Меню

Психодиагностика при эпилепсии

Психодиагностика при эпилепсии*

Вассерман Л.И. (Санкт-Петербург)

Вассерман Людвиг Иосифович

– доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории клинической психологии и психодиагностики ПНИ им. В.М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ.

Аннотация. В докладе показано значение психодиагностики при различных формах эпилепсии в соотношениях с особенностями мозгового поражения. Уделено внимание как нейропсихологической диагностике, так и диагностике личности. Подчёркивается эффективность психодиагностики структуры нарушений и возможности её использования в оценке эффективности лечения.

Ключевые слова: эпилепсия, задачи психодиагностики, клинико-психологические соотношения.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Психодиагностика – универсальный инструмент психологических исследований – она является связующим звеном между наукой и практикой, объединяя различные области психологии. Как прикладная область знаний, психодиагностика уже давно востребована в медицине: в теоретической, клинической и профилактической. Как отмечал Б.Г. Ананьев ещё в 70-е годы, психодиагностика является инструментом целенаправленного и развёрнутого изучения личности во всём многообразии её проявлений. Это определение сегодня обосновывается многообразием конкретных задач, которые решаются с её помощью: выявление и содержательная квалификация нарушений психических функций, состояний, личности и поведения больного человека или практически здоровых людей в ситуациях кризиса. Всё сказанное соответствует введённому нами в медицину и психологию понятия «медицинская психодиагностика» потому, что сегодня психодиагностика в медицине вполне правомерно рассматривается как составная часть медицинской диагностики, связанная с изучением роли психологических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний, оценке эффективности лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий. Решая такие задачи, медицинская психология динамично развивается, а, следовательно, развивается и медицинская психодиагностика. Привнесение психологических знаний в лечебно-диагностический процесс, организацию профилактических программ позволяет гуманизировать медицину и это, наверное, главное её предназначение.

Следует напомнить также, что медицинская психология как самостоятельная психологическая и одновременно медицинская дисциплина во многом через психодиагностику служит развитию и других медицинских дисциплин, в частности, психиатрии, неврологии, нейрохирургии, наркологии, соматологии и, естественно, эпилептологии. При этом медицинская психодиагностика может и должна эффективно решать задачи повышения точности, надёжности и объективности клинической (в широком контексте) диагностики в её, условно говоря, «человеческом, личностном» измерении и оценке. Являясь первым этапом психологической помощи, медицинская психодиагностика направлена на выявление не только предпатологических, патологически изменённых (или ситуативно нарушенных под действием стрессовых факторов сторон личности), но и сохранных, способных обеспечить формирование конструктивных форм совладания со стрессом болезни и психологические ресурсы личности в механизмах психической адаптации.

Всё сказанное в отвечает реальным задачам медицинской психодиагностики в клинике эпилепсии. И хотя эта распространённая патология является предметом междисциплинарных исследований, методы медицинской психодиагностики в эпилептологии ещё не получили всеобщего признания. Между тем исследования, начатые более 100 лет назад, связанные с именами В.М. Бехтерева, Э. Крепелина, А.Н. Бернштейна и др. показали, что даже решение простых (как теперь это нам представляется) задач оценки внимания, памяти, сенсомоторных реакций, мыслительных процессов и речи у больных эпилепсией весьма важно для понимания механизмов формирования, так называемой, «эпилептической личности» – понятия, которое многими оспаривается в настоящее время.

«Прорыв», условно говоря, в медицинской психодиагностике и, в частности, в нейропсихологической диагностике, стал очевидным при обосновании хирургического лечения эпилепсии. Все знают, что это связано, в первую очередь, с именем Пенфилда. Именно в школе Уильяма Пенфилда сформировалась концепция комплексного клинико-физиолого-психологического исследования при эпилепсии. В нашей стране имеется немало публикаций по частным вопросам медицинской психодиагностики при эпилепсии (разные школы, разные задачи, разные методы). Однако ни в одной из отечественных монографий клинического характера, с нашей точки зрения, не уделено должного внимания экспериментально-психологическим исследованиям (хотя их важность признаётся). В зарубежной, особенно англоязычной эпилептологии иная ситуация. Множество публикаций: достаточно упомянуть имена Томаса Беннета (1992), Лауры Гольдштейн и её соавторов (1997), Томаса Броуна (2003) и др. Конечно, клинические и психофизиологические позиции у отечественных исследователей сильны и авторитетны, но, повторяю, медико-психологическим исследованиям уделяется ещё мало внимания. С нашей точки зрения, это связано с тем, что клиническая психология у нас в стране начала развиваться относительно западной сравнительно поздно; она ещё не достигла уровня «естественного» включения в общий клинический контекст исследований больных эпилепсией (и не только эпилепсией).

