Методика подготовки и проведения тестирования.
Продолжаем разговор о тестировании. Поговорим о методике проведения тестирования. Рассмотрим Виды тестирования по форме.
Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки и проведения тестирования.»
Методика составления и проведения тестов. Виды тестов по форме.
Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.
При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.
При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.
При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.
Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным мотивационным особенностям.
Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания применять их на практике.
Методика составления и проведения тестов.
Основными этапами любого тестирования являются:
Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и понятных учащимся.
Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
надежность, точность, лаконичность;
недопустимость применения двусмысленных вопросов;
использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и тренинге.
Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.
После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с помощью ключа
Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных работ и имеют право на апелляцию.
При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных группы тестов:
задание на выбор правильного ответа;
приведение в соответствие или классификацию объектов;
расположение объектов в определенном порядке;
“открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.
Виды тестов по форме.
Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.
1. Тесты – определители с одним правильным ответом.
Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу, 6. Фиджи.
а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных производств;
в) сосредоточение предприятий на одной территории;
г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.
Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие. Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:
1. специализация;
2. комбинирование;
3. кооперирование;
4. концентрация.
2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов, причем обходимо назвать их максимальное количество.
Летом тропические ВМ господствуют:
1) в тропическом климатическом поясе;
2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.
3. Тесты – определители, где все ответы правильные.
Крупными производителями автомобилей являются:
1) Япония;
2) Западная Европа;
3)США;
4 )все указанные регионы.
4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их количество (один, два, три и т. д.).
В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов – миллионеров:
5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.
Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:
1) холм;
2) ветер;
3) песок;
4) равнина;
5) овраг;
6) гранит.
6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.
Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:
1) траппы;
2) Саяны;
3) Таймыр;
4) лиственница;
5) Путорана.
7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или диаграмм.
На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на Земле:
8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или несколько заданий.
В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается высоки естественный прирост населения.
9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике, где названы примеры объектов, один из которых правильный.
Определите физико-экономический район России по данной характеристике: занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно – таежные почвы и лиственничные леса.
1) Русская равнина;
2) Горы Южной Сибири;
3) 3аподно – Сибирская равнина;
4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.
10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать самостоятельно.
По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.
11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты ответов.
По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла, шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):
1) влажные экваториальные леса;
2) средиземноморская;
3) саванны;
4) пустыни.
12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа. По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин, Дакка, Катманду).Ответ:
13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:
1)Гималаи
2)Уральские горы
3)Кордильеры
а) древняя складчатость
б) средняя складчатость
в) новая складчатость
14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не совпадает количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:
1)Урал
2)Хибины
3)3аподно-Сибирская равнина
4)Сихоте-Алинь
а) щит
б) молодая платформа
в) герцинская складчатость
г) мезозойская складчатость
15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных ответов.
Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:
1 .экваториальный
2. субэкваториальный
3. тропический
4. субтропический
а) тропические
б) умеренные
в) субэкваториальные
г) экваториальные
Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б
16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний” вариант. Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их размещения:
1. гидроэнергетика
2. металлургия алюминия
3. судостроение
4. сахарная промышленность
а) потребительский
б) сырьевой
в) энергетический
17. “Открытые” (или перспективные) тесты.
В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим названным требованиям.
Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова. Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __ метров, (равнины, абсолютной, 2000.)
Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает полную свободу действий тестируемого.
Назовите три основных государства Азии:
на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри – Ланка, Филиппины, Япония.
18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.
Источник
Методика составления и проведения тестов
Разделы: География
Тесты выполняют одновременно целый ряд функций:
1. Контролирующую;
2. Обучающую;
3. Развивающую;
4. Воспитывающую;
5. Диагностическую;
6. Прогностическую.
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении и при итоговом контроле.
При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученными учащимися на предыдущих уроках, но иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.
При закреплении или проверки текущего материала используются тесты-минутки рассчитанные на 10–15 мин урока и содержащие 5–10 вопросов.
При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом тесты охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест должен охватывать материал всего курса географии России в 9 классе или экономической и социальной географии мира в 10–11-х классах. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в течении 2 часов и содержат от 25 до вопросов и заданий.
Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работе учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал, для каждого конкретного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным мотивационным особенностям.
Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего Задания, в отдельных случаях можно предложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать полученные знания применять их на практике.
Методика составления и проведения тестов.
Основными этапами любого тестирования являются:
- Целеполагание т.е постановка конкретных целей перед тестированием и понятных учащимся.
- Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей школьной программе, учебникам и пройденному материалу.
- Разработка и конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов и заданий с учетом определенных требований:
надежность, точность, лаконичность;
недопустимость применения двусмысленных вопросов;
использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников для составления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных классов и школ, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися. - Подготовка участников тестирования заключается в мотивации, настрое и тренинге.
- Непосредственно тестирование должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.
- После проведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с помощью ключа
- Итогом результатов тестирования должен стать анализ результатов.
- Публикация результатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с результата тестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных работ и имеют право на апелляцию.
При всем многообразии тестовых задании можно выделить всего четыре основных группы тестов:
- задание на выбор правильного ответа;
- приведение в соответствие или классификацию объектов;
- расположение объектов в определенном порядке;
- “открытые” тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.
Виды тестов по форме.
Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тестовых заданий являются тесты-определители, составленные по принципу вопрос – ответ.
1. Тесты – определители с одним правильным ответом.
Сложность данного типа тестового задания зависит, от количества указанных ответов: два, три и т. д. Например: выделите страну, господствующей религией в которой является ислам: 1. Ангола, 2. Италия, 3. Пакистан, 4. Канада, 5. Перу, 6. Фиджи.
а) выпуск предприятием соответствующей продукции;
6) сосредоточение на одном предприятии технологически последовательно связанных производств;
в) сосредоточение предприятий на одной территории;
г) объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции.
Ли6о наоборот: вопросом является определение, а ответом – само понятие. Объединение предприятий с целью производства единой конечной продукции – это:
1. специализация;
2. комбинирование;
3. кооперирование;
4. концентрация.
2. Тесты – определители, где ответы идут с увеличением участвующих объектов, причем обходимо назвать их максимальное количество.
