребёнка знаком, что он не имеет права на ошибку.



Мария Монтессори и методика обучения детей

Работая ассистенткой врача в университетской клинике, М.Монтессори впервые столкнулась с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были изолированы от мира, предоставлены сами себе, и походили на пленников. Наблюдая за ними, врач Монтессори впервые задумалась о том, что детям нужна развивающая среда. Впоследствии это станет отправным пунктом ее педагогической системы.

 

 






Copyright © Mon école Montessori - www.mon-ecole.ru
г. Москва, ул. Мытная д. 7, стр. 1 / info@mon-ecole.ru
Mon école Montessori
Программы
Родителям
О Монтессори
Полезная информация
Галерея
Контакты

Изготовления сайта