И всё же применение медицинской психодиагностики в клинике эпилепсии в нашей стране будет, несомненно, прогрессировать. Связано это с рядом факторов. Укажем только с нашей точки зрения основные.

1. Распространённость эпилепсии в популяции, что составляет серьёзную социальную проблему в цивилизованных странах (об этом уже говорилось).

2. Развитие и постоянное совершенствование инструментальных методов диагностики мозговых поражений: функциональной МРТ, цифровой ЭЭГ и др., что расширяет возможности фундаментальных исследований в нейропсихологии, например, изучения психолого-физиологических и психолого-морфологических соотношений при ультраструктурных изменениях мозга (перефокальной гипоксии вследствии припадков, гиппокампального склероза и т.п.) при эпилепсии.

3. Развитие учения о ФАП и интегративной деятельности мозга, показывающих, что расстройства психических процессов при эпилепсии могут быть обусловлены не только за счёт поражённого полушария (или одной из его долей), но и в результате изменения межполушарного взаимодействия, влияния одностороннего очага на деятельность интактного полушария, нарушения взаимодействия в системных связях неорокортикальных, палеокортикальных и более глубоких структур мозга.

4. Патоморфоз эпилепсии, её клинических проявлений. По данным литературы, сейчас наблюдается преобладание её относительно нетяжёлых форм с неврозоподобными расстройствами, как реакции на стресс болезни. Вместе с тем, около 30% (данные С.А. Чхенкели) больных резистентны к лечению, требуют хирургического вмешательства, при котором необходима ранняя нейропсихологическая диагностика. Однако, будем справедливы, Созари Аркадьевич о психологической диагностике в своей книге почти ничего не пишет.

5. И, может быть, главное обстоятельство – это развитие адаптационной парадигмы в медицине и психологии, которая реально обусловливает реабилитационный подход и изучение механизмов приспособления больных к ситуации блокирования актуальных потребностей личности болезненным процессом или фактом установленного диагноза – «эпилепсия».

Таким образом, применение медицинской психодиагностики в клинике эпилепсии определяется как особенностями развития самой эпилептологии, так и развитием медицинской психологии, современных возможностей её теории и методов.

Итак, медицинская психодиагностика в клинике эпилепсии должна, с нашей точки зрения, решать на системном уровне следующие (далеко не исчерпывающие) задачи: осуществлять многомерную диагностику познавательной деятельности и функционального состояния больных с выделением структуры дефекта (если он имеется), квалифицировать нарушенные и сохранные элементы психики в динамике лечения и реабилитации в соотношении с тяжестью патологии, определять особенности личности и системы значимых её отношений, в том числе и отношение к болезни, форм психической дезадаптации, связанных с личностным смыслом пароксизмов, психологические механизмы адаптации личности в социуме (изучать структуру переживаний, связанных с необходимостью постоянно принимать лекарства и с не всегда обоснованными ограничениями социальной активности личности, дистресса в связи с постоянным ожиданием припадка и т.д.). Особое значение отводится нейропсихологической диагностике состояния ВПФ с уточнением роли очага и перефокальных структур, нарушений интегративной деятельности мозга. Остаются актуальными задачи комплексного экспертного оценивания больных и психопрофилактические исследования в выделении психосоциальных факторов риска психической дезадаптации, например, уровня социальной фрустрированности, особенностей коммуникативного поведения, ценностных и смысложизненных ориентаций и самоотношения. Важным аспектом психодиагностики является информация о семье больного, социальной поддержке со стороны внеморбидного окружения (если сохранены социальные связи).

Выделение указанных задач условно. При индивидуальном подходе к больному они формулируются при совместной деятельности врача и психолога, но решает эти задачи психолог, используя весь арсенал психодиагностики: сочетая идеографический и экспериментальный методы. Иными словами, психодиагностика должна проводиться профессионально и целенаправленно с соблюдением этических принципов и деонтологических норм этой деятельности.

Особенно важна психодиагностика на ранних этапах исследования больных эпилепсией, когда только формируются основные формы их приспособительного поведения. Есть основание утверждать, что чем меньше тяжесть заболевания (в клинической оценке), её прогредиентность, тем большее значение следует предавать личностным и ситуационным факторам, представляющим потенциальную угрозу для нарушений психической адаптации больных.

Очевидно, что исследования личности больных имеют целью обоснование психотерапевтической работы – важного компонента реабилитации.