Летом тропические ВМ господствуют:
1) в тропическом климатическом поясе;
2) в тропическом и субтропическом климатических поясах;
3) в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.
3. Тесты – определители, где все ответы правильные.
Крупными производителями автомобилей являются:
1) Япония;
2) Западная Европа;
3)США;
4 )все указанные регионы.
4. Тесты – определители, имеющий несколько правильных ответов и указано их количество (один, два, три и т. д.).
В данном списке выделите два региона России, в которых нет городов – миллионеров:
- Центральный;
- Дальневосточный;
- Западно-Сибирский;
- Центрально-Черноземный;
- Волго-Вятский;
- Северо-Кавказский.
5. Тесты – определители, имеющие несколько правильных ответов, построенные по принципу выделения неправильных ответов, но неуказанно их количество.
Выделите объекты, относящийся к формам рельефа:
1) холм;
2) ветер;
3) песок;
4) равнина;
5) овраг;
6) гранит.
6. Тесты – определители построенные по принципу выделения неправильных ответов, имеют, как правило, в задании какие – либо отрицания.
Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:
1) траппы;
2) Саяны;
3) Таймыр;
4) лиственница;
5) Путорана.
7. Тесты – определители с использованием рисунков, графиков, схем или диаграмм.
На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на Земле:
8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса – утверждения и требует однозначного ответа “да” или “нет”. Альтернативный тест может содержать один или несколько заданий.
В развитых капиталистических странах ввиду высокого уровня жизни наблюдается высоки естественный прирост населения.
9. Опознавательные тесты, т.е. определение объекта по краткой характеристике, где названы примеры объектов, один из которых правильный.
Определите физико-экономический район России по данной характеристике: занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней платформой, преобладают плоскогорья, особенностью геологического строения являются траппы, на большей части территории климат резко – континентальный, на территории района находится “полюс холода; широко распространены мерзлотно – таежные почвы и лиственничные леса.
1) Русская равнина;
2) Горы Южной Сибири;
3) 3аподно – Сибирская равнина;
4) Средняя и Севере – Восточная Сибирь.
10. Определение объекта по краткой характеристике, ответ необходимо вписать самостоятельно.
По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного нейтралитета, столица является крупнейшим городом страны.
11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны варианты ответов.
По списку типичных животных определите природную зону Африки (Горилла, шимпанзе леопард, карликовый бегемот, окапи, птица – носорог):
1) влажные экваториальные леса;
2) средиземноморская;
3) саванны;
4) пустыни.
12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов ответа. По списку приграничных государств определите страну Азии (Исламабад, Пекин, Дакка, Катманду).Ответ:
13. Приведение в соответствие, причем количество вариантов первого первого столбика совпадает с количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие горные системы и их геологический возраст:
1)Гималаи 2)Уральские горы 3)Кордильеры | а) древняя складчатость б) средняя складчатость в) новая складчатость |
14. Приведение в соответствие, причем количество ответов первого столбика не совпадает количеством вариантов второго столбика.
Приведите в соответствие формы рельефа и тектонические структуры:
1)Урал 2)Хибины 3)3аподно-Сибирская равнина 4)Сихоте-Алинь | а) щит б) молодая платформа в) герцинская складчатость г) мезозойская складчатость |
15. Приведите в соответствие, подразумевающее вариативность правильных ответов.
Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них ВМ:
1 .экваториальный 2. субэкваториальный 3. тропический 4. субтропический | а) тропические б) умеренные в) субэкваториальные г) экваториальные |
Ответ: 1– а;2-а;3-а;4-а,б
16. Тесты на приведение в соответствие. В одном из столбиков есть “лишний” вариант. Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их размещения:
1. гидроэнергетика 2. металлургия алюминия 3. судостроение 4. сахарная промышленность | а) потребительский б) сырьевой в) энергетический |
17. “Открытые” (или перспективные) тесты.
В отличие от тестовых заданий, предполагающих необходимость самостоятельно вписать верный ответ, в “открытых” тестах в отдельных случаях не “связан” одним верным ответом, а имеет право самостоятельного выбора объектов, отвечающим названным требованиям.
Вставить пропущенные слова. При данной постановке вопроса у тестируемого, как правило нет самостоятельного выбора – необходимо вписать конкретные слова. Вставьте пропущенные слова: Низменность – это вид ______, с ____ высотой до __ метров, (равнины, абсолютной, 2000.)
Самостоятельно вписать примеры – данный вид тестового задания подразумевает полную свободу действий тестируемого.
Назовите три основных государства Азии:
на выбор: Бахрейн, Бруней, Кипр, Мальдивские о-ва, Сингапур, Тайвань, Шри – Ланка, Филиппины, Япония.
18. Тесты связанные с заполнением таблицы без вариантов ответа.
Воздушные массы | Район формирования | Температура и влажность |
Жаркая и влажная | ||
тропические | ||
Умеренные широты над океаном | Лето: Зима: | |
антарктические |
19. Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.
Заполните таблицу, используя предложенные варианты ответов:
Страна | Столица | Форма правления | Административно-территориальное устройство |
Канада | |||
Прага | |||
Конституционная монархия | |||
Оман | |||
Конфедерация |
Варианты ответов: Чехия, Швейцария, Норвегия, Маскат, Оттава, Берн, Осло, республика, абсолютная монархия, государство Британского Содружества, унитарное, федеративное.
20. Тесты связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.
Заполните схему, используя следующие слова:
1. Мировой океан;
2. болота;
3. ледники;
4. горные;
5. подземные воды;
6. реки;
7. покровные.
8. моря;
9. заливы.
21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.
22. Тестовые задания, требующие выполнение расчетов, с вариантами ответов.
Используя рисунок 60 на странице 96 (Суханов В.П. Физическая география. 6 класс.) или рисунок 80 на странице 144 (Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.).
Определите, сколько выделится воды, если температура воздуха снизится с 20 С до 10 С при условии, что относительная влажность воздуха равнялась 100%: 1) 9 г; 2) 8 г; 3) 17 г.
23. Тесты, требующие выполнение расчетов без вариантов ответов.
Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе Н испаряемость равна 31 мм. и в течении года выпадает 488 мм. осадков:
Тесты – классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов, и тестируемый должен провести их классификацию по указанному критерию или выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наиболее удобен для установления внутрипредметных или межпредметных связей.
