Меню

Ответы на тест НМО Особенности детского массажа у здоровых детей первого года жизни

Ответы на тест НМО “Особенности детского массажа у здоровых детей первого года жизни”

1. Активные физические упражнения для детей раннего возраста включают:

1) отталкивание мяча ногой;+
2) повороты со спины на живот;+
3) поднимание рук за игрушкой;+
4) рефлекторное сгибание стоп при надавливании на подошву.

2. В каком возрасте ребенка выполняем упражнение «Парение на животе»?

1) в 2 месяца;
2) в 3 месяца;
3) в 4 месяца;+
4) в 5 месяцев.+

3. В каком возрасте ребенка выполняем упражнение «Парение на спине»?

1) в 3 месяца;
2) в 4 месяца;+
3) в 5 месяцев;+
4) в 6 месяцев.

4. В каком возрасте ребенка выполняем упражнение «Пловец»?

1) в 2 месяца;
2) в 3 месяца;+
3) в 4 месяца;
4) в 5 месяцев.

5. В первые два месяца жизни детей рекомендуется использовать следующие физические упражнения:

1) активные;
2) идеомоторные;
3) пассивные;
4) рефлекторные.+

6. Выбор приемов массажа определяет физиологические особенности мышечной системы у детей в первые месяцы жизни:

1) гипертонус мышц-разгибателей верхних и нижних конечностей;
2) гипертонус мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей;+
3) общая атрофия мышц конечностей и тела;
4) общая гипотония мышц.

7. Детям грудного возраста массаж рекомендуется делать:

1) без смазывающих средств;+
2) с вазелином;
3) с детским кремом;
4) с детской присыпкой;
5) с тальком.

8. Если вложить в ладошку ребенка палец взрослого идет крепкий захват. Это рефлекс

1) Галанта;
2) Моро;
3) Робинсона.+

9. Если провести малышу пальцем сбоку от позвоночника, он прогибает спину. Это рефлекс

1) Бауэра;
2) Галанта;+
3) Моро;
4) Робинсона.

10. Изменения в организме детей, которые могут развиваться при недостаточной их двигательной активности, зависят:

1) от гипотрофии мышц;+
2) от нарушения обменных процессов;+
3) от ухудшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы;+
4) от явлений остеопороза.+

11. К приемам массажа, которые можно применять у детей 3-4 месяцев, относятся:

1) вибрация;
2) поглаживание;+
3) разминание;+
4) растирание.+

12. К приемам массажа, которые можно применять у детей первых трех месяцев жизни, относятся:

1) вибрация;
2) поглаживание;+
3) разминание;
4) растирание.+

13. К приемам массажа, которые можно применять у детей первых трех месяцев жизни, относятся:

1) вибрация;
2) поглаживание;+
3) разминание;
4) растирание.+

14. К приемам массажа, которые можно применять у детей старше 4 месяцев, относятся:

1) вибрация;+
2) поглаживание;+
3) разминание;+
4) растирание.+

15. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 1 до 3 месяцев?

1) активизация свободы движения;+
2) повышение выносливости;
3) снижения гипертонуса;+
4) улучшение эмоционального фона.

16. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 3 до 4 месяцев?

1) воспитание навыков в изменении положения тела;+
2) нормализация тонуса ног;+
3) повышение выносливости;
4) развитие тонкой моторики руки;+
5) улучшение эмоционального фона.

17. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 4 до 6 месяцев?

1) выработать опорную реакцию стоп;+
2) нормализация тонуса ног;+
3) развивать координацию движений;+
4) развитие выносливости;
5) удержание предметов.+

18. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 6 до 9 месяцев?

1) научить ребенка ползать;+
2) совершенствовать координацию и ритмичность движений;+
3) тренировка выносливости;
4) тренировка силы.

19. Малыш лежит на животе, если подставить ладонь по стопы ребенка, он рефлекторно оттолкнется от нее. Это рефлекс

1) Бауэра;+
2) Галанта;
3) Моро;
4) Робинсона.

20. Массаж и физические упражнения у детей раннего возраста направлены на:

1) повышение общей сопротивляемости организма;+
2) развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;+
3) улучшение функционального состояния внутренних органов;+
4) ускорение физического развития ребенка.

21. Массаж и физические упражнения у детей раннего возраста направлены на:

1) повышения общей сопротивляемости организма;+
2) развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;+
3) развития выносливости;
4) улучшения функционального состояния внутренних органов.+

22. Массаж ног ребенку надо делать до

1) 4 месяцев;
2) 5 месяцев;
3) 6 месяцев;+
4) 7 месяцев.

