Ответы на тест НМО “Особенности детского массажа у здоровых детей первого года жизни”
1. Активные физические упражнения для детей раннего возраста включают:
1) отталкивание мяча ногой;+
2) повороты со спины на живот;+
3) поднимание рук за игрушкой;+
4) рефлекторное сгибание стоп при надавливании на подошву.
2. В каком возрасте ребенка выполняем упражнение «Парение на животе»?
1) в 2 месяца;
2) в 3 месяца;
3) в 4 месяца;+
4) в 5 месяцев.+
3. В каком возрасте ребенка выполняем упражнение «Парение на спине»?
1) в 3 месяца;
2) в 4 месяца;+
3) в 5 месяцев;+
4) в 6 месяцев.
4. В каком возрасте ребенка выполняем упражнение «Пловец»?
1) в 2 месяца;
2) в 3 месяца;+
3) в 4 месяца;
4) в 5 месяцев.
5. В первые два месяца жизни детей рекомендуется использовать следующие физические упражнения:
1) активные;
2) идеомоторные;
3) пассивные;
4) рефлекторные.+
6. Выбор приемов массажа определяет физиологические особенности мышечной системы у детей в первые месяцы жизни:
1) гипертонус мышц-разгибателей верхних и нижних конечностей;
2) гипертонус мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей;+
3) общая атрофия мышц конечностей и тела;
4) общая гипотония мышц.
7. Детям грудного возраста массаж рекомендуется делать:
1) без смазывающих средств;+
2) с вазелином;
3) с детским кремом;
4) с детской присыпкой;
5) с тальком.
8. Если вложить в ладошку ребенка палец взрослого идет крепкий захват. Это рефлекс
1) Галанта;
2) Моро;
3) Робинсона.+
9. Если провести малышу пальцем сбоку от позвоночника, он прогибает спину. Это рефлекс
1) Бауэра;
2) Галанта;+
3) Моро;
4) Робинсона.
10. Изменения в организме детей, которые могут развиваться при недостаточной их двигательной активности, зависят:
1) от гипотрофии мышц;+
2) от нарушения обменных процессов;+
3) от ухудшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы;+
4) от явлений остеопороза.+
11. К приемам массажа, которые можно применять у детей 3-4 месяцев, относятся:
1) вибрация;
2) поглаживание;+
3) разминание;+
4) растирание.+
12. К приемам массажа, которые можно применять у детей первых трех месяцев жизни, относятся:
1) вибрация;
2) поглаживание;+
3) разминание;
4) растирание.+
13. К приемам массажа, которые можно применять у детей первых трех месяцев жизни, относятся:
1) вибрация;
2) поглаживание;+
3) разминание;
4) растирание.+
14. К приемам массажа, которые можно применять у детей старше 4 месяцев, относятся:
1) вибрация;+
2) поглаживание;+
3) разминание;+
4) растирание.+
15. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 1 до 3 месяцев?
1) активизация свободы движения;+
2) повышение выносливости;
3) снижения гипертонуса;+
4) улучшение эмоционального фона.
16. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 3 до 4 месяцев?
1) воспитание навыков в изменении положения тела;+
2) нормализация тонуса ног;+
3) повышение выносливости;
4) развитие тонкой моторики руки;+
5) улучшение эмоционального фона.
17. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 4 до 6 месяцев?
1) выработать опорную реакцию стоп;+
2) нормализация тонуса ног;+
3) развивать координацию движений;+
4) развитие выносливости;
5) удержание предметов.+
18. Какие преследуем цели занятий лечебной гимнастикой и массажа у ребенка от 6 до 9 месяцев?
1) научить ребенка ползать;+
2) совершенствовать координацию и ритмичность движений;+
3) тренировка выносливости;
4) тренировка силы.
19. Малыш лежит на животе, если подставить ладонь по стопы ребенка, он рефлекторно оттолкнется от нее. Это рефлекс
1) Бауэра;+
2) Галанта;
3) Моро;
4) Робинсона.
20. Массаж и физические упражнения у детей раннего возраста направлены на:
1) повышение общей сопротивляемости организма;+
2) развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;+
3) улучшение функционального состояния внутренних органов;+
4) ускорение физического развития ребенка.
21. Массаж и физические упражнения у детей раннего возраста направлены на:
1) повышения общей сопротивляемости организма;+
2) развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата;+
3) развития выносливости;
4) улучшения функционального состояния внутренних органов.+
22. Массаж ног ребенку надо делать до
1) 4 месяцев;
2) 5 месяцев;
3) 6 месяцев;+
4) 7 месяцев.
23. Направление массажных движений при массаже конечностей у младенцев:
1) от периферии к центру;+
2) от центра к периферии;
3) поперечное;
4) продольное.