Читайте также:  Тест 2 10 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Так, например, в качестве психотерапевтических «мишеней» адекватно рассматривать типы личностного реагирования на болезнь (отношение к болезни) больных с разными типами припадков. Наши исследования, проведённые на большом фактическом материале (более 400 больных), показали, что имеют место существенные различия в типах отношения к болезни, например, у больных с первично-генерализованными (общесудорожными) и комплексными парциальными припадками с вторичной генерализацией (височная эпилепсия). У последних отчётливо преобладает дезадаптивный характер отношения к болезни преимущественно в виде тревожных и астено-ипохондрических симптомокомплексов и обострения патохарактерологических характеристик. Негативные эмоционально-личностные компоненты отношения к болезни существенно нарастают и меняют свою структуру в сторону нарастания когнитивных и эмоционально-аффективных расстройств при увеличении длительности заболевания, частоты припадков и у больных с отчётливыми клинически выявленными изменениями личности.

В то же время ценностно-ориентационная система и самоотношения больных эпилепсией, рассматриваемые как высший уровень саморегуляции личности, в значительной мере сохранны (здесь речь не идёт о больных с эпилептической деменцией). Глобальной деструкции ценностей-целей в связи с болезнью не отмечено, больные сохраняют относительно высокую идентификацию с макро- и микросоциальным окружением. В большей мере меняются ценности-средства достижения цели, отражая те личностные изменения, которые формируются уже в процессе болезни, например, принятие «роли больного», связанной с перестройкой ценностного сознания. Это является для больных эпилепсией, по-видимому, одним из ведущих защитных механизмов, соотносящихся, как было показано, с гиперкомпенсацией и тенденциями к гиперсоциализации в поведении при ведущих типах копинг-поведения «поиск социальной поддержки».

Методы психологической диагностики практически незаменимы для оценки динамики психического (функционального) состояния больных в процессе дифференцированного противоэпилептического лечения, включая и нейрохирургическую коррекцию. Экспериментально-психологические исследования специфики личностного реагирования больных на болезнь и лечение, изменений ценностного сознания, социальных позиций, трудовых установок и КЖ под влиянием лечения – всё это чрезвычайно важно для направленной психологической коррекции на любом этапе работы с больными и прежде всего в связи с задачами вторичной и третичной психопрофилактики.

Весьма значимой представляется психологическая диагностика детей, больных эпилепсией, так как способствует уточнению факторов, участвующих в формировании их личности и характера с прогностических позиций.

Прослеживая формирование личности ребёнка (подростка) в условиях патологического развития можно более чётко представить себе механизмы становления и, так называемого, «эпилептического характера» у взрослых, больных с детских лет. Но это уже особая тема.

Эпилепсия, как уже говорилось – междисциплинарная проблема; она тесно связана с функциональной анатомией мозга, поэтому так важны в комплексной клинической диагностике нейропсихологические методики исследования. Многомерная нейропсихологическая диагностика, в особенности использование стандартизованного набора сенсибилизированных методик с системой оценивания результатов эксперимента позволяют выйти за рамки индивидуального опыта, осуществлять более широкие сравнительные исследования нарушений ВКФ и их системных мозговых механизмов. Указанная методология отражает переход от описаний отдельных результатов нейропсихологического эксперимента к анализу закономерностей, к большей строгости и общности анализируемых понятий. Это направление традиционно характерно для санкт-петербургской (ленинградской) нейропсихологической школы.

Известно, что нейропсихологическая диагностика в клинике эпилепсии позволяет дифференцировать общемозговые и очаговые симптомы нарушений ВПФ, их структуру, выделить слабоструктурированные расстройства и оценивать их топико-диагностическую значимость.

В качестве примера приведём кратко наши результаты изучения структуры нарушений ВПФ у 289 больных эпилепсией с классифицируемыми эпилептическими припадками (Киото, 1981) во взаимосвязи с их клиническими характеристиками (более детально – в коллективной монографии). Использовалась формализованная история болезни, в которой были представлены 55 клинических характеристик и 71 признак, отражающий состояние ВПФ: экспрессивной и импрессивной речи, письма, чтения, счёта, ориентировки в пространстве, схемы тела, праксиса, зрительного гнозиса, модальностно-специфических видов памяти и др. – всего 14 блоков заданий разработанной нами с соавторами стандартизованной нейропсихологической методики.

Компьютерная обработка множества переменных позволила выделить два класса-кластера испытуемых: более успешно справлявшихся с заданиями и менее успешно.

