Меню

Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых

Тест малиновского проводится детям

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

Для выявления нарушений осанки и истинного сколиоза, врач-педиатр или подготовленный медицинский работник осматривает ребенка, раздетого до трусов. Исследование проводят в положении стоя, в привычной для ребенка позе.
• Осмотр анфас (руки опущены вдоль туловища): определяют фор
му ног (нормальная, О-образная, Х-образная), положение головы, шеи,
симметрию плеч, равенство треугольников талии, наличие деформации
грудной клетки.
• Осмотр сбоку: определяют форму грудной клетки, живота, высту-
пание лопаток, форму спины.
• Осмотр со стороны спины: определяют симметрию плеч, углов ло
паток, форму позвоночника и ног, равенство треугольников талии.
Для выявления структурного истинного сколиоза проводят осмотр ребенка со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища ребенок делает медленно, при этом его руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза отмечают асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для точного выявления искривления позвоночника осмотр следует проводить в 2 положениях: сзади и спереди.
Для выявления плоскостопия с 5-летнего возраста показан тест при помощи плантографа. Плантограф — это деревянная рамка (высотой
2 см, длиной и шириной по 40 см), на которую натянуто полотно (меш
ковина), а сверху полиэтиленовая пленка. Полотно смачивают штем
пельной краской и на окрашенную сторону кладут лист бумаги, на
котором написана фамилия, имя, отчество ребенка, группа, дата обсле
дования. Ребенок встает обеими ногами на середину рамки (на бумагу),
при этом на бумаге остаются отпечатки стопы.
Заключение о состоянии свода стопы делают на основании расположения 2 линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со 2-м межпальцевым промежутком. Вторую линию про-нодят от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии, стопа нормальная. Уплощение свода стопы диагностируют в слу-

чаях, когда первая линия проходит внутри отпечатка. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка, стопу считают плоской. План-тограммы хранят в медицинской карте ребенка.
Все дети с подозрением на сколиоз и с неправильно сформированной стопой должны быть направлены к ортопеду.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Ежегодный контроль остроты зрения проводят 1 раз в год у всех детей, начиная с 6 лет. В качестве скрининг-теста используют стандартные таблицы или таблицы с картинками Орловой, в которых 10-ю строку видят лица с остротой зрения 1 (единица) при исследовании с расстояния 5 м. Картинки или буквы показывают в разбивку, начиная с 10-й строки. Остроту зрения определяют без очков.
С помощью теста Рейнеке (с 2 карандашами) оценивают бинокулярное зрение. Ребенку необходимо дать заточенный карандаш и попросить его, смотря двумя глазами, опустить его кончик на заточенный конец другого карандаша, который держит в вертикальном положении медицинская сестра. При наличии бинокулярного зрения дети задание выполняют легко, а при нарушении — ребенку не удается совместить кончики карандаша. Тест проводят в 4-6 лет.
Группу риска по миопии выявляют среди детей 6-7 лет с помощью теста Малиновского. После определения остроты зрения по общепринятой методике к глазу ребенка с нормальной остротой зрения подносят линзу, сила которой соответствует средней рефракции глаз для данного возраста. Вновь определяют остроту зрения, причем для каждого глаза отдельно при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы с оптической силой 1 диоптрия, вставленные в пробную оправу. Если ребенок, глядя через линзу, правильно читает 9-10 строчки таблицы, тест считают отрицательным (нормальная возрастная рефракция). В случаях, когда ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9—10 строчек или вообще их не различает, тест считают положительным, что свидетельствует об усилении возрастной рефракции (предмиопическое состояние). Детям с отрицательным тестом Малиновского остроту зрения в школе можно проводить не чаще 1 раза в 3 года, т.е. в 4, 7 и 10 классах.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА ШЕПОТНОЙ РЕЧЬЮ У ДЕТЕЙ

Проверка остроты слуха осуществляют с расстояния 6 м и в полной тишине. Поочередно определяют остроту слуха каждого уха (в момент исследования другое ухо ребенок закрывает пальцем). Медицинская сестра шепотом произносит слова или цифры с одинаковой интенсив-

ностью, причем ребенок не должен видеть губ произносящего. Если ребенок неправильно идентифицирует произносимые слова, его необходимо направить к ЛОР-врачу.

ТЕСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Тесты физической подготовленности, которые проводят во время физкультурных занятий, подразделяют на обязательные и дополнительные.
• Обязательные.
■ Подтягивание или отжимание (сила, количество раз).
■ Быстрота бега (10 или 30 м).
■ Метание теннисного мяча на дальность (в метрах).
■ Прыжки в длину с места (в метрах).
■ Бег на выносливость в течение 1,5 мин
• Дополнительные.
■ Статическая выносливость (время удержание «угла» в секун
дах).
■ Статическое равновесие (время стояния на одной ноге или в по
ложении «ласточка» с закрытыми глазами в секундах).
■ Гибкость (наклоны вперед, стоя на скамейке).
■ Координация движений (бросание мяча о стену попеременно в
течение 30 с с расстояния 1 м).
■ Силовая выносливость (количество сгибаний из положения ле
жа на спине).

Для выявления заболеваний почек и сахарного диабета рекомендовано проводить следующие исследования.
• Тест для определения белка в моче.
• Тест для определения глюкозы в моче.
Моча должна быть свежей, собранной не ранее чем через 1-2 ч после еды. В условиях медицинского кабинета можно использовать 2 теста: I ест с сульфосалициловой кислотой (для обнаружения белка) или диагностические полоски «Альбуфан» (наличие белка), «Тетрафан» (наличие белка и глюкозы).
• Тест с сульфосалициловой кислотой проводят по следующей мето
дике: к 2 мл отлитой из банки в пробирку мочи добавляют 4 капли 20%
раствора сульфосалициловой кислоты. При наличии белка моча мутне
ет. При отсутствии помутнения считают, что белка в моче нет, при на
личии слабого помутнения — присутствуют «следы» белка, при значи-
i ельном помутнении — белок в моче присутствует.

«Работа с диагностическими полосками «Альбуфан» или «Тетра-фан» достаточно проста. Окраска полоски, опущенной в мочу меняется от желтого до зеленого цвета в зависимости от наличия и концентрации в моче глюкозы или белка. Оценку результатов теста проводят путем сравнения цвета полоски со стандартной цветовой шкалой, которую прилагают к каждой упаковке. Наличие в моче белка служит показанием для направления ребенка на консультацию к педиатру для выявления причины протеинурии.
Всех детей, у которых в моче обнаружена глюкоза, независимо от степени выраженности изменений, направляют на консультацию к эндокринологу.

Источник

Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых

Скрининг-тестов.

По приказу МЗ РФ от 05.05.84 года №610 и 30.05.86 года №780 «Диспансеризация детей школьного возраста должна проводиться с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ «Гигиена и профилактика заболеваний детей, подростковой молодежи»

Вся скрининг программа состоит из 10 тестов и дифференцирована для обследования детей разного возраста. Включённые в неё тесты позволяют повысить выявляемость отклонения со стороны различных органов и систем, физического развития в целом, а так же аллергические заболевания и реакции.

Скрининг-программа включает три этапа:

I этап – доврачебное обследование детей по скрининг-программе (выполняется медицинской сестрой дошкольного учреждения, школы, поликлиники).

II этап – обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, врачом дошкольного учреждения, школы, педиатром поликлиники.

III этап – обследование специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения, школы, а также педиатром поликлиники на консультацию.

Методика обследования.

1. Анкетный тест

Читайте также:  Карта интересов тест голланда

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные «ключевые» жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений со стороны нервной, сердечно-со­судистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, при заболеваниях носоглотки и аллергических состояниях. Целенаправленный oтбop таких детей при массовых осмотрах в дошколь­ных учреждениях и школах имеет особое значение, так как нередко данная патология выявляется недостаточно полно, что в свою очередь приводит к несвоевременному назначению лечеб­ных мероприятий и значительно снижает их эффективность.

При обследовании дошкольников и учащихся 1 —5 классов анкету должны заполнять роди­тели. При обследовании школьников 6—11 классов анкету могут заполнять и сами учащиеся.