24. Тесты – классификаторы с указанием классификации.
Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:
а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс; з)галька; и) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит.
Проклассифицируйте указанные объекты по природным зонам России и результаты занесите в таблицу: Лиственница, лемминг, ковыль, бурундук, ягель, песец, соболь, дрофа, кедр, кролик.
Тундра | Тайга | Степь |
25. Тесты на самостоятельную классификацию.
Сгруппируйте по языковым семьям народы России:
Русские, карелы, татары, осетины, якуты, украинцы, коми, буряты, башкиры, удмурты.
26. Тесты, проверяющие знания географической карты и географического пространства построенные по принципу альтернативного теста.
В каждой паре подчеркните страну, расположенную севернее:
Норвегия – Дания;
Испания – Бельгия;
Чехия – Венгрия;
Швейцария – Германия.
27. Расставить по порядку.
Распределите горные страны по мере увеличения их высоты:
Гималаи – _____ 4
Уральские –____ 1
Альпы – ________2
Кордильеры – ____3
28. Тесты на установление причинно – следственных связей.
Укажите правильную последовательность причинно – следственных связей:
Развитие земледелия – __________ 4
Агроклиматические ресурсы – ___1
Географическая широта – _______2
Плодородие почв – ____________ 3
29. Тесты по нахождению “лишнего” объекта, где даны критерии ответа.
В данном списке выделите народ, отличающийся от остальных по религиозному признаку: Русские, сербы, грузины, греки, поляки
30. “Лишний” объект – нет критериев ответа.
В данном списке выберите ответ отличающийся от остальных: Гранит, базальт, пемза, обсидиан, мрамор.
Источник
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕСТОВ
ТЕСТ — пробное задание, исследование, испытание. Для составления тестов необходимо найти информацию из разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и подобрать задания, отражающие основные моменты по заданной теме.
Тест создается индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Выполненную работу сдать к указанному сроку.
Планирование деятельности по составлению тестов.
1. Определить, с какой целью составляется тест.
2. Просмотреть и изучить материал по теме в различных источниках (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература).
3. Просмотреть и выбрать форму теста.
4. Определить количество вопросов в тесте.
5. Составить вопросы и подобрать варианты ответов.
6. Продумать критерии оценивания.
7. Написать инструкцию к выполнению теста.
8. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.
9. Проанализировать составленный тест согласно критериям оценивания.
10. Оформить готовый тест.
11. Оформить бланк ответов к тесту.
Формы тестовых заданий
1. — задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
2. — задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа;
3. — задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств;
4. — задания па установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных в задании.
Общие рекомендации к составлению тестов
· не следует прибегать к формулированию задания на воспроизведение, если вместо него может быть предложена качественная или количественная задача;
· не следует стремиться к только словесному формированию вопросов. При использовании рисунков, схем, графиков и др. значительно сокращается текст вопроса и в то же время повышается выразительность задачи;
· предпочитайте в формулировках не констатацию фактов, а выявление причинно-следственных связей;
· прибегайте к формулировкам, побуждающим к систематизации и классификации явлений;
· изыскивайте возможность формулировки задания, направленного на установление общности и различия в явлениях;
· избегайте однообразных формулировок;
· чаще ставьте проблемы, помогающие решать задачи, с которыми приходиться сталкиваться в каждодневной работе.
Требования при составлении теста:
1) Строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся (соответствие содержанию и объему полученной ими информации).
2) Простота (задание должно требовать от испытуемого решения только одного вопроса).
3) Однозначность задания (формулировка вопроса должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, способы и индексация обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятны всеми учащимися).
4) Предпочтительнее подробный вопрос (задание) и лаконичные ответы.
5)Идентичность всех ответов по форме, содержанию, объему, количеству представленных позиций.
6) Оптимальное количество вариантов ответа — четыре-пять.
7) Грамматическое и логическое соответствие ответов вопросу (заданию).
8) Совершенно неприемлемы абсурдные, очевидно неправильные ответы.
9) Обучающая функция теста возрастает, если необходимо отметить неправильный или негативный ответ, а также в случае, когда все ответы правильные, но один предпочтительнее по тем или иным критериям.
Структура теста
Объем работы: 6-8 листов; нумерация страниц — снизу, справа;
1 лист – титульный ;
2 — 7 лист – содержание теста;
8 лист – список используемой литературы
Отметка: зачет / незачет
Критерии оценивания: ²зачет² выставляется, если:
— содержание теста соответствует заданной теме, выдержаны все требования к его оформлению;
— основные требования к оформлению теста соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: неточно и некорректно составлены вопросы (задания), имеются упущения в оформлении;
²зачет² не выставляется, если:
— вопросы или задания теста не соответствуют заданной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы;
Источник
Как создать онлайн тест: подробное руководство
Эффективность обучения зависит от своевременной проверки знаний. Чтобы закрепить и оценить изученный теоретический материал, используют тесты. Однако при разработке теста часто возникают вопросы — сколько вопросов придумать, какие типы тестов выбрать и в какой программе их разместить.
Что такое онлайн тест
Если обратиться к этимологии слова Тест, то можно узнать интересные факты. Английское слово Test произошло от латинского слова testum (testu), что означает «глиняный сосуд». И до определенного момента не имело отношения к текущему толкованию слова.
Причем тут сосуд, спросите вы? Дело в том, что в начале 17 века, словом Тест стали называть сосуды, которые использовались для проверки драгоценных металлов. Так слово Тест с течением времени приобрело новое значение — “испытание” или “проверка”. Статья, которую вы сейчас читаете, посвящена проверочным онлайн тестам. Онлайн тест — это текстовая конструкция, состоящая из вопроса и готовых вариантов ответов, которая используется для проверки уровня знаний испытуемого в конкретной области. Реализуется онлайн тест при помощи современных программных средств.
Типы онлайн тестов
Современные педагоги используют онлайн тесты как для закрепления пройденного материала, так и для проверки остаточного уровня знаний. Поэтому по типу тесты можно разделить на обучающие и аттестационные.