23. Направление массажных движений при массаже конечностей у младенцев:

1) от периферии к центру;+
2) от центра к периферии;
3) поперечное;
4) продольное.

24. Направление поглаживания спины у младенца от 1до 3 месяцев:

1) поперечно;
2) сверху вниз;+
3) снизу вверх.+

25. Основные принципы проведения занятий с ребенком:

1) не заниматься натощак;+
2) не заниматься с плачущим ребенком;+
3) не массировать область печени и суставы;+
4) упражнения предшествуют массажу.

26. Последовательность массажа различных областей тела и конечностей у детей раннего возраста следующая:

1) живот – руки – ноги – спина;
2) ноги – руки – живот – спина;
3) руки – живот – ноги – спина;+
4) спина – живот – ноги – руки.

27. Противопоказаниями к назначению массажа являются:

1) геморрагический диатез;+
2) легкая гипотрофия;
3) лихорадочное состояние;+
4) небольшая пупочная грыжа.

28. Процедура общего массажа у ребенка грудного возраста в условных массажных единицах составляет:

29. Ребенок должен самостоятельно переворачиваться со спины на живот в возрасте:

1) 3 месяца;
2) 4 месяцев;
3) 5 месяцев;+
4) 6 месяцев.

30. Ребенок начинает ходить с поддержкой взрослым за обе руки в возрасте:

1) 10 месяцев;
2) 11 месяцев;
3) 8 месяцев;
4) 9 месяцев.+

31. Ребенок самостоятельно садится и сидит в возрасте:

1) 6 месяцев;
2) 7 месяцев;+
3) 8 месяцев;+
4) 9 месяцев.

32. Рефлекторные физические упражнения для детей первого года жизни включают:

1) выпрямление ног в вертикальном положении при поддержке подмышки;+
2) поднимание рук за игрушкой;
3) разгибание позвоночника лежа на боку;+
4) сгибание и разгибание пальцев стоп при раздражении кожи подошвы.+

33. С какого возраста ребенка начинаем выполнять упражнение «Тачка»?

1) с 4 месяцев;
2) с 5 месяцев;
3) с 6 месяцев;+
4) с 7 месяцев.

34. Способы разминания тканей при массировании детей раннего возраста включают:

1) валяние;+
2) выжимание;
3) сдвигание тканей;
4) сжимание и перетирание ткани.

35. Способы растирания тканей при массировании детей раннего возраста включают:

1) пиление;
2) растяжение кожи;
3) строгание;
4) штрихование.+

36. Температура воздуха в помещении где проводят массаж детям должна составлять:

1) 20–22 градусов;
2) 22–24 градусов;+
3) 24–26 градусов;
4) 26–28 градусов.

37. У детей грудного возраста запрещается массировать:

1) внутреннюю поверхность бедер;+
2) область печени;+
3) область пупка;+
4) область суставов;+
5) поясничную область.

38. У детей старше 2 месяцев рекомендуются упражнения:

1) активные;+
2) идеомоторные;
3) пассивные;+
4) рефлекторные.+

39. У ребенка формируется поясничный лордоз, когда он начинает поднимать голову

1) ползать;
2) сидеть;
3) ходить.+

40. Физические упражнения, используемые для развития координации движений у детей раннего возраста, предусматривают:

1) вставание, цепляясь за неподвижную опору;+
2) наклон и выпрямление туловища;+
3) отталкивание мяча ногой;+
4) ползание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник



Приемы и техника проведения массажа детей первого года жизни

http://www.kid.ru/massaz/part_13.php3
Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:•поглаживание;
•растирание;
•разминание;
•вибрация.
Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.
Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.
Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Читайте также:  Тестовые задания по теме Квалификационные тесты по физиотерапии стр 5

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.
Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу (рис. 251).

Рисунок 251.
Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.
Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная —остальными пальцами.

И. п. ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине.
Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести

Рисунок 252.
поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру (рис. 252). Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.
Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.
Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы — заднюю поверхность.

И. п. — лежа на спине.
Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке.
Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти (рис. 253) или ее тыльной стороной.

Рисунок 253.
При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).
После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.
После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.

И. п. — лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).
При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти

Рисунок 254.
Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой — производить поглаживания.
Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и под-кожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.
Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

Рисунок 255.
При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена (рис. 255). Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев (рис. 256).
Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.
В детском массаже применяется щип-цеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.
Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.
Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи (рис. 257).