Наибольшее число значимых связей с клиническими характеристиками обнаруживается у больных, менее успешно справлявшихся с заданиями блоков: «слухо-речевая память» (18), «зрительная память» (16), «экспрессивная речь» (16). Вдвое меньше ранговые оценки у блоков: «импрессивная речь» (9), «счётные операции» (8) и «ритмы» (8). Первые три блока имеют весьма сходную структуру корреляционных связей с клиническими характеристиками. Так, значимо чаще у этих больных отмечается большая длительность заболевания и частота припадков, смешанная форма эпилепсии и вторично-генерализованные комплексные парциальные припадки височной эпилепсии, постпароксизмальные транзиторные психические расстройства и клинически относительно стойкие изменения личности. Расстройства слухо-речевой памяти, экспрессивной и импрессивной речи достоверно коррелируют с поражением левого полушария или обоих полушарий по данным психопатологического, неврологического, ЭЭГ и КТ исследований, тогда как нарушения зрительной памяти на невербализуемые объекты взаимосвязаны с преимущественным поражением правой гемисферы у праворуких больных. С частотой припадков, формой эпилепсии, типами пароксизмов и психопатологических постпароксизмальных расстройств также достоверно чаще коррелируют с нарушением счётных операций, конструктивного праксиса, идентификацией и воспроизведением ритмических структур. Эти же расстройства значимо чаще соотносятся с очаговыми пароксизмальными изменениями ЭЭГ в височно-теменной области левого полушария и височно-лобно-центральной области правой гемисферы, что подтверждает валидность нейропсихологической диагностики. Многообразие и выраженность расстройств ВПФ наиболее характерны, как уже говорилось, для височной эпилепсии и больных с клинически выявленными стойкими изменениями личности (71 % наших наблюдений).

Сравнительная эффективность многомерной нейропсихологической диагностики на уровне интегральных оценок показывает, что совпадение заключений о преимущественной стороне поражения с неврологическим – в 59 %, с психопатологическим – в 71 %, с ЭЭГ – в 80-83 %, с данными КТ – в 87 %. Примечательно, что совпадение нейропсихологического и психопатологического заключений опытного психиатра о топике очагов поражения – в 85%, однако в группе височной эпилепсии нейропсихологическое исследование более эффективно дифференцирует височно-теменные, височно-теменно-затылочные и височно-лобно-центральные очаги. Совпадение заключений при этом отмечается только в 42-58 % случаев. В 50 % наблюдений долевая локализация очаговой пароксизмальной активности по данным ЭЭГ отсутствует. В других случаях наблюдается отчётливая ЭЭГ гипердиагностика височной эпилепсии (совпадение заключений в 81 % случаев) и гиподиагностика височно-теменных, височно-лобно-центральных и лобных очагов (совпадение только в 38 %), которые многомерная нейропсихологическая диагностика выявляет более успешно, также, как и расстройства, обусловленные поражением глубоких структур мозга (модальностно-неспецифические нарушения памяти, внимания, психической активности и эмоционально-личностные изменения).

Это только небольшой фрагмент проведённого нами исследования, но он показывает, что многомерная нейропсихологическая диагностика при эпилепсии эффективна, если используют сенсибилизированные методики, сочетание качественной и количественной оценки успешности их выполнения с анализом результатов на основе синдромального анализа всей совокупности нарушений ВПФ и клинико-нейропсихологических сопоставлений.

* Доклад прочитан на международном конгрессе «Российская эпилептология в современном мире», посвящённом 100-летию Международной Противоэпилептической Лиги (ILAE), 19 февраля 2010, НИ ПНИ им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург. ↑

Ссылка для цитирования

Вассерман Л.И. Психодиагностика при эпилепсии. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Источник

Психологические тесты при эпилепсии

Нейропсихологическая диагностика при эпилепсии

На протяжении многих десятилетий эпилепсия рассматривается как весьма распространенное заболевание головного мозга. По литературным данным в мире насчитывается более 50 миллионов больных эпилепсией, что представляет серьезную проблему не только для здравоохранения, но и для общества в целом.

Начало заболевания у значительной части больных проявляется в возрасте до 20 лет, поэтому ранняя диагностика эпилепсии, квалификация нарушений познавательной деятельности и личности больных является комплексной междисциплинарной проблемой, в которой важное значение имеет нейропсихологическая диагностика. Это связано с рядом факторов.

Во-первых, по клинической картине приступа далеко не всегда можно судить о расположении патологического процесса. Незрелость детского мозга, свойственный детям полиморфизм (разнообразие) судорожных состояний маскируют очаговую симптоматику. Материалы электрофизиологических и нейровизуализационных обследований могут быть недостаточны для полноценной диагностики, так как на них при дебюте (начале) эпилепсии часто не наблюдается очаговых поражений головного мозга.

Читайте также:  Основы экономического анализа тест с ответами

Во-вторых, нарушения психических функций, эмоционально-волевые и личностные расстройства, наблюдаемые при раннем начале, большой длительности заболевания, частых и разнообразных проявлениях пароксизмальной активности, требуют точной и надежной клинической нейропсихологической диагностики, которая позволяет выявить особенности психических изменений, получить первичную информацию о больном, а также оценить эффективность проводимой терапии.

