Меню

Конспект урока по окружающему миру на тему Книжная мудрость и искусство

Конспект урока по окружающему миру на тему «Книжная мудрость и искусство»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Мезенский педагогический колледж»

Конспект пробного урока

по окружающему миру,

проведенного в 3 «А» классе

МБОУ СОШ № 21 г. Орла

Седых Елизаветой Евгеньевной

Тема: «Книжная мудрость и искусство»

Учебник: Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир»3 класс, часть 2.

Цель: создание условий для формирования целостного представления о том, как появились книги.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;

— учить различать виды искусства;

— учить объяснять значение искусства и книжной мудрости для жизни человека;

— развивать творческие способности детей, речь;

— развивать бережное отношение к книгам;

— развивать интерес к чтению познавательной литературы.

— формировать умение ориентироваться в учебнике;

— перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

— формировать умение извлекать информацию из текста;

— формировать умение ставить учебные задачи;

— формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— формировать умение работать в группе;

— формировать умение слушать и понимать других.

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

— воспитывать любовь к родной стране, ее культуре

— воспитывать уважение к людям труда, взаимоуважения.

Образовательные ресурсы урока: тестовое задание.

— Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник: 3 класс

— Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 2.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)

1.Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

II. Актуализация знаний (4-5 мин.)

1.Проверка (самопроверка) домашнего задания.

Давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.

Кто готов рассказать нам про зодчество?

А) Фронтальный опрос.

Пересказ текста «Развитие Русской культуры. Зодчество» стр. 72-73.

Б) Индивидуальная работа (по карточкам).

Тест по теме « Возвышение Москвы»

1.Какой город стал центром объединения Русских земель?

А) Тверь Б) Суздаль В) Владимир Г) Ярославль

2.Кем была основана Москва?

А) Иваном Калитой Б) Дмитрием Донским

В) Александром Невским Г)Юрием Долгоруким

3.Почему к Москве потянулись купцы и ремесленники?

А)Там была сильная дружина Б) Там пересекались водные пути

В) Там люди чувствовали себя под защитой

4. Имя сына Александра Невского, при котором Москва стала удельным княжеством?

а) Князь Александр Б) Князь Иван III

В) Князь Дмитрий Г) Даниил

5.Название городов, которые входили в состав Московского княжества в XIII веке?

А) Москва и Суздаль Б) Москва и Звенигород В) Москва и Тверь

6. Что способствовало расширению границ Московского княжества?

А) Междоусобные воины Б) Географическое положение и умная политика

В) Частое нападение монгольских войск

7.За что московский князь получил прозвище Иван Калита?

А) Был мудрым Б) Строил новые ограждения

В) Всегда носил на поясе кошелёк с деньгами

8.Что было на месте Красной площади при Иване Калите?

А) Собор Б) Княжеские палаты

В) Кремль Г) Торжище

9. Из какого материала был построен в XIII веке Московский Кремль?

А) Камень Б) Дерево В) Кирпич

Проверка теста. Учитель читает вопрос, дети называют правильный ответ.

III. Постановка учебной задачи (3-4 мин.)

1.Введение в тему урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.

— Ребята, сейчас я прочитаю вам загадку. Отгадав её вы станете ближе к теме нашего урока.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 76

— Какая тема нашего сегодняшнего урока? (книжная мудрость и искусство)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Мы сегодня поговорим о книге, об истории создания книгопечатания, об искусстве, о влиянии искусства на жизнь людей.

— Какова цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с историей книгопечатания и искусством.

IV. Открытие нового знания (8-10 мин.)

Работа по учебнику.

hello_html_59ed29dd.jpg

— Почему творчество Андрея Рублева занимает особое место в истории русской живописи? (его произведения отличает возвышенная одухотворенность).

Рассмотрите известную работу «Троица». Она была написана в 15 в. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. В центре изображена фигура, символизирующая Бога Отца, слева – Бога сына, справа – Бог Дух Святой

— Что вы можете сказать, глядя на картину? Какое настроение она вызывает?

Голова каждого смиренно склонена, окруженная золотистым ликом. Лица выделяют классические тонкие черты лица, спокойная полуулыбка. Образы говорят о том, что милая беседа приятна и понятна им. В руках у ангелов скипетры, символы власти.

— Какие цвета художник использует в своей работе? (голубой, золотой)

Очень красивы и чисты ее краски, особенно нежно-голубая, которая в сочетании с золотыми тонами словно воссоздает цвет синего неба. В одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.