Рисунок 257.
Такими же приемами производится разминание ягодиц.
Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеоб-разным разминанием или валянием.
При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Рисунок 258.
Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца (рис. 258).
Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно (рис. 259).

Рисунок 259.
Вибрация

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.
В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.
Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

Источник

Лечебный массаж и гимнастика в раннем детстве

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.

Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием, Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2’/2-3 мес имеется ножной рефлекс (феномен ползания), Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикос­новение к коже, а ответная реакция выража­ется сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) — раз­гибателей мышц, при спинном рефлексе Та­ланта — разгибателей позвоночника. В пер­вые месяцы жизни целесообразно использо­вать только рефлексы, связанные с разгиба­нием во избежание усиления сгибателей, то­нус которых и без того преобладает.

В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно мани­пулирует руками, хорошо удерживая поло­жение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгиба­телей конечностей, усилия массажиста долж­ны быть направлены на расслабление этих мышц.

Читайте также:  Преимущества нейропсихологического тестирования

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уде­лять внимание расслаблению сгибателей, ис­пользуя поглаживание.

Последовательность выполнения про­цедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выклады­вание на живот; 4) массаж спины (поглажи­вание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) раз­гибание позвоночника (рефлекторное) в по­ложении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлектор­ное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры ле­жит на спине.

Методические указания: ре­бенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать по­ложительные эмоции во время процедуры, общения.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка это­го возраста исчезает физиологический гипер­тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.

В этом возрасте можно начинать прово­дить пассивные движения для рук.

В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные реф­лексы положения.

На нижних конечностях применяют пог­лаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые по­пытки к изменению положения тела — пере­ворачиваться со спины на живот, то ему сле­дует помогать.

К 3 мес исчезает феномен ползания и мож­но применять упражнения для нижних ко­нечностей.

Процедура проводится в следующей по­следовательности: 1) массаж рук; 2) охваты­вающие движения руками (пассивное упраж­нение); 3) массаж ног (поглаживание, рас­тирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разми­нание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж жи­вота (поглаживание); 8) массаж стоп (расти­рание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный мас­саж всей грудной клетки; 11) пассивное уп­ражнение для рук и ног на сгибание и раз­гибание; 12) поворот на живот влево.

Положение ребенка для всех приемов — лежа.

Методические указания: со­действовать полному уравновешиванию сги­бателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обес­печить условия для развития ручной уме­лости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захваты­вания их.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка про­исходит уравновешивание сгибателей и раз­гибателей нижних конечностей, поэтому необ­ходимо вводить пассивные движения для ниж­них конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на осно­ве пищевого рефлекса с поворотами и под­ниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражне­ния на изменение положения тела (из поло­жения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие — массаж ниж­них конечностей, спины, живота и стоп, мас­саж верхних конечностей при наличии вре­мени (рис. 159, 160).

massaj-159

massaj-160

Рис. 160. Круговые движения руками.

Последовательность проведения процеду­ры: 1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед гру­дью; 2) массаж ног; 3) имитация велосипед­ных движений, «скользящие шаги» по по­верхности стола; 4) поворот со спины на жи­вот вправо, массаж спины (все приемы); 5) «парение» в положении на животе (дви­жение рефлекторное); 6) массаж живота (по­глаживание по часовой стрелке, по ходу ко­сых мышц живота); 7) приподнимание верх­ней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки; 8) массаж стоп (рефлекторные движения); 9) сгибание и разгибание рук («бокс»); 10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди; 11) упражнение рефлек­торное на спине, «парение»; 12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки); 13) поворот со спины на живот влево (рис. 161 -163).

massaj-161

Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.

massaj-162

Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе

massaj-163

Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попере­менно

massaj-164

Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.

Методические указания. Ребе­нок лежит. Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение поло­жения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот сле­дует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по сред­ней линии стопы от точки юн-цюань до пят­ки, между II-III пальцами стопы по по­дошве (рис. 164). Применять похлопываю­щие движения II-III пальцами по всей по­верхности стопы; на тыльной стороне надав­ливать на точку пу-шэнь, по наружной сто­роне стопы.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.

В данном периоде можно вводить упраж­нения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в опреде­ленных позах, сидеть без опоры, стоять с опо­рой, ползать. В этом периоде у ребенка разви­вается понимание речи, чему необходимо спо­собствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы про­водить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглажи­вание и растирание (рис. 165-169);

massaj-165

Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).

massaj-166

Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).

massaj-167

Рис. 167. Массаж ног (растирание).

massaj-168

Рис. 168. Массаж голеней (растирание).

massaj-169

Рис. 169. Рефлекторное ползание.