Вопросы 1—9 направлены на выявление возможной патологии нервной системы (невроти­ческие и вегетативные расстройства), 10—11 — возможных заболеваний сердечно-сосудистой системы, 12—14 носоглотки, 15—20 органов пищеварения, 21—22 почек, 23—25 аллергии.

Результаты анкетного опроса обобщаются медицинской сестрой дошкольного учреждения, школы, участковой медицинской сестрой поликлиники. При обобщении результатов медицин­ская сестра подчеркивает (или обводит кружком) номера вопросов, на которые получен поло­жительный ответ. После этого врач дошкольного учреждения, школы, поликлиники оценивает результаты опроса и дает предварительное заключение по его итогам. На основании этого за­ключения врач отбирает детей, нуждающихся в обследовании, и после осмотра решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультации специалистов (невропатолога, отоларинголога, ревматолога, гастроэнтеролога, нефролога, аллерголога).

Оценка анкетного теста:

I. Вопросы 1—9: при положительном ответе на вопросы 1,3,5, — раздельно или в сочетании (например, 1 и 2; 2 и 3; 3 и 5; и т. д.) — наблюдение врачом учреждения; при по­ложительном ответе на вопросы 2,4, 6, 7,8. 9 раздельно или в сочетании (например, 1 и 4; 2 и 6; 3 и 7 и т. д.), а также при положительном ответе на 3 и более вопроса данного раздела (в любом сочетании) — консультация невропатолога обязательна.

П. Вопросы 10—11: при положительном ответе на каждый или оба вопроса — обследо­вание врачом учреждения, по показаниям консультации ревматолога.

III. Вопросы 12—14: при положительном ответе на каждый или несколько

вопросов данного раздела — консультация отоларинголога обязательна.

IV. Вопросы 15—20: при положительном ответе на один из вопросов 15,20

обследо­вание врачом учреждения; при положительном ответе на один из

вопросов 16, 17, 18, 19, а также на 2 и белее вопроса данного раздела (в

любом сочетании) — обследование врачом учреждения с допол-

нительными специальными исследованиями, по показаниям —

V. Вопросы 21—22: при положительном отчете на один или оба вопроса —

обследова­ние врачом учреждения,по показаниям дополнительные

специальные исследования и консультация нефролога.

VI. Вопросы 23—25: при положительном ответе на один или три вопроса

обследование врачом учреждения, по показаниям консультации

АНКЕТА

(для родителей и учащихся 6—11 классов)

Не посещает детское учреждение (подчеркнуть)__________

Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты и постарайтесь максимально точно ответить на вопросы. Эти сведения необходимы врачу для оценки состояния здоровья Вашего ребенка (Вашего состояния здо-ровья) и своевременного врачебного совета .

1. Головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки,

после посещения детского сада, школы)

2. Слезливость, частые колебания настроения, страхи.

3. Слабость, утомляемость после занятий (в школе, детском саду, дома).

4. Нарушение сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное

недержание мочи, трудное пробуждение по утрам)

5. Повышенная потливость или появление красных пятен при волнении.

6. Головокружение, неустойчивость при перемене положения тела.

8.Двигательная расторможенность (не может долго усидеть на месте).

9. Навязчивые движения (теребит одежду, волосы, облизывает гу6ы,

грызетногти,сосет палец, часто мигает, заикается).

10. Боли, неприятные ощущения в области сердца сердцебиение, перебои.

11. Повышение артериального давления.

12. Часто насморк (4 или более раз в году).

13.Часто кашель (4 и более раз в году)

14.Часто потеря голоса (4 и более раз в году)

15. Боли в животе

16. Боли в животе после приема пищи

17. Боли в животе до еды

18. Тошнота, отрыжка, изжога

19. Нарушения стула (запоры, поносы)

20. Заболевания желудка, печени, кишечника

21. Боли в пояснице.

22. Боли при мочеиспускании

23. Реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (отеки,

затрудненное дыхание, сыпь)

24. Реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)

25. Появление экссудативного диатеза (покраснение кожи, шелушение,

Дата заполнения анкеты____________________________________

Подпись заполнявшего анкету _______________________________

Обобщение результатов Заключение (предварительное)

I. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

IV. 15, 16, 17, 18, 19, 20 Врач

Подпись медицинской сестры _____________

2.Индивидуальная оценка физического развития детей и подростков.

Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, по праву считают длину и массу тела. Длина тела является признаком, характеризующим ростовые процессы детского организма, масса тела — свидетельствующим о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Методику антропометрии и оценки физического развития смотри в учебном пособии для работы со здоровым ребенком.

Дети с отклонениями физического развития от нормы направляются к педиатру и эндокринологу для установления причины.

3. Измерение артериального давления (у младших школьников с учетом поправок на стандартную манжетку).

Это исследование имеет большое значение для профилактики сосудистых заболеваний и почечной патологии.

Исследование проводят ежегодно у школьников, начиная с первого класса ( с 7 лет).

Артериальное давление измеряется аппаратом Рива-Роччи или тонометром на правой руке в положении сидя после 10-минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1 – 2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систолическому давлению, а исчезновение их — диастолическому. Измерение проводят не менее 3-х раз, фиксируя повторяющиеся параметры. При отсутствии «возрастных» манжеток при осмотрах у младших школьников можно пользоваться стандартной манжеткой, а для оценки АД следует использовать специальные возрастные коррективы с учетом физического развития. Полученные данные сравнивают со средне-возрастными показателями для данной местности.

Величины поправок к показателям систолического АД, полученным при использовании стандартной манжеты* (мм рт.ст.)

Оценка физического развития**
Возраст, годы нормальное физическое развитие дефицит массы тела избыток массы тела
13*** + 10 + 10 + 10 + 10 + 5 + 15 + 15 + 15 + 15 + 10 + 5 + 5 + 5 + 5

* Показатели диастолического АД корректировке не подлежат.

** Оценка физического развития по методике, представленной ранее (см. тест 2 базовой скрининг-программы).

*** У детей (3 лет и старше, независимо от уровня физического развития) истинные цифры артериального давления (систолического и диастолического) могут быть получены при использовании стандартной манжетки.

4. Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата.

а) Визуальное выявление нарушений осанки – проводится врачом.

б) Визуальное выявление истинного сколиоза – проводится врачом.

в) Плантография для выявления продольного плоскостопия.

Плантография имеет значение для выявления нерезко выраженных форм деформации свода стопы.

Плантография проводится с помощью плантографа у детей, начиная с 6 лет.

Плантограф представляет собой деревянную рамку (высотой 2 см и размером

40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской. На пол под плантограф кладется чистый лист бумаги. Ребенок становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки на полиэтиленовую пленку. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь с бумагой и оставляя отпечатки стоп – плантограмму. При этом надо следить, чтобы обследуемый стоял на обеих ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом на пол.

Оценка плантограммы:

На отпечатке стопы от точки на середине пятки проводят две линии: ко второму межпальцевому промежутку и к середине основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная; если первая линия внутри отпечатка – уплощена и обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы – стопа плоская.

Читайте также:  Профессия — стример как зарабатывать сотни тысяч на трансляциях игр

Детей с уплощенной и плоской стопой необходимо направить на консультацию к ортопеду.

Плантограммы должны храниться в «Медицинской карте ребенка» Ф. № 026/у или в «Истории развития ребенка» Ф. № 112/у.

а – нормальная стопа, б – уплощенная стопа, в – плоская стопа

5. Исследование остроты зрения.

6. Тест Малиновского для выявления предмиопии

(для учащихся 1-х классов).

7. Тест для выявления нарушений бинокулярного зрения.

8. Исследование остроты слуха шепотной речью.

9. Лабораторные скрининг тесты для выявления протеинурии и глюкозурии.

Тест-контроль.

