Меню

ОГЭ Обществознание ТЕОРИЯ по кодификатору 1 7 Человек и его ближайшее окружение Человек в малой группе

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.

ТЕОРИЯ ОГЭ

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение.

Часть 1.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.

Малая группа: признаки, классификация, особенности воздействия на человека.

Ближайшее окружение человека оказывает на него самое непосредственное воздействие. Именно в малой группе происходит общение, формирование ценностей, характера.

Малая группа.

Малая социальная группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Это немногочисленная группа людей (от 2 до 15 человек), которые объединены общей деятельностью, сходным интересами, находятся в непосредственном общении, испытывают чувства и эмоции по отношению друг к другу.

Признаки малой группы.

  • Небольшое количество людей (может колебаться от 2 до 15-25).
  • Личные контакты в пространстве и времени.
  • Наличие общей цели и совместной деятельности.
  • Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы.
  • Разделение ролей.
  • Наличие эмоциональных отношений между членами группы.
  • Формирование межличностных отношений в группе.
  • Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения.

Классификация малых социальных групп.

По характеру отношений между членами группы.

  • Формальные группы объединены официальными целями, существует документ, удостоверяющий принадлежность к данной группе (школьный класс, спортивная секция)
  • Неформальные группы не имеют официально установленной структуры. Взаимодействие членов неформальной группы стихийно, определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей.

По характеру совместной деятельности.

  • практические (совместная трудовая деятельность);
  • гностические (совместная исследовательская деятельность);
  • эстетические (совместное удовлетворение эстетических потребностей);
  • гедонические (досуговые, развлекательно-игровые);
  • непосредственно коммуникативные;
  • идеологические;
  • общественно-политические;
  • семейные.

По способу образования:

  • неофициальные — официальные
  • реальные — условные

По величине группы и способу взаимодействия ее членов:

  • малые- средние- большие;
  • контактные (первичные);
  • дистанционные (вторичные).

По личностной значимости:

  • референтные — (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная, группа — группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы ему известных рекордсменов.
  • элитарные – группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе.

По социальной значимости:

  • социально положительные;
  • асоциальные — социально деструктивные;
  • антисоциальные — криминальные, преступные.

Функции малых социальных групп:

  • социализация личности, становление его характера
  • экспрессивная функция, определение места индивида в группе, его самооценка, реализация способностей, профессиональных качеств
  • инструментальная- индивид в группе осуществляет конкретную деятельность
  • психологическая функция- поддержка человека в трудную ситуацию, радость за его успехи.

Именно в малой группе происходит основная часть общения человека. Поэтому очень многое зависит, в какую среду он попадёт, какие люди будут его окружать.

Положительное воздействие малой группы на человека:

  • придаётся уверенность в себе,
  • формируются коммуникативные навыки,
  • формируется самооценка,
  • усваиваются определённые нравственные ценности, ориентиры,
  • формируются навыки выполнения определённых социальных ролей,
  • снабжение положительным эмоциями.

Отрицательное воздействие малой группы на человека:

  • подчинение группе, подавление личности, её самостоятельности инициативности,
  • групповой эгоизм – достижение целей группы в ущерб общественным интересам,
  • конформизм (конформность) – подстраивание под интересы членов группы, выражение внешнего согласия при внутреннем несогласии, поведение в группе по её правилам.

Способы реагирования человека на давление группы:

  • внушаемость – бессознательное принятие целей, линии поведения, действий группы;
  • конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождением с мнением группы, протесте;
  • коллективизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и отстаивание её ценностей и идеалов.

ТЕРМИНЫ.

ФИЛАНТРОП – это человек, который искренне любит всех людей и старается им помочь.

МИЗАНТРОП — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством

Читайте также:  Тест 27 30 по рыбам в двух вариантах

СТАТУС – положение человека в межличностных отношениях, определяющее его права, обязанности, привилегии.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – это способ поведения человека, определяемый его статусом.

ЛИДЕР – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в группе.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ – правила и требования, выработанные в группе, регулирующие поведение её членов.

