Меню

На тему КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

На тему: «КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ»

КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ.

«Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия

— это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс

взаимодействия различных конфессий» Н. Назарбаев

С момента обретения независимости Республика Казахстан проводит взвешенную государственную политику в религиозной сфере. Ситуация в сфере религии и межконфессиональных отношений в нашем государстве за последние два десятилетия значительно изменилась.

Одной из характерных особенностей развития на данном этапе стало неуклонное возрастание роли религии в жизни общества. Повышается ее авторитет и статус, расширяются функции, растет число верующих и религиозных объединений.
Процессы религиозного возрождения стали следствием проводимой политики, направленной на обеспечение свободы совести, духовного прогресса, сохранение и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в стране. Несмотря на то, что отдельные зарубежные и отечественные правозащитные организации твердят о регулярном нарушении свободы вероисповедания, ограничении на деятельность религиозных объединений, факты свидетельствуют об обратном. Последователи всех конфессий имеют в Казахстане широкие возможности для удовлетворения своих духовных потребностей.

Население Казахстана представлено самыми разными этническими и религиозными группами. От согласия и мирного сотрудничества людей с разными убеждениями и вероисповеданиями зависит сохранение и укрепление политической стабильности, развитие экономики и социальный прогресс. С этой целью государство проводит политику поддержания межэтнического и межконфессионального согласия, поддержания атмосферы толерантности и конструктивного диалога, предупреждения проявлений экстремизма.

Казахстанский опыт в сфере религиозного согласия во многом уникален. В республике представлен широкий спектр религиозных объединений: от традиционных вероучений (ислам и христианство) до новых, нетрадиционных, ранее не представленных в стране религиозных движений.

Общепризнанным достижением Казахстана стало построение демократического и светского государства, в котором обеспечивается равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех групп населения. Принципы межэтнического и межконфессионального согласия реализуются как в политике центральных органов, так и в каждом регионе. Широкую поддержку в деле межконфессионального согласия оказывают национально-культурные центры, религиозные объединения.

В современном Казахстане традиционно высокими остаются религиозная и этническая толерантность. В процессе построения демократичного общества коренным образом изменились отношения между государством и религиозными объединениями. В соответствии с Конституцией и принятым в 1992 году Законом РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» получил законодательное закрепление принцип свободы вероисповедания. Государство признало равенство всех граждан, независимо от их этнической или религиозной принадлежности. Запрещены любые ограничения общечеловеческих и гражданских прав.

Следует помнить, несмотря на то, что в Казахстане сложилась устойчивая модель межэтнического и межконфессионального согласия, ее поддержание требует неустанных усилий и со стороны государства, и со стороны гражданского общества, в том числе и религиозных объединений. Необходим постоянный мониторинг ситуации в данной сфере, взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Подводя итоги, следует выделить основные принципы, на которых строятся межконфессиональные отношения в Казахстане:

1. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания. Конституция запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому и иным признакам. Закон «О свободе совести и вероисповеданий в Республике Казахстан» создал все правовые основы для свободного функционирования религиозных объединений. Страна присоединилась к важнейшим международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.

2. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. Это способствовало значительному росту количества религиозных объединений за период независимости. Несмотря на то, что большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. Об этом свидетельствует многократное увеличение численности немусульманских религиозных объединений. За годы независимости количество православных, католических и протестантских общин выросло в несколько раз. Действуют организации иудеев и буддистов.

Важным направлением политики государства является поддержка межконфессионального диалога. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева создан такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана.

А. Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия 22 Августа 2013 Современный мир столкнулся с ситуацией, когда казалось бы уже устоявшиеся отношения, как между государствами, так и внутри них, подверглись кардинальному пересмотру, что привело к возросшей нестабильности и достаточно выраженной неопределенности будущности мира в целом. Ничего не совершается без серьезных причин, особенно то, что происходит в глобальных масштабах. И если сегодня стали предельно актуальными проблемы национального развития, вопросы межэтнических отношений, религиозная проблематика, то это говорит о том, что человечеству постоянно, на каждом следующем этапе своего развития, приходится заново решать когда-то уже решенные проблемы. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: новый международный контекст, новые вызовы и угрозы или новая региональная конфигурация – все это требует нового подхода. Но, с другой стороны, поступательный ход истории должен был бы некоторые проблемы решить с достаточной определенностью, и при возникновении новых задач можно было бы прибегнуть к историческому опыту.