1. Кто входит в состав участковой бригады:

1. Врач-педиатр (фельдшер)

2. Процедурная медсестра

2. Активное посещение здорового ребенка на дому называется …

3. Разделы работы кабинета здорового ребенка:

1. Лечение детей

2. Обучение элементам массажа

3. Проведение прививок детям

4. Проведение занятий в «Школе матери»

4. Задачи санитарно-просветительной работы в поликлинике:

1. Лечение детей

2. Организация противоэпидемических мероприятий

3. Пропаганда здорового образа жизни

4. Обучение работы с документацией

5. Что входит в состав педиатрического отделения поликлиники:

1. Кабинеты узких специалистов

2. Клиническая лаборатория

4. Сестринский кабинет с картотекой

6. Укажите номер учетных форм документации:

1. История развития ребенка – форма № …

2. Карта профилактических прививок – форма №…

3. Медицинская карта ребенка – форма №…

4. Карта диспансерного наблюдения больного – форма №…

7. Одна из главных задач в работе участкового врача-педиатра (фельдшера):

1. Снижение травматизма

2. Снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов

3. Проведение массовых профилактических осмотров

4. Организацию сан-эпид режима в поликлинике

8. Как часто проводятся занятия в школе грудного вскармливания в поликлинике:

1. 1 раз в неделю

2. 2 раза в месяц

3. 1 раз в месяц

4. 1 раз в 2 месяца

9. Функции кабинета доврачебной осмотра:

2. Аускультация легких

3. Пальпация живота

4. Оформление истории болезни

10. Что входит в оснащение педиатрического кабинета:

2. Шкаф для медикаментов

3. Пеленальный стол

4. Функциональная кровать

11. Медицинская сестра ДДУ непосредственно подчиняется:

1. Заведующей ДДУ

2. Главному врачу ДГМП

12. Медицинская сестра не должна проводить следующие мероприятия:

1. Диспансерный осмотр детей

1. Оказывать доврачебную помощь в случае острого заболевания или

2. Санитарно-просветительную работу среди сотрудников

учреждения и родителей

13. К медицинской документации ДДУ не относятся:

1. Журнал профилактических прививок

2. Медицинская карта ребенка (Ф № 026/у)

3. Медицинская карта (Ф № 063/у)

14. Перечислите, какие помещения находятся в здании ДДУ:

1. Один раз в день

2. Один раз в два дня

3. Два раза в день

16. В ДДУ запрещается приготовление:

1. Каш со сливочным маслом

3. Кисло-молочных продуктов

17. Сроки реализации сырково-творожных изделий:

18. На полдник рационально давать:

2. Фрукты и овощи

3. Молочно-кислые продукты + выпечку

19. Прививки должны быть проведены до поступления в ДДУ не позднее,

1. Не имеет значения

20. После перенесенного ОРВИ впервые ребенок направляется в ДДУ не

1. Через две недели после выздоровления

2. Через один месяц после выздоровления

3. Не имеет значения

21. Обязанностью фельдшера является:

1. Ежемесячная антропрометрия уч-ся

2. Организация и помощь в проведении мед.осмотров

3. Проведение лечебных мероприятий больным уч-ся

22. Температура в классах должна быть:

1. 16 – 18 градусов

2. 17 – 21 градус

3. 20 – 22 градуса

23. Медицинский работник обязан следить за:

1. Ежедневной уборкой школьного участка

2. Чистотой кожи преподавателя

3. ЧСС и ЧД у первоклассников

24. Уборка классов производится:

1. 2% мыльно-содовым раствором после второго и пятого урока

2. Ежемесячно 0,5% р-ра хлорной извести

3. Влажная уборка после последнего урока

25. Не готовы к школьному обучению:

1. Часто болеющие дети

2. С биологическими и функциональными отклонениями

3. Имеющие в 7 лет – 6 постоянных зубов

26. У подростков потребность в сне:

27. Пребывание на воздухе подростков:

28. Соотношение белков:жиров:углеводов для школьников должно быть:

Источник



Тест А.А. Малиновского на выявление предмиопии

(для дошкольников в возрасте 6 лет или учащихся 1-х классов)

В связи с тем, что миопия чаще всего формируется в среднем школьном возрасте, особое значение для ее эффективной профилактики и ранней коррекции имеет выявление «группы риска» по миопии среди детей предшкольного и раннего школьного возраста (6-7 лет). Тест А.А. Малиновского позволяет выявить детей, еще не имеющих близорукости, но более других подверженных ей – «группу риска» по миопии.