Обучающие тесты
Цель обучающего теста — помочь студенту закрепить материал. Обычно обучающие тесты сопровождают теоретический материал в процессе обучения. Такие тесты помогают подсветить ключевые идеи урока и сосредоточить на них внимание студента. Обучающие тесты, как правило небольшие, 1-2 вопроса на 7-10 минут обучения. Каждое задание проверяет понимание одного из существенных смыслов. Если студент совершает ошибку, то обучающий тест может показать это студенту, а также объяснить почему данный ответ считается неверным, и показать верный ответ. То есть основная задача обучающего теста — научить студента новым знаниям.
Аттестационные тесты
Цель аттестационного теста — иная, проверить и оценить полученные студентом знания. Такие тестирования обычно проводят в конце курса и называют Аттестацией или проверкой знаний. Поскольку аттестационный тест проверяет внушительный объем знаний, он содержит большое количество вопросов. Как правило, не меньше 15-20 . Результат прохождения такого теста показывает, чему фактически научились студенты в процессе обучения. Такие тесты могут сопровождаться блокировкой доступа к теории и ограничением времени на прохождение.
Виды онлайн тестов
Таксономия Блума описывает разные уровни усвоения материала студентами: знание фактов, понимание смысла, способность применить знания на практике и так далее. Чтобы повысить эффективность усвоения знаний мы также рекомендуем различать и использовать тестовые вопросы разного вида. Ниже мы расскажем об основных видах вопросов и приведем подходящие примеры тестов.
Вопросы на запоминание
Это самый простой и низкоуровневый тип вопросов. Во время ответа мыслительная активность студентом практически не ведется. Он просто перебирает существующие ячейки памяти, вспоминая правильный ответ. Чтобы сделать тесты на запоминание, вы просто берете ключевые данные из учебного материала и вставляете их в качестве правильного ответа, никак не изменяя форму.
Например, в учебном курсе у нас содержится фраза:
Качественно оказанная услуга — это вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования.
Тогда вопрос на запоминание будет таким:
Что является качественно оказанной услугой?
а) вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования
б) ….
Вопросы на понимание
Это более сложный тип задания по сравнению с запоминанием. Понимание — это способность изменить форму высказывания, сохранив при этом исходный смысл. Как сделать тест на понимание? Вы должны перефразировать сказанное в уроке другими словами, сохраняя ту же логику или причинно-следственную связь.
Рассмотрим на том же примере:
Качественно оказанная услуга — это вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования.
Вопрос остается тот же, а правильный ответ составляется уже другими словами:
Что является качественно оказанной услугой?
а) кухня, установленная в оговоренный с клиентом срок
б) ….
Вопросы на применение
Самый сложный и самый эффективный тип вопросов, когда студенту приходится пораскинуть мозгами, прежде чем выбрать правильный ответ. Заключается в том, что студент должен применить новые знания к тестовому вопросу, чтобы найти правильный ответ. Как сделать тест на применение? Смоделируйте подходящую учебную ситуацию и поставьте задачу на применение знаний.
Качественно оказанная услуга — это вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования.
Вопрос и ответы формируется уже в виде кейсового задания:
Можно считать, что монтажная бригада выполнила ценную и законченную работу, если …
а) рабочие прибыли на объект без опоздания и выполнили все работы по монтажу в указанный срок
б) …
Чтобы провести качественный контроль знаний и гарантировать максимальное усвоение материала, мы рекомендуем использовать описанные виды вопросов в конкретном соотношении: 20% на запоминание, 50% на понимание и 30% на применение.
Технология составления теста
На первый взгляд может показаться, что разработать тест достаточно просто — придумал вопрос, набросал варианты ответов и готово. На практике же многие испытывают сложности с разработкой. Чтобы быстро составить эффективный тест, мы рекомендуем следующие этапы разработки теста: выбрать правильный ответ, поставить к нему вопрос, подобрать неправильные ответы (или дистракторы). Разберем это подробней.
Правильный ответ
Разработка тестов начинается с постановки правильного ответа. Правильный ответ вы формулируете на основании выбранной смысловой единицы. Смысловая единица — это то самое важное, что студент должен вынести из пройденного урока. Главное ключевое данное урока. Тесты мы всегда делаем на смысловые единицы. По-хорошему на каждую смысловую единицу нужно делать минимум по 3 теста.
Постановка вопроса
Поставьте вопрос к правильному ответу. Комбинируйте разные типы вопросов из тех, которые мы рассмотрели выше. Чтобы студент запомнил ключевую мысль и в будущем использовал знания на практике, нужно ставить вопросы к существенным данным и взаимосвязям курса. Каждое задание проверяет понимание одного из существенных смыслов/образов, которые вы стремитесь передать через обучение.
Дистракторы
Или раздражители. Так называют неправильные варианты ответов в тесте. Как составить дистракторы? Чтобы придумать неверные варианты ответов, попробуйте сначала сделать простое противопоставление правильному ответу. Затем можно поменять одну деталь формулировки из нескольких и сделать погранично верный ответ. И так далее. На разработку дистракторов можно привлечь самих студентов, оставив ответ незаполненным и попросив их закончить фразу.
Правила составления тестов
Когда студент проходит тестирование, он остается один на один с заданиями. Если ему что-то непонятно — спросить не у кого. Приходится отвечать наугад, а это снижает объективность результата. Ниже мы подготовили правила составления тестов, следуя которым вы сможете существенно повысить качество своих тестов.
Как составлять вопросы для теста
- Ключевые мысли
Вопросы нужно ставить к основным логическим заключениям, передача которых являлась целью данного обучения. Тестовые задания должны проверять какую-то существенную часть пройденной теории. Заведомо глупые и бесполезные вопросы стоит исключать.
- Недвусмысленность
Человек после прочтения вопроса сразу должен понять, что именно от него хотят. Тестовые задания не должен содержать двусмысленности. Нужно исключать из текста неопределенные слова, которые могут трактоваться студентом субъективно.
- Простой язык
Формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, простой и понятной. Использование сложных текстовых конструкций необходимо минимизировать. Не перегружайте текст вопроса ненужной информацией. Исключайте из текста обороты, не несущие в себе смысловой нагрузки. Например, фразы “Как вы думаете”, “на ваш взгляд”, “по желанию”. Не используете в формулировке непонятные термины или сокращения.