24. Направление поглаживания спины у младенца от 1до 3 месяцев:
1) поперечно;
2) сверху вниз;+
3) снизу вверх.+
25. Основные принципы проведения занятий с ребенком:
1) не заниматься натощак;+
2) не заниматься с плачущим ребенком;+
3) не массировать область печени и суставы;+
4) упражнения предшествуют массажу.
26. Последовательность массажа различных областей тела и конечностей у детей раннего возраста следующая:
1) живот – руки – ноги – спина;
2) ноги – руки – живот – спина;
3) руки – живот – ноги – спина;+
4) спина – живот – ноги – руки.
27. Противопоказаниями к назначению массажа являются:
1) геморрагический диатез;+
2) легкая гипотрофия;
3) лихорадочное состояние;+
4) небольшая пупочная грыжа.
28. Процедура общего массажа у ребенка грудного возраста в условных массажных единицах составляет:
29. Ребенок должен самостоятельно переворачиваться со спины на живот в возрасте:
1) 3 месяца;
2) 4 месяцев;
3) 5 месяцев;+
4) 6 месяцев.
30. Ребенок начинает ходить с поддержкой взрослым за обе руки в возрасте:
1) 10 месяцев;
2) 11 месяцев;
3) 8 месяцев;
4) 9 месяцев.+
31. Ребенок самостоятельно садится и сидит в возрасте:
1) 6 месяцев;
2) 7 месяцев;+
3) 8 месяцев;+
4) 9 месяцев.
32. Рефлекторные физические упражнения для детей первого года жизни включают:
1) выпрямление ног в вертикальном положении при поддержке подмышки;+
2) поднимание рук за игрушкой;
3) разгибание позвоночника лежа на боку;+
4) сгибание и разгибание пальцев стоп при раздражении кожи подошвы.+
33. С какого возраста ребенка начинаем выполнять упражнение «Тачка»?
1) с 4 месяцев;
2) с 5 месяцев;
3) с 6 месяцев;+
4) с 7 месяцев.
34. Способы разминания тканей при массировании детей раннего возраста включают:
1) валяние;+
2) выжимание;
3) сдвигание тканей;
4) сжимание и перетирание ткани.
35. Способы растирания тканей при массировании детей раннего возраста включают:
1) пиление;
2) растяжение кожи;
3) строгание;
4) штрихование.+
36. Температура воздуха в помещении где проводят массаж детям должна составлять:
1) 20–22 градусов;
2) 22–24 градусов;+
3) 24–26 градусов;
4) 26–28 градусов.
37. У детей грудного возраста запрещается массировать:
1) внутреннюю поверхность бедер;+
2) область печени;+
3) область пупка;+
4) область суставов;+
5) поясничную область.
38. У детей старше 2 месяцев рекомендуются упражнения:
1) активные;+
2) идеомоторные;
3) пассивные;+
4) рефлекторные.+
39. У ребенка формируется поясничный лордоз, когда он начинает поднимать голову
1) ползать;
2) сидеть;
3) ходить.+
40. Физические упражнения, используемые для развития координации движений у детей раннего возраста, предусматривают:
1) вставание, цепляясь за неподвижную опору;+
2) наклон и выпрямление туловища;+
3) отталкивание мяча ногой;+
4) ползание.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Приемы и техника проведения массажа детей первого года жизни
http://www.kid.ru/massaz/part_13.php3
Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:•поглаживание;
•растирание;
•разминание;
•вибрация.
Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.
Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.
Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.
Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.
Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.
Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу (рис. 251).
Рисунок 251.
Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.
Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная —остальными пальцами.
И. п. ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине.
Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести
Рисунок 252.
поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру (рис. 252). Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.
Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.
Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы — заднюю поверхность.
И. п. — лежа на спине.
Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке.
Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти (рис. 253) или ее тыльной стороной.
Рисунок 253.
При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).
После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.
После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.
И. п. — лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).
При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти
Рисунок 254.
Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой — производить поглаживания.
Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.
Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и под-кожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.
Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.
Рисунок 255.
При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена (рис. 255). Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев (рис. 256).
Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.
Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.
В детском массаже применяется щип-цеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.
Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.
Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи (рис. 257).
Рисунок 257.
Такими же приемами производится разминание ягодиц.
Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеоб-разным разминанием или валянием.
При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.
Рисунок 258.
Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца (рис. 258).
Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно (рис. 259).
Рисунок 259.
Вибрация
Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.
В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.
Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.
Источник
Лечебный массаж и гимнастика в раннем детстве
Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.
В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.
Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием, Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2’/2-3 мес имеется ножной рефлекс (феномен ползания), Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) — разгибателей мышц, при спинном рефлексе Таланта — разгибателей позвоночника. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает.
В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно манипулирует руками, хорошо удерживая положение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.
Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес
Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгибателей конечностей, усилия массажиста должны быть направлены на расслабление этих мышц.
Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.
Последовательность выполнения процедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выкладывание на живот; 4) массаж спины (поглаживание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлекторное ползание.
Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.
Методические указания: ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать положительные эмоции во время процедуры, общения.
Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев
При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук.
В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.
На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.
Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела — переворачиваться со спины на живот, то ему следует помогать.
К 3 мес исчезает феномен ползания и можно применять упражнения для нижних конечностей.
Процедура проводится в следующей последовательности: 1) массаж рук; 2) охватывающие движения руками (пассивное упражнение); 3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж живота (поглаживание); 8) массаж стоп (растирание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный массаж всей грудной клетки; 11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание; 12) поворот на живот влево.
Положение ребенка для всех приемов — лежа.
Методические указания: содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития ручной умелости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.
Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев
В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.
Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.
Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).
Обязательное мероприятие — массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, массаж верхних конечностей при наличии времени (рис. 159, 160).
Рис. 160. Круговые движения руками.
Последовательность проведения процедуры: 1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед грудью; 2) массаж ног; 3) имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола; 4) поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы); 5) «парение» в положении на животе (движение рефлекторное); 6) массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота); 7) приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки; 8) массаж стоп (рефлекторные движения); 9) сгибание и разгибание рук («бокс»); 10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди; 11) упражнение рефлекторное на спине, «парение»; 12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки); 13) поворот со спины на живот влево (рис. 161 -163).
Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.
Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе
Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попеременно
Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.
Методические указания. Ребенок лежит. Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по средней линии стопы от точки юн-цюань до пятки, между II-III пальцами стопы по подошве (рис. 164). Применять похлопывающие движения II-III пальцами по всей поверхности стопы; на тыльной стороне надавливать на точку пу-шэнь, по наружной стороне стопы.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.
В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание (рис. 165-169);
Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).
Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).
Рис. 167. Массаж ног (растирание).
Рис. 168. Массаж голеней (растирание).
Рис. 169. Рефлекторное ползание.
3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);
Рис. 170. Рефлекторное разгибание позвоночника
Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).
Рис. 172. Массаж спины (разминание).
Рис. 173. Массаж спины (вибрация).
5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией; 10) из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).
Рис. 174. Массаж живота.
а — поглаживание; б — сдавливание на выдохе с боков.
Методические указания. Положение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.
МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС — 1 ГОД
В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.
Последовательность проведения процедуры: 1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) поворот со спины на живот по речевой инструкции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (методист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все приемы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движения руками с предметами.
Методические указания. Основная задача — стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различные предметы — кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) — сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.
Источник
10 вопросов о массаже при артрозе
Восемь из десяти жителей планеты, по статистике, уже столкнулись или столкнутся в более позднем возрасте с дегенеративными изменениями в суставах. Со временем суставы изнашиваются, поэтому медицина неизменно ищет способы вылечить артроз или хотя бы облегчить его симптомы. Один из них – массаж и мануальная терапия. Расскажем об этой методике с точки зрения лечения артроза – в вопросах и ответах.
Задачи массажа при артрозе
При артрозе массаж выполняет несколько функций:
- обезболивает, позволяет человеку сократить объем принимаемых внутрь препаратов;
- оказывает противовоспалительное и рассасывающее действие, что актуально, если артроз сопровождается скоплением жидкости в суставной полости;
- улучшает метаболизм в околосуставных тканях, ускоряет восстановительные процессы в поврежденном хряще;
- укрепляет околосуставную мускулатуру, предотвращает дальнейшие повреждения хрящей.
№ 1. При артрозе массажируют непосредственно поврежденный сустав?
В первую очередь, разминают пострадавшие зоны, однако для лечения артроза плеча, локтя, колена или другого сустава локального воздействия недостаточно. При этом заболевании важно комплексно проработать все мышцы в такой последовательности: позвонки от верхнего к нижнему, бедренная область, колени, голени, стопы. Безусловно, это задача специалиста, поэтому отправляться на такие сеансы нужно по рекомендации врача, не очень часто. В домашних условиях достаточно массировать по определенной технологии поврежденный сустав.
Сеансы общего массажа полезны при артрозе любых суставов
№ 2. Боль при массаже сустава – это нормально?
При правильной технике болевых ощущений быть не должно. Возможен незначительный дискомфорт вначале, а затем должно наступить облегчение. Эффект сохраняется и после сеанса. Если результата вы не заметили и во время массажа испытали боль, продолжать не стоит, ведь неумелыми движениями можно еще больше повредить сустав.
№ 3. Что такое массаж стоп и почему его назначают при артрозе других суставов?
Во время лечения остеоартроза важно поддержать организм, помочь ему восстановиться, активизировать защитные силы. Один из способов – массаж стоп, который можно проводить себе самостоятельно. На стопах есть зоны, связанные с внутренними органами. При правильном надавливании на них можно улучшить работу разных систем организма, активизировать кровоток и обмен веществ, что благоприятно скажется на состоянии суставов и хрящевой ткани.
Массаж стоп можно проводить в любом возрасте
№ 4. Почему вообще при артрозе назначают массаж? Чем он полезен?
Лечебный массаж при гонартрозе, коксартрозе или артрозе других крупных суставов выполняет множество функций. С его помощью снимают спазмы нервных окончаний и мышц, ведь боль часто возникает как следствие защемления. Регулярные массажные движения восстанавливают силу и эластичность мышц вокруг поврежденных суставов. В процессе разминаний стимулируется кровообращение – хрящевые ткани получают кислород и питательные вещества, лучше восстанавливаются. Усиливается действие хондропротекторов и других медпрепаратов.
№ 5. Сколько по времени должен проходить сеанс массажа при артрозе?
Это зависит от зоны воздействия и техники. Продолжительность сеанса может составлять от нескольких минут до двух часов. В это время массажист применяет такие методы, как растирание, разминание, поглаживание, вибрации и др. Если боли и дискомфорта нет, воздействие может быть очень длительным. Главное – добиться расслабляющего эффекта, ведь основное предназначение массажа – снятие болевого синдрома.
С помощью массажа можно временно избавиться от боли в коленном суставе. Как это сделать – рассказывает и показывает специалист:
№ 6. Делают ли лечебный массаж детям?
В детском возрасте массаж, как правило, преследует другие цели, чем у взрослых с диагнозом «артроз». У детей эта патология встречается нечасто. Поэтому им курсы массажа назначают, чтобы укрепить опорно-двигательную систему, повысить тонус мышц и улучшить кровообращение. В случае с детьми применяют только деликатные практики – поглаживания, растирания, разминания и др.
При наличии патологий врач назначает специальный детский массаж, в том числе при лечении артроза у ребенка. Гораздо чаще у детей массаж практикуют в младенчестве, при пупочной грыже, коликах, гипотрофии мышц и других патологиях. Чтобы предотвратить повторные заболевания, назначают коррекционный массаж. А чтобы укрепить здоровье ребенка, повысить иммунитет, – профилактический.
У детей массаж преследует скорее профилактические, чем лечебные цели
№ 7. Делают ли при артрозе рефлекторно-сегментарный массаж?
Считается, что патологии в суставах и внутренних органах вызывают внешние рефлекторные изменения. На этом и основывается рефлекторно-сегментарный массаж. Врач стремится перенести болевые ощущения на сегменты, которые не соприкасаются с проблемным участком. Это достаточно специфическая массажная техника, однако иногда ее применяют при заболеваниях суставов. Более востребована она в лечении внутренних органов.
№ 8. Помогает ли массаж при посттравматическом артрозе?
У спортсменов травмы суставов встречаются очень часто, поэтому колени, плечи, локти болят из-за посттравматического артроза. Снизить болевые ощущения помогает массаж, который в этой категории предполагает приемы и классических, и медицинских техник. С профилактической целью используют самые разные приемы – сжатие, подъемы мягких тканей, перекатывание отдельно захваченных мышечных волокон, разминания и выжимания. В острой стадии тактика меняется.
№ 9. Как выполняют массаж при коксартрозе?
Массаж при артрозе тазобедренного сустава выполняют в положении лежа на животе, на боку или спине. Мышцы должны быть максимально расслаблены. Начинают с легких неглубоких приемов – поглаживание верхней части ягодиц и поясничной области, затем выжимание ребром ладони и разминание вокруг тазобедренного сустава. Сила давления в массируемом участке увеличивается постепенно. Если боль не сильная, выполняют растирание вокруг сустава, пунктирное и кругообразное. Комплекс повторяют 2-3 раза и заканчивают потряхиванием с поглаживанием.
Продолжительность сеанса массажа при коксартрозе – 8-10 минут
№ 10. Какова техника массажа коленного сустава при артрозе?
Массаж начинают с мышц бедра, используя такие приемы – поглаживание, выжимание ребром ладони и гребнями кулаков, потряхивание. Непосредственно на суставе применяют концентрическое или круговое поглаживание по боковым участкам, а затем прямолинейное растирание. Затем снова массируют бедро и возвращаются к колену. По окончании выполняют осторожные движения суставов – сгибание и разгибание, вращение голенью. Повысить эффект массажа можно, если проводить его в теплой воде.
Современная медицина располагает множеством физиотерапевтических методов, с помощью которых можно уменьшить боль, улучшить общее состояние. К сожалению, физиотерапия при артрозе действует только симптоматически. Поэтому, если врач настаивает и на других методах, например рекомендует курс внутрисуставных инъекций «Нолтрекс» для восполнения дефицита синовиальной жидкости, отказываться не стоит.
Источник