3) по­ворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);

massaj-170

Рис. 170. Рефлекторное разгибание позво­ночника

massaj-171

Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).

massaj-172

Рис. 172. Массаж спины (разминание).

massaj-173

Рис. 173. Массаж спины (вибрация).

5) при под­держке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструк­цией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкци­ей; 10) из положения лежа на животе при под­держке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыха­тельные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).

massaj-174a

massaj-174b

Рис. 174. Массаж живота.

а — поглаживание; б — сдавливание на выдохе с боков.

Методические указания. По­ложение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребен­ка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать услов­ные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Мас­саж должен предшествовать упражнению.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС — 1 ГОД

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка по­являются новые элементы моторики (напри­мер, сидение на корточках), поэтому реко­мендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Сле­дует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения про­цедуры: 1) сгибание и разгибание рук в поло­жении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) пово­рот со спины на живот по речевой инструк­ции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (мето­дист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все при­емы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой ин­струкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напря­женное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) приса­живание при поддержке то за одну, то за дру­гую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движе­ния руками с предметами.

Читайте также:  Проверочная работа Среда обитания Экологические факторы 6 класс

Методические указания. Ос­новная задача — стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различ­ные предметы — кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а за­тем (усложняя) — сидя, стоя. Массаж явля­ется отдыхом после проведенных гимнасти­ческих упражнений, поэтому его следует про­водить сразу после них.

Источник

10 вопросов о массаже при артрозе

Восемь из десяти жителей планеты, по статистике, уже столкнулись или столкнутся в более позднем возрасте с дегенеративными изменениями в суставах. Со временем суставы изнашиваются, поэтому медицина неизменно ищет способы вылечить артроз или хотя бы облегчить его симптомы. Один из них – массаж и мануальная терапия. Расскажем об этой методике с точки зрения лечения артроза – в вопросах и ответах.

Задачи массажа при артрозе

При артрозе массаж выполняет несколько функций:

  • обезболивает, позволяет человеку сократить объем принимаемых внутрь препаратов;
  • оказывает противовоспалительное и рассасывающее действие, что актуально, если артроз сопровождается скоплением жидкости в суставной полости;
  • улучшает метаболизм в околосуставных тканях, ускоряет восстановительные процессы в поврежденном хряще;
  • укрепляет околосуставную мускулатуру, предотвращает дальнейшие повреждения хрящей.

№ 1. При артрозе массажируют непосредственно поврежденный сустав?

В первую очередь, разминают пострадавшие зоны, однако для лечения артроза плеча, локтя, колена или другого сустава локального воздействия недостаточно. При этом заболевании важно комплексно проработать все мышцы в такой последовательности: позвонки от верхнего к нижнему, бедренная область, колени, голени, стопы. Безусловно, это задача специалиста, поэтому отправляться на такие сеансы нужно по рекомендации врача, не очень часто. В домашних условиях достаточно массировать по определенной технологии поврежденный сустав.

Сеансы общего массажа полезны при артрозе любых суставов

Сеансы общего массажа полезны при артрозе любых суставов

Сеансы общего массажа полезны при артрозе любых суставов

№ 2. Боль при массаже сустава – это нормально?

При правильной технике болевых ощущений быть не должно. Возможен незначительный дискомфорт вначале, а затем должно наступить облегчение. Эффект сохраняется и после сеанса. Если результата вы не заметили и во время массажа испытали боль, продолжать не стоит, ведь неумелыми движениями можно еще больше повредить сустав.

№ 3. Что такое массаж стоп и почему его назначают при артрозе других суставов?

Во время лечения остеоартроза важно поддержать организм, помочь ему восстановиться, активизировать защитные силы. Один из способов – массаж стоп, который можно проводить себе самостоятельно. На стопах есть зоны, связанные с внутренними органами. При правильном надавливании на них можно улучшить работу разных систем организма, активизировать кровоток и обмен веществ, что благоприятно скажется на состоянии суставов и хрящевой ткани.

Массаж стоп можно проводить в любом возрасте

Массаж стоп можно проводить в любом возрасте

№ 4. Почему вообще при артрозе назначают массаж? Чем он полезен?