- Без подсказок
Одни тестовые задания не должны содержать подсказки к другим. Испытуемый не должен использовать знание, полученное им из предыдущего задания, для решения следующего.
- Сократите отрицания
Избегайте использования негативных суждений в формулировке задания. При использовании отрицания четко обозначьте его — например, выделите строчными буквами «НЕ», «НЕТ», «НАИМЕНЬШЕЕ», «КРОМЕ».
Как составлять ответы для теста
К каждому сформулированному вопросу нужно подобрать правдоподобные дистракторы — варианты ответа, призванные сбить с толку и отвлечь внимание. Составление хороших дистракторов порой является самой трудоемкой частью создания теста. Делимся с вами правилами, которые помогут в составлении неправильных ответов.
- Внешний вид
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию и структуре. Желательно, чтобы все ответы были краткими и одинаковыми по своей длине. Старайтесь максимум текста выносить в тело вопроса. Длинный вопрос и короткие ответы предпочтительнее, чем короткий вопрос и развернутые ответы.
- В пределах знаний
Ответ на вопрос должен находиться в пределах переданных уроком знаний. То есть, нужно убедиться, что в пройденном студентом уроке действительно и однозначно дается ответ на вопрос теста.
- Адекватность
Неверные варианты ответа должны выглядеть адекватно, чтобы их нельзя было отбросить только лишь на основании общих логических рассуждений. Один или несколько могут быть точно правильными, а остальные должны выглядеть правильными, то есть быть условно правильными. Варианты ответов не должны содержать спорных моментов и непроверенных данных. В профессиональном тесте недопустимы шуточные варианты ответа.
- Обоснованность
Нельзя включать дистракторы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. Неправильные ответы должны быть основаны на фактах.
- Случайный порядок
Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.
- Количество ответов
Рекомендуемое количество вариантов ответа для теста с одиночным выбором — 4, для теста с множественным выбором 5-6.
- Нет подсказок
Правильный ответ не должен содержать грамматической подсказки (выделения, однокоренные слова). Все варианты ответов должны грамматически верно сочетаться с вопросом. Каждый вариант ответа должен логично продолжать изначальное предложение. То есть, если их склеить, то должно каждый раз получаться нормальное предложение без пропущенных слов.
- Нет обобщений
Не используйте варианты ответов: «все вышеперечисленное верно», «все указанные ответы неверны», «ни одного». Это вводит ученика в заблуждение. Если вы хотите, чтобы студент выбрал все варианты ответа в задании, то используйте вид теста с множественным выбором (чек-бокс).
- Нет одинаковых фраз
Ответы на вопрос не должны начинаться или заканчиваться одинаковыми словами или фразами. Если такое произошло, то нужно переформулировать вопрос так, чтобы перенести эти слова или фразы в тело самого вопроса.
Когда составлены вопросы и ответы, нужно поместить их в уроки электронного курса.
Программа для создания тестов
Тесты в бумажном виде устарели. Сегодня есть возможность автоматизировать тестирование, использовав для создания тестов специальный сервис, например, платформу для онлайн обучения Unicraft. Основное преимущество электронного теста на сайте — это автоматическая проверка. Вы заранее отмечаете правильные ответы, а программа самостоятельно проверяет, правильно ли ответил студент и направляет вам сводный отчет.
Кроме автоматической проверки, онлайн-сервис позволяет вам использовать различные форматы тестов. Рассмотрим возможности, которые дают программы для онлайн обучения.
Форматы тестов в программе
В программе Unicraft можно создать тест онлайн в разных форматах. Комбинируйте различные шаблоны тестов, чтобы улучшить усвоение информации студентами и повысить мотивацию к обучению.
1. Вопросы с одиночным выбором ответа
Пользователь выбирает только один правильный вариант ответа. Удобно использовать, когда нужно выбрать как правильно действовать в ситуации и альтернативные варианты не допускаются. Рекомендуем использовать 3-4 варианта ответа. Это самый простой и привычный вид тестов. Оптимальное количество таких вопросов в тесте — 60%.
2. Вопросы с множественным выбором ответа
Такой вопрос сложнее вопроса с одиночным выбором. Пользователь выбирает несколько правильных ответов из списка. Вопросы с множественным выбором ответа используют, когда есть несколько правильных вариантов действий. Например, можно спрятать в такой тип вопроса свойства определенного объекта. В таких вопросах рекомендуем использовать 4-6 вариантов ответов. Оптимальное количество таких вопросов в тесте — 20%.
3. Вопросы на сопоставление
Это электронный тест, в котором студент сопоставляет высказывания из левой колонки с высказываниями из правой. Задача — правильно определить связь. Такой формат, например, можно использовать, когда нужно сопоставить действия продавца и этапы продаж. Или в ситуации как на примере ниже. Оптимальное количество вопросов в тесте на сопоставление — 10%.
4. Вопросы на установление правильного порядка
Пользователь расставляет в правильном порядке действия, которые перемешаны. Удобно использовать, когда вы описываете алгоритм или правильную последовательность действий. Оптимальное количество вопросов в тесте на установление правильного порядка — 10%.
Параметры тестирования
Создание тестов онлайн позволяет вам использовать разные дополнительные функции, которые сделают вашу работу с тестами более удобной и эффективной. Вот, некоторые их них:
- Случайный вывод
Онлайн-тест может каждый раз выдавать студенту разные вопросы. Например, создайте 50 заданий и дайте программе установку каждый раз случайным образом выбирать 15 вопросов. Такой маневр затруднит студентам списывание и сохранит объективность проверки при повторном прохождении теста.
- Проходной балл
Тест считается пройденным, если студент набрал проходной балл. Часто спрашивают, какой именно балл установить? Нет четкой формулы или константы. Отталкивайтесь от цели. Например, если нужно закрепить изученный материал, установите проходной балл 60-70%. А если вы проводите аттестацию медработников по дисциплине “Анатомия головного мозга”, лучше будет поставить на максимум — 100%.
- Количество попыток
Когда у студента неограниченное количество попыток, он может пройти тест методом перебора. Чтобы провести более точный контроль знаний, ограничьте количество попыток до одной-двух. Если студент израсходует все свои попытки, тест будет заблокирован.