Под предмиопией следует понимать такое состояние глаз, при котором с большей вероятностью следует ожидать перехода рефракции в миопическую (Э.С. Аветисов). К таким состояниям относятся:

· наличие рефракции более сильной, чем средняя возрастная;

· осложненная аккомодационная способность;

В первую очередь проводится обычное исследование остроты зрения, которое осуществляется у детей дошкольного возраста с помощью специальных таблиц с картинками, у школьников – по таблице Сивцева-Головина; выявляется наличие уже развившейся патологии органа зрения.

Тест А.А. Малиновского позволяет при массовых осмотрах выделить среди 6-7 летних детей с нормальной остротой зрения (vis = 0,9-1,0), детей «группы риска» – имеющих более сильную рефракцию, чем возрастная, т.е. эмметропию вместо физиологической гиперметропии.

Исследование проводится в подготовительной группе детского сада или в 1-м классе.

Тест А.А. Малиновского проводится в 2 этапа:

1) определение остроты зрения (по общепринятой методике);

2) выявление детей с предмиопией среди контингента с нормальной остротой зрения.

Порядок проведения обследования:

После определения обычным способом остроты зрения к глазу ребенка с нормальной остротой зрения подносится линза, сила которой соответствует средней рефракции глаз для детей данного возраста, и вновь определяется острота зрения общепринятым способом (по таблицам с картинками или буквами на расстоянии 5 м. Каждый глаз обследуется раздельно, при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используются линзы силой +1,0 дптр.. Линзы можно вставлять в пробную очковую оправу, однако для массовых обследований удобнее использовать обычные очки с необходимыми линзами (желательно в детской оправе).

Оценка результатов. Если ребенок, глядя через линзу, читает правильно 9-10-ю строчку таблицы – тест отрицательный, нормальная возрастная рефракция.

Если ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочесть буквы 9-10-й строчки или вообще их различать – тест положительный, усиление возрастной рефракции (предмиопическое состояние).

Дети с положительным результатом входят в «группу риска» по миопии, так как у них в 80 раз чаще, чем у остальных, развивается миопия (М.М. Саволюк). Эти дети должны направляться к офтальмологу для особого наблюдения и периодического контроля.

Детям с отрицательным результатом теста Малиновского исследование остроты зрения в школе можно проводить не чаще 1 раза в 3 года, т.е. в 4, 7 и 10 классах.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник

Специфика медицинских осмотров детей

Лариса Руслановна Картавцева

С момента рождения и до 18 лет дети регулярно проходят медицинские осмотры – профилактические, предварительные, периодические. По результатам медосмотра ребенку устанавливают группу здоровья, которая необходима для определения допустимой физической нагрузки, своевременного и эффективного лечения заболеваний.

Приоритет в работе каждой медицинской организации, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь, – медицинские осмотры. Они в свою очередь направлены на профилактику и раннее выявление различных заболеваний.

Читайте также:  Кадиллак ХТ5 2020 – обновленная версия премиального кроссовера с круизом полным приводом и объемным багажником

Медицинские осмотры детей регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 №1346н и начинаются с рождения ребенка, когда его прикрепляют к детской поликлинике. Здесь кипит работа участковых врачей-педиатров, а также других специалистов, которые и проводят эти медицинские осмотры.

Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка. Цель таких осмотров – понять, каково состояние ребенка, выявить заболевания на ранней стадии. Во время профосмотров устанавливают группу здоровья и дают рекомендации. Детей того или иного возраста осматривают определенные специалисты, назначают необходимые исследования. Осмотры младенцев проходят по одному алгоритму, подростков – по-другому, с учетом возрастных особенностей детей.

Также существуют предварительные осмотры. Их проводят в поликлинике по месту прикрепления перед поступлением в детский сад, школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, при устройстве несовершеннолетнего на работу. Предварительные осмотры детей также предполагают определение группы здоровья, к которой относится ребенок, – это нужно для выбора правильной нагрузки на занятиях физкультурой.

Раз в год медицинская организация, осуществляющая медицинское сопровождение образовательного учреждения, проводит периодические осмотры детей.

Все виды осмотров существуют для того, чтобы вырабатывать тактику наблюдения за детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

Чем болеют дети?

На первом месте у детей практически любого возраста стоят болезни органов дыхания: ОРВИ и другие острые простудные заболевания.

