Меню

Работа с текстом В Быкова Знак беды Для работы с текстом в 9 10 классах тест с ответами

Работа с текстом В. Быкова «Знак беды».Для работы с текстом в 9-10 классах (тест с ответами)

Работа с текстом на уроках русского языка (9,10 класс)

Тест №1 (ответы прилагаются)

Выполните задания А1-А7 к данному тексту

(1)Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. (2) Лишь кое-где останки её выглядывали на поверхность угловым камнем фундамента, осевшим бугром кирпича да двумя каменными ступеньками возле бывшего входа в сени. (3) Припорожные эти камни покоились на том самом месте, что и много лет назад, и мелкие рыжие муравьи, где-то поблизости облюбовавшие себе жилище, деловито сновали по нижней, вросшей в землю ступеньке.(4) Овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил вплотную ко двору; на месте истопки царственно разросся густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов, крапивы, малинника.(5) От колодца ничего не осталось, сруб сгнил, или, возможно, его разорили люди, вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли.(6) На месте стоявшей здесь хаты тянулась из сорняков к свету колючая груша- дичка -может, непотребный отпрыск некогда росших здесь груш- спасовок, а может, случайная самосейка, занесённая из леса птицами.

(7) С дороги, от большака мало что указывало на бывшую усадьбу, разве одна из двух лип, некогда красовавшихся возле хуторских ворот. (8) Другой не было и в помине, да и оставшаяся являла собой жалкое зрелище: опаленная и однобокая, с толстым уродливым стволом, прогнившая корявою щелью- дуплом, она непонятно как удерживала несколько мощных сучьев. (9) Прилетавшие из леса птицы почему-то никогда не садились на её ветвях, предпочитая рослый ольшаник поблизости. (10) Вороны, возможно, помнили что-то, а может, своим древним инстинктом чуяли в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. (11) Этот роковой знак лежал здесь на всём: на истлевших остатках усадьбы, блаженствующих на приволье зарослях сорняков и малины, на самодовольной неприступности колючего шиповника и даже изогнутой груше – дичке. (12) И только молодая рябинка, недавно выбросившая на свет считанные листочки посередине заросшего травой подворья, в дерзкой своей беззащитности казалась гостьей из иного мира, воплощением надежды и другой, неведомой жизни.

(13) Наверно, всё остальное принадлежало здесь прошлому, покорённому тленом и небытием.

(14) Всё, кроме неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделённой извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим…

( Василь Быков «Знак беды»,1982год)

А 1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «На чём лежал роковой знак беды?»

а) Наверно, всё остальное принадлежало здесь прошлому, покорённому тленом и небытием.

б) Всё, кроме неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделённой извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим…

в) Этот роковой знак лежал здесь на всём: на истлевших остатках усадьбы, блаженствующих на приволье зарослях сорняков и малины, на самодовольной неприступности колючего шиповника и даже изогнутой груше – дичке.

г) Вороны, возможно, помнили что-то, а может, своим древним инстинктом чуяли в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды.

А 2. Почему автор считал, что «рябинка казалась гостьей из другого мира»?

а) Рябина была свидетельницей истории этой усадьбы.

б) Рябина была молодым растением и не видела событий, происходящих в усадьбе.

в) Рябина – символ времени.

г) На рябине лежал роковой знак беды.

А 3. Как характеризует усадьбу информация, заключённая в предложениях 1 — 6?

а) Усадьба находилась в отличном состоянии.

б) Усадьба была запущенной, разрушенной.

в) В усадьбе велись реставрационные работы.

г) В усадьбе было людно и шумно.

А 4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «приволье»

(предложение № 11).

в) дикие заросли травы: малины и сорняков;

А 5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

а) (7) С дороги, от большака мало что указывало на бывшую усадьбу, разве одна из двух лип, некогда красовавшихся возле хуторских ворот. (8) Другой не было и в помине, да и оставшаяся являла собой жалкое зрелище: опаленная и однобокая, с толстым уродливым стволом, прогнившая корявою щелью- дуплом, она непонятно как удерживала несколько мощных сучьев.