В-третьих, нейропсихологическая диагностика входит в международный стандартный протокол прехирургической диагностики и оценки результатов лечения пациентов с эпилепсией. Это связано с тем, что при эпилепсии в дооперационном периоде редко выявляются развернутые нейропсихологические синдромы, характерные для больных с сосудистыми, травматическими или опухолевыми поражениями мозга. Нарушения высших психических функций (памяти, мышления, речи, внимания) выражены, как правило, негрубо и выявляются лишь при использовании тонких, сенсибилизированных нейропсихологических проб и заданий.

Нейропсихологическая диагностика проводится как для детей с особенностями развития, так и для детей, которые не имеют неврологических проблем, однако испытывают трудности в усвоении школьных навыков и сложности в поведении, а также для взрослых пациентов.

Нейропсихологическая диагностика является клинико-психологическим методом, включающим в себя беседу и обследование пациента с помощью специальной батареи тестов, направленной на диагностику различных высших психических функций. Эта батарея тестов представляет собой нейропсихологические пробы – определенные задания и упражнения. В ходе обследования оцениваются различные виды гнозиса (восприятия), праксиса (двигательная сфера), мнестические функции (память), зрительно-пространственные функции, речь, письмо, счет, внимание, произвольная регуляция.

В зависимости от задач обследования, кроме оценки состояния высших психических функций, исследуются эмоционально-волевая сфера и личностные особенности испытуемых.

Таким образом, нейропсихологическое исследование решает вопросы топической диагностики очагов поражения мозга, в том числе и в предоперационном исследовании больных, оценивает динамику восстановления высших психических функций; позволяет выявить особенности психических изменений, а также оценить эффективность проводимой терапии.

Нейропсихологическую диагностику можно пройти в медицинском центре неврологии, диагностики и лечения эпилепсии «ЭпиЦентр», предварительно записавшись по телефонам: (8442) 25-55-44; 8-903-373-2-373.

Источник

Диагностика эпилепсии

Успешное хирургическое лечение эпилепсии невозможно без детальной информации о характере приступов, локализации эпилептогенного очага и расположении функциональных зон мозга.

Диагностика эпилепсией — ключ к успеху операции и должна быть проведена в медицинском центре располагающим всем арсеналом диагностических исследований: МРТ, функциональное МРТ (ФМРТ), ПЭТ, видео ЭЭГ мониторинг, возможность проведения теста Вада и нейропсихологических тестов, инвазивный видео ЭЭГ мониторинг, магнитоэнцефалография.

Обследование должно дать ответ на следующие вопросы:

  • Есть ли у пациента опухоль головного мозга или другое патологическое образование, вызвавшие развитие эпилептических приступов?
  • Развиваются ли приступы из единственного эпилептогенного очага или есть несколько независящих друг от друга очагов эпилептической активности?
  • Где находится эпилептогенный очаг?
  • Какова точная локализация функциональных зон в мозге пациента?
  • Возможно ли удалить эпилептогенный очаг, не нарушая важнейших функций мозга: памяти, речи, зрения и др?

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

1. МРТ (Магнитно-резонансная томография) головного мозга

МРТ — исследование абсолютно необходимо всем больным эпилепсией вне зависимости от того, планируется хирургическое вмешательство или нет.

МРТ позволяет диагностировать многие состояния, приводящие к эпилепсии:

  • Опухоль головного мозга. Удаление опухоли также дает хорошие шансы на избавление от приступов.
  • Врожденные аномалии строения мозга — гиппокампальный склероз, кортикальная дисплазия, гетеротопия. При гиппокампальном склерозе эпилепсия вылечивается хирургическим путем в 75 процентов случаев.
  • Кавернозные ангиомы. Правильно проведенное удаление кавернозной ангиомы почти всегда приводит к излечению эпилепсии.
  • Артерио-венозные мальформации.

При обследовании больного эпилепсией МРТ мозга проводится на томографах высокого разрешения (с магнитом не менее 1.5 тесла, аппараты с магнитом 3 тесла предпочтительнее).

Сканирование мозга проводится по специальной эпилептологической программе.

Чтобы облегчить обнаружение патологических образований, внутривенно вводится контрастное вещество.

2 .ФМРТ (функциональная Магнитно-резонансная томография)

Обычное МРТ- исследование не может точно определить локализацию функциональных зон мозга: центров речи и моторных зон, для этого используются ФМРТ

3. МЭГ (Магнитоэнцефалография)

МЭГ позволяет с высокой точностью определить, в какой части мозга находится эпилептогенный очаг. Магнитоэнцефалография — это очень дорогостоящий метод исследования, доступный лишь ограниченному числу специализированных медицинских центров.