Продолжаем чтение. Дети читают про «Домострой»

«Домострой» книга, которая содержит сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы

Читайте также:  Руководство по эксплуатации терминала Ingenico ICT220

— Как вы поняли этот отрывок? О чем говорится в «Домострое»?

В этом отрывке говорится о том, что мать и отец должны заботиться о своих детях. Любить и беречь их. А за провинности наказывать. Отец учит сыновей различному мастерству, а мать учит дочерей рукоделию и как вести домашнее хозяйство. А дети должны почитать родителей. Как гласит заповедь: «Почитай родителей и благословенен будешь на земле».

— Вы уважаете своих родителей, слушаетесь их?

Найдите фразу «учить страху Божию» это значит жить по заповедям. Главная заповедь «Возлюби ближнего как самого себя»

— Как вы это понимаете?

Это значит, что к людям надо относиться так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

hello_html_m7e6707e1.jpg

— Назовите имя мастера, который отлил знаменитую Царь – пушку? (Андрей Чохов)

— Как вы думаете, почему называется «Царь – пушка»?

— Какой вес пушки? (40 тонн)

hello_html_1efcc2c4.jpg

Иван Фёдоров напечатал первую книгу «Апостол» 1 марта 1564. В издании много иллюстраций: на форзаце изображён апостол Лука. Кроме «Апостола», в Москве вышла книга «Часовник»- содержащая различного рода молитвы. Также были напечатаны «Учительное Евангелие», «Псалтырь».

Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки.

В 1909 году в Москве Ивану Фёдорову был открыт памятник.

Физкультминутка

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

V. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин.)

Работа в группах.

Сейчас мы с вами разделимся на группы и поработаем. 1 группа – 1 ряд, 2 группа- 2 ряд, 3 группа – 3 ряд.

1 группа читает отрывок про искусство, кратко в двух предложения говорит, о чем он, а затем составляет вопрос для других групп. 2 группа читает про «Домострой» также кратко говорит, о чем он и задает вопрос другим группам. 3 группа читает про ремесленников и книгопечатание. Задание тоже.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 мин.)

Давайте проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Кто может пересказать текст.

VI I. Рефлексия (итог урока). Оценка учителем достижений учащихся (3-4 мин.)

— Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке преодолеть лень и плодотворно потрудиться.

-Вспомним, какова была цель урока? Достигли ли мы этой цели?

На уроке мне было …

Наш урок я хочу закончить стихотворением Б.Раевского

Источник



Книжное царство – мудрое государство. 3-й класс

  1. Развивать память, внимание, речь, мышление, воображение, смекалку.
  2. Расширять читательский кругозор детей.
  3. Воспитывать у учащихся интерес и бережное отношение к книгам.
  • карточки с правилами пользования книгами;
  • карточки с пословицами;
  • листы ватмана с названиями страниц устного журнала;
  • магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель. У человечества есть чудесное творение, но мы редко задумываемся над его ценностью. А оно всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить чему-то, дать добрый совет.

— Ребята, о каком чуде идет речь?

— Правильно! Это книга.

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…

— Говорить мы сегодня с вами будем о книгах, истории их возникновения, значении книг в жизни человека, о бережном отношении к книгам. Занятие мы проведем в виде устного журнала.

III. Устный журнал.

Первая страница «Историческая».

1-й ученик. Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Древние индейцы использовали узелковое письмо. Здесь все играло роль – цвет веревки, величина узелка, его расположение. В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, и нанизывали их на крепкую бечевку.

2-й ученик. Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали, из них составлялись книги и даже целые библиотеки. А во 2 веке до нашей эры мастера в Пергамском царстве изготовили из кожи животных новый материал для письма – пергамент, но этот материал был очень дорогим. На создание одной книги могло уйти целое стадо животных.

3-й ученик. В средние века римляне писали книги от руки на листах пергамента, сворачивая готовые листы в свитки. Чуть позднее листы пергамента стали соединять в тетради. Чтобы листы не сворачивались, тетради сшивали вместе, и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой вы привыкли.

4-й ученик. А бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Только спустя семьсот первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.

Читайте также:  РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

5-й ученик. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина.

6-й ученик. Но и с изобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.

Учитель. А кто же был первым книгопечатником на Руси?

7-й ученик. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 с лишним лет назад. 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Современные печатные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.

8-й ученик. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев. И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.

Источник

Урок по окружающему миру на тему «Книжная мудрость и искусство» (3 класс)

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

УМК: Развивающая система обучения Л. В. Занкова

Тема: Книжная мудрость и искусство.