Лечебный массаж при гонартрозе, коксартрозе или артрозе других крупных суставов выполняет множество функций. С его помощью снимают спазмы нервных окончаний и мышц, ведь боль часто возникает как следствие защемления. Регулярные массажные движения восстанавливают силу и эластичность мышц вокруг поврежденных суставов. В процессе разминаний стимулируется кровообращение – хрящевые ткани получают кислород и питательные вещества, лучше восстанавливаются. Усиливается действие хондропротекторов и других медпрепаратов.

№ 5. Сколько по времени должен проходить сеанс массажа при артрозе?

Это зависит от зоны воздействия и техники. Продолжительность сеанса может составлять от нескольких минут до двух часов. В это время массажист применяет такие методы, как растирание, разминание, поглаживание, вибрации и др. Если боли и дискомфорта нет, воздействие может быть очень длительным. Главное – добиться расслабляющего эффекта, ведь основное предназначение массажа – снятие болевого синдрома.

С помощью массажа можно временно избавиться от боли в коленном суставе. Как это сделать – рассказывает и показывает специалист:

№ 6. Делают ли лечебный массаж детям?

В детском возрасте массаж, как правило, преследует другие цели, чем у взрослых с диагнозом «артроз». У детей эта патология встречается нечасто. Поэтому им курсы массажа назначают, чтобы укрепить опорно-двигательную систему, повысить тонус мышц и улучшить кровообращение. В случае с детьми применяют только деликатные практики – поглаживания, растирания, разминания и др.

При наличии патологий врач назначает специальный детский массаж, в том числе при лечении артроза у ребенка. Гораздо чаще у детей массаж практикуют в младенчестве, при пупочной грыже, коликах, гипотрофии мышц и других патологиях. Чтобы предотвратить повторные заболевания, назначают коррекционный массаж. А чтобы укрепить здоровье ребенка, повысить иммунитет, – профилактический.

У детей массаж преследует скорее профилактические, чем лечебные цели

У детей массаж преследует скорее профилактические, чем лечебные цели

У детей массаж преследует скорее профилактические, чем лечебные цели

№ 7. Делают ли при артрозе рефлекторно-сегментарный массаж?

Считается, что патологии в суставах и внутренних органах вызывают внешние рефлекторные изменения. На этом и основывается рефлекторно-сегментарный массаж. Врач стремится перенести болевые ощущения на сегменты, которые не соприкасаются с проблемным участком. Это достаточно специфическая массажная техника, однако иногда ее применяют при заболеваниях суставов. Более востребована она в лечении внутренних органов.

№ 8. Помогает ли массаж при посттравматическом артрозе?

У спортсменов травмы суставов встречаются очень часто, поэтому колени, плечи, локти болят из-за посттравматического артроза. Снизить болевые ощущения помогает массаж, который в этой категории предполагает приемы и классических, и медицинских техник. С профилактической целью используют самые разные приемы – сжатие, подъемы мягких тканей, перекатывание отдельно захваченных мышечных волокон, разминания и выжимания. В острой стадии тактика меняется.

№ 9. Как выполняют массаж при коксартрозе?

Массаж при артрозе тазобедренного сустава выполняют в положении лежа на животе, на боку или спине. Мышцы должны быть максимально расслаблены. Начинают с легких неглубоких приемов – поглаживание верхней части ягодиц и поясничной области, затем выжимание ребром ладони и разминание вокруг тазобедренного сустава. Сила давления в массируемом участке увеличивается постепенно. Если боль не сильная, выполняют растирание вокруг сустава, пунктирное и кругообразное. Комплекс повторяют 2-3 раза и заканчивают потряхиванием с поглаживанием.

Продолжительность сеанса массажа при коксартрозе – 8-10 минут

Продолжительность сеанса массажа при коксартрозе – 8-10 минут

№ 10. Какова техника массажа коленного сустава при артрозе?

Массаж начинают с мышц бедра, используя такие приемы – поглаживание, выжимание ребром ладони и гребнями кулаков, потряхивание. Непосредственно на суставе применяют концентрическое или круговое поглаживание по боковым участкам, а затем прямолинейное растирание. Затем снова массируют бедро и возвращаются к колену. По окончании выполняют осторожные движения суставов – сгибание и разгибание, вращение голенью. Повысить эффект массажа можно, если проводить его в теплой воде.

Современная медицина располагает множеством физиотерапевтических методов, с помощью которых можно уменьшить боль, улучшить общее состояние. К сожалению, физиотерапия при артрозе действует только симптоматически. Поэтому, если врач настаивает и на других методах, например рекомендует курс внутрисуставных инъекций «Нолтрекс» для восполнения дефицита синовиальной жидкости, отказываться не стоит.

Источник

Adblock
detector