Меню

К вопросу готовности детей к обучению в школе

Диагностика физиологической (физической) готовности

Диагностика физиологической (физической) готовности

1. Изучение особенностей зрительно – моторной координации (исследование координации движений руки)

Инструкция: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке — образце взрослый показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Высокийуровень — если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии.

Низкий уровень — три или более выхода за пределы «дорожки», а также, если в этом задании или в рисунке имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту).

В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Мотометрический тест Н. И. Озерецкого

«Вырезание начерченного круга»

Цель работы: определить уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними.

Оборудование: карточки размером 6 х 6 см из ватмана, на которых начерчены циркулем 2 концентрических круга диаметрами 5 и 5,3 см (один в другом); ножницы длиной 18-20 см с закругленными концами и с режущей поверхностью в 70 мм; часы с секундной стрелкой или секундомер.

Процедура исследования: проводят с детьми 6 — 8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут ножницы и карточку с изображенными на ней концентрическими кругами. Дают задание: «Посмотрите, здесь нарисованы два круга. Постарайтесь вырезать первый из них (показать какой –линия внешнего круга), не разрезая второй (внутренний)». Продолжительность выполнения задания фиксируют по секундомеру или по часам с секундной стрелкой.

Анализ результатов. При наличии готовности к обучению в школе ребенок выполняет это задание не более чем за 1 мин и допускает не более двух неточностей (надрезов внешнего или внутреннего круга).

«Домик» (методика Н.И.Гуткиной)

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Тест «Корректурная проба»

Цель: исследовать уровень произвольной регуляции поведения, определить, уровень работоспособности.

Стимулъный материал. Стандартный лист бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники, крути и т.д.); образец, который поможет ориентироваться в задании ( схема инструкции).

Инструкция . Посмотри внимательно на эти фигуры. Ты должен будешь вычеркивать некоторые из них по определенному правилу. Запомни его хорошенько. Круг ты вычеркиваешь прямой линией сверху вниз, квадрат — косой линией слева направо, а треугольник перечеркиваешь крест — накрест. (возможен повтор инструкции). Ты запомнил, что и как надо делать? Повтори, пожалуйста, а потом начинай работать.

Проведение теста. Сначала детям дают лист бумаги с нарисованными фигурами и простой карандаш. После устной инструкции дети повторяют задание, чтобы можно было проверить, правильно ли они его поняли и хорошо ли запомнили. Затем их просят проводить вертикальную черту после каждой минуты работы. Если дети плохо поняли инструкцию, положите перед ними заготовленный образец — схему, сказав, что на этой схеме изображено все, что надо делать, и в случаях затруднения можно смотреть на нее. После того как ребенок начал выполнять задание, взрослый засекает время и через каждую минуту напоминает: проведи черту. Сам ребенок следить за временем не должен. В процессе работы отмечают, через какое время начинает снижаться работоспособность детей. Когда появляется много ошибок и пропущенных фигур, а ребенок больше смотрит в окно, чем на лист, взрослый говорит: «Ну все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен». Фразу можно немного изменить, сказав, что осталось зачеркнуть еще одну строчку. После этого Вы должны внимательно посмотреть, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Анализ результатов. Прежде всего, анализируют умение детей принять задание, а также форму, в которой это задание принимается.

Низкий уровень произвольности и работоспособности: дети вообще не могут принять задание, отвлекаются даже при наличии схемы, делают много ошибок уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная фигура. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть таких детей к работе.

Более высокий уровень: дети 6,5-7 лет в норме должны воспринимать словесную инструкцию. Схема деятельности «выстраивается» в сознании ребенка, и потому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Именно такой уровень оптимален для школы.

Дети, которые в этом возрасте нуждаются во внешней схеме, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают задание. Просто им необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, к учебной деятельности не готовы.

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка

3.Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Читайте также:  Май тест икс про программа для тестирования

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Стандартная беседа с дошкольниками «О школе» (автор Нежнова Т.А)

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

Варианты ответов и их оценка:

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов

Источник



Методика «Вырезывание круга»

Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель: Определить уровень развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1. Определить уровень развития координации движений кисти рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. .