4. Видео ЭЭГ мониторинг

Данное исследование – важнейшая часть предоперационной подготовки пациента, так как дает хирургу информацию о локализации эпилептогенного очага.

Больной госпитализируется в специальную палату на 5-10 дней, где 24 часа в сутки находится под наблюдением видеокамеры. На голове пациента закрепляются электроды, запись ЭЭГ проводится непрерывно в автоматическом режиме. Во время мониторинга пациент может свободно передвигаться, смотреть телевизор, принимать посетителей.

В момент возникновения приступа камера фиксирует изменения поведения больного, наличие судорог и т.д.

Врач-эпилептолог в дальнейшем сопоставляет записанную на видео клиническую картину приступа и данные ЭЭГ и на основании этого выносит заключение о виде эпилепсии и локализации эпилептогенного очага.

5. ПЭТ (Позитронная эмиссионная томография) ОЭТ (Однофотонно-эмиссионная томография)

ПЭТ- и ОЭТ- исследования проводятся для определения эпилептогенного очага.

На время исследования пациент помещается в ПЭТ- или ОЭТ- сканер, мозг сканируется. Компьютер, обрабатывая результаты сканирования, демонстрирует активность обмена веществ в различных участках головного мозга.

Во время приступа обмен веществ в эпилептогенном очаге повышен по сравнению с другими отделами мозга. Если провести ОЭТ- исследование во время приступа (так называемый иктальный ОЭТ), то эпилептогенный очаг будет соответствовать участку мозга с повышенным обменом веществ.

В промежутках между приступами обмен веществ в эпилептогенном очаге понижен по сравнению с другими отделами мозга. Если провести ОЭТ- исследование в межприступный период (так называемый интериктальный ОЭТ), то эпилептогенный очаг будет соответствовать участку мозга с пониженным обменом веществ.

Таким образом, демонстрируя изменения обмена веществ в головном мозге, ПЭТ и ОЭТ позволяют идентифицировать эпилептогенный очаг.

6. Интракаротидный амобарбиталовый тест (тест Вада)

Интракаротидный амобарбиталовый тест проводится, чтобы выяснить, какое полушарие мозга пациента контролирует память, а также его способность говорить и понимать речь. Эта информация необходима хирургу для предотвращения таких осложнений, как потеря памяти и нарушения речи при операциях на височной доле.

Интракаротидный амобарбиталовый тест был введен в клиническую практику канадским нейропсихологом Вада (Juhn A. Wada) и поэтому носит его имя.

Тест Вада проводят два врача: специалист по ангиографии и нейропсихолог. Под местной анестезией тонкий катетер вводится в бедренную артерию и далее поочередно проводится в правую и левую внутреннюю сонные артерии. Через катетер во внутреннюю сонную артерию вводят снотворное вещество — амобарбитал.

При введении амобарбитала в правую сонную артерию правое полушарие мозга «засыпает», т.е. перестает функционировать на несколько минут, тогда как левое полушарие продолжает работать.

При введении амобарбитала в левую сонную артерию все происходит наоборот: левое полушарие «засыпает», а правое продолжает нормально работать. После введения амобарбитала врач-нейропсихолог проводит различные тесты, проверяя речь и память пациента.

Если, например, при введении амобарбитала в левую сонную артерию у испытуемого пропадает речь, а при введении в правую сонную артерию речь остается не нарушенной, то в данном случае левое полушарие контролирует способность пациента говорить.

Следует отметить, что процедура абсолютно безболезненна для пациента.

Амобарбитал действует всего 4 — 8 минут, так что полушария мозга очень быстро «просыпаются» и возвращаются к нормальной жизнедеятельности.

Так как одномоментно «усыпляется» лишь одно полушарие из двух, то пациент остается в сознании на протяжении всего исследования.

7. Нейропсихологическое тестирование

Результаты нейропсихологического тестирования дают дополнительную информацию о локализации эпилептогенного очага и позволяют оценить возможный риск планируемой операции.

Тестирование проводит врач-нейропсихолог. Используются различные тесты, проверяющие внимание, скорость мышления, речь, память, эмоциональное состояние и другие психологические характеристики пациента.

Источник



Методы исследования у больных эпилепсией

Применение нейропсихологического и психодиагностического методов исследования при оценке когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы у больных эпилепсией.

Эпилепсия у детей характеризуется высокой частотой встречаемости (до 1% среди детского населения) и приводит к значительным по степени выраженности психическим расстройствам. Серьезную угрозу это заболевание представляет в период развития и обучения детей, когда наступают характерные для эпилепсии явления органической деменции и эпилептические изменения личности, требующие точной диагностики и реабилитации.

Читайте также:  Как узнать имя своего будущего мужа тест

При определении очага эпилептической активности на ранних этапах эпилепсии у детей клиницист сталкивается с большими сложностями. По клинической картине приступа далеко не всегда можно судить о расположении патологического процесса. Незрелость детского мозга, свойственный детям полиморфизм судорожных состояний маскируют очаговую симптоматику. В этом случае большие возможности открывает нейропсихологический метод исследования, более «чувствительный» к патологическому состоянию различных структур головного мозга, чем технические средства. Нейропсихологические симптомы отражают тонкие функциональные изменения мозговой ткани.

В современной психиатрии и неврологии Нейрокогнитивные исследования, основанные на нейропсихологическом методе, с недавних пор вошли в научную и исследовательскую практику специалистов-медиков и психологов и являются актуальными для клинической психологии (прежде всего, нейропсихологии) и медицины (в первую очередь, эпилептологии и неврологии). А разработка комплексной психологической оценки нарушений познавательной деятельности и методов их коррекции у детей с эпилепсией проводится на основе изучения структурно-функциональных основ интеллектуальных процессов у детей с разными формами эпилепсии и обусловлена индивидуальными особенностями мозговой организации речевой, мнестической и других ВПФ, проявляющейся в нестандартных отношениях полушарий, блоков и уровней мозга.

Мультидисциплинарный характер углубленного нейропсихологического исследования речевых, мнестических, эмоциональных процессов потребовал привлечения кардинальных положений широкого круга научных дисциплин. Помимо общеизвестных данных классической неврологии, психиатрии , а также приоритетной в настоящее время нейропсихологической концепции А.Р.Лурия, исследования составили данные психологии, психолингвистики, нейрофизиологии.

Автором в течение длительного периода времени было изучено более 2000 больных с разными формами эпилепсии и судорожными синдрома, обусловленными метаболическими нарушениями, находившихся в неврологических, эпилептологических и генетических отделениях: МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ России; научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы при правительстве Москвы.

В работе использовались следующие методы исследования: клинико-экспериментальный (включая нейропсихологическое тестирование) неврологический, патопсихологический («профиль психического развития») для детей с умственной недостаточностью. Пациенты обследовались также с помощью электроэнцефалографии, КТ, ЯМР, однофотонное-эмиссионной компьютерной томографии.

Все больные прошли курсы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, проводилось восстановительное обучение больных с разными формами эпилепсии.

На первом этапе исследования в образованных дискретных группах было проведено полное нейропсихологическое обследование для детей с нормальным умственным развитием, а для детей с умственной отсталостью с помощью «профиля психического развития». По результатам обследования был дан синдромный анализ выявленных нарушений психической деятельности с учетом локализации очага эпиактивности.

Выделенные типы нейропсихологических синдромов у больных эпилепсией, связанные с локализацией очага эпиактивности, варьировали в зависимости от тяжести заболевания, умственного развития ребенка и степени вовлечения корковых и подкорковых структур мозга в патологический процесс.

Верификация локализации очага эпиактивности разными методами показала определенные соответствия между результатами нейропсихологической, клинической и нейрофизиологической диагностики.

Источник

Психологические тесты при эпилепсии

Клинико-психологические исследования при эпилепсии играют важную роль при осуществлении диагностических и лечебных процедур данному контингенту больных, а также при проведении психопрофилактических и реабилитационных мероприятий [1–3]. Значение клинико-психологических исследований при проведении лечебно-диагностических процедур больным эпилепсией отражено в ряде работ [4–6]. Мы уделим особое внимание роли клинико-психологических исследований при проведении реабилитационных мероприятий. В настоящее время понимание, организация и проведение реабилитационного процесса у больных эпилепсией изучены достаточно широко. Отечественные и зарубежные научные работы посвящаются вопросам реабилитации данной категории пациентов [7–9]. Существуют различные формы реабилитации, потенциально применимые для больных эпилепсией, но вопросы нуждаемости этих пациентов в них до сих пор остаются открытыми. Многие реабилитационные центры способны предложить свои услуги, однако они не учитывают разностороннюю потребность в адаптационной помощи. Решение поставленных вопросов имеет немаловажное научно-практическое значение для социальной реабилитации больных эпилепсией, что и определило актуальность данной работы.

Целью исследования является изучение ряда клинико-психологических показателей социально-реабилитационного потенциала больных эпилепсией.

Материал и методы исследования

Базу для проведения исследования предоставила БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии, г. Алатырь. Исследование проводилось с октября 2018 г. по март 2019 г. Обследованы 55 пациентов с парциальными формами эпилепсии в возрасте от 18 до 55 лет с длительностью заболевания до 10 лет, согласившихся сотрудничать. Использованы следующие методы: метод клинического наблюдения, а также психодиагностические методики: Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности; «Шкала тревоги Цунга»; «Шкала депрессии Бэка»; «Уровень социальной фрустрированности»; опросник «Шкала эмоциональной и инструментальной поддержки психически больных» (G. Sommer, T. Fydrich, 1989).

Методику оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности предложили Л.А. Курганский и Т.А. Немчин в 1990 г. Предназначение этой методики в том, чтобы определить особенности психики личности по состоянию психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности пациента. Обследуемый оценивает на данный момент времени каждый признак соответственно своему ощущению. Результаты обрабатываются при помощи ключей для оценивания каждого психического состояния. При анализе итоговых результатов сопоставлялись пять психических состояний между собой и с результатами других методов исследования (анамнеза, психофизиологии и др.). Данное сопоставление необходимо для того, чтобы по структурно-динамическим, пространственным и временным, системным и другим характеристикам и закономерностям установить психическое состояние больного соответственно конкретным задачам обследования [10].

Опросник «Шкала эмоциональной и инструментальной поддержки психически больных» (G. Sommer,T. Fydrich, 1989) помогает исследовать уровень удовлетворенности пациентов в эмоциональной и инструментальной поддержке, оценить результаты психосоциальной помощи [11]. Методика «Шкала тревоги Цунга» увидела свет в 1971 г. Цунгом были сформулированы пункты данной шкалы исходя из пересмотра диагностических критериев тревоги и записей опроса пациентов с тревожными расстройствами: 5 пунктов данной шкалы отвечают за аффективную симптоматику,15 – за соматическую. На основании интерпретации результатов данной методики можно оценивать успех от терапии. Методику «Шкала депрессии Бэка» предложил А.Т. Бэк в 1961 г. (пункты с 1 по 13 – когнитивно-аффективная сфера; пункты с 14 по 21 – проявления депрессии в соматической сфере). Обследуемому предлагают 63 группы утверждений. Требуется выбрать из каждой группы одно, лучше всего подходящее тому, как пациент чувствовал себя на этой неделе и сегодня. Интерпретация результатов методики позволяет выявить как отсутствие депрессивных симптомов, так и степень выраженности депрессивных проявлений (легкую депрессию (субдепрессию), умеренную депрессию, выраженную депрессию, тяжелую депрессию). Методика «Уровень социальной фрустрированности (УСФ)» разрабатывалась путем экспертных выделений и ранжировки наиболее значимых для каждого человека в социальном отношении сфер жизнедеятельности в микро- и макросоциальном окружении (20 пунктов). Обследуемый оценивает свою удовлетворенность каждым из приведенных утверждений и дает им свою оценку от 1 до 5. Данная методика позволяет выявить зоны максимальной и минимальной фрустрированности в обществе и, следовательно, конфликтные отношения [12].

Метод исследования – статистический описательный с оценкой относительной частоты (%), (95%-ный ДИ: 1,5; 28,5).

Результаты исследования и их обсуждение

По данным Методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности была определена степень выраженности каждого из психических состояний. Данные результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1.Степень выраженности психических состояний

Преобладающей является средняя степень психической активации (60%), низкая степень психической активации – 34,2%, высокая степень психической активации – 5,8%. Степень выраженности интереса: низкая 45,7%, средняя 42,8%, высокая 11,5%. По степени выраженности эмоционального тонуса преобладает средняя (54,4%), низкая и высокая степени выраженности эмоционального тонуса наблюдаются в равном проценте случаев – 22,8%. Преобладают средняя и низкая степени выраженности напряжения (57,2% и 31,4% соответственно). Степень комфортности средняя в 45,8%, низкая в 31,4%, высокая в 22,8%.

По результатам методики «Шкала эмоциональной и инструментальной поддержки психически больных» построена диаграмма, отображающая уровень эмоциональной и инструментальной поддержки психически больных (рис. 2).

Рис 2. Уровень эмоциональной и инструментальной поддержки больных

При оценке уровня эмоциональной и инструментальной поддержки больных эпилепсией по результатам методики «Шкала эмоциональной и инструментальной поддержки психически больных» выявлено, что преобладающим является средний уровень эмоциональной и инструментальной поддержки (65,6%).

По данным методики «Шкала тревоги Цунга» был определен уровень тревоги – преобладающими являются высокий и средний уровни тревоги – 50% и 44% соответственно (табл. 1).

Источник

Adblock
detector