Меню

Позвоночник новорожденного признаки предрасположенности к двигательным нарушениям

Особенности детского организма

Ведущая роль в развитии детского организма в первый год жизни принадлежит центральной нервной системе. С одной стороны, она связывает воедино все внутренние органы и регулирует протекающие в них процессы, с другой, она выступает в качестве посредника между организмом в целом и внешней средой.

К моменту рождения самым развитым у ребенка оказывается спинной мозг, о чем свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.

Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: V8 от общего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий.

Известный русский физиолог И. П. Павлов пришел к выводу о том, что возбудимость центральной нервной системы у детей неодинакова: у одних преобладают процессы торможения, у других — процессы раздражения, у некоторых эти процессы уравновешивают друг друга. Поэтому реакция у детей на одни и те же явления окружающей действительности разная.

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врожденные) рефлексы. Новорожденный обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные у него начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.

В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния,, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды. Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребенка участвуют все анализаторы.

Одним из основных органов чувств является зрение. У новорожденного ребенка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз еще очень слабы и редки.

У некоторых новорожденных наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.

Со второго месяца ребенок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок начинает различать цвета.

Новорожденный ребенок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.

Со третьего месяца ребенок поворачивает голову, ища глазами источник звука.

Вкусовые рецепторы у новорожденных детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.

Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.

Чувство осязания имеется уже у новорожденного, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.

Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувствительность на изменения температуры.

У здорового ребенка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.

Многочисленные сальные железы имеются уже у новорожденного, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам.

Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функционируют.

Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятствует нормальному дыханию.

У новорожденного подкожная жировая прослойка развита елаоо, но в течение первых шести месяцев она начинает оыстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

Выполняемые кожей функции у ребенка первого года жизни имеют особенности.

Защитная функция значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, ла коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.

Поскольку кожа ребенка богата кровеносными сосудами, а ее роговой слой очень тонкий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учитывать при применении различных кремов и мазей.

Дыхательная функция кожи у ребенка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду.

Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребенок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.

У новорожденного мышечная масса составляет 14 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше — около 40%.

Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идет главным образом за счет утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием.

Мышечный тонус тоже очень слабый. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми конечностями. Если у здорового ребенка пассивное разгибание конечностей происходит с некоторым сопротивлением (гипертонус), то ему показан массаж, который снимет излишек напряжения. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию мускулатуры ребенка.

Скелет новорожденного в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и большое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.

Голова новорожденного имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но окончательное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.

На голове новорожденного ребенка прощупываются два родничка, затянутые перепонкой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой — к 12-15.

Позвоночник новорожденного почти прямой. Но как только ребенок начинает
держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперед — лордоз. В 6-7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпуклостью назад — кифоз, а когда ребенок начинает ходить (9 — 12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперед.

У новорожденного грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми ребрами, как бы на высоте вдоха. Ребра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена.

Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соединения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы ребер приподнимаются кверху, ребра из косого положения переходят в более горизонтальное, при этом грудина приподнимается вперед и кверху. Форма таза у новорожденных мальчиков и девочек ‘практически одинаковая. Рост конечностей, как и формирование скелета, начавшись на перовом году жизни, продолжается несколько лет.

Органы дыхания маленького ребенка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений.

Ребенок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.

Полости носа новорожденного недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.

Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого. Инфекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспалением среднего уха.

Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.

Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосовыми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к ее сужению, проявляющемуся в удушье или затрудненном дыхании.

Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.

Легкие грудного ребенка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно — воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадение легочной ткани в нижне-задних отделах легких.

Особенно быстро увеличение объема легких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.

Выше мы говорили о том, что подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала легкие растут в сторону мягкой диафрагмы,

Читайте также:  Skoda Octavia 300hp BoostedBastards Logbook Triangle Sportex TSH11 Sports TH201 или когда тебе за 40 xDDD

обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.

Обмен веществ у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребенка более частым дыханием.

С момента рождения у ребенка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту. К 6 месяцам дыхание становиться более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно воспаление легких, могут вызвать у детей серьезные осложнения.

Для правильного развития ребенка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.

Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребенка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребенка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.

Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластические волокнами.

Мочевой пузырь у ребенка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь леремещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объем мочевого пузыря у новорожденного составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году — до 200 мл.

Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребенка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребенка число мочеиспусканий сокращается — к году их становится всего 15-16. Количество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых. Это объясняется ускоренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребенок мерзнет, мочеиспускание учащается.

Правильное развитие желез внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребенка. Сразу после рождения на развитие ребенка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев —? гормон щитовидной железы, а еще через небольшой промежуток времени —гормо* ны передней доли гипофиза.

Функционирование желез внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьезным нарушениям физического и психического развития ребенка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в ее работе, вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.

Относительный вес сердца у ребенка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается.

Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребенок, как правило, находится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.

Кровеносные сосуды у новорожденного шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объем сердца.

Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.

Пульс у ребенка учащенный: 120-140 ударов в минуту. На один цикл “вдох-выдох” приходится 3,5-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже — 100-130 ударов.

Подсчитывать количество сердечных ударов у ребенка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т. д.

У новорожденного в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.

К моменту рождения ребенка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни.

У ребенка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и затылочные лимфатические узлы.

Источник

Болезни детского позвоночника.

Детская ортопедия изучает этиологию и патогенез, клиническое течение и диагностику врожденных и приобретенных деформаций органов движения и опоры, включая профилактику и их лечение с восстановлением функции.

Интерпретация признаков деформации или отклонений от нормального развития позвоночника у детей в различные возрастные периоды жизни не всегда является простой задачей.

У новорожденного позвоночник имеет форму пологой выгнутой дуги, т.е. равномерного кифоза: в положении на спине на ровной поверхности позвоночник становится прямым. На 3-4 месяце жизни ребенок поднимает и удерживает головку, откидывая ее назад; в результате уравновешивания затылочных и лестничных мышц развивается физиологический шейный лордоз. В 6-7 месяцев ребенок сидит, позвоночник легко подвижен и под действием силы тяжести головы, плечевого пояса, внутренностей, устойчивого лордоза и уравновешивания мышцами спины формируется кифоз грудного отдела. В 8-9 месяцев ребенок начинает стоять, 10-12 месяцев ходить, при этом за счет мышц, сгибающих бедро, таз наклоняется вперед, увлекая поясничную часть позвоночника. Туловище в вертикальном положении уравновешивается ягодичными мышцами и мышцами спины – формируется физиологический лордоз поясничного отдела позвоночника.

Возникшие к концу первого года жизни физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости, свойственные позвоночнику взрослого, продолжают развиваться и индивидуально формируются в процессе роста ребенка к 17-22 годам.
Ортостатическое, т.е. вертикальное положение человека определяет статику и осанку. Большое влияние на формирование осанки имеют внешние условия, режим дня, питание, физические перегрузки при спортивных занятиях, перенесенные заболевания, а так же все, что вносит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного «каркаса» и позвоночника. В результате формируется правильная или патологическая осанка.

Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью кзади. Различают верхнегрудной, нижнегрудной, поясничный и тотальный кифоз.

Врожденный кифоз наблюдается крайне редко с локализацией в грудном и верхнепоясничном отделе. Деформация выявляется рано – в первом полугодии жизни, как только ребенок начинает сидеть. С ростом ребенка деформация заметно увеличивается, протекая безболезненно и без неврологических симптомов, к периоду полового созревания достигает выраженных размеров. Рост ребенка задерживается. При выявлении деформации применяют массаж спины, корригирующую гимнастику, при прогрессировании процесса проводят хирургическую фиксацию позвоночника.

Приобретенные кифозы могут быть результатом рахита, остеохондропатий, компрессионных переломов тел позвонков.

Рахитический кифоз является следствием общей мышечной гипотонии при тяжелом течение рахита. Развивается быстро, как только ребенок начинает сидеть. Для рахитического кифоза характерно равномерное искривление нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника кзади. Терапия подобного состояния комплексная: это ,прежде всего лечение рахита, обязательное фиксирование ребенка в специальной кроватке, проведение курсов массажей для укрепления мышц спины, живота, конечностей.

Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз шейного и поясничного отделов позвоночника является результатом формирования ортостатического положения человека. Патологический или чрезмерный лордоз локализуется в основном в поясничном отделе позвоночника, может быть следствием патологических изменений в поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного (спондилолиз и спонтанный спондилолистез, клиновидные позвонки) и приобретенного характера. Среди последних деформаций чаще всего развивается как компенсаторное искривление при локализации процесса в другом отделе позвоночника (кифоз грудного отдела, круглая спина), при деформации нижних конечностях, нарушении функций мышц туловища и конечностей (coxa vara, анкилоз тазобедренных сустава в порочном положении, врожденный вывих бедра, слабость больших ягодичных мышц и гиперфункция сгибателей бедра) и др. Врожденный лордоз у детей старшего возраста при скрытом течение может проявиться быстрой утомляемостью, болевыми ощущениями в пояснице. Компенсаторные лордозы у детей чаще всего протекают бессимптомно.

При лечении лордозов, прежде всего необходимо устранить основную причину, вызвавшую развитие патологического лордоза. Рекомендуются специальный комплекс лечебной гимнастики, массаж, физиотерапия.

Сколиоз – наиболее часто встречающийся вид деформации у детей. Сколиоз – это искривление позвоночника во фронтальной плоскости, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонных к прогрессированию деформации со статико– динамическими нарушениями и функциональными изменениями внутренних органов. По этиологическому фактору различают врожденные и приобретенные сколиозы.
Врожденный сколиоз – основой его происхождения являются аномалии развития позвоночника и ребер (добавочные, клиновидные позвонки и полупозвонки, синостозы остистых отростков, добавочные ребра), дисплазия пояснично-кретцового отдела позвоночника, определяющая понятие «диспластический сколиоз».

Приобретенные сколиозы чаще выражаются как признаки других заболеваний. Статические сколиозы наблюдаются при укорочении нижней конечности, одностороннем врожденном вывихе бедра, контрактурах тазобедренного и коленного суставов. Неврогенные и миопатические сколиозы возникают вследствие нарушения равновесия мышц спины, при нейрофиброматозе, сирингомиелии, деформирующей мышечной дистонии, рахите. Известны сколиозы вследствие обширных послеожоговых рубцов туловища, заболеваний и операций органов грудной полости и грудной клетки. Причиной сколиоза могут быть опухоли позвоночника и паравертебральной локализации.

Читайте также:  Тертый пирог с творогом и лимоном

Нарушение обменных процессов нередко сопровождается развитием сколиоза.

Идиопатический сколиоз представляет особую, наиболее распространенную форму, проявляющуюся как самостоятельное заболевание. В патогенезе сколиоза придается большое значение дегенеративно-дистрофическим процессам в эпифизарном хряще и самом диске, эпифизеолизу дисков при активном воздействии нервно-мышечной системы. При осмотре спереди обращают внимание на осанку; можно выявить вынужденное положение головы и ассиметрию лица, разный уровень расположения надплечий, деформацию грудной клетки, отклонение пупка от средней линии и разный уровень гребней подвздошных костей. При осмотре сзади одно надплечье выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления позвоночника приближена к остистым отросткам и расположена ниже противоположной, выявляются ассиметрия грудной клетки и реберный горб, ассиметрия треугольников талии. При осмотре сбоку отмечаются выраженность кифоза, величину реберного горба. Помимо осмотра врач — специалист также оценивает подвижность позвоночника и силу мышц спины. Диагноз сколиоза ставится после консультации ортопеда с проведением всех необходимых тестов и рентгенологического исследования позвоночника с захватом таза в переднезаднем направлении в положении больного стоя и лежа и профильный снимок в положении лежа.

По локализации выделяют следующие типы сколиозов: шейно-грудной; грудной (может быстро прогрессировать с тяжелыми функциональными нарушениями дыхания и сердечно-сосудистой системы); пояснично-грудной (склонен к прогрессированию с нарушениями функции дыхания и сердечно-сосудистой системы, сопровождается болью), поясничный (отличается легким течением, редко дает тяжелые степени деформации); пояснично-кретцовый, при котором в дугу искривления включаются кости таза, создавая перекос с относительным удлинением одной ноги (может сопровождаться болями); комбинированный тип сколиоза характеризуется наличием двух первичных дуг искривления (отличается стабильностью). По степени тяжести сколиоза выделяют первую, вторую, третью и наиболее тяжелую четвертую степень.

Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка, достигает максимума в пубертатный период, у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет и обычно заканчивается при прекращении роста. Большей частью неблагоприятно протекают сколиозы, проявившиеся до 6 летнего возраста, более благоприятно – после 10 и особенно после 12 лет. При выраженном прогрессировании сколиозы относят к декомпенсированным, без наклонности к прогрессированию или незначительным прогрессированием в течение длительного времени – к компенсированным. Дети с компенсированным сколиозом начальной степени должны лечиться в условиях поликлинике и дома, с медленно прогрессирующим течением – лучше в специализированных школах-интернатах, с интенсивным прогрессированием в ортопедическом стационаре.

Лечение сколиоза направлено на стабилизацию имеющего искривления, предупреждения его прогрессирования и компенсирования сколиоза путем повышения устойчивости позвоночника и выработки ортостатического положения с восстановлением баланса между кривизной сколиоза.

Лечение складывается из комплекса мероприятий, предусматривающих снижение статической нагрузки на позвоночник и организацию правильного двигательного режима в дошкольном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке и др. Необходимо проведение комплекса лечебной гимнастики (комплекс лечебной гимнастики составляется специалистом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных) и курсов массажа, сеансов физиотерапии. Наряду с этим рекомендуется занятия спортивными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.

Практика показывает, что проведение комплексов консервативного лечения оказывают благоприятное воздействие на коррекцию сколиоза.

Профилактическая направленность является одним из основных звеньев детской ортопедии. Ранняя диагностика и лечение устраняют прогрессирование деформаций, предупреждают нарушение функций органов опоры и движения. Этим определяется основная задача ортопеда и детского хирурга совместно с педиатром.

Источник



Родовая травма. Причины, последствия, лечение.

Родовая (перинатальная) травма – повреждения, полученные ребенком во время
родов. За время родового периода младенец может получить внутричерепные
повреждения, повреждения спинного мозга, периферической нервной системы,
костно-мышечной системы, а также тканей и внутренних органов.

В медицинской карте ребенка родовая травма может быть зафиксирована под
именами самых различных диагнозов – например, таких, как: «асфиксия», «гипоксия
плода», собирательный диагноз «перинатальная энцефалопатия», «кривошея»,
«нарушение развития», «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость»,
«гипертензионно-гидроцефальный синдром», «мышечная дистония», «вегетативная
дисфункция», ДЦП.

Почему во время родов случается травма?

Роды по правилам.

Ребенок прокладывает себе путь в эту жизнь головой. Буквально протискиваясь сквозь
узкий и тесный туннель родовых путей, малыш головой раздвигает дорогу всему
остальному телу.

Чтобы облегчить ему эту задачу и помочь голове малыша справить с колоссальным,
оказываемым на нее, давлением, природа задумала человеческий череп, состоящим
из множества костей, они плотно «подогнаны» друг к другу, но на момент появления
ребенка на свет практически друг с другом не скреплены. Как 3D-пазл. Такое строение
черепа позволяет ему деформироваться и подстраиваться под все трудности и
сдавливания «родового маршрута». Не ломаться, а, наоборот, восстанавливаться
после появления на свет.

К тому же все тело ребенка в момент родов сложено таким образом и должно иметь
такие пропорции, чтобы пройти родовой путь с наименьшим стрессом и потерями.

Так должно быть в идеале.

Однако на деле все происходит далеко не всегда гладко. Если роды проходят по
незапланированному природой сценарию, малыш во время рождения рискует
получить травму. Что, к сожалению, часто и происходит (статистика показывает
вероятность получения повреждений различной степени тяжести в более, чем 80%
родов; тяжелые травмы, конечно, составляют меньшую их часть).

Как можно догадаться, череп и шейный отдел позвоночника – наиболее уязвимые
части организма ребенка в процессе родов, так как именно на них приходится самая
основная нагрузка. И каким бы твердым не казался череп, каким бы надежным его не
задумала природа, но в режиме экстремальных перегрузок его конструкция
достаточно уязвима, ведь череп новорожденного состоит из множества маленьких
костей, практически автономных друг относительно друга. Во время родов кости
черепа очень подвижны, и в результате каких-то вынужденных или случайных
нарушений «родового сценария» алгоритм движения костей черепа может
измениться, что может привести к их смещениям, черепно-мозговой травме, и, как
следствие, нарушению мозгового кровотока (в том числе, ишемия или недостаток
кислорода – гипоксия), кровоизлиянию в мозг.

Повреждения нервной системы во время родов наиболее опасны. Они связаны не
только с областью мозга (головного и спинного), но могут также касаться нервных
сплетений или отдельных нервов.

Довольно серьезной травмой является повреждение мышц. Так, повреждение
грудино-ключично-сосцевидной мышцы становится причиной кривошеи – состояния,
при котором голова ребенка имеет явно выраженный наклон на сторону и развернута
при этом в противоположную.

Во время родов случаются также повреждения костной системы. К наиболее частым
из них относится перелом ключицы во время родов, который в случае, если он не
был сразу же обнаружен или должным образом пролечен, может повлечь за собой
неприятные последствия для мышц и связок.

В следствие родовых травм также могут быть повреждены мягкие ткани и внутренние
органы (причем повреждения внутренних органов могут быть следствием нарушений
нервной системы).

Причины родовой травмы.

Причины травматизма во время родов могут быть спонтанными или акушерскими. К
последним относятся:

  • травмирующие акушерские приемы (например, акушерский поворот, давление
    на дно матки),
  • неправильное наложение акушерских щипцов,
  • вакуум-экстракция плода,
  • а также искусственная стимуляция родовой деятельности.

Спонтанные травмы чаще всего связаны с патологическими состояниями во время
родов, среди которых наиболее распространены:

  • тазовое предлежание,
  • несоразмерность размера головки ребенка и родовых путей мамы,
  • неправильное вставление головки малыша,
  • а также аномальный период родов (роды могут проходить или слишком
    стремительно, или, наоборот, квалифицироваться как затяжные).

Почему перечисленные выше случаи травмоопасны?

Например, при искусственно вызванных схватках, стимулированных родах голова
(череп) ребенка не успевает естественным образом подготовиться к резкому
стремительному сдавливанию, которому он подвергается за время прохождения
родовых путей. Стимуляция родовой деятельности с помощью окситоцина в разы
увеличивает давление на голову малыша в период схваток. Такие неестественные
нагрузки вызывают резкое повышение внутричерепного давления, приводят к
дисбалансу венозного и артериального кровотока, а в результате возникает высокая
вероятность наступления ишемии, кровоизлияния, отека головного мозга. Сильное
смещение костей черепа приводит к смещениям твердой мозговой оболочки, что
становится причиной нарушения мозговой деятельности.

Эпидуральная анестезия действует расслабляюще на мышцы таза, которые в этот
момент должны, наоборот, быть в тонусе, чтобы обеспечить головке малыша
необходимую опору. Это в свою очередь приводит к усложнению родового пути. И в
результате очень часто головка разворачивается затылком – крайне опасное
положение для малыша во время родов.

Читайте также:  Инструментарий противодействия коррупции тест

Кесарево сечение, как ни странно на первый, непросвещенный, взгляд, – также
является весьма травматичным способом появления крохи на свет. Ведь организм
малыша в таком случае лишен возможности плавного перехода из привычной водной
среды в воздушное пространство, ему сложно привыкнуть к резкому перепаду
давлений, подстроиться под земное притяжение.

Причина спонтанной травмы – тазовое предлежание – выводит в зону риска
поясничный отдел позвоночника. А наиболее уязвимая и травмоопасная зона
позвоночника – первый и второй позвонки шейного отдела.

Последствия родовой травмы.

Лишь немногие травмы дают о себе знать сразу же после рождения или проявляются
какими-либо симптомами по прошествии небольшого времени.

На ранних сроках у малыша могут быть диагностированы, например, кривошея,
асимметрия головы, косолапость, мышечный гипертонус. Детский
церебральный паралич (ДЦП) – последствие наиболее серьезных родовых травм.

Большая часть повреждений не очевидна сразу же после рождения ребенка и
проявляется лишь со временем. Причем иногда родовая травма требует достаточно
большого временного интервала для того, чтобы себя обнаружить. К «бомбам
замедленного действия» относятся психоневрологические нарушения ( нарушения
центральной (ЦНС) и периферической нервной системы) – задержки развития (ЗРР,
ЗПРР), различные состояния аутистического спектра, судорожные синдромы.

С чем это связано?

С тем, что психика ребенка развивается поэтапно уже после его рождения, и до
проявления многих нарушений – когда они становятся очевидными – малышу
требуется дорасти.

В этом отложенном во времени режиме и заключается опасность таких травм. Они
могут проявиться серьезными последствиями. Такими, например, как: умственная
отсталость, аутизм, расстройства аутистического спектра ( РАС), эпилепсия и
эписиндром, гиперкинезы. Или обернуться менее тяжелыми, но при этом ни чуть ни
менее значительными диагнозами – такими как: задержки речевого развития или
задержки психоречевого развития, различные нарушения речи ( алалия, дизартрия,
логоневроз), проблемы, связанные с обучением ( дислексия, дисграфия), и
поведением ( синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Родовая травма очень часто представляет из себя крайне незначительное нарушение,
неочевидное без применения специальной аппаратуры. Речь идет о всего на всего
небольших смещениях (на доли мм), микроскопических трещинах. Казалось бы. А
между тем смещенная, неправильно расположенная кость черепа теряет
подвижность, и происходит нарушение полноценного мозгового кровообращения. И
таких повреждений, по разным оценкам, получает до 80 с лишним % детей.

Когда родовая травма начинает давать о себе знать (то есть проявляться целым рядом
симптомов), ребенок попадает под юрисдикцию целого ряда врачей (в первую
очередь, неврологов).

Сначала, до года, доктора лечат кроху от:

  • чрезмерных срыгиваний,
  • кишечных колик,
  • дефицита веса,
  • беспокойного поведения,
  • постоянного плача и нарушений сна,
  • гипервозбудимости,
  • задержки моторного развития.

В период младшего дошкольного возраста анамнез ребенка начинает пополняться
такими диагнозами и жалобами, как:

  • нервная возбудимость,
  • задержки речи и нарушения речи различных этиологий,
  • задержки развития,
  • энурез,
  • тики,
  • косоглазие.

В старшем дошкольном и школьном возрасте список заболеваний продолжает расти,
и в медкарте ребенка появляются записи о:

  • нарушении поведения, гиперактивности,
  • нарушениях внимания, мышления, памяти,
  • трудностях в обучении,
  • сколиозе,
  • частых головных болях,
  • слабом иммунитете,
  • повышенной утомляемости.

Список огромный. Но все это лишь последствия родовых травм – причины, лежащей в
основе всех этих и многих других проблем и диагнозов.

Диагностика и лечение родовых травм.

Если в помещении выбило пробки и перегорела лампочка, можно или безрезультатно
пытаться вкрутить новую лампочку, или включить альтернативный фонарик, или
починить электропроводку – то есть, в последнем случае, устранить причину
внезапного наступления темноты.

Очевидно, что лечить прежде всего нужно причину заболевания, а не ее последствия.
В этом состоит суть остеопатического подхода.

Наибольшая доля последствий перинатальных травм приходится на нарушения
нервной системы. И внимание врача в этих случаях в первую очередь обращено к
черепу, кости которого были травмированы или смещены во время рождения. Врач-
остеопат с невероятной точностью определят смещения костей черепа и
внутрикостные напряжения, что можно подтвердить с помощью аппаратной
диагностики.

Восстановление нормальных анатомических связей между костями черепа, твердой
мозговой оболочки – основная задача остеопатии. При остеопатическом лечении
удается снизить, а зачастую и полностью отказаться от медикаментозной терапии.

Остеопаты выделяют три возрастных пика, когда травма, полученная в родах, как бы
«врастает» в организм, ее последствия закрепляются. Это период времени на первом

году жизни, когда ребенок встает на ножки, это также возраст от семи до восьми лет,
когда происходит окостенение основания черепа, и возраст полового созревания. С
каждым таким этапом с первопричиной нарушения разобраться становится все
сложнее. В идеале новорожденного ребенка рекомендуется показать врачу-остеопату
как можно раньше после родов – то, что можно исправить за 10 минут в первые сутки
жизни, затем исправляется гораздо дольше.

Как профилактика родового травматизма может рассматриваться остеопатическое
сопровождение беременности, когда врач-остеопат на различных этапах
беременности проводит коррекцию и готовит организм будущей мамы к родам.

Источник

Позвоночник новорожденного, признаки предрасположенности к двигательным нарушениям

Посмотрите внимательнее на ребенка: вы увидите, что привычный наклон головы сопровождает плотная и глубокая складка, которая глубоко врезается в кожу шейного отдела с правой стороны. Посмотрите, нет ли еще складок, пересекающихся в месте соединения шеи и плеч, может быть, эта складка прерывается, или одна часть ее расположена выше другой? Кожная складка новорожденного в области шеи должна ровным полукругом располагаться от одного плеча к другому, не прерываясь и не пересекаясь с другими, которых в норме много быть не должно. Травма шейного отдела позвоночника «просигналит» нам неравномерным утолщением кожи, несимметричными складками, привычным наклоном головы на стороне поражения.

На что следует обратить внимание

Может быть и такая картина: шея у новорожденного длинная и слабая, она не в состоянии удерживать голову, которая запрокидывается назад.

У новорожденных детей линия затылок — позвоночник — крестец прямая. Примерно в возрасте 2 месяцев начинает формироваться шейный лордоз — изгиб позвоночника вперед. У здорового новорожденного шейного изгиба, тем более гиперлордоза, быть не должно. В норме голова, шея и спина у новорожденного находятся на одной линии, как прямой «столбик», если держать ребенка вертикально.

В результате травмы шейного отдела позвоночника может быть не только симптом короткой шеи, но и перерастяжение шейных позвонков. Врачи таким детям назначают специальные воротники, фиксирующие шею, которые можно изготовить из плотного (но не толстого) слоя ваты и марли, прошитого нитками.

Пояснично-крестцово-подвздошное соединение определяет позицию крестца как основы позвоночника и имеет большое значение для функции таза, его особенностью является мощный связочный аппарат, который укрепляет суставную сумку и уменьшает подвижность сустава. В пояснично-крестцовом переходе часто случаются аномалии (таз с краниально удлиненным крестцом, расшатанный таз и т. д., а также подвздошно-крестцовое смещение или блокирование).

К возрасту 6 месяцев, т. е. к моменту, когда ребенок начинает сидеть, у него формируется поясничный лордоз. Неверно мнение, что этот изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает сидеть. Без поясничного лордоза у ребенка не сформируются правильные навыки сидения.

У детей и подростков крестцовые позвонки существуют раздельно, со стороны основания крестец сочленяется с V поясничным позвонком, а со стороны верхушки — с копчиком, который состоит из 3-5 недоразвитых позвонков, а у детей — еще не сросшихся. Такая подвижность крестцово-копчикового соединения является предпосылкой для его деформации во время родов.

Диагностика

При наружном осмотре пояснично-крестцово-подвздошного соединения можно увидеть, что линия затылок-копчик неровная, межъягодичная складка искривлена. Особое внимание обращаем на крестцовый ромб Михаэлиса. Он образован двумя ямками над задней верхней подвздошной остью, остистым отростком Lv и высшей точкой анальной складки. Его асимметрия, когда одна верхняя задняя ость расположена более низко, ягодичная линия проходит неровно, указывает на нарушения в тазобедренном суставе. В случае, когда межъягодичная складка проходит неровно (ее верхний конец отклонен вправо или влево), это означает смещение верхушки крестца влево и, соответственно, вправо.

Гипермобильность (расслабленность) крестцово-подвздошного сустава может быть причиной разницы в длине ног.

Позвоночник новорожденного не должен содержать никаких выпуклостей и искривлений на спине, поэтому, если вы обнаружили у 2 или 4-недельного ребенка поясничный лордоз, это говорит о напряжении поясничного отдела разгибателей спины. Поясничный гиперлордоз в сочетании со сгибательным положением бедер свидетельствуют о нарушении в тазобедренном суставе.

Кифоз — изгиб позвоночника выпуклостью назад. Если на месте будущего поясничного лордоза у новорожденного вы обнаружили выраженный кифоз, при котором таз приподнят кверху, это указывает на блокирование пояснично-крестцово-подвздошного соединения.

Видео о том как правильно поддержать позвоночник новорожденного

Источник

Adblock
detector