2. Определить уровень развития быстроты движений кисти рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Определить уровень развития регуляции размаха и точности

движений рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Определить уровень развития скоростно-силовых способностей

пальцев рук детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5. Определить соразмеренность движений руки и глаза детей среднего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

6. Определить уровень развития динамической координации рук детей

среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для проведения работы из научно­ методической литературы были отобраны методики, направленные на выявление и оценку уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста. Это методики: «Змейка», «Лабиринт», «Вырезывание круга» (Н.О.Озерецкого), тест «Речка» (С.О.Филиппова), тест «Скатай шарик» (Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревич), тест «Дорожка» (М.Безруких), тест «Штриховка» (М. Безруких), тест «Сложи квадрат».

Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук

Оборудование: бланк «Змейка» (см.рис)

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается в течение 30 секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой.

Критерии оценки:при оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек, нанесенных испытуемым, а затем из полученного числа вычитывается общее количество точек, поставленных вне кружка или на его границе. Полученное число (баллы) будут являться показателем успешного выполнения задания.

Выше 34 баллов — высокий уровень

27-33 балла — выше среднего

18-26 баллов — средний уровень

12-17 баллов — ниже среднего

До 11 баллов — низкий уровень

Цель:выявление уровня развития динамической координации руки

Описание процедуры исследования : испытуемому предлагается провести непрерывную линию, повторяя все изгибы лабиринта, но, не «дотрагиваясь» до его «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд без перерыва. Инструктаж сопровождается демонстрацией. Для левшей упражнение выполняется левой рукой.

Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается:

1. выход за пределы лабиринта;

2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;

3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении.

Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков).

Методика «Вырезывание круга»

Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук

Оборудование: бланк «Вырезывание круга»

Описание процедуры исследования:ребенку предлагается вырезать круг диаметром 5 см., ограниченный с двух сторон линиями на расстоянии 1 мм. На выполнение задания отводится 1 минута (для левшей задание выполняется левой рукой).

Критерии оценки:задание считается выполненным отлично, если ребенок за заданное время вырезал круг, практически не отклоняясь от центральной линии. (Небольшие отклонения возможны не более 2 раз).

Выполнение теста можно считать хорошим, если при вырезывании круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании).

Удовлетворительным вырезанный круг является в том случае, когда линия разреза не выходит, но касается ограничительных линий и выглядит не округлой, а ломанной (имеются углы при разрезании).

Ребенок справился с заданием плохо, если:

1. не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно;

2. линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз.

Работа считается не выполненной в том случае, если:

Читайте также:  Тест дорки амен для девочек

1. испытуемый не уложился во времени и выполненная часть работы не

отвечает удовлетворительной оценки;

2. при вырезывании кружка испытуемым не соблюдались, перечисленные

выше требования, т.к. имеются множественные выходы за

Цель:определение уровня регуляции размаха и точности движений.

Описание процедуры исследования:ребенку дается бланк для графического упражнения и карандаш (фломастер), предлагается сделать 15(20) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега речки»). Эти штрихи чертятся по вертикальным линиям клеток тетрадного листа. Перед началом упражнения детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий, не искривляя их и не заводя карандаш за «берега речки». Объяснение сопровождается показом нанесения штрихов.

5 баллов — задание выполнено полностью, без искажений линий и

захождения за «берега речки». Допускается не выполнения одной линии.

4 балла — задание выполнено с незначительными искажениями линий и захождениями за «берега».

3 балла — задание выполнено со значительными искажениями линий и захождениями за линию «берега».

Источник

Медицинские интернет-конференции

К вопросу готовности детей к обучению в школе

Стрельцова М.А., Ильясова Д.Г.

Подготовка к обучению в школе – один из самых серьёзных моментов в жизни ребёнка и его родителей, особенно в настоящее время в связи с большой сложностью и загруженностью школьных программ. Многие родители и педагоги пытаются решить проблему неготовности ребенка к школе при помощи тренировки его навыков. Однако умение ребенка читать, писать, выполнять простые арифметические действия не означает, что он готов к систематическому обучению в школе.

Цель исследования: изучить функциональную готовность к систематическому обучению в школе и физическое развитие детей занимающихся в подготовительном классе.

Материалы и методы: было проведено изучение функциональной готовности детей подготовительного класса школы № 52 г. Краснодара к систематическому обучению. В классе обучаются 30 детей в возрасте 6-7 лет, из них 12 – девочек и 18 мальчиков. У детей проводили тест Керна-Ирасека, манометрический тест, оценивали качество звукопроизношения. Физическое развитие оценивали методом сигмальных отклонений.