Прошлый опыт ценен и актуален, но сфера его применения невелика, так как нынешние реалии отличаются комплексностью, глобальностью и глубиной. Надо отметить, что это полностью относится к проблемам, имеющимся в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Причем, можно говорить и о международном уровне этих проблем, и о внутристрановом.

Глобализация имеет много измерений, в том числе невиданные ранее объемы миграции, одновременное сближение и неприятие друг другом цивилизаций, расширение ареала религии и снижение ее общественного статуса и т.п. В феноменах современности присутствуют, а иной раз и доминируют отношения между этносами и религиями. Государства вне зависимости от типа их отношений с религиозными объединениями – от светского до теократического – вынуждены выстраивать государственно-конфессиональные отношения, и здесь государственные органы зачастую испытывают сложности, восходящие к надгосударственному характеру религий. Религии действуют поверх государственных границ, превращаясь в заметный фактор международной жизни. Аналогичное положение и в отношении этнического многообразия и межэтнических отношений. Этнос, доминирующий в одной стране, в другой может быть этническим меньшинством. Для полиэтнических государств нередко серьезной проблемой является поддержание состояния межэтнического согласия. Исследователи отмечают, что в основе почти всех конфликтов современности лежат или национальные, или религиозные факторы. Религиозные свободы завоевали приоритет среди прав и свобод современного мира и в настоящее время стали если не определяющими, то очень значимыми. С их возрастающей ролью сталкиваются как развивающиеся государства, так и страны с развитой экономикой и устоявшимися демократическими политическими системами и институтами. Мировое сообщество, эксперты и аналитики внимательно отслеживают формы и способы решения проблем в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений, к которым прибегают главы и правительства различных государств, аккумулируют опыт общественных структур и гражданских обществ в целом. Поэтому самое пристальное внимание уделяется позитивному опыту и новаторским находкам в выстраивании межрелигиозных и межэтнических отношений. Республика Казахстан продемонстрировала всему миру, что страна может успешно выстраивать государственно-конфессиональные отношения, поддерживать и развивать межэтническое согласие и одновременно решать проблемы государственного строительства, и все это в условиях углубления процессов глобализации и нарастания общей нестабильности в мире, проявления старых и возникновения новых вызовов и угроз. Конечно, в мире имеются и иные положительные примеры решения этих проблем, но, имея в виду многоэтнический и поликонфессиональный состав населения Казахстана, евразийское географическое и геополитическое положение, состояние, при котором страна испытывает сильнейшее давление несовпадающих и даже противоположных национальных интересов целого ряда мировых и региональных держав, глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой финансовой системы, Республика Казахстан демонстрирует выдержку, силу и мудрость и народа, и руководства. Это прекрасно видят лидеры государств, международные чиновники, эксперты и просто люди разных стран

Читайте также:  Вводные слова и вводные предложения Русский язык 8 класс Тест

Именно поэтому так активно откликаются и те, и другие на инициативы проведения Казахстаном крупных форумов, подобных Съездам лидеров мировых и традиционных религий (2003, 2006, 2009 гг.) или международного форума «Общий мир: прогресс через разнообразие» на уровне министров иностранных дел (2008 г.). По инициативе Республики Казахстан в ходе 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция о провозглашении 2010 года «Международным годом сближения культур». Также известно, какую большую роль играет Казахстан в деятельности СВМДА, ШОС, ЕврАзЭС, Организации Исламская Конференция.

Успехи Казахстана в поддержании и развитии межконфессионального и межэтнического согласия, в обеспечении внутренней стабильности и выдвижении действенных инициатив на международной арене привели к тому, что ему было предложено мировым сообществом занять пост председателя ОБСЕ в 2010 году и председательствовать в Организации Исламская Конференция в 2011 году. Успехи страны всегда связаны с деятельностью ее Президента, иногда они практически целиком являются его заслугой. Н.А.Назарбаев завоевал симпатии не только казахстанцев, но и лидеров государств и простых людей самых разных стран современного мира. Его каждодневная работа по руководству страной удивительно плодотворно сочетается с разработкой стратегических идей, концепций и программ развития Казахстана.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев уделяет постоянное внимание задачам сохранения внутриполитической стабильности в Республике Казахстан, которую нельзя сохранить без поддержания межэтнического и межконфессионального мира и согласия. Поэтому задачи сохранения национального единства и религиозного мира в Казахстане являются приоритетными для Президента Казахстана. В своих исследованиях, книгах, Посланиях народу Казахстана, в выступлениях на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, на съездах лидеров мировых и традиционных религий, в статьях, интервью Н.А.Назарбаев постоянно возвращается к теме межэтнического и межконфессионального согласия, к актуальным проблемам укрепления духовного согласия, заостряет внимание на необходимости поддерживать эти вопросы в качестве центральных для правительства Республики Казахстан, государственных органов на местах, общественных структур, молодежных организаций.

Источник



Проверь себя

Казахстанская модель межэтнических отношений

1. Когда была создана Ассамблея народа Казахстана?

  • а) 1 марта 1995 года;
  • б) 1 марта 1997 года;
  • в) 1 марта 1999 года;
  • г) 1 марта 2005 года;
  • д) 1 марта 2008 года.

2. Сколько этносов проживает сегодня в Республике Казахстан?

  • а) более 50;
  • б) более 130;
  • в) более 200;
  • г) более 20;
  • д) более 100.

3. В какой своей книге Президент Н. Назарбаев говорит об Ассамблее народа Казахстана как об уникальном инструменте национальной политики?

  • а) «Идеи евразийства»;
  • б) «Но пороге XXI века»;
  • в) «В потоке истории»;
  • г) «Казахстанский путь»;
  • д) «Критическое десятилетие».

4. Когда была принята Стратегия Ассамблеи народа Казахстана?

  • а) 4 апреля 1995 года;
  • б) 26 апреля 2002 года;
  • в) 28 апреля 2001 года;
  • г) 1 мая 1996 года;
  • д) 20 мая 1997 года.

5. Как называется группа депутатов, избранных в Мажелис от Ассамблеи народа Казахстана?

  • а) «Жаңа Қазақстан»;
  • б) «Жаңа Отан»;
  • в) «Нұр Қазақстан»;
  • г) «Егемен Қазақстан»;
  • д) «Қазақстан халықтары».

6. На какой сессии Ассамблеи народа Казахстана был обнародован проект Доктрины Национального Единства?

  • а) 17-й;
  • б) 3-й;
  • в) 9-й;
  • г) 15-й;
  • д) 2-й.

7. 20 октября 2010 года шестнадцатая сессия Ассамблеи народа Казахстана прошла по девизом председательства в ОБСЕ:

  • а) «За ми и согласие в нашем общем доме»;
  • б) «Национальное согласие — основа стабильности и развития Казахстана»;
  • в) «В дружбе и согласии — в XXI век»;
  • г) «Национальное единство — наш стратегический выбор»;
  • д) «Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность».

8. К какому году число казахстанцев, овладевших казахским языком, должно достичь 80%?

  • а) к 2025 году;
  • б) к 2020 году;
  • в) к 2017 году;
  • г) к 2018 году;
  • д) к 2019 году.

9. Назовите слагаемые национальной идеи казахстанского общества:

  • а) дружба;
  • б) мусульманское вероисповедание;
  • в) равенство;
  • г) 100%-ое овладение казахским языком;
  • д) равноправие.

10. Что из перечисленных понятий может дестабилизировать полиэтническое общество Республики Казахстан?

  • а) сепаратизм;
  • б) толерантность;
  • в) экстремизм;
  • г) патриотизм;
  • д) терроризм.

Источник

Казахстанская модель межэтнического согласия

Нажмите, чтобы узнать подробности

С первых дней независимости нашей страны вопрос об укреплении межэтнического и межконфессионального согласия стал для руководства Казахстана в качестве приоритетной задачи государственной политики.

В начале 90-х годов, в период распада Союза, Казахстану предрекали массовые межэтнические и межконфессиональные столкновения. К счастью, эти прогнозы не оправдались.

Мы сейчас известны всему миру своим межэтническим и межконфессиональным согласием, благодаря тому, что смогли сохранить мир в нашем общем доме, взаимопонимание и доверие в душах людей разных национальностей и вероисповеданий.

