Меню

Параметры социального анамнеза и их характеристика

Параметры социального анамнеза и их характеристика

Оценка социального анамнеза, выделение групп риска:

  • Наличие одного и более факторов риска в каждом из 7-8 перечисленныхпараметров социального анамнеза(а также наличие только одного из таких факторов, как отказ от ребенка, лишение родительских прав, ребенок- подкидыш, постоянное избиение ребенка родителями, отсутствие у семьи постоянного места жительства) свидетельствуют о высокой отягощенности социального анамнеза (группа риска по социальному анамнезу – диспансерная);
  • Присутствие одного и более факторов риска в 5-6 параметрахговорит о выраженной отягощенности (группа высокого риска по социальному анамнезу);
  • Наличие факторов риска в 3-4 параметрахговорит об умеренной отягощенности (группа риска по социальному анамнезу);
  • Наличие факторов риска в одном-двух параметрахсвидетельствует о низкой отягощенности социального анамнеза (за исключением факторов, перечисленных в оценке высокой отягощенности) (группа внимания посоциальному анамнезу);

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует написать: «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного анамнеза необходимо указать параметры, имеющие отрицательную характеристику.

2.Физическое развитие

К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами, антропологами и другими специалистами с целью контроля за динамикой процессов роста и развития, относятся:

  • Масса тела;
  • Длина тела:
  • Окружность головы;
  • Окружность грудной клетки;

При необходимости могут использоваться другие показатели (кожно-жировые складки, окружности отдельных звеньев тела — бедро, голень, плечо и т.п.).

Для оценки показателей физического развития используются нормативные таблицы и шкалы. Вначале оценивают каждый из показателей физического развития, а затем анализируют их соотношение. Для количественной оценки физического развития используют специально разработанные стандарты.

3.Нервно-психическое развитие:

оценка нервно-психического развития ребенка включает:

  • Неврологическое исследование
  • Определение способности взаимодействовать со своим окружением (выявление поведенческих реакций).

4.Уровень резистентности

Резистентность– совокупность генетически детерминированных неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям.

Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний.

Возрастные критерии для выделения групп часто болеющих детей:

  • 1 год жизни – 4 острых заболевания в год и более;
  • 2-3 года – 6 острых заболеваний в год и более;
  • 4 года – 5 острых заболеваний в год и более;
  • 5-6 лет – 5 острых заболеваний в год и более;
  • старше 6 лет – 3 острых заболевания в год и более.

5.Уровень функционального состояния организма

Показатели функционального развития ребенка сравниваются со средними нормативными показателями по возрасту (используются таблицы нормативов).

6.Врожденные пороки развития, хронические заболевания.

Источник



Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1. Характеристика семьи. Семья полная, т.е. есть отец или близкие (бли- жайшие) родственники матери (2 и более взрос- лых человека) Семья неполная, когда живет мать одна с ребен-ком
2. Образовательный уровень членов семьи. Высшее или среднеспе-циальное Нет специального образо- вания
3.Психологический микроклимат семьи. 3.1. Взаимоотноше-ния между членами семьи 3.2.Отношение к ребенку 3.3.Вредные привычки Отношение между членами семьи дружные, нет вредных привычек (алкоголизм и др.) Отношения грубые, в семье бытуют вредные привычки
4.Жилищно-быто-вые условия и материальная обеспеченность Отдельная благоустро-енная квартира, на 1 члена не менее 7 кв.м Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи менее прожи- точного минимума

В случае благополучного анамнеза следует писать: “Социальный анамнез благополучный”. В случае неблагополучного анамнеза следует указать, какие параметры характеризуются неблагополучно.

2. Второй критерий здоровья – физическое развитие.

Методика изучения и оценки физического развития детей и подростков разбиралась ни соответствующем практическом занятии.

2. Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие.

Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем развития отдельных психических функций, что отражает степень созревания центральной нервной системы. Изучают и оценивают соответствие возрастным нормам: мышление, речь, моторику, внимание, память (по специальным заданиям), социальные контакты (наблюдение, опрос).

Читайте также:  Первое что вы увидите на этом изображении откроет правду о вашем характере

Возможны варианты: “нервно-психическое развитие соответствует возрасту”, “отстает от возраста”, опережает возраст”.

Помимо уровня развития фиксируется психическое здоровье, поведение ребенка по следующим показателям:

1) Эмоциональный статус. Настроение.

а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов);

б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее окрашены, чем при бодром состоянии, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);

в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкие покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты);

г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать);

д) неустойчивое (может быть и весел, засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому);

е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).

2) Вегетативный статус.

а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;

б) характер сна: глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;

в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольных учреждениях, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.

Характер бодрствования: активный, пассивный.

Боли, не связанные с определенными заболеваниями: в сердце, животе и др.

Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

3) Психомоторная стабильность.

Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.

4) Особенности личности, индивидуальные особенности.

Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответственные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоциональный, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.

Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив, неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели; если волнуется, не может усидеть на месте; много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр..

Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто, онанирует.

Если все параметры поведения имеют положительную характеристику- “поведение без отклонений”.

“Поведение с отклонениями” – при наличии отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного, и социально-поведенческого характера.

“Начальные или незначительные отклонения” – один, несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику, но при этом известны причины (острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), длительность отклонений до 2 месяцев; представляется возможной медико-педагогическая коррекция.

“Значительные или выраженные отклонения” – один несколько или все параметры имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание, постоянная стрессовая ситуация), длительность отклонений более 2-3 месяцев; медико-педагогическая коррекция представляется затруднительной, необходимо дополнительное обследование и специальное лечение.

Источник

Социально-средовой анамнез

date image2015-04-30
views image2152

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Основными параметрами социально-средового анамнеза являются (табл. 1):

· образование и профессия родителей;

· психологический микроклимат в семье,

· отношение к ребенку;

· наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;

Читайте также:  Дерма включает в себя следующие слои а сетчатый б пигментный в сосочковый Выберите правильную комбинаци

· материальная обеспеченность семьи;

· санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка;

· экологические условия проживания семьи.

Параметры социального анамнеза и их краткая характеристика.

Параметры Благополучный анамнез Неблагополучный анамнез
1. Характеристика семьи Семья полная Семья неполная, (ребенок живет с одним из родителей)
2. Образовательный уровень членов семьи Высшее или среднеспециальное Нет специального образования
3. Психологический микроклимат семьи: отношение к ребенку, вредные привычки. Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек (алкоголизм и др.) Отношения грубые, в семье имеются вредные привычки
4. Жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность. Отдельная благоустроенная квартира, площадь жилья соответствует нормативам). Заработок на 1 члена семьи больше прожиточного минимума. Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи менее прожиточного минимума.

Оценка результатов: каждый благоприятный параметр социального анамнеза оценивается в 1 балл. Любой неблагоприятный параметр оценивается в 0 баллов. При общей оценке в 5 баллов — социальный анамнез считается благополучным. При общей оценке в 4 балла — социальный анамнез с факторами риска. При общей оценке в 3 балла и менее -социальный анамнез считается неблагоприятным и ребенок относится к «группе риска» по социальному анамнезу.

Все результаты вносятся в медицинскую документацию – историю развития ребенка форму 112/у, медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений 026/у-2000.

Формы контроля и самоконтроля

Задание:

Мальчик живет с одной мамой, мама работает медицинской сестрой, курит, обстановка в семье доброжелательная, проживают в 2-х комнатной благоустроенной квартире, заработок на 1 члена семьи 10000 руб. в мес.

Оцените социально-средовой анамнез.

Контрольные вопросы заключительного уровня:

1. Дайте определение «семьи». На какие группы по составу можно разделить семьи?

2. Назовите параметры социально-средового анамнеза

3. .Перечислите основные параметры благополучного социально-средового анамнеза

4. Перечислите основные параметры неблагополучного социально-средового анамнеза

Самостоятельная работа студентов

Темы рефератов:

1. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

2. Психологический микроклимат в семье.

3. Благополучная семья как залог процветания государства.

Рекомендуемая литература по теме занятия:

а) Основная литература:

Электронный учебно-методический комплекс для студентов 3 курса лечебного факультета.

б) Дополнительная литература:

1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранения М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013 400 с.

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья СПб, 2013 620 с

Источник

Особенности сбора социального анамнеза

Содержание

Таблица сбора анамнеза

Что такое социальный анамнез — это часть анамнеза жизни, дающая представление об условиях проживания, окружения, питания и социальной жизни человека или семьи в целом. Любой рассказ пациента о своей жизни и окружении может стать источником для сбора социального анамнеза. И в некоторых отдельных случаях сведения об условиях жизни и возможных контактах с другими людьми может помочь выяснить причину и возможный прогноз развития заболевания.

Этот вид анамнеза в некоторых случаях можно объединить с другими видами — пищевым, профессиональным и другими. Для установления правильного диагноза необходимо выяснить все возможные причины и источники заражения. Особенное значение при развитии инфекционных и вирусных заболеваний имеет контакт с источником инфекции, которым может стать больной член семьи или общества, в котором человек проводит большую часть времени.

Сбор социального анамнеза

Это важно! Условия быта и окружение человека нередко играют важную роль в развитии и распространении инфекционных заболеваний. Для того, чтобы объективно определить все причины, способствующие появлению и развитию определенного заболевания необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  1. Условия быта — стоит обратить внимание на то, в каком помещении живет пациент, на влажность и наличие грибковых поражений на стенах, возможность проветривания и соблюдение гигиенических норм проживания.
  2. Общество, в котором пациент проводит много времени — есть ли в тесном окружении люди, страдающие от различных инфекционных заболеваний.
  3. Материальное положение семьи — во многих семьях, по различным причинам живущих за чертой бедности, уровень развития заболеваний по статистике намного выше среднего по стране.
  4. Возможность полноценного питания — несбалансированный рацион, содержащий большое количество жирных, копченых, соленых блюди недостаточный по витаминам минералам и клетчатки может привести к развитию проблем пищеварительного тракта и ожирению.
  5. Профессиональные данные — некоторые виды деятельности плотно связаны с химическими, физическими и биологическими опасностями, которые могут стать причиной различных хронических заболеваний и даже бесплодия.
  6. Наличие вредных привычек — к ним относятся табакокурение, употребление алкогольных напитков, прием наркотических веществ. Если выяснится наличие одной или нескольких вредных привычек необходимо выяснить, сколько именно человек выкуривает сигарет или какой объем алкогольного напитка он может употребить и как часто.
  7. При диагнозе бесплодие в понятие социальный анамнез могут быть включены сведения о количестве и качестве половых актов, использовании специальных смазок и гелей.
  8. Оценивание образа жизни — активный или пассивный отдых предпочитает человек, занимается ли он спортом.
Читайте также:  Какой ты дед инсайд тест

Что такое социальный анамнез семьи методы его сбора и оценка возможных результатов

Оценивание образа жизни

В последнее время увеличилось количество детей из так называемой группы риска, то есть из семей, которые живут за чертой бедности, или нормальных семей, в которых проявляется насилие или полное невнимание к детям. Такие дети зачастую отстают в развитии (интеллектуальном, физическом , личностном), им тяжело социализироваться в детских коллективах, и адекватно общаться с педагогами и медицинским персоналом.

Для определения социального анамнеза в семьях таких деток разработана специальная методика выяснения психологического, физического и морального климата их проживания. Заключается она в оценке семьи по определенным параметрам и последующем оценивании результатов.

Все параметры оценивания социального анамнеза в семье

  1. Первым оценивается состав семьи
    • Если ребенок растет в полной семье (хорошо если взрослых членов семьи более двух, включая бабушек и дедушек) — 1 балл, если только с мамой или папой −0 баллов.
    • При наличии в семье более одного ребенка — 1 балл, отсутствие сестры или брата оценивается в 0 баллов.
  2. 1 балл прибавляется если родители (или хотя бы один из них) имеют высшее, среднее специальное или неполное высшее образование, 0 баллов при отсутствии.
  3. Если члены семьи имею постоянное рабочее место — 1 балл, неработающие родители — 0 баллов.
  4. Достаточно сложно оценить психологический комфорт ребенка — если общение в семье построено на дружеских отношениях, заботе и любви — 1 балл, грубость, крики и нервозность заслуживают 0 баллов.
    • В дополнительный балл оценивается дружеские отношения с малышом.
    • Еще балл можно получить при отсутствии вредных привычек у родителей.
    • Плюс балл если мама и папа проявляют единодушие в воспитании детей, при этом требования к ним оптимальны.
  5. Бытовые и жилищные условия оцениваются в один балл при соблюдении общепринятых санитарных норм (у ребенка есть своя комната или хотя бы уголок для занятий и спальное место).
  6. Если ребенок получает достаточное питание, имеет свои игрушки и необходимые вещи это еще балл.
  7. Если чистота одежды и самого ребенка соответствует гигиеническим нормам — 1 балл.

Как можно заметить любой фактор, обеспечивающий благоприятный для ребенка фон, оценивается в один балл. После чего баллы суммируются и результаты определяются по количеству набранных баллов:

  • 11−10 — хороший социальный анамнез семьи.
  • 9−7 — удовлетворительные условия проживания.
  • 6−3 — неудовлетворительная оценка социального статуса семьи
  • 2−0 — критический социальный анамнез, требующий вмешательства ответственных служб.

Как можно увидеть, социальный анамнез дает наиболее полное представление о образе жизни человека и семьи.

Источник

Adblock
detector