- Ограничение по времени
Чтобы у студента не было достаточно времени на поиск ответов, ограничьте время прохождение теста. Количество минут зависит от количества и сложности заданий. В среднем устанавливают 10-15 минут на тест из 20 вопросов.
Этапы разработки тестов
Резюмировав материал статьи, образовалась технология создания тестов из 6 этапов:
- Определить цель теста: обучение или аттестация
- Выбрать формат теста: с одиночным или множественным выбором ответа, на сопоставление или установление правильного порядка
- Сформулировать правильный ответ
- Поставить к правильному ответу проверочный вопрос: на запоминание, понимание или применение на практике
- Подготовить правдоподобные варианты ответов
- Создать тест в платформе для онлайн обучения Unicraft.
Популярные вопросы о тестах
Сколько онлайн тестов нужно разработать для урока?
На одной странице А4 в среднем рассматривают 2-3 ключевые идеи. На каждую ключевую идею нужно создавать, как минимум, по одному тесту. Например, если в уроке 15 страниц, то общее количество тестовых вопросов должно быть не менее 45.
В какой программе создавать онлайн тесты?
В программе Unicraft вы можете создавать тесты разных форматов и устанавливать дополнительные параметры. Например, проходной балл, случайный вывод, ограничения по времени и количеству попыток.
Сколько стоит создание профессиональных онлайн тестов на заказ?
Команда Unicraft разрабатывает тесты всех типов на заказ — на запоминание, понимание и применение полученных знаний. Соблюдает баланс теории и практики, выделяя ключевые аспекты и доводит сотрудников до максимального уровня усвоения информации.
Стоимость одного теста — 250 р, блок из 100 тестов — 21500 р.
Как создать тест для урока?
Нужно последовательно выполнить 6 шагов: определить цель теста, выбрать его формат, сформулировать правильный ответ, поставить к нему вопрос, придумать варианты ответов и разместить тест в программе.
Источник
Методика составления и проведения тестов
Секреты составления аттестационных тестов
Составление тестов — дело ответственное, особенно если по вашим тестам будет проходить аттестация персонала. Ведь, по результатам тестирования могут приниматься решения о размере мотивации сотрудника или о переводе на другую должность. Чтобы результаты тестирования были объективны и точны, а аттестуемые сотрудники не опротестовывали итогов, советуем вам использовать опыт и рекомендации экспертов Агентства «ВЭП».
Научиться правильно составлять тесты можно, и требуется здесь только наличие двух условий:
Условие первое — нужно быть специалистом в той области знаний, по которой вы решили составить тесты. Условие это простое, потому что если вы решили составлять тесты, значит вы уже какой-никакой специалист и останавливаться на этом условии мы даже не будем.
Условие второе — при составлении тестов необходимо придерживаться определенных правил, если можно так сказать — стандартов. Второе условие более сложное, зато менее принципиальное, чем первое, и в ряде случаев им можно просто пренебречь. Например, в тех случаях, когда вы хотите написать один единственный тест в своей жизни, да и тот не для аттестации, а для развлечения коллектива, то вы даже не задумывайтесь над тем, что есть какие-то правила написания тестов, просто пишите свой тест и все.
Тестирование (по оценке знаний) применяется и внедряется повсеместно. Этот метод оценки находит применение и в школах, и в ВУЗАх, и в профобразовании, и при аттестациях в организациях, и может применяться буквально везде, где есть место теоретической подготовке. Так широко тестирование не применялось никогда ранее. Связано это с тем, что сегодня тестирование получило возможность использовать программные средства и дистанционные методы связи, поэтому преимущества тестирования перед другими видами оценки резко пошли вверх.
Несмотря на широкое распространение тестирования как метода, правила написания тестов пока еще никем, никогда и нигде не представлялись широкой российской публике. Речь, конечно, идет о составлении аттестационных тестов, а не о психологических тестах. Это значит, что составление тестов происходит без правил, а это не правильно и требует соответствующих действий от сторонников тестирования. Так как никакие другие правила и стандарты, кроме тех, которые мы открыли для себя сами за 15 лет работы с тестами, нам не известны, то мы предлагаем наши рекомендации по процедуре составления тестов, которую мы называем — ТЕСТОСТРОЕНИЕ.
Правила составления тестов по оценке знаний.
Каждый тест состоит из составляющих его вопросов, а потому и начинать надо с правил написания самих вопросов.
Часть I. Правила составления вопросов.
Правило 1. Вопрос должен быть вопросом.
Прежде всего, каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т.е. начинаться он должен с таких слов, как «что», «как», «когда», «где», «сколько» или с фраз «в каких случаях», «в каком месте», «с кем из» и т.д., а заканчиваться, соответственно, знаком вопроса.
Большинство всех вопросов, предложенных отечественными создателями тестов, выглядят именно не как вопросы. Вот типичные формулировки составляемых вопросов — «российское предпринимательское право — это: (и далее варианты ответов)», «юридическим лицом признается: (и далее варианты ответов)», «Участниками полного товарищества являются (и далее варианты ответов)» и т.д.
Конечно, все понимают, о чем идет речь в таких «вопросах» и никакой катастрофы такой подход к составлению тестов не представляет, и все же это не вопросы для тестирования.
Давайте рассмотрим один пример с нарушением Правила 1.
Вопрос: Ценная бумага это:
- вексель
- закладная
- сберегательная книжка
- договор
Предлагаемый вопрос прекрасно демонстрирует недостатки формулирования вопроса не в виде вопроса.
Заметим, что вопрос задается в виде вопроса совсем не случайно. Вопрос должен нести смысл ничем не меньший, чем сам ответ. А что несет данный вопрос? О чем спрашивается в вопросе? Может быть о том, что такое — ценная бумага? Глядя на варианты ответа, понимаешь, что нет. В сам вопрос смысл никакой не вложен, и понять его можно только в совокупности с вариантами ответов, а именно, спрашивается о том, какие из указанных документов относятся к категории ценных бумаг. Так почему бы и не задать вопрос так, как надо? «Какие из указанных документов относятся к ценным бумагам?». А если быть точным, то ценная бумага не «это», и даже не вексель. Понятие ценной бумаги излагается в Ст. 142 Гражданского кодекса РФ, и там ничего не говорится про вексель.