Казахстанское общество сегодня является уникальным примером межэтнического и межконфессионального плюрализма и толерантности, где проживают представители 140 этносов и более 40 конфессий. Мир и спокойствие, гражданское согласие, религиозная терпимость, равноправное участие представителей различных культур в жизни общества — эти принципы легли в основу нашей национальной политики за годы независимости государства и обеспечили отличительную черту Казахстана в мировом сообществе.

Просмотр содержимого документа
«Казахстанская модель межэтнического согласия »

«Казахстанская модель межэтнического согласия – как фактор обеспечения стабильности»

«Казахстанская модель межэтнического согласия – как фактор обеспечения стабильности»

Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия стала реальностью наших дней и отвечает требованиям развития мирового сообщества. Казахстанская модель стала феноменом современной культуры Евразии. Политическая структура Казахстана дают уникальную возможность построения демократического, то есть правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни.

Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия стала реальностью наших дней и отвечает требованиям развития мирового сообщества.

Казахстанская модель стала феноменом современной культуры Евразии. Политическая структура Казахстана дают уникальную возможность построения демократического, то есть правового гражданского общества, гарантирующего всестороннее развитие всех наций и граждан, создания всем им достойных условий жизни.

Сохранить межэтническое и межконфессиональное согласие в тяжелые 90-е годы экономического кризиса, было задачей не из легких. В этом большая заслуга Ассамблеи народов Казахстана.

Сохранить межэтническое и межконфессиональное согласие в тяжелые 90-е годы экономического кризиса, было задачей не из легких. В этом большая заслуга Ассамблеи народов Казахстана.

Идея ее создания была выдвинута Н. А. Назарбаевым на первом форуме народов Казахстана в 1992 году, посвященном годовщине независимости республики и воплотилась в жизнь в марте 1995 года.

Идея ее создания была выдвинута Н. А. Назарбаевым на первом форуме народов Казахстана в 1992 году, посвященном годовщине независимости республики и воплотилась в жизнь в марте 1995 года.

В ее лице нам удалось создать такую организацию, которая сумела обеспечить необходимые пути конструктивного диалога и общения со всем полиэтничным народом Казахстана. Ассамблея стала уникальной площадкой для межнационального диалога.

В ее лице нам удалось создать такую организацию, которая сумела обеспечить необходимые пути конструктивного диалога и общения со всем полиэтничным народом Казахстана. Ассамблея стала уникальной площадкой для межнационального диалога.

В ее деятельности заключен колоссальный позитивный опыт, который мы сообща внесли и продолжаем вносить в мировую практику решения межэтнических проблем. Не будет преувеличением сказать и то, что сегодня Ассамблея народов Казахстана – это не просто организационная структура, это – неотъемлемая часть нашей жизни, своеобразный символ нашего мира и единства.

В ее деятельности заключен колоссальный позитивный опыт, который мы сообща внесли и продолжаем вносить в мировую практику решения межэтнических проблем. Не будет преувеличением сказать и то, что сегодня Ассамблея народов Казахстана – это не просто организационная структура, это – неотъемлемая часть нашей жизни, своеобразный символ нашего мира и единства.

Некоторые итоги успешности казахстанской модели толерантности.

Некоторые итоги успешности казахстанской модели толерантности.

Первый итог. Наладив постоянный межкультурный диалог, Казахстан снял угрозу распространения экстремизма и терроризма на своей территории.

Первый итог. Наладив постоянный межкультурный диалог, Казахстан снял угрозу распространения экстремизма и терроризма на своей территории.

Второй итог. В сложнейших условиях первых лет суверенитета, когда перед страной остро стояли задачи государственного строительства, в основу государственного устройства Казахстана был положен принцип формирования идентичности на базе гражданства, а не этничности.

Второй итог. В сложнейших условиях первых лет суверенитета, когда перед страной остро стояли задачи государственного строительства, в основу государственного устройства Казахстана был положен принцип формирования идентичности на базе гражданства, а не этничности.

Читайте также:  Тест с ответами по теме Общение

Третий итог. Обеспечено духовное возрождение страны и самое важное – общенациональное согласие и толерантность.

Третий итог. Обеспечено духовное возрождение страны и самое важное – общенациональное согласие и толерантность.

Четвертый итог. Казахстан стал международным центром диалога всех мировых и традиционных религий.