САНКЦИИ – реакция группы на поведение членов, не соответствующее её нормам и принцам: осуждение, внушение, исключение из группы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник



Тест по обществознанию Межличностные отношения 6 класс

Тест по обществознанию Межличностные отношения для учащихся 6 класса. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.

1 вариант

1. Найдите наиболее точное определение.
Межличностные отношения — это

1) взаимосвязи, которые возникают между людьми в совместной деятельности и общении
2) контакты человека с окружающим миром
3) воздействие общества на личность
4) чувства, которые возникают между людьми

2. Закончите предложение правильно.
По стилю межличностные отношения

1) не отличаются друг от друга
2) разделяются на отношения знакомства и товарищества
3) делятся на официальные и личные
4) бывают позитивные и негативные

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведённый перечень: знакомство, приятельство, то­варищество, дружба, любовь.

1) межличностные стереотипы
2) деловые и личные контакты
3) участие в совместной деятельности
4) виды межличностных отношений

4. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие стереотип?

1) Летние месяцы дети Петровых проводят у бабушки.
2) Игорь Петров считает, что все девочки болтушки.
3) По воскресеньям семья Петровых отправляется на дачу.
4) Несколько лет подряд Игорь Петров побеждал в школь­ной математической олимпиаде.

5. Основой межличностных отношений в первую очередь является(-ются)

1) стереотипы
2) материальные потребности
3) отсутствие ограничений
4) взаимодействие

6. Отношения товарищества связаны прежде всего с возмож­ностью

1) встретить человека на у лице
2) доверить человеку сокровенные мечты
3) участвовать в совместной деятельности
4) создать семью

7. Выберите правильное высказывание.

1) Стереотипы могут отрицательно влиять на межличностные отношения.
2) Межличностные отношения могут быть только деловыми.
3) Приятели — это самые верные друзья.
4) Любые контакты между людьми относятся к межлично­стным отношениям.

8. Заполните пропуск в таблице.

………. Неприязнь, отрицательное отношение
Симпатия Внутреннее расположение, благожелательное отношение

2 вариант

1. Найдите наиболее точное определение.
Стереотип -это

1) привычка, сформировавшаяся на основе повторения сходных действий
2) антипатия к другим людям
3) обобщенное представление об особенностях людей, часто неточное, упрощенное
4) внутреннее расположение к другому человеку

2. Закончите предложение правильно.
Межличностные отношения подразумевают, что

1) между их участниками возникает любовь или ненависть
2) в них могут участвовать только два человека
3) человек наделён чувствами по отношению к другим людям
4) один или несколько человек вступают в непосредствен­ный контакт

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведённый перечень: доверие, уважение, благодар­ность, восхищение.

1) чувства, которые объединяют людей
2) чувства, порождающие антипатию
3) формальные (официальные) чувства
4) межличностные отношения

4. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие межличностные отношения?

1) Известный учёный-историк выступил перед старше­классниками.
2) Однажды шестиклассник Андрей встретил на улице знаменитого клоуна.
3) Группа учеников работает над проектом.
4) Настя регулярно читает блог популярного певца.

5. Основой межличностных отношений является

1) отсутствие правил
2) совместная деятельность
3) антипатия
4) определённое число участников

Читайте также:  Департамент культуры Ханты Мансийского автономного округа – Югры

6. Приятельские отношения в первую очередь связаны с воз­можностью

1) разделить досуг
2) встретить человека по дороге в школу
3) доверить тайну
4) участвовать в совместной деятельности

7. Выберите правильное высказывание.

1) Знакомства — наиболее редкий вид межличностных от­ношений.
2) В межличностных отношениях важны взаимопонимание и взаимодействие.
3) Официальные межличностные отношения не требуют взаимодействия.
4) Чувства всегда мешают установлению межличностных отношений.

8. Заполните пропуск в таблице.

Виды межличностных отношений
Знакомство Приятельство Дружба Любовь ……….

Ответы на тест по обществознанию Межличностные отношения
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество

Источник

Тест по теме «Общение. Межличностные отношения»
тест по обществознанию (6, 7, 8 класс) на тему

Варианты тестовой работы по обществознанию для 6 класса.

Скачать:

Вложение Размер
Тест по обществознанию, 6 класс, тема «Межличностные отношения» 15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовая работа по теме «Общение. Межличностные конфликты»

  1. Взаимные деловые и дружеские отношения людей – это
  1. Верны ли следующие суждения об общении?

1) общение – это одна из форм отношения человека к окружающему миру.

2) без общения человек не может полноценно развиваться.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

  1. К средствам общения можно отнести:
  1. Верны ли следующие суждения?

1) выделяют речевое и неречевое общение

2) общение невозможно без речи.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения о средствах общения?
  1. Важную роль в общении играют мимика и взгляды.
  2. Жесты являются неотъемлемой частью речевого общения.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

  1. Столкновение нескольких участников общения, каждый их которых отстаивает свою позицию, — это

7. Верны ли следующие суждения о межличностных отношениях?

1) В основе межличностных конфликтов лежат противоположные желания и интересы.

2) Конфликты связаны со смысловыми барьерами в общении.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

  1. Такой способ решения конфликтов, как сотрудничество, связан с:

1) поиском решения, которое примирило бы обе стороны конфликта без ущерба для каждой стороны.

2) поиском уступок с каждой стороны

3) односторонними уступками

4) отказом от поиска обоюдовыгодного решения конфликта

  1. Верны ли следующие суждения?
  1. При неконструктивном конфликте стороны используют любые способы и средства для достижения своих целей.
  2. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых отношений.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

  1. Наилучшим способом разрешения конфликта является
  1. Прерывание конфликтных действий
  2. Компромисс
  3. Подчинение
  4. Избегание
  1. Найдите в предлагаемом списке понятие, которое не относится к средствам разрешения конфликта, и запишите его номер.
  1. Сотрудничество
  2. Агрессия
  3. Компромисс
  4. Приспособление
  5. Избегание
  1. Что помогает и что мешает общению
  2. Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текущий тест. Конфликт в межличностных отношениях.

Текущий контроль по обществознанию. 10 класс.

Межличностные отношения. Тест по обществознанию (6 класс)

Межличностные отношения — 6 класс.

Приложение к уроку Конфликты в межличностных отношениях Тест. Ты конфликтный человек?

Урок обществознания в 6 классе «Конфликты в межличностных отношениях» Приложение.

Тест к уроку обществознания в 6классе » Межличностные отношения».

Тест по теме Межличностные отношения 6 класс

Данный материал можно использовать для контрол знаний учащихся по теме «Межличностные отношения&quot.

Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе

Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» — 3, «в» — 2, «г» — 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный д.

Тест » Межличностные отношения ! 1 урок . Обществознание. 6 класс.

Источник

Тема 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение

Ближайшее социальное окружение человека характеризуют малая группа и межличностные отношения.

1 Мнения об оптимальном количестве участников расходятся, но большинство учёных придерживается позиции, что оно не должно превышать 9 человек.

Классификации малых групп

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация ((от лат. stagnum — стоячая
вода) — застой, неподвижность), регресс 1 , распад.

1 Регресс (от лат. regressus — движение назад) — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус.

В группе человек всегда играет какую-либо роль.

Роль — это способ поведения, определяемый статусом человека.

Некоторые роли как бы постоянно закреплены за человеком: роль члена семьи, роль работника и т. д. В группе же человек играет различные роли, которые определяются характером деятельности группы. Наиболее важной является роль лидера.

Лидер (от лат. leader — ведущий) в группе — член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной
деятельности и регулировании в группе.

В каждой группе складываются определённые правила — групповые нормы.

Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др., вплоть до исключения из группы.

Положение человека в малой группе зависит от многих условий.

Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы.

Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой (большой или малой).

Межличностные отношения, как правило, характеризуются словом «взаимно».

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определённых чувств — эмоциональных переживаний. Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: чувства, сближающие людей; чувства, разъединяющие людей.

Симпатия и антипатия между людьми зависят от того, как они воспринимают и понимают друг друга. Понять другого — важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Формы межличностных отношений

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и др.).

Общение играет большую роль в межличностных отношениях.

1 Функция (от лат. functio — деятельность) — служебная роль (назначение) какого-либо элемента социальной системы.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Образец задания

(Б) Установите соответствие между примерами межличностных отношений и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры. Ответ:

Источник

Adblock
detector