Тут самое время указать еще и на то, что вопросы должны бы нести в себе элемент образования. Термины, понятия и цельные формулировки, используемые в вопросе, обязательно «откладываются» в головах тех, кто на эти вопросы отвечает. А поскольку тестирование в процессе учебы и подготовки специалистов — не цель, а средство, то как средство, вопросы могут быть наделены разработчиком еще одним качеством — умеренной, но уверенной терминологией, что опять же положительно влияет на качество подготовки.
Подводя итог, отметим, что задавая вопрос в виде вопроса, разработчик вынужден составлять его максимально корректно. По-другому не получится или получится заметно плохо.
Кто-то нам может возразить, что корректность вопроса и четкость формулировок и терминов можно обеспечить и другим путем, например, заканчивая вопрос не знаком вопроса, а двоеточием и такими словами, как «это», а также глаголами «относятся», «называются», «принадлежат» и прочими. Безусловно, господа, можно и по-другому. Правило — это ведь не теорема, его нельзя безупречно доказать. Но вы все же попробуйте писать вопросы с учетом предлагаемого Правила ?1, а потом уж решайте, правильное ли это правило.
Правило 2. Вопрос должен составляться в соответствующих целях.
Вопросы могут быть легкие или трудные, простые и сложные, наивные и каверзные. Однако нужно понимать, что если вопрос составляется для аттестации, то вопрос не должен быть сложным, хитрым или коварным. Если мы хотим узнать, знает специалист или не знает что-то, то мы и вопрос должны создавать с учетом этого. Если же мы хотим тестируемого однозначно «завалить» своим вопросом, то в таком случае мы должны понимать, что мы его именно заваливаем, а не пытаемся узнать, что знает тестируемый, т.е. цель вопроса не аттестационная. Коварные и хитрые вопросы «завального» уровня прекрасны для различного рода конкурсов, чемпионатов и прочих состязаний, а также для выяснения отношения с подчиненными, если вы член аттестационной комиссии.
Не отдавая себе отчета в том, какие вы преследуете цели составляя тот или иной вопрос, можно добиться совсем не того, чего хотелось.
Вот, например, один из вопросов, предназначенных для состязаний, конкурсов и чемпионатов, созданный нами для 2-го межбанковского Интернет-Чемпионата. Этот вопрос неуместен для аттестации.
Вопрос: В какие из указанных дней существует обоснованная возможность выдачи (предоставления) банком денежных средств клиенту по денежному чеку, выписанному 10 числа?
- 19-го числа, того же месяца
- 20-го числа, того же месяца
- 21-го числа, того же месяца
- В дни, указанные в п.1) и 2)
- Обоснованная возможность выдачи наличности по указанному чеку существует во все указанные дни
Чем интересен этот вопрос, в чем его особенность?
Все знают, что денежный чек действителен в течение 10 дней. Что, казалось бы, трудного в предлагаемом вопросе? Надо только вспомнить, считается в этом случае день выписки денежного чека или нет.
Именно так рассуждали все команды-участницы, отвечавшие на данный вопрос при проведении 2-го Чемпионата. Те, кто вспомнил, что день выписки денежного чека не считается, тот выбрал правильным ответ N4, те же, кто не вспомнил про день выписки, тот выбрал правильным ответ ?1.
Тем не менее, настоящая «мина» в этом вопросе заложена намного глубже. Если читать правила 205-П (на текущую дату документ утратил силу), то там, буквально, звучало следующее: «Чеки и платежные поручения принимаются кредитной организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки» (Часть III, п.1.7.2).
В предлагаемом же вопросе нет ни слова о том, когда чек может быть принят банком. В вопросе спрашивается про то, когда банк может выдать деньги по чеку. Может ли банк сегодня выдать деньги по чеку, который он принял вчера? А почему же нет? Положение 199-П (на текущую дату документ утратил силу): «п.2.5.1. Кредитные организации могут производить предварительную подготовку денежной наличности по заявкам клиентов на основании денежных чеков, полученных от клиентов операционными работниками накануне дня выдачи.»
Далее, а что такое «накануне дня выдачи»? Ведь это может быть не только вчера? Например, чек принимается в пятницу (20-го), а денежные средства выдаются в понедельник (23-го. ). Так разве не существует обоснованной возможности выдачи денежных средств 21-го по чеку, выписанному 10-го числа того же месяца?
Теперь о том, почему этот вопрос не может, а вернее, не должен применяться при аттестации. Только потому, что в ряде случаев работник, ежедневно совершающий однотипные операции, должен мыслить шаблонно, иначе количество его ошибок резко возрастет. Для работника чек, выписанный более чем 10 дней назад — бумажка, место которой в известном месте. Если это работником будет усвоено на подсознательном уровне, то банк может быть спокоен — работник не выдаст деньги по чеку.
Нет смысла использовать предложенный нами выше вопрос для оценки знаний специалистов на аттестации. Знание или незнание ответа на поставленный вопрос не говорит о качестве подготовки специалиста, потому что этот вопрос хитрый. А какие хитрости могут быть на аттестации, если цель — объективная оценка знаний специалиста?
Если же мы хотим таки добиться от работников больших знаний, то эти знания нужно давать (и усваивать) по частям. Предложенный вопрос для аттестации должен быть разбит минимум на три вопроса:
- 1) В течение какого срока действителен денежный чек?
- 2) Считается ли день выписки чека при установлении срока его действия?
- 3) Может ли чек быть предъявлен банку для оплаты накануне дня получения денежных средств?
Таким образом, задавая (составляя) вопрос мы не должны забывать о том, какие цели мы преследуем.
Правило 3. Вопрос должен содержать ссылку на первоисточник.
Каждый вопрос должен иметь ссылку на первоисточник, но не в самом тексте вопроса, разумеется, а, так сказать, «за вопросом». Нужно это для дальнейшей работы над ошибками тестируемыми или для апелляции.
Преподаватель, находящийся в ранге Учителя, может себе позволить составлять вопросы по своим семинарам, урокам, лекциям без каких-либо ссылок именно на том простом праве, что он Учитель. Он сам учит, он сам и спрашивает. И спрашивает так, как ему самому хочется.