Четвертый итог. Казахстан стал международным центром диалога всех мировых и традиционных религий.

Источник

Терминологический словарь: Казахстанская модель межэтнического межконфессионального согласия

8 июля, 2014 20:01 Информационный портал Strategy2050.kz продолжает публикацию понятий терминологического словаря по Посланию Президента РК «Стратегия: «Казахстана-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Сложившаяся система государственной политики и общественных отношений, при которых обеспечивается мирное взаимодействие между различными этносами, а также толерантность и диалог между различными религиями.

На заре независимости эксперты относили Казахстан с его природной полиэтничностью и поликонфессиональностью к числу зон с повышенными конфликтными рисками.

В стране необходимо было восстановить историческое право казахов, как государствообразующего этноса. Помимо этого, нужно было овладеть инструментарием управления религиозными процессами – одной из самых тонких общественных материй. Все эти задачи пришлось решать Президенту РК, во многом применившему нестандартные, креативные подходы и смелые решения.

В результате сформировалась казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия Нурсултана Абишеви-ча Назарбаева, главные черты которой заключаются в следующем:

Во-первых, наличие политической воли руководства страны, в результате которой созданы и на системной основе совершенствуются действенные механизмы реализации гражданского равноправия, независимо от этнической и религиозной принадлежности.

Во-вторых, казахстанская модель сформирована «снизу», на основе гражданской инициативы, конструктивного диалога институтов гражданского общества и государства и органично включена в общественно-политическую систему страны.

В-третьих, уникальной особенностью Казахстана стал статус этнических групп, который является чрезвычайно высоким в гражданско-правовом и общественном отношении. В нашем обществе принадлежность гражданина к любому этносу, к его традициям, языку и культуре пользуется неизменным уважением и доверием.

В-четвертых, представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи является Президент страны – гарант Конституции, и этим подчеркивается ее чрезвычайно высокий статус.

Решения высшего органа Ассамблеи – ежегодной сессии – обязательны к рассмотрению всеми государственными органами.

В-пятых, непосредственное гарантированное представительство этнических групп в Парламенте страны обеспечивается избранием Ассамблеей 9 депутатов Мажилиса.

В-шестых, в казахстанской модели заложен консолидирующий принцип – «Единство – через многообразие». Стремлению этносов к развитию языка, традиций и культуры оказывается целевая поддержка государства по созданию всех необходимых условий.

В-седьмых, принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что использование этнических вопросов в политических целях недопустимо.

Для политики в сфере межэтнических отношений Казахстана характерны все общепризнанные нормы в рамках основных международных стандартов по защите прав этнических меньшинств.

Очередным шагом в усилении этнополити-ки государства стала Доктрина национального единства Казахстана 2008 года, в которой определены очередные основные цели дальнейшей консолидации казахстанского общества и поставлена задача достижения новой степени интеграции полиэтничного общества – национального единства. Ее положения учтены в Стратегии развития Казахстана до 2020 г., в стратегических планах на 2011–2015 гг. центральных и местных исполнительных органов.

В Доктрине отражены принципы Конституции. Одновременно она содержит ряд творческих инноваций в сфере межэтнических отношений. Обозначен и ряд экономических и социальных предпосылок обеспечения национального единения. Доктрина полностью отвечает цели и задачам форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Принципиальным вкладом Доктрины в международный опыт обеспечения прав этнических меньшинств и интеграции полиэтничных обществ является то, что она основана на интегрированных стандартах ОБСЕ в сфере обеспечения и защиты прав этнических меньшинств, а международные рекомендации и стандарты реализованы не на уровне отдельных законов, а определены в качестве стратегических приоритетов развития страны.

В целом, в результате осуществления государственной политики в сфере межэтнических отношений и общественного согласия, сформировалась эффективная политико-правовая, институционально-управленческая модель обеспечения межэтнических отношений и общественного согласия.

В данной модели казахи выступают как культурно-историческое и цивилизационное ядро, в основе которого лежит казахский ментально-исторический и культурно-традиционный фундамент объединительных начал.