Цель: создание условий для формирования целостного представления о том, как появились книги.

Образовательная – сформировать представление о истории возникновения книг, сформировать умение извлекать нужную информацию из текста.

Развивающая – развивать речь, интерес к чтению познавательной литературы.

Воспитывающая – воспитывать любовь к родной стране, её культуре.

Оборудование: м/м презентация, учебник

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

— сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Актуализация знаний (подготовить обучающихся к изучению нового материала)

— Что изучали на прошлом уроке?
— Какие города входят в Золотое кольцо России?

Отвечают.
— Кострома, Сергиев посад, Суздаль, Владимир, Ярославль, Переславль-Залесский.

— формулирование собственного мнения.

— умение строить речевое высказывание,

— планирование своих действий;

Постановка темы и цели урока (определение темы и цели урока)

— Ребята, сейчас я прочитаю вам загадку. Отгадав её вы станете ближе к теме нашего урока.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. Что это?

— Откройте учебник на стр. 76

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

— Какова цель нашего урока?

— Книжная мудрость и искусство.

— Мы сегодня поговорим о книге, об истории создания книгопечатания, об искусстве, о влиянии искусства на жизнь людей.

— познакомиться с историей книгопечатания и искусством.

— планирование своих действий;

— формулирование собственного мнения.

Открытие нового знания (изучение нового материала)

— Прочитайте три абзаца на странице 76.

— Скажите, почему творчество Андрея Рублева занимает особое место в истории русской живописи?

— Рассмотрите известную работу «Троица». (слайд 2) Она была написана в 15 в. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. В центре изображена фигура, символизирующая Бога Отца, слева – Бога сына, справа – Бог Дух Святой

— Что вы можете сказать, глядя на картину? Какое настроение она вызывает?

— Какие цвета художник использует в своей работе?

— Прочитайте отрывок из книги «Домострой»

— Как вы поняли этот отрывок? О чем говорится в «Домострое»?

— «Домострой» книга, которая содержит сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы

— Вы слушаетесь своих родителей?

— Назовите имя мастера, который отлил знаменитую Царь – пушку? (слайд 3)

— Как вы думаете, почему называется «Царь – пушка»?

— Какой вес пушки?

— Иван Фёдоров напечатал первую книгу «Апостол» 1 марта 1564. В издании много иллюстраций: на форзаце изображён апостол Лука. Кроме «Апостола», в Москве вышла книга «Часовник»- содержащая различного рода молитвы.

— Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки.

— В 1909 году в Москве Ивану Фёдорову был открыт памятник. (слайд 4)

— его произведения отличает возвышенная одухотворённость.

Источник

Тесты по окружающему миру. «Перспектива», 3 класс.

Автор презентации: Бурцева Наталья Юрьевна

18 тестов для проверки усвоения тем, изучаемых в курсе окружающего мира в третьем классе по УМК «Перспектива» были составлены в процессе работы по данной программе и опробированы автором и его коллегами.

Читайте также:  Тесто для пиццы без дрожжей — 9 рецептов тонкого и вкусного теста

Данные тесты составлены в соответствии с содержанием материала в учебнике. Они помогут определить качество усвоения пройденных тем и выявить пробелы в знаниях, что очень важно и для учителя, и для учащихся. Повторное выполнение работы с опрой на текст учебника поможет ликвидировать пребелы в знаниях учащихся.

Буду рада, если проделанная мною работа поможет учителям в подготовке к урокам и сэкономит время.

«Методы изучения окружающего мира»

Назови способы изучения окружающего мира ____________________________________________________________Перечисли этапы проведения наблюдения и опыта. ___________________________________________________________,___________________________________________________________

Что такое справочная литература ________________________________________________________________________________________________________________________Книга, содержащая обзор знаний об окружающем мире, называется ____________________________________________________________Какие сведения и в какой форме содержатся в атласе? ________________________________________________________________________________________________________________________Что такое путеводитель? ________________________________________________________________________________________________________________________

1. План местности — это точный чертёж местности, выполненный с помощью _________________________________________________

2. Раскрась кружок рядом с картинкой, которая не является планом.

3. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости называется ________________________.

4. Во сколько раз на плане и карте уменьшены действительные расстояния показывает ____________________________.

5. На карте вода обозначена ______________________ цветом,

горы ________________________ цветом, а суша _________________ и _________________________ цветами.

6. Закончи предложения.

Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой называются ______________________ их еще называют ________________________.

Сравнительно небольшие участки суши со всех сторон окружённые водой — это __________________________ .