Во всех же других случаях, тот, кто составляет вопросы, должен указывать, а почему именно такой вариант ответа верный, а не другой. Первоисточником могут быть не только нормативные документы, как это делается в наших тестах. Ссылки могут быть на учебники, статьи в газетах, даже на сообщения или сайты в Интернет — это уже не важно, главное, чтобы первоисточник соответствовал по своему авторитету затронутой теме и составленному вопросу, и был, в принципе, доступен. Наличие ссылки говорит о том, что составитель теста объективен, что он не пишет все подряд все то, что всплывает в его голове, пусть даже очень умной. Составитель вопросов с большинством тех, кто будет отвечать на его вопросы никогда не увидится, а им (тестируемым) точно захочется задать свои вопросы на ряд вопросов разработчика. Наличие ссылки — это своеобразная встреча сторон, диалог, упрощающий любые возможные споры, а также демонстрация объективности.
Правило 4. Количество вариантов ответов в вопросе должно быть разумным.
Сколько должно быть вариантов ответов в вопросе? Этот вопрос наименее принципиален — сколько хотите, столько и делайте вариантов. Все здесь определяет здравый смысл. Один вариант ответа быть не может, это понятно. Два варианта ответов? Это для составителей-талантов или составителей-лентяев, так как в двух вариантах трудно раскрыть все многообразие возможных заблуждений и/или скрыть верный ответ.
Слишком много вариантов ответов также нехорошо, потому что тогда тестируемому трудно будет ориентироваться во всем многообразии предложенных вами «мыслительных лабиринтов». Тут, скорее всего, будут оцениваться уже не только и не столько знания, сколько другие качества специалиста: внимательность, зрительная память, крепкие нервы и проч. А ведь при оценке знаний нам не должны мешать посторонние факторы, иначе наши представления о знаниях специалиста будут искажены.
Если вариантов ответа на тот или иной вопрос получается довольно много, лучше сделать два, а то и три одинаковых, или почти одинаковых вопроса, с различными вариантами ответов.
В наших тестах количество вариантов ответов составляет от трех до шести.
Правило 5. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.
Вы можете сказать, что это само собой разумеющееся правило. Спешим заметить, что многие составители тестов, после того, как сформулировали вопрос и правильный вариант ответа, все остальное пишут «на авось». Написанные по такому принципу варианты ответов вызывают улыбку у тех, кто что-то понимает в соответствующей теме. Для самых «маленьких» (для начинающих) такие вопросы еще сойдут, но далее наступает период, когда очевидно, что составитель тестов просто не представляет себе или не хочет показывать другим свое представление о соответствующей теме. Все это снижает авторитет самого составителя и всех его вопросов.
В качестве отступления скажем, в наших тестах программа регистрирует все варианты ответов, какие дают участники тестирования. Последующий анализ после прохождения тестов десятками специалистов, показывает, насколько правдоподобны те или иные неверные ответы. Если на какой-то вариант ответа никто и никогда «не попадается», то возникает соответствующий вопрос к разработчику данного вопроса: — «Скажите, уважаемый, а зачем вы данный вариант ответа написали»? Один «невостребованный» вариант ответа в одном вопросе — это не беда, это бывает. Но вот если все вопросы перенасыщены подобным «балластом», тогда это уже плохо, тогда пора менять разработчика или, как минимум, вести с ним разъяснительную работу.
Часть II. Правила составления тестов.
Правило 1. Нужно однозначно определиться с видом вопросов составляемого теста
Существует несколько вариантов составления тестов:
- Вариант, когда из предлагаемых ответов правильным является только один ответ
- Вариант, когда предлагается множественный выбор ответов из всех предлагаемых
- Вариант, когда ответы не приводятся вовсе, а тестируемый должен самостоятельно составить правильный ответ.
Последний вариант составления тестов мы, собственно, не считаем тестированием, на наш взгляд, это письменный экзамен, но поскольку нам известны другие мнения, пусть такой вариант составления вопросов тоже будет называться тестированием.
Составив тест соответствующего вида, об этом нужно заблаговременно заявить тем, кто будет отвечать на вопросы вашего теста. Мешать вопросы разных типов нельзя. Во-первых, потому, что дополнительное запутывание тестируемых — это уже психология, а не оценка знаний в чистом виде. Во-вторых, возможны случаи, когда составитель вопреки своей уверенности в правильности варианта ответа будет не прав, например, когда один вариант включает в себя два любых других, а и тестируемый выбирает что-то одно, либо один объединяющий, либо два самостоятельных варината. В-третьих, сегодняшние тесты хороши именно тем, что они работают с использованием программных средств, а, значит, все должно быть однообразно, в противном случае, вы не получите хорошего анализа, пренебрежение которым говорит о том, что вы не понимаете преимуществ использования тестов с использованием программных средств.
Правило 2. Тест должен планироваться до составления вопросов.
Cоставление теста должно быть явлением планируемым еще на стадии составления самих вопросов. Совершенно незачем задавать десятки вопросов по одной и той же теме. Хороший тест тем и хорош, что несколько десятков вопросов равномерно оценивают знания тестируемого по целому спектру тем. Т.е. первоначально нужно представлять себе «структуру теста» — все темы / подтемы, по которым будут составляться вопросы, и тогда объединенные вопросы вместе составят прекрасный тест.
Например, оценивая знания операционного работника, мы изначально предполагаем, что вопросы будут составляться по банковскому счету, безналичным расчетам, кассовым операциям, валютным операциям и бухгалтерскому учету. Если вы увлечетесь любой из указанных тем, то только по этой теме сможете составить несколько десятков вопросов. А зачем? Ведь надо-то всего по 6-10 вопросов и все.
Понимание «структуры теста» есть понимание назначения теста. Если вы получите по тесту только одну цифру, указывающую на процент правильных ответов, то считайте, что вы практически не получили ничего. Это все равно, что вы изобрели колесо и радуетесь тому, что оно катится. А то, что колесо — это основа любой техники — тачки, велосипеда, авто или еще там чего, вы пока не понимаете.
Нацельтесь на результат, сделайте тест, где каждый вопрос входит в свою группу. Тогда анализ проведенного тестирования будет намного более интересным. Вот, к примеру, анализ теста операционного работника из 60 вопросов, которые были сгруппированы в 10 условно самостоятельных тем по 5-8 вопросов в каждой теме.
Источник