Если мы говорим о детях до года – на втором месте после болезней органов дыхания идет патология нервной системы. На третьем месте по распространенности у детей этой группы стоят болезни пищеварения: непереносимость каких-либо веществ, аллергия на отдельные продукты питания и другие.

У детей дошкольного (3–7 лет) и младшего школьного возраста (от 6–7 до 10 лет) наряду с болезнями органов дыхания чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.

Среди заболеваний детей старшего школьного возраста (15–18 лет) болезни глаза и его придаточного аппарата занимают уже первое место: самая распространенная патология подростков – близорукость. На втором месте стоят болезни костно-мышечной системы, в том числе сколиоз и нарушение осанки.

У подростков, особенно у мальчиков, отмечается травматизм, количество повреждений при этом в два раза превышает число травм у девочек. Тем не менее стоит отметить, что в последнее время девочки стали вести более активный образ жизни и чаще получать травмы, осваивая, например, роликовые коньки или скейтборды.

Группы здоровья

Профилактические медицинские осмотры детей позволяют оценить состояние здоровья ребенка и присвоить ему так называемую группу здоровья, от I до V. Критериями для выбора той или иной группы служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка, когда он поступает в дошкольное или учебное учреждение.

I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений.

Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также выздоравливающие дети, которые перенесли инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела. Наконец, в указанную группу включают детей, которые часто и долго болеют острыми респираторными заболеваниями, а также несовершеннолетних с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.

III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, он переживает последствия травм и операций, но функции его органов и систем организма компенсируются, позволяют работать и учиться.

В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, несовершеннолетние с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.

В течение первого года жизни детей относят, как правило, к I группе здоровья. К подростковому возрасту процент здоровых детей уменьшается, и значительному числу детей присваивают уже II группу здоровья.

В целом среди детей от 0 до 18 лет около 30% относятся к I группе здоровья, 60–67% – это II группа, на III, IV и V группу приходится приблизительно 13% детей.

Группа здоровья – важный показатель для доктора, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия – чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.

К примеру, есть дети, которых отнесли к III группе здоровья, означающей стабилизацию некоторых процессов, происходящих в организме. Ребенка из III группы важно наблюдать для того, чтобы исключить возможность рецидивов, а само заболевание протекало более спокойно.

Врач-педиатр определяет, какое количество детей на его участке относятся к той или иной группе здоровья, после чего планирует и проводит необходимые мероприятия. В этом и заключается работа учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Осмотры учащихся проходят строго по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Родителей обязательно оповещают о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.

В целях профилактики инфекционных заболеваний в юном возрасте и для предупреждения эпидемий в детских коллективах в детских поликлиниках проводится вакцинация.

Медицинские осмотры детей и профилактические прививки регламентируются разными документами. Медосмотры идут по собственному графику, и календарь прививок с ним не совпадает. Детские медицинские осмотры и вакцинация никак не связаны между собой: медицинский (врачебный) осмотр перед вакцинацией проводится в день прививки и не зависит от прохождения профилактических или периодических медицинских осмотров.

Повысить группу здоровья позволит ведение здорового образа жизни: занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, своевременное лечение заболеваний, вакцинопрофилактика, регулярное прохождение медицинских осмотров.

Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – детские санатории Департамента здравоохранения Москвы, которые работают круглый год.

В санаториях проходят дни открытых дверей, которые позволяют увидеть, какие оздоровительные, образовательные, воспитательные мероприятия организуют в детских лечебно-профилактических учреждениях столицы.

Направление в детский санаторий Департамента здравоохранения Москвы можно получить в детской поликлинике.

Правовые аспекты медосмотров

Все медицинские мероприятия в поликлинике или образовательном учреждении (если образовательная организация имеет на то медицинскую лицензию) проходят после подписания информированного согласия родителями.

Ребенок, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактические осмотры самостоятельно. Для этого не требуется получения информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей ребенка.

Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам медицинского осмотра, предоставляется подростку лично врачом или другим медицинским работником, который принимал непосредственное участие в проведении медицинского осмотра. Если ребенок не достиг 15 лет, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.

Если у ребенка обнаружили заболевание, которое вызывает тревогу врачей, законных представителей в обязательном порядке информируют об этом.

Источник

Adblock
detector