Об этом было четко сказано Президентом РК на сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле 2013 г. «Истина проста: без активного участия самих казахов никакое долгосрочное общественное согласие в Казахстане невозможно. Это земля, которая всегда принадлежала нашим предкам. Которая будет принадлежать нашим потомкам. И мы несем прямую ответственность за мир на нашей земле. Толерантность является национальной ценностью и достоянием народа Казахстана. Она сложилась на основе многовековых традиций и культурных норм казахского народа. «Ел-Жұрт», «Жетіата», «қонақжайлық», «асар», «сыйластық», «сабырлылық» – эти понятия лежат в основе миропонимания и жизненного уклада казахов».

За период независимости казахский этнос превратился в высокоурбанизированную нацию и сегодня составляет большинство населения – порядка 65%. Всего же в стране проживают более 100 этносов и этнических групп, которые объединены в рамках Ассамблеи народа Казахстана, созданной в 1995 г. и приобретшей в 2007 г. статус конституционного органа.

Возросла значимость и признание роли государственного казахского языка. В стране реализуется идеология триединства языков, в котором центральное положение занимает казахский язык, а также подчеркнут статус русского и английского языков. В 2010 г. принята Государственная программа развития языков.

Таким образом, консенсус по казахскому языку – есть ключевой пункт казахстанского общественного договора.

На лекции в Назарбаев Университете 5 сентября 2012 г. и затем на II съезде Жас Отана в ноябре 2012 г. Президент РК высказал важную мысль. За более чем 20-летнюю историю независимости, двигаясь вместе, мы создали общность судьбы. Даже если казахстанцы имеют разную национальность, теперь у них гораздо более значительное скрепление единой гражданской общностью. Как говорится в казахской пословице: «Жақсы дос – жаман туыстарынан артық».

За прошедший период Казахстан пережил религиозный ренессанс. Фактически из атеистической страны он превратился в общество, в котором абсолютное большинство считают себя верующими.

На II Съезде лидеров мировых и традиционных религий в 2006 г. Президент РК Н.А. Назарбаев назвал 5 основных принципов межконфессионального мира.

Во-первых, это – законодательное и институциональное обеспечение свободы совести и вероисповедания.

На уровне Конституции запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному и иным социальным признакам. Страна присоединилась к 40 международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе, к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.

Во-вторых, мы исходим из обязанности государства создавать равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций.

В 2011 г. в нашей стране было создано Агентство по делам религий. В том же году принят новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в соответствии с требованиями которого проведена перерегистрация религиозных объединений. На момент принятия указанного закона в стране имелась 4551 религиозная община, представленная 46 конфессиями и деноминациями. По результатам перерегистрации в настоящее время в религиозном поле страны функционируют свыше 3100 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 17 конфессий.

В силу этно-демографических особенностей Казахстан относят к странам исламского мира, поскольку примерно 70% населения страны тяготеет к мусульманской религии. Однако доминанта ислама в Казахстане никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий.

Читайте также:  Тесты на знание времен английского языка

Примечателен рост числа религиозных учреждений немусульманских конфессий. За годы независимости количество православных приходов возросло в 4 раза, в 2 раза – католических. Действуют более 500 протестантских и нетрадиционных религиозных объединений, в стране также функционируют 5 иудейских и 2 буддистские общины.

В-третьих, важным направлением является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане.

Мы постоянно стремимся добиваться полноценного диалога между конфессиями, поощряя религиозные организации к совместному участию в общественной и культурной жизни страны, помогая в реализации многообразных общественных инициатив. Это дает свои плоды.

С 2006 г. в стране важнейшие религиозные праздники ислама и христианства объявлены выходными днями.

Не случайно Казахстан стал местом проведения четырех Съездов лидеров мировых и традиционных религий. В октябре 2008 г. в Астане прошел форум Министров иностранных дел исламских стран «Общий мир: прогресс через разнообразие», в 2010 г. – Саммит ОБСЕ, в 2011 г. – Совещания Министров иностранных дел (СМИД) стран Организации Исламского сотрудничества.

Четвертым принципом государственной политики в этой сфере является жесткая нейтрализация религиозного экстремизма.

В качестве мер превентивного характера был введен запрет на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, а также на создание политических партий на религиозной, этнической и на любой другой основе, способной подчеркивать естественные различия между людьми и выводить их на уровень политического противостояния.

Против религиозного экстремизма ориентирована политика регионального сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности.

Пятый принцип. Казахстан считает важным обеспечение условий для свободного общения конфессий со своими религиозными центрами и в целом выступает за активное сотрудничество мировых конфессий.

В 2001 г. страну посетил Папа Римский Иоанн Павел II, в 1995, 2010 и 2012 гг. – Патриарх Московский и всея Руси.

Казахстан признан в качестве образца межконфессионального мира и согласия.

Мы бережно сохраняем наши традиционные ценности, видя в поликонфессиональном многообразии неистощимое богатство и источник силы, один из залогов нашей конкурентоспособности в быстроменяющемся современном мире.

Мониторинг религиозной ситуации показывает, что сохраняется устойчивый тренд самоидентификации большей части казахстан-цев с религиями. По данным социологических исследований, удельная доля респондентов, отнесших себя к верующим, в конце 2012 г. составила 77,6%. Вместе с тем, дифференцированный подход показывает, что преобладают непрактикующие верующие – 56,5%.

Население поддерживает сложившуюся практику межконфессионального диалога и консенсуса, предполагающую доминанту светского формата и мягкую протекцию традиционным конфессиям – в соответствии с долей их последователей в демографической структуре общества.

Казахстан продолжает конструктивно воплощать свои модельные принципы организации религиозной жизни и за пределами страны. В 2010 г. Казахстан прошел этап председательства в ОБСЕ, в 2011 году принял председательство в Организации Исламская Конференция, которую инициировал переименовать в Организацию Исламского сотрудничества – ОИС.

Напомним, терминологический словарь по Стратегии-2050 размещен на информационном портале Strategy2050.kz. Справочник разработан казахстанскими учеными, он должен стать хорошим пособием для изучения и полного понимания стратегического документа. С полной версией словаря можно ознакомиться здесь.

Источник

Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия тест

Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства Н.А.Назарбаева

V принципов модели межэтнического согласия

I. Этническое, конфессиональное, культурное и языковое многообразие.

II. Создание всех условий для развития культуры и языков этносов Казахстана.

III. Толерантность и ответственность.

IV. Консолидирующая роль казахского народа.

V. Единство народа Казахстана.

Первое. Казахстанская модель изначально выстраивалась «снизу» на основе общественных организаций этносов, конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства.

Второе. Все этнические группы имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа Казахстана.

Третье. Представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Казахстана гарант Конституции, и этим определен высокий статус Ассамблеи. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми государственными органами.

Четвертое. Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи, в результате которого избираемые от Ассамблеи 9 депутатов Мажилиса, представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

Пятое. В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство — через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур.

Шестое. Межэтнические отношения в Казахстане принципиально деполитизированы.

Этапы становления и развития модели межэтнической толерантности

Первый этап (с 1989 по 1995 годы). Характеризуется от начала создания этнокультурных объединений до начала законодательного и институционального оформления казахстанской модели в результате принятия Конституции 1995 года и создания Ассамблеи народа Казахстана.

Второй этап (с 1995 по 2002 годы). Были определены параметры казахстанской идентичности. На основе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечена консолидация казахстанского общества вокруг казахского народа. В обществе достигнут принципиальный консенсус в отношении отказа от политизации этнических и конфессиональных отношений.

Третий этап (с 2002 по 2007 годы). Включает в себя политику по формированию казахстанской модели межэтнической толерантности. Был разработан и принят ряд программных документов — Стратегия Ассамблеи народа Казахстана до 2011 г., Госпрограмма развития и функционирования языков, Концепция «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана». С 2006 по 2008 год реализована Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.

Четвертый этап начался в 2007 году. Он характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом государственной национальной политики к политике укрепления национального единства народа Казахстана.

Стандарты в сфере межэтнических отношений

Пункт 1 статьи 1 Конституции РК «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Пункт 2 статьи 1 Конституции РК «Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами».

Пункт 3 статьи 3 Конституции РК «Единственным источником государственной власти является народ».

Пункт 3 статьи 5 Конституции РК «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни».

Пункт 3 статьи 5 Конституции РК «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни».

Пункт 2 статьи 14 Конституции РК «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам».

Пункт 2 статьи 39 Конституции РК «Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное и межконфессиональное согласие».

Республика Казахстан ратифицировала свыше 180 основополагающих международных нормативных правовых актов в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений.

Источник

Adblock
detector