Материк или часть материка с прилегающими к нему островами называется __________________________________________________.

7. Подчеркни названия материков:

Австралия, Европа, Африка, Азия, Антарктида, Евразия, Северная Америка, Америка, Южная Америка.

8. Подчеркни названия частей света:

Австралия, Европа, Африка, Азия, Антарктида, Евразия, Северная Америка, Америка, Южная Америка.

9. На карте мира (политической карте) изображены ____________________________________________________ .

10. Всего в мире более ____________________ стран, в которых живут около _________________________ народов.

«Путешествуя познаём мир. Транспорт. Средства связи.»

1. Чтобы путешествие прошло успешно, нужно _____________________________________________________________

2. В пути необходимо соблюдать ________________________________

3. Распределите их в две группы:

Не повреждай деревья и кустарники

Отношение к природе

Не разводи костры вне специально отведенных для этого мест

Перед путешествием познакомься со знаками вежливости, принятыми в тех местах, куда едешь

Твоя одежда не должна нарушать местных приличий

Обязательно учитывай особое отношение местных жителей к женщинам, детям и старикам

Не причиняй беспокойства диким животным

Отношение к местным обычаям и традициям

Любое угощение следует принимать с благодарностью

Не собирай растения или отдельные их части

Не засоряй почву, не оставляй мусор после себя.

При встрече с местными жителями приветствуй их так, как принято в этой местности

4. Какие животные издавна помогали людям передвигаться по земле? ___________________________________________________________.

5. Транспорт можно разделить на три вида ________________________

6. Важным изобретением в истории сухопутного транспорта стало ____________________________________________________________.

7. В развитии различных видов транспорта большую роль сыграло изобретение _________________________________________________.

8. Самый молодой вид транспорта ______________________________.

9. Перечисли различные виды транспорта, в которых не используется двигатель ____________________________________________________

10. Информация — это __________________________________________

11. В старину для передачи сообщений люди использовали различные __________________________, например _________________________

12. Люди, которых специально отправляли с сообщениями, в старину назывались ______________________________, на смену им пришли

_________________________________, теперь корреспонденцию нам доставляет _________________________________.

13. Перечисли средства связи __________________________________

14. Перечисли источники информации ___________________________

«Из чего состоит всё»

Природа – это ___________________________________________________К живой природе относится то, что ___________________________________________________________________________________________________.

К неживой природе относится то, что ________________________________________________________________________________________________.

Вещества — это ____________________________________________________________________________________________________________________

все вещества имеют различные _______________________.

Всё, что нас окружает можно разделить по свойствам на три большие группы ________________________________________________________.Самое главное вещество на планете _____________________, потому что_________________________________________________________________.

«Вещества и их свойства. Воздух, вода.»

Все природные объекты и объекты, созданные человеком, состоят из ________________________________________Каждое _____________________________ имеет определённые ________________________, которые используются человеком.Все объекты вокруг нас находятся в одном из трёх состояний: ______________________________________________________________________________________________________________________

Невидимое сокровище Земли – это ________________________. Это смесь ________________________.

В его состав входят _____________________________________

Он обладает такими свойствами: _________________________

Он необходим для _____________________________________

Без него не было бы ____________________________________

Самое распространённое на земле вещество — _______________В природе она встречается в трёх состояниях: _______________

Она обладает такими свойствами:__________________________

Благодаря переходу воды из одного состояния в другое в возникает ______________________________________________

Минералы – это ________________________________________Горные породы – это __________________________________________________________________________________________.

Полезные ископаемые – это _____________________________________________________________________________________

Приведи примеры полезных ископаемых __________________________________________________________________________

Месторождения – это ___________________________________________________________________________________________

Почва – это ___________________________________________________________________________________________________

Главное свойство почвы — ________________________________В почве содержатся минеральные соли – это ______________________________________________________________________

Запас солей в почве пополняется благодаря ______________________________________________________

Перечисли группы, на которые делятся растения _____________________________________________________________________________________________________________.В каждой группе растений много _________________________Все растения содержат __________________________________,которые необходимы для животных и человека.

Питательные вещества _________________ и ________________ образуются в растениях под действием ___________________________________________________.Растения забирают из воздуха ___________________________ и обогащают воздух __________________________________, они помогают Земле _________________ поэтому растения часто называют ______________________________________________*Больше всего различных видов в группе _______________________________________________________

Перечисли группы животных, которые известны тебе с уроков в 1 и 2 классах ________________________________________________________________________________________________________________

Перечисли группы животных, с которыми мы познакомились на прошлом уроке __________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Adblock
detector