Проведенные исследования вначале обучения показали, что сумма баллов по тесту Керна-Ирасека у детей колебались от 4 до 10. При этом у девочек результат составил в среднем 5,9, а у мальчиков 6,4 балла (р>0,05). Трое детей на момент обследования по результатам теста Керна-Ирасека оказались не готовы к систематическому обучению в школе (более 10 баллов), 12 к школе готовы (4-5 баллов). Манометрический тест за одну минуту не смогли выполнить 20 дошкольников, 4 девочки и 16 мальчиков. Через 6 месяцев обучения не готовым к школе был один ребенок (11 баллов), условно готовыми 17 детей, готовыми 12. Манометрический тест за одну минуту не смогли выполнить 8 человек, из них 7 мальчиков и одна девочка. Дефекты звукопроизношения имеют двое детей (1 девочка и 1 мальчик).

Оценка физического развития выявила нарушения у 37% детей, у 5 детей (3 девочки и 2 мальчика) общую задержку физического развития, у 6 (5 мальчиков и 1 девочки) ухудшенное и плохое физическое развитие, причем, с избытком массы тела. Детей с недостатком массы тела не выявлено.

Таким образом, проведенные исследования показали, что обучение в подготовительном классе школы, направленное в основном на развитие навыков чтения, письма и счета, не всегда способствует развитию психологической, эмоциональной и физиологической готовности детей к обучению.

Источник

Диагностика дошкольников методики

140 психологических методик

для диагностики дошкольников от 3 до 7 лет в одном издании!

Весь стимульный материал методик в хорошем цифровом качестве и уже подогнан по размерам страниц А4

Содержание сборника можете использовать как чек-лист ⇓ ⇓ ⇓

Методики для диагностики дошкольников

Диагностика памяти у дошкольников методики:

  • «Повтори рисунки» Диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления (3-4 года)
  • «Цепочка действий» Диагностика самоконтроля и произвольного запоминания (3-4 года)
  • «Запомни рисунки» Определение объема кратковременной зрительной памяти (3-5 лет)
  • «Узнай фигуры» Диагностика способности к узнаванию (3-5 лет)
  • «Нелепицы» Оценка элементарных образных представлений о мире, умения логически рассуждать (4-7 лет)
  • «10 предметов» Диагностика способности к узнаванию (5-6 лет)
  • «10 слов» Изучение объема и скорости запоминания (5-6 лет)
  • «Выучи слова» Определение динамики процесса заучивания (6-7 лет)
  • «Запомни фразы» Оценка смысловой памяти (6-7 лет)
  • «Запомни цифры» Определение объема кратковременной слуховой памяти (6-7 лет)
  • «Картинки» Оценка кратковременной и долговременной зрительной памяти (6-7 лет)
  • «Назови слова» Определение запаса слов, хранящихся в активной памяти (6-7 лет)
  • Оценка механической памяти и способности к осмысленному запоминанию (6-7 лет)
  • «Пиктограмма» Оценка объема опосредованной памяти и уровня развития образного мышления (6-7 лет)

Диагностика мышления у дошкольников методики:

  • «Времена года» Диагностика уровня развития образно-логического мышления (3-4 года)
  • «Кому чего не достает?» Диагностика мышления (3-4 года)
  • «Лишний предмет» Исследование процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения (3-6 лет)
  • «Вырежи фигуры» Диагностика наглядно-действенного мышления (4-5 лет)
  • «Пройди через лабиринт» Диагностика уровня интеллектуального развития (4-5 лет)
  • «Раздели на группы» Оценка образно-логического мышления (4-5 лет)
  • «Что здесь лишнее?» Исследование процессов образно-логического мышления, умственных операции анализа и обобщения (4-5 лет)
  • «Тест Когана» Диагностика схематического мышления (4-6 лет)
  • «Определение времени года по картинкам» Оценка запаса сведений об окружающем мире (5-6 лет)
  • «Обведи контур» Диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления (5-7 лет)
  • Перцептивное моделирование Выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа (5-7 лет)
  • «Последовательные картинки» Исследование логического мышления, способности делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи (5-7 лет)
  • «Самое непохожее» Диагностика познавательного развития (5-7 лет)
  • «Соедини фигуры» Диагностика наглядно-действенного мышления (5-7 лет)
  • Цветные прогрессивные матрицы Равена Измерение общего интеллекта (5-7 лет)
  • Выделение существенных признаков понятий Исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных (6-7 лет)
  • Нахождение недостающих деталей Диагностика восприятия (6-7 лет)
  • Оценка словесно-логического мышления (6-7 лет)

Диагностика внимания у дошкольников методики:

  • «Запомни и расставь точки» Оценка объема внимания (4-6 лет)
  • «Найди и вычеркни» Определение продуктивности и устойчивости внимания (4-6 лет)
  • «Найди несколько различий» Выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение (5-6 лет)
  • «Проставь значки» Оценка переключаемости и распределяемости внимания (5-6 лет)
  • «Кольца» Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания (6-7 лет)
  • «Переплетенные линии» Оценка устойчивости и концентрации внимания (6-7 лет)
  • «Цифровая таблица» Определение объема внимания, скорости его распределения и переключения (используется при овладении счетом) (6-7 лет)

Диагностика воображения дошкольников методики:

  • «Вербальная фантазия» Оценка быстроты воображения, оригинальности и эмоциональности образов (6-7 лет)
  • «Нарисуй что-нибудь» Оценка уровня развития фантазии (6-7 лет)
  • «Невербальная фантазия» (6-7 лет)
  • «Придумай игру» Оценка уровня развития фантазии (6-7 лет)
  • «Придумай рассказ» Оценка уровня развития воображения (6-7 лет)
Читайте также:  Тестовые задания по МДК 04 01 Теория и практика сестринского дела тест по теме

Диагностика восприятия у дошкольников методики:

  • «Коробочка форм» Исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов (3-4 года)
  • «Узнай, кто это» Тест на восприятие (3-5 лет)
  • «Какие предметы спрятаны в рисунках?» диагностика познавательных способностей (4-6 лет)
  • «Найди квадрат» Выявление способности к дифференцированному восприятию (5-6 лет)
  • «Что не дорисовано?» Уровень развития восприятия (5-6 лет)
  • «Эталоны» Исследование степени обобщенности сенсорных эталонов, уровень интериоризации действий восприятия (5-6 лет)
  • «Пиши кружочками» Оценка фонематического слуха (6-7 лет)
  • Тест фонематического слуха (6-7 лет)
  • «Чем залатать коврик» Диагностика уровня восприятия (6-7 лет)
  • «Чтение схем-слов» Оценка фонематического слуха (6-7 лет)

Диагностика речи у дошкольников методики:

  • «Расскажи по картинке» Определение активного словарного запаса (3-5 лет)
  • Выделение основной мысли прочитанного текста (5-6 лет)
  • Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи (6-7 лет)

Диагностика эмоциональной сферы дошкольников методики:

  • Диагностика наличия страхов (3-7 лет)
  • «Сказка» (3-5 лет)

Диагностика воли у дошкольников методики:

  • Методика А. Карстен Оценка степени волевой активности при достижении результата в неблагоприятных условиях (5-7 лет)
  • Методика А.В. Запорожца Выявление уровня развития целенаправленных волевых действий, содержание нравственных мотивов поведения, соподчинение мотивов (5-7 лет)
  • Методика В.И. Калин Оценка способности выполнять задание в условиях воздействия помех (5-7 лет)
  • Методика Н.А. Самарина Оценка зависимости волевого усилия от степени осознанности и мотивации установки (5-7 лет)
  • Методика Ш.Т. Чхартишвили Оценка степени волевой активности детей при выполнении задания (5-7 лет)
  • Методика Я.З. Неверович Оценка влияния цели и мотивов на формирование волевого поведения (5-7 лет)
  • «Да и нет» Оценка умения ребенка действовать по правилу (6-7 лет)
  • «Домик» Оценка умения действовать по образцу (6-7 лет)
  • «Образец и правило» Выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, уровня развития наглядно-образного мышления (6-7 лет)
  • «Палочки и крестики» Определение уровня саморегуляции и самоконтроля (6-7 лет)
  • «Рисование по точкам» Оценка уровня ориентировки на заданную систему требований (6-7 лет)

Изучение личности дошкольника методики:

  • «Детский апперцептивный тест» Исследование содержания потребностей, конфликтов, установок личности (3-7 лет)
  • «Эмоциональное отношение к моральным нормам» (3-7 лет)
  • «Влияние выразительной стороны иллюстрации на отношение дошкольника к литературному герою» (3-7 лет)
  • «Изучение негативных личностных проявлений» (3-7 лет)
  • «Понимание эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» (3-7 лет)
  • «Проявление отзывчивости у детей в семье» (3-7 лет)
  • «Социальные эмоции» (3-7 лет)
  • «Характер оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи» (3-7 лет)
  • «Выбор в действии» Изучение и оценка межличностных отношений в группе (4-7 лет)
  • «Выбери нужное лицо» Оценка уровня тревожности (4-7 лет)
  • «Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок» (4-7 лет)
  • «Эмоциональные реакции детей на смешные изображения» (4-7 лет)
  • «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» (4-7 лет)
  • «Два домика» Коммуникативные особенности (5-7 лет)
  • «Влияние художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников» (5-7 лет)
  • «Осознание детьми нравственных норм» (5-7 лет)
  • «Осознание мотивационных предпочтений» (5-7 лет)
  • «Самооценка и оценка личностных качеств детей группы» (5-7 лет)
  • «Изучение уровня самосознания» (5-7 лет)
  • «Уровень притязаний детей в различных видах деятельности» (5-7 лет)
  • «Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений» (5-7 лет)
  • Каков ребенок в отношениях с окружающими людьми? Оценка коммуникативных качеств личности (5-7 лет)
  • «Неоконченные рассказы» Изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая (5-7 лет)
  • «Несуществующее животное» Диагностика наличия проблем во взаимоотношениях с окружающим миром (5-7 лет)
  • «Три вопроса» Изучение субъективного переживания старшими дошкольниками своих отношений со взрослыми (5-7 лет)
  • «Три линии» Изучение уровня самооценки (5-7 лет)
  • «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (5-7 лет)
  • «Самооценка и моральное поведение» (6-7 лет)
  • «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (6-7 лет)
  • «Какой я?» Определение самооценки ребёнка (6-7 лет)
  • «Лесенка» Определение самооценки ребёнка (6-7 лет)

Тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе:

  • Тест Бендер Исследование зрительно-моторной координации (3-7 лет)
  • «Исключение неподходящей картинки» Исследование аналитико-синтетической деятельности (4-7 лет)
  • «Графический диктант» Выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого (5-7 лет)
  • «Загадки» Выявление понимания ребенком иносказательного смысла загадок (5-7 лет)
  • «Корректурная проба» Исследования волевой готовности к обучению (5-7 лет)
  • «Лабиринт» Оценка умения соблюдать правила (5-7 лет)
  • Самодиагностика для родителей (5-7 лет)
  • «Составление целого из частей» Выявление степени овладения зрительным синтезом, сформированности наглядно-образных представлений (5-7 лет)
  • «Способность к обучению в школе» Психологическая готовность к обучению, уровень умственного развития ребенка (5-7 лет)
  • Тест Керна-Йерасека Ориентировочный тест школьной зрелости (5-7 лет)
  • Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека (6-7 лет)
  • «Учебная деятельность» Определение уровня овладения элементами учения (5-7 лет)
  • Запоминание 10 слов, не связанных по смыслу (6-7 лет)
  • «Опосредованное запоминание» Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента (6-7 лет)
  • Определение уровня развития мелкой моторики рук (6-7 лет)
  • «Построение «заборчика» Способность удерживать инструкцию и контролировать свои действия (6-7 лет)
  • «Различение правой, левой стороны» Выявление ориентировки в схеме тела (6-7 лет)
  • «Рисунок школы» Определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности (6-7 лет)
  • «Систематизация» Оценка овладения элементами логического мышления (6-7 лет)
  • Стандартная беседа Нежновой Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность (6-7 лет)
  • «Схематизация» исследование уровня развития наглядно-образного мышления (6-7 лет)
  • Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности (6-7 лет)
  • «Тест словаря» Исследование активного и пассивного запаса слов (6-7 лет)
  • «Установление закономерностей» Выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии (6-7 лет)

Динамическая организация двигательного акта

  • «Ассиметричное постукивание»
  • «Графические пробы»
  • «Перебор пальцев»
  • Реципрокная координация движений (пробы Озерецкого)

Диагностика межличностных отношений дошкольников методики:

  • «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
  • Проективный тест «Рисунок семьи»
  • «Моя семья» — «Семья, которую хочу»
  • Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи
  • Распознавание типов воспитания по рисункам
  • Опросник для родителей «Типы воспитания детей»
  • Шкала соперничества между детьми
  • Примеры типичных высказываний и жалоб родителей при неприятии ими своего ребенка
  • Шкала степени отверженности ребенка в семье

Стрессовые ситуации в жизни ребенка

  • Симптомы нервно-эмоционального напряжения у детей
  • Симптомы стресса на уровне психики
  • Физические проявления стресса
  • Шкала самооценки ребенка

Все вышеуказанные методики входят в

Источник

Adblock
detector