б) (9) Прилетавшие из леса птицы почему-то никогда не садились на её ветвях, предпочитая рослый ольшаник поблизости. (10) Вороны, возможно, помнили что-то, а может, своим древним инстинктом чуяли в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды.

в) (1) Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. (2) Лишь кое-где останки её выглядывали на поверхность угловым камнем фундамента, осевшим бугром кирпича да двумя каменными ступеньками возле бывшего входа в сени.

г) (13) Наверно, всё остальное принадлежало здесь прошлому, покорённому тленом и небытием. (14) Всё, кроме неподвластной времени всеохватной человеческой памяти, наделённой извечной способностью превращать прошлое в нынешнее, связывать настоящее с будущим…

А 6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос:

« Для чего автор использует в данном отрывке словосочетания: дух несчастья, роковой знак беды?» Автор использует данные словосочетания, чтобы…

а) психологически настроить читателя к последующим трагичным событиям.

б) отвлечь читателя от главных событий.

в) психологически подготовить читателя к последующим радостным событиям.

г) напугать читателя.

А 7. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

а) (12) И только молодая рябинка, недавно выбросившая на свет считанные листочки посередине заросшего травой подворья, в дерзкой своей беззащитности казалась гостьей из иного мира, воплощением надежды и другой, неведомой жизни.

б) (10)Вороны, возможно, помнили что-то, а может, своим древним инстинктом чуяли в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды.

в) (3) Припорожные эти камни покоились на том самом месте, что и много лет назад, и мелкие рыжие муравьи, где-то поблизости облюбовавшие себе жилище, деловито сновали по нижней, вросшей в землю ступеньке.

г) Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы.

Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или

цифрами, разделяя их запятыми, если нужно.

В 1. Замените слово подворья из 12 предложения

стилистически нейтральным словом.

Напишите этот синоним.

В 2. Из предложений 9 — 12 выпишите слова

с чередующейся безударной гласной в корне.

В 3. Из предложений 13 —14 выпишите слова,

в которых правописание приставки зависит

от её значения.
В 4. В предложении 6 найдите слово, в котором

правописание НН определяется правилом:

«Если при причастии есть зависимые слова, то в его суффиксе пишется НН».

Выпишите найденное причастие с зависимым словом.

В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. (7) С дороги (1) от большака мало что указывало на бывшую усадьбу (2) разве одна из двух лип (3) некогда красовавшихся возле хуторских ворот.

В 6. В приведённом предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Другой не было и в помине (1) да и оставшаяся являла собой жалкое зрелище: опаленная и однобокая (2) с толстым уродливым стволом (3)прогнившая корявою щелью- дуплом (4) она непонятно как удерживала несколько мощных сучьев.

В 7. В приведённом предложении из текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

(11) Этот роковой знак лежал здесь на всём: на истлевших остатках усадьбы (1) блаженствующих на приволье зарослях сорняков и малины (2) на самодовольной неприступности колючего шиповника (3) даже изогнутой груше – дичке.

В 8. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

В 10. Среди предложений 1—2 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В 11. Среди предложений 4 — 6 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

В 13. Среди предложений 3—5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В 14. В предложении на месте знаков препинания расставлены все цифры, выпишите цифр, обозначающие выделение обособленного определения.
(12) И только молодая рябинка (1) недавно выбросившая на свет считанные листочки посередине заросшего травой подворья (2) в дерзкой своей беззащитности казалась гостьей из иного мира (3) воплощением надежды и другой (4) неведомой жизни.

Читайте также:  Оценка осведомленности врачей о современных критериях и маркерах сепсиса

Ответ к тесту №1

Ответы к тесту по тексту В. Быкова «Знак беды»

Источник



Повестей В. Быкова «Знак беды» и «Карьер»

1. Диалогизм как принцип организации художественного мира в повести «Знак беды» и монологизм повести «Карьер»:

а) социальное, психологическое и идеологическое сопоставление центральных персонажей в повести «Знак беды»;

б) соотношение рефлексии и поступка в поведении центральных персонажей повести «Знак беды»;

в) принцип организации персонажей второго плана вокруг «удвоенного» центра в повести «Знак беды»;

г) семантика системы персонажей в повести «Карьер»;

д) характер центрального персонажа повести «Карьер», степень и направленность его рефлексии;

е) возрастные и социальные и культурные различия цент­ральных персонажей повестей.

