Меню

Предписанный и достигаемый социальный статус

Тест по обществознанию Социальные статусы и роли 8 класс

Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее опреде­ленные права и обязанности, называется

1) социальным статусом
2) национальным статусом
3) личной независимостью
4) правовым статусом

2. Предписанным статусом не является

1) пол
2) расовая принадлежность
3) образование
4) возраст

3. Достигаемым статусом не является

1) работа
2) образование
3) возраст
4) хобби

4. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется

1) статусом
2) признанием
3) престижем
4) достижением

5. Признание группой людей или обществом личных и дело­вых качеств какого-либо из их членов называется

1) статусом
2) авторитетом
3) престижем
4) достижением

6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется

1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией

7. Процесс приспособления человека к меняющейся соци­альной среде с помощью различных социальных средств называется

1) модификацией
2) социализацией
3) нострификацией
4) адаптацией

8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется

1) конформизмом
2) популизмом
3) экстравагантным поведением
4) эмансипацией

9. Набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, зани­мающего определённый статус в обществе, называется

1) социализацией
2) адаптацией
3) социальной ролью
4) социальным статусом

10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса

1) социальная адаптация
2) социальная стратификация
3) социализация
4) социальная мобильность

1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.

1) работник
2) друг
3) семьянин
4) гражданин
5) шахматист-любитель

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальный статус».
Предписанный, природный, достигаемый, приписывае­мый, прирождённый.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данно­му в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) образование
Б) национальность
В) материальное положение
Г) пол

1) предписанный статус
2) достигаемый статус

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в со­ответствии с возрастом, полом, происхождением, профес­сией и другими показателями и предполагающее опреде­лённые права и обязанности, называется социальным __________(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные __________(2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по __________(3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ре­бёнка являются гражданами России, он тоже сразу является __________(4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и назы­ваются достигаемыми. К ним можно отнести статус руко­водителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе __________(5) статусов является основой социальной __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) функция
Б) статус
В) рождение
Г) иерархия
Д) гражданин
Е) стратификация
Ж) социализация

1. Прочитайте отрывок из книги Ю. Волкова «Социология» и выполните задания.

«В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические тер­мины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратифи­кации, стремятся к чёткому сохранению границ между каста­ми, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся риту­альной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индия. Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиоз­ных принципах, эта система просуществовала почти три ты­сячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причём представители каждой касты и каждой джа­ти занимаются каким-то определённым ремеслом; так, брах­маны могут быть только священнослужителями или учёными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вай­шьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасае­мые, занимающиеся унизительным трудом.
Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских «неприкасаемых». Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечис­тым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень не­прикасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фи­гуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.
Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебо­роть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, кото­рые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриали­зация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.
Южная Африка. До недавнего времени Южно-Афри­канская Республика являла собой ещё один пример общества, в котором социальная стратификация была основа­на на кастовой системе. Европейцы голландского происхож­дения — многочисленное национальное меньшинство, назы­вающее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они опреде­лили как апартеид (ah-PAR-tate) -разделение рас. Населе­ние страны разделялось на четыре расовые группы: европей­цы (белые), африканцы (чёрные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, рабо­тать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий междуна­родных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. афри­канеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую сис­тему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Афри­канской Республики был избран Нельсон Мандела, чёрный африканец, который 19 лет провёл в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие — предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся ещё не у одного поколения граждан ЮАР.
Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединённых Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые амери­канцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине ХХ в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресто­ранов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в обществен­ных местах».

1) Используя текст и свои знания общественной жизни, дай­те определение понятия «каста» и приведите не менее двух признаков кастовой социальной структуры общества.
2) Выберите из текста один социальный статус и напишите не менее двух социальных ролей, характерных для него.

2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой системы на сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собст­венной воли» (С. Смайлс).

2. «Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направ­ление с каждой переменой ветра» (С. Смайлс).

3. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» (Л. Толстой).

4. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н. Миклухо-Маклай).

Ответы на тест обществознанию Социальные статусы и роли
Часть 1
1-1, 2-3, 3-3, 4-3, 5-2, 6-2, 7-4, 8-1, 9-3, 10-4
Часть 2
1. 134
2. природный
3. 2121
4. БАВДГЕ

Источник

Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для 8 класса

Место человека в обществе

Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.

Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.

Читайте также:  Обзор недорогого SSD Silicon Power P34A60

Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.

  • Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
  • Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
  • Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.

У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.

Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.

Тест по обществознанию Социальные статусы и роли 8 класс

Тест по обществознанию Социальные статусы и роли для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее опреде­ленные права и обязанности, называется

1) социальным статусом 2) национальным статусом 3) личной независимостью 4) правовым статусом

2. Предписанным статусом не является

1) пол 2) расовая принадлежность 3) образование 4) возраст

3. Достигаемым статусом не является

1) работа 2) образование 3) возраст 4) хобби

4. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется

1) статусом 2) признанием 3) престижем 4) достижением

5. Признание группой людей или обществом личных и дело­вых качеств какого-либо из их членов называется

1) статусом 2) авторитетом 3) престижем 4) достижением

6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется

1) модификацией 2) социализацией 3) нострификацией 4) адаптацией

7. Процесс приспособления человека к меняющейся соци­альной среде с помощью различных социальных средств называется

1) модификацией 2) социализацией 3) нострификацией 4) адаптацией

8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется

1) конформизмом 2) популизмом 3) экстравагантным поведением 4) эмансипацией

9. Набор функций, более или менее чётко определённый шаблон поведения, которое ожидается от человека, зани­мающего определённый статус в обществе, называется

1) социализацией 2) адаптацией 3) социальной ролью 4) социальным статусом

10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса

1) социальная адаптация 2) социальная стратификация 3) социализация 4) социальная мобильность

1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли человека.

1) работник 2) друг 3) семьянин 4) гражданин 5) шахматист-любитель

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальный статус». Предписанный, природный, достигаемый, приписывае­мый, прирождённый. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данно­му в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) образование Б) национальность В) материальное положение Г) пол

1) предписанный статус 2) достигаемый статус

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в со­ответствии с возрастом, полом, происхождением, профес­сией и другими показателями и предполагающее опреде­лённые права и обязанности, называется социальным __________(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные __________(2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по __________(3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ре­бёнка являются гражданами России, он тоже сразу является __________(4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и назы­ваются достигаемыми. К ним можно отнести статус руко­водителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе __________(5) статусов является основой социальной __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) функция Б) статус В) рождение Г) иерархия Д) гражданин Е) стратификация Ж) социализация

1. Прочитайте отрывок из книги Ю. Волкова «Социология» и выполните задания.

«В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические тер­мины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни. Общества, для которых характерна такая форма стратифи­кации, стремятся к чёткому сохранению границ между каста­ми, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках собственной группы — и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся риту­альной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту. Индия. Индийское общество — наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиоз­ных принципах, эта система просуществовала почти три ты­сячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причём представители каждой касты и каждой джа­ти занимаются каким-то определённым ремеслом; так, брах­маны могут быть только священнослужителями или учёными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вай­шьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасае­мые, занимающиеся унизительным трудом. Статус группы хариджан фактически настолько низкий, что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют группу индийских «неприкасаемых». Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечис­тым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень не­прикасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фи­гуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты. Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебо­роть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, кото­рые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриали­зация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе. Южная Африка. До недавнего времени Южно-Афри­канская Республика являла собой ещё один пример общества, в котором социальная стратификация была основа­на на кастовой системе. Европейцы голландского происхож­дения — многочисленное национальное меньшинство, назы­вающее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они опреде­лили как апартеид (ah-PAR-tate) -разделение рас. Населе­ние страны разделялось на четыре расовые группы: европей­цы (белые), африканцы (чёрные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, рабо­тать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий междуна­родных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. афри­канеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую сис­тему. На первых национальных выборах после отмены системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Афри­канской Республики был избран Нельсон Мандела, чёрный африканец, который 19 лет провёл в тюрьме по обвинению в революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать, кастовая система оставила после себя горькое наследие — предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся ещё не у одного поколения граждан ЮАР. Американская расовая кастовая система. После отмены рабства в Соединённых Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой — рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые амери­канцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине ХХ в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые — представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресто­ранов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в обществен­ных местах».

1) Используя текст и свои знания общественной жизни, дай­те определение понятия «каста» и приведите не менее двух признаков кастовой социальной структуры общества. 2) Выберите из текста один социальный статус и напишите не менее двух социальных ролей, характерных для него.

Читайте также:  Технологический процесс приготовления классического слоеного теста

2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой системы на сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собст­венной воли» (С. Смайлс).

2. «Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направ­ление с каждой переменой ветра» (С. Смайлс).

3. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь» (Л. Толстой).

4. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят» (Н. Миклухо-Маклай).

Ответы на тест обществознанию Социальные статусы и роли Часть 1 1-1, 2-3, 3-3, 4-3, 5-2, 6-2, 7-4, 8-1, 9-3, 10-4 Часть 2 1. 134 2. природный 3. 2121 4. БАВДГЕ

PDF-версия Тест Социальные статусы и роли (107 Кб, pdf)

Предписанный и достигаемый социальный статус

Существует несколько видов социальных статусов:

  • Предписанный;
  • Обретенный;
  • Достигаемый.

Предписанный статус человек получает от рождения, он не может его выбрать самостоятельно. С появлением на свет ребенок приобретает национальность, расу, пол, возраст. В некоторых случаях по рождению к человеку могут перейти определенные титулы, звания. Но иногда предписанный социальный статус может видоизменяться.

Пример. Алина Сидорова является русской по национальности, это ее врожденный статус. Но в 2 года Алина уехала с родителями в Америку, там со временем она вместе со всей семьей получили американское гражданство. Алина всю жизнь прожила в США и забыла русский язык, не знала о русских обычаях и традициях, в этом случае ее предписанный социальный статус изменился.

Обретенным статусом называют статус, изменившийся под влиянием жизненных обстоятельств, полученный при определенных условиях.

Пример. Надежда Петровна — Димина мама. Когда Диме исполнилось 30 лет, он женился на Светлане. Из-за этих жизненных обстоятельств Надежда Петровна помимо своей воли обрела новый социальный статус — свекровь.

Достигаемый социальный статус индивид получает, благодаря собственным усилиям. Человек ставит перед собой цель, в зависимости от желаний, и достигает ее. Собственными усилиями можно повысить свое материальное положение, получить высшее образование, освоить новую профессию, обрести в обществе власть. Но приобретенный социальный статус не всегда полностью зависит от желания или нежелания личности, определенную роль играет удача и врожденные возможности, способности индивида.

Примеры достигнутых социальных статусов: студент, профессор, президент, родитель, генерал, священник.

Вариант 1

А1. Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют

1) предписанным 2) прирожденным 3) достигаемым 4) приписываемым

А2. Деление профессий на мужские и женские — это деление

1) на поколения 2) на тендерные роли 3) на возрастные роли 4) на социальные нормы

A3. Верны ли суждения о социальной роли?

А. Каждый человек играет множество социальных ролей. Б. Поведение каждого человека зависит от социальной роли.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о поколении?

А. В современном обществе ослабли конфликты между поколениями. Б. Каждое следующее поколение заново открывает для себя большинство правил и законов развития общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков.

1) предписанные статусы 2) достигаемые статусы

А) директор предприятия Б) студент вуза В) старшая сестра Г) ученик старших классов

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Многообразие социальных ролей

Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:

  • Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
  • Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
  • Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
  • Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
  • Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.

В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.

Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.

Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.

Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.

Урок 12 Социальный статус, роли личности

Социальный статус личности. Социальные роли личности

Источник



Тест «Социальные статусы и роли»

Тест. Социальные статусы и роли

1. Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют

2. Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?

1) социальное положение

2) социальная роль

3) социальная норма

3. Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

4. Когда родители контролируют выполнение детьми домашнего задания, то они выполняют:

1) социальное предписание

2) социальное обязательство

3) социальную роль

4) социальный заказ

5. Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого ? Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) пользователь мобильной связи

3) работник завода

6. Верны ли следующие суждения:

А. При рождении человек приобретает все свои социальные роли

Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Соотнесите виды социальных статусов и их характеристики. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) характеризует положение, которое человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы

2) статус, приобретаемый человеком в результате его свободного выбора, личных усилий

3) положение человека в малой группе

4) статус, не зависящий от личных усилий человека

8. Какому понятию соответствует следующее определение?

Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.

Запишите ответ: __________________________________________

9. Установите соответствие между элементами правого и левого столбиков.

Б) директор завода

Д) ученик старших классов

1) достигаемые статусы

10. Соотнесите понятия и определения. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

__ социальная роль

__ социальный статус

__ социальные санкции

1) меры воздействия общества на поведение человека или группы людей

2) ожидаемое поведение индивида, имеющего определённый статус в данном обществе

3) положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и т.п.

4) поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола

Инструкция к тесту:

Контрольно-измерительный материал по обществознанию для 8 класса по теме «Социальные роли и статусы» составлен к одноименному параграфу учебника «Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой – М., Просвещение, 2010.

Тест содержит две части заданий.

Часть 1 содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 состоит из более сложных заданий с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.

На выполнение тематического теста отводится 10-15 минут.

Тестовые задания можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашнего задания, текущего контроля и при подготовке к Государственной итоговой аттестации.

Источник

Тест с ответами: “Социальные статусы и роли”

1.Какой социальный статус приобретается собственными усилиями человека?
а) прирожденный
б) предписанный
в) приписываемый
г) достигаемый+

2.Определите название поведения, которое ожидают от человека данного или другого социального статуса?
«Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания».
а) социальное положение
б) социальная роль+
в) социальная норма
г) социализация

3.Предписанные статусы:
а) татарин+
б) священник
в) принц+
г) мужчина+

4.Какую роль выполняют родители, контролирующие выполнение детьми домашнего задания?
а) социальное предписание
б) социальное обязательство
в) социальную роль+
г) социальный заказ

5.Подростку и взрослому присуща следующая социальная роль:
а) пользователь мобильной связи+
б) избиратель
в) работник завода
г) ученик школы

6.Прочитайте утверждения и выберите вариант ответа:
А. При рождении человек приобретает все свои социальные роли
Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?
1) верно только А
2) верно только Б+
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7.Напишите понятие, которому соответствует данное определение:
Оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.
Запишите ответ:____________
Ответ: Престиж

8.Восстановите соответствие между правым и левым столбиками:
А) младший брат
Б) директор завода
В) дедушка
Г) космонавт
Д) ученик старших классов
Е) свекровь
Ж) китаец

Читайте также:  Информационный процесс это тест с ответами

1) достигаемые статусы
2)предписанные статусы
Ответ: 1 БГД, 2 АВЕЖ

9.Подберите понятие к определению:
«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности».
а) социальный статус+
б) национальный статус
в) личная независимость
г) правовой статус

10.Не будет предписанным статусом:
а) пол
б) расовая принадлежность
в) образование+
г) возраст

11.Не будет достигаемым статусом:
а) работа
б) образование
в) возраст+
г) хобби

12.Какое название носит признание группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов?
а) статусом
б) авторитетом+
в) престижем
г) достижением

13.Какое название имеет процесс, когда усваивается индивидом образцы поведения, социальные нормы и духовны ценности?
а) модификация
б) социализация+
в) нострификация
г) адаптация

14.Какое название имеет процесс, когда происходит приспособление человека к меняющейся социальной среде при помощи различных социальных средств?
а) модификация
б) социализация
в) нострификация
г) адаптация+

15.Название пассивного восприятия целей и ценностей группы, окружения?
а) конформизм+
б) популизм
в) экстравагантное поведение
г) эмансипация

16.Изменяя социальный статус человек, показывает пример:
а) социальной адаптации
б) социальной стратификации
в) социализации
г) социальной мобильности+

17.Основные социальные роли человека:
а) работник+
б) друг
в) семьянин+
г) гражданин+
д) шахматист-любитель

18.Какое термин не характеризует понятие «социальный статус»:
а) Предписанный,
б) природный, +
в) достигаемый,
г) приписываемый,
д) прирождённый.

19.Выполните соотношение понятия и определения. Комбинацию запишите в ответ:
социальная роль
гендерная роль
социальный статус
социальные санкции
1) меры воздействия общества на поведение человека или группы людей
2) ожидаемое поведение индивида, имеющего определённый статус в данном обществе
3) положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией и т.п.
4) поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола
Ответ: 2431

20.Каким является деление профессий на мужские и женские?
а) деление на поколения
б) деление на гендерные роли +
в) деление на возрастные роли
г) деление на социальные нормы

21.Определите, какие из представленных утверждений верные:
а) каждый человек играет множество социальных ролей;
б) поведение каждого человека зависит от социальной роли?

1. верно только а
2. верно только б
3. верны оба суждения +
4. оба суждения неверны

22.Определите, какие из представленных утверждений верные:
а) в современном обществе ослабли конфликты между поколениями;
б) каждое следующее поколение заново открывает для себя большинство правил и законов развития общества?

1. верно только а
2. верно только б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны+

23.Выполнение соотнесение:
1. предписанные статусы
2. достигаемые статусы
А. студент вуза
Б. директор предприятия
В. старшая сестра
Г. ученик старших классов
Ответ: 1 – А Б; 2 – В Г

24.Какое название несут меры поощрения и наказания, поддерживающие поведение, которые предписываются социальной ролью:
а) санкции+
б) правила
в) мораль
г) законы

25.Какой этап включает себя период экспериментов, поисков себя, своего места в жизни?
а) детство
б) подростковый возраст
в) юность +
г) взрослый возраст

26.Определите какие из представленных утверждений верные:
а) конфликт поколений вызван общими интересами отцов и детей;
б) разрыв между поколениями вызван возросшей социальной мобильностью всех видов?

1. верно только а
2. верно только б +
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны

27.Определите какие из представленных утверждений верные:
а) основным местом проявления тендерных ролей является дом;
б) гендерные роли проявляются в выборе профессии?

1. верно только а
2. верно только б
3. верны оба суждения +
4. оба суждения неверны

28.Выберите причины, которые приводят к выделению молодежи в отдельную социальную группу:
а) усложнение производства+
б) нежелание молодежи работать
в) желание молодежи продлить период детства
г) отделение производства от семьи+
д) необходимость более длительного обучения+
е) создание молодежной культуры

29.Чем является процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств?
а) нострификацией
б) социализацией
в) модификацией
г) адаптацией+

30.Какой из перечисленных статусов не является достигаемым?
а) возраст+
б) образование
в) хобби
г) работа

31.Чем является пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения?
а) конформизмом+
б) экстравагантным поведением
в) эмансипацией
г) популизмом

32.Соотнесите социальный статус и социальную позицию:
1) предписанный статус
2) достигаемый статус
национальность
пол
материальное положение
образование
Ответ:1122

33.Что не будет предписанным статусом?
а) возраст
б) образование+
в) пол
г) расовая принадлежность

34.Основные социальные роли человека:
а) работник +
б) гражданин+
в) друг
г) шахматист-любитель
д) семьянин+

35.Из предложенного списка восполните пропуски:
«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным ___________(а). Каждая личность в обществе выполняет
определённые социальные_______ (б): для школьника и студента – это учёба, для солдата – служба, для профессора – преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по ________ (в) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является __________(г) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в общест __________(д) статусов является основой социальной ________(е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Укажите порядок следования всех 7 вариантов ответа:
1. иерархия
2. гражданин
3. социализация
4. рождение
5. функция
6.статус
7. стратификация
Ответ:5413216

36.Детерминированность личности
а) биологическая
б) социальная;+
в) психическая

37.Как идет приобретение достигаемого социального статуса:
а) в результате свободного выбора, личных усилий;
б) сложившихся социальных условий;+
в) имеющихся социальных связей.

38.Кто ввел понятия “статусный набор”, “ролевой набор”?
а) Ч.Кули;
б) Р.Мертон
в) Дж.Мид.+

39.Что относится к агентам вторичной социализации?
а) близких родственников;
б) сверстников;+
в) должностных лиц вуза, предприятия.

40.Что такое десоциализация?
а) переосмысление ценностных ориентаций;
б) утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей;+
в) переобучение, возврат к нормальному образу жизни.

41.Кто является автором концепции “Зеркального Я”:
а) З.Фрейд;+
б) Ч.Кули;
в) Р.Мертон.

42.Ролевой конфликт:
а) конфликт между профессиональной и семейной ролью;+
б) конфликт между начальником и подчиненным;
в) конфликт интересов.

43.Чем можно характеризовать конформизм?
а) приверженностью личности к организованности и дисциплине;
б) стремлением к удобству, жизненному комфорту;
в) отсутствием собственной позиции, беспрекословным подчинением определенным образцам, авторитетам.+

44.С чем связывают низкую статусную самооценку?
а) с конформизмом, слабой сопротивляемостью внешнему влиянию;+
б) со скромностью как проявлением индивидуальности;
в) с неуверенностью в отношении позитивности оценок себя окружающими.

45.В каком пункте из списка проявляет себя автономия личности?
а) в отказе от включения в социальные взаимодействия;
б) в осмыслении и сознательном выборе ею предложений (ценностей, требований, условий) общества;+
в) в стихийности проявлений индивидуальности.

46.Как можно определить социальную роль?
а) значение деятельности личности для определенного социума;
б) динамическая характеристика статуса (определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом);+
в) социальная функция и закрепленные за нею полномочия.

47.Завершение определенного этапа социализации:
а) принятие социальной роли, овладение определенной ролью;+
б) достижение определенного возраста;
в) изменение места в социальной иерархии.

48.Какой поведенческой характеристикой будет являться социальная роль?
а) всеохватывающей;
б) незначительной, второстепенной;
в) достаточно полной.+

49.Что свойственно процессу социализации ?
а) охватывает детские и юношеские годы;
б) осуществляется во время учебы и в период вступления в трудовую жизнь;
в) длится всю жизнь.+

50.Что такое ретритизм, по Р.Мертону?
а) бегство от действительности, отказ от социально одобряемых целей и норм поведения;+
б) отказ от целей жизненного успеха, а поведение в рамках дозволенных норм;
в) отказ от общепринятых целей и средств для их достижения (на основе дозволенных норм), но предложение при этом новых.

51.Что такое модальный тип личности?
а) преобладающий в данном обществе;+
б) максимально отвечающий потребностям современного общества;
в) не привязанный к конкретным условиям тип.

52.Не является предписанным статусом:
а) социолог
б) мужчина
в) 55 лет+
г) русский

53.Приобретение какого статуса иллюстрирует данный пример?
Гражданин А. спас ребенка и получил звание Герой России.
а) предписанный
б) личный
в) достигаемый+
г) прирождённый

54.Примером чего служат определенные представления людей о том, что кинозвезда должна прекрасно выглядеть, носить дорогую одежду?
а) примером социальной ратификации
б) примером социальной роли+
в) примером социальной мобильности
г) примером социального происхождения

55.Прочитайте суждения и определите верный ответ:
А. Социальный статус определяет социальные роли человека.
Б. Социальная роль для каждого статуса одна.
а) верно только А+
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения не верны

56.Выполните соотнесение видов социальных статусов и их характеристик:
личный
достигаемый
социальный
предписанный
а) характеризует положение, которое человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы
б) статус, приобретаемый человеком в результате его свободного выбора, личных усилий
в) положение человека в малой группе
г) статус, не зависящий от личных усилий человека
Ответ:3214

57.Личность – это…
а) конкретный человек, взятый в системе его устойчивых психологических характеристик.+
б) человек, имеющий возможность контактировать с другими
в) человек, концентрирующийся исключительно на собственных убеждениях
г) человек, имеющий свою точку зрения.

58.Самым важным свойством личности будет:
а) темперамент
б) мотивация
в) характер
г) направленность+

59.Что такое индивидуальность?
а) психологическое свойство личности+
б) моральных свойств личности
в) религиозных свойств личности
г) эстетических свойств личности

60.Что такое мотивация?
а) система операций, основывающихся на данных
б) система мотивов для каждого неповторима+
в) выражение личности как отдельного существа
г) совокупность мыслей

Источник

Adblock
detector