2. Различие и сходство хронотопов повестей; свой дом и чужой дом; своё пространство и чужое пространство. Модели­рование мира в художественном пространстве повести «Знак беды» и модель экзистенциального пространства в повести «Карьер».

3. Ситуация выбора в повестях: перерастание социальной ситуации в персонально значимую ситуацию существования; градация встреч-столкновений с реальностью в сюжете; причины перехода или неперехода ситуации выбора в пограничную ситуацию.

4. Варианты экзистенциальных переживаний в повестях: страх, одиночество, сопротивление (попытки воздействовать на обстоятельства), вина (или отсутствие вины), бунт или компромисс.

5. Семантика любовной коллизии в повестях. Что есть «другой» в существовании индивида? Экзистенциальная вина каждого за существование «другого».

6. Художественное время в повестях:

а) содержательность выхода из сюжетного времени в «бу­дущее», разная функция «будущего» в повестях;

б) линейное «настоящее» время — семантика необратимо­сти существования и усиления давления бытия на личность;

в) редукция премилого в повести «Карьер» и значение временной перспективы в повести «Знак беды»:

— круг исторического времени (идея абсурда истории, повторяемость ситуаций подавления личности в истории, невозможность прервать круг исторического абсурда, исторические последствия нравственного компромисса одного человека);

— круг бытия (культурные аллюзии, выводящие судьбу персонажей «Знака беды» к архаической мифологеме космотворения и христианской мифологеме жизни как распятия.

7. Мир природы в повестях, его роль в определении универсального трагизма человеческого существования.

Быков В. Знак беды. Карьер. (В любом издании).

Дедков И. Повесть о человеке, который выстоял. М., 1990. Ч. II. (Или его же: Под знакам беды // Новый мир. 1983. № 10; Сюжет из новой археологии // Литературное обозрение. 1986. № 10.

Лазарев Л. Вещий знак // Литературное обозрение. 1983. № 8; Преодоление // Октябрь. 1987. № 12.

Лейдерман Н. Поединок: с судьбой // Урал. 1985. № 5.

Шаталов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. Гл. 7, 8.

XV. Экзистенциальная проблематика романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» (1975)

1. Абсурд социальной реальности и возможности человеческого сопротивления этому абсурду:

а) компромиссность носителей массового сознания;

б) служители системы: творцы абсурда и его жертвы (Нейман, Штерн, Долидзе и др.);

в) самообман носителей личностного сознания – следствие утраты веры в абсолют (Куторга и Корнилов – разные причины утраты экзистенциальной веры и разные причины предательства самого себя);

2. Психологические и мировоззренческие основы сохранения персональных ценностей (Зыбин, Каландарашвили, Калмыков):

а) способы выхода из несвободы реальной ситуации в ситуацию духовной вненаходимости: бунт, рефлексия, воспоминание, рефлексия; воображения-галлюцинации;

б) значение встречи с «другим» — философские диалоги; испытание истины;

в) выбор «нужных» вещей (принципов и идеалов) в пограничной ситуации.

2. История как смена идеалов и их восстановление нравственными усилиями отдельных личностей. Спор об Исусе и Иуде:

а) Сенека и Иисус – близость идеала и разные судьбы их идеала; значение поступка, подтверждающего идеал и последующая интерпретация смерти (обожествление как неверие в экзистенциальную высоту человека);

б) интерпретация Иуды в романе – проблема тайны «второго Иуды» как обоснование возможности отступления от абсолюта. Тема неискупаемости вины маленького человека (тема «второго Иуды»).

Агеносов Современный философский роман. М., 1989.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. — М.: Академия, 2003. Ч.2.

Ермолин Е. Вкус свободы. Над страницами романа «Факультет ненужных вещей» // Континент, 3116, 2003.

Зверев А. «Глубокий колодец свободы…». Над страницами Ю. Домбровского // Литературное обозрение, 1989, №4.

Пискунова С., Пискунов В. Эстетика свободы. О романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Звезда, 1992, №1.

Рыбальченко Т. Категория веры в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Томск: ТГУ, 1999.

ХVI. Человек в реальности и в культуре

В романе А. Битова «Пушкинский дом»

1. Психологическое исследование человека в потоке реаль­ности (Лева).

а) Механизм сознания (ступени реакции на меняющиеся отношения).

б) «Роман» индивида с жизнью (влечение к живой стихии) истрах перед ней; эгоизм самоутверждения и зависимость от внешних обстоятельств. Субъективные мифы о жизни.

в) Психологические типы, представленные персонажами романа.

г) Система персонажей: двойничество или антагонизм.

2. Человек в истории (род Одоевцевых).

а) Смена исторических ситуаций и способов существования.

б) Разрыв связей между поколениями: причина и последствия.

в) Значение исторического знания для самоопределения в настоящем.

3. Человек в культуре (судьба русской литературы).

а) Культура как духовные ориентиры и как миф, мешающий постижению настоящего.

б) Культура как возможность замены самоопределения ролью (культурные прототипы Левы) и проблема возвращения человека к подлинности. Творчество как способ свободного познания жизни. Автор и герой — этика отношений между ними.

Литература о романе

Латынина А. За открытым шлагбаумом. — М.: Сов. писатель, 1991. Гл. «Дуэль на музейных пистолетах».

Новиков В. Тайная свобода // Знамя. 1988. № 3.

Ерофеев В. Памятник прошедшему времени // Октябрь. 1988. № 6.

Карабчиевский Ю. Точка боли // Новый мир. 1993. № 10.

Липовецкий М. Разгром музея //Новое литературное обо­зрение. 1995. № 11.

XVII Лагерная тема в литературе жертв тоталитарной системы

и в литературе нового поколения (1960 – 1970-е годы):

«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и «Верный Руслан» Г. Владимова

1. Причины и цели обращения к лагерной теме в годы «оттепели» и в постоттепелевский период.

2. Проблема сохранения духовного потенциала нации в тоталитарной системе и в период её либерализации:

А) социальные типы, представленные в системе персонажей;

Б) характеры и персонажи-идеи в повестях Солженицына и Владимова;

В) общее и различие аспектов проверки на человечность: еда, труд, этика отношения к другим (равным и вышестоящим);

Г) образ прошлого и степень детерминированности жизни человека;

Д) национальная жизнь в и за лагерем.

3. Различие поэтики психологической повести и повести-притчи:

А) содержательность субъектной организации;

Б) поэтика бытописи и условность;

В) семантика хроникальности (в пределах замкнутого времени и в длящемся времени);

Г) концептуальность финалов;

Д) культурные аллюзии.

Литература (обязателен конспект по каждой повести)

1. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и враги // Новый мир, 1964. №1 или Лакшин В. Солженицын и колесо истории. М.: Алгоритм, 2009 или другие сборники Лакшина

Фридлендер Г. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. 1993. №1.

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. Кн. 1. гл. 3, разд.1;

Нива Ж. Солженицын. М.: Худ. литература, 1992.

Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М.. 1994

2. Аннинский Л. Собачье сердце? Из заметок о прозе Г. Владимова. // Литературное обозрение. 1989. № 8.

Немзер А. В поисках утраченной человечности. – Октябрь, 1982, № 8
Терц А. (Синявский А.) Люди и звери. По книге Г.Владимова «Верный Руслан(История караульной собаки)». – Вопросы литературы, 1990, № 2.

XVIII. Экзистенциальная проблематика

Источник

Тест: Знак бяды

Аповесць пачынаецца з апісання месца, дзе стаяў хутар. Мала што тут нагадвае былую сядзібу. I на ўсім ляжыць знак няшчасця, знак даўняй бяды.
Сцепаніда, пасвячы карову Бабоўку, убачыла каля разбуранага маста немцаў, яны згружалі бярвенне. Жанчына кінулася на хутар, дзе застаўся муж. Адрамантаваны мост нёс пагрозу з’яўлення чужынцаў на хутары. Пятрок і Сцепаніда прыхоўваюць парсючка. Пятрок спадзяецца, што неяк абыйдзецца («Мы перад імі не вінаватыя. А калі з імі па-добраму, дык можа, і яны… Не з’ядуць, можа… Каб засцерагчыся ад бяды, трэба паводзіць сябе як мага абачлівей і цішэй. »).
Раніцай Сцепаніда пагнала на пашу Бабоўку. Пятрок нічога не паспеў зрабіць па гаспадарцы, бо прыйшлі Гуж і Каландзёнак, паліцаі. Ён чуў ад людзей, што паліцаі сноўдалі ў вёсцы, па хутарах — усталёўвалі новую ўладу. Гуж запатрабаваў пачастунку, але гарэлкі ў Багацькаў не было і ён дастаў сваю бутэльку. Вярнулася Сцепаніда, «ладзіць яешню» паліцаям яна не стала. Ведаючы жончын характар, Пятрок баяўся, што здарыцца непапраўнае: Сцепаніда раззлуе Гужа і іх арыштуюць.
Гуж загадаў хутка чакаць іх у госці і мець гарэлку, а яшчэ паведаміць пра бандытаў, калі з’явяцца на хутары.
Пасля адыходу паліцаяў Сцепаніда выгаворвае мужу, што ўстроіў частаванне. «Яны абодва з вінтоўкамі, улада іх над людзьмі вялікая, яны ўсё могуць. Але яна іх не баялася, бо не паважала іх», — гаворыць аўтар пра жанчыну.
Праз некалькі дзён на хутары з’явіліся немцы. Чужынцы трымаліся як гаспадары, ні пра што не пытаючыся ў тых людзей, што тут жылі. Багацькам загадалі вызваліць і вымыць хату.
Пад вечар прыехаў афіцэр. Праз нейкі момант фельдфебель паклікаў Петрака. Афіцэр торкнуў пальцам на здымак Сталіна ў газеце, якімі была абклеена хата, і дастаў пісталет. Але выстраліў ён не ў гаспадара хаты, а ў здымак.
Сцепаніду гняце клопат, як засцерагчы ад немцаў «кароўку, парсючка, курачак? Збажыну якую ці бульбу, можа, не возьмуць, нашто ім, але дровы папаляць… А як быць зімой?» Яна прыпазнілася прыгнаць карову, калі немцы былі на працы. Тут жа яны запатрабавалі малака. Сцепаніда цыркнула крыху ў вядро і падала. Фельдфебель загадаў даіць Бабоўку памочніку кухара. Выкрыўшы падман, ён пачаў біць Сцепаніду. На наступны дзень жанчына выдаіла малако на пашы. Усё той жа фельдфебель застрэліў Бабоўку.
«Надзіва сабе самой Сцепаніда не дужа ўбівалася па карове — як ні шкада ёй было Бабоўку, яна адчувала, што рушылася штось непамерна большае і што вялікая небяспека набліжалася да іх ушчыльную. Жанчына вывела з сядзібы парсючка і схавала яго пад вываратнем у барсуковай нары. Дапамагаў ёй нямы Яначка, які пасвіў вясковых кароў. Ноччу Сцепаніда кінула ў студню вінтоўку, забытую ля кухні поварам (»Хай не думаюць; калі ўехалі, дык ім усё можна»).

Читайте также:  Тест 7 Методы и технологии обучения

3-за вінтоўкі на падворку, у істопцы, дзе цяпер жылі гаспадары, усё ператрэслі. Афіцэр загадаў Петраку зрабіць «клазет» і вечарам пахваліў яго за работу. Павесялелы Пятрок рашыўся папрасіць сваю скрыпку, якую, прыбіраючы ў хаце, пашкадаваў выносіць у істопку, каб не сапсавалася. Скрыпку афіцэр аддаў, але перад гэтым гаспадар больш гадзіны іграў, што вельмі раззлавала Сцепаніду.
Раптам пачуліся стрэлы. Немцы забілі Яначку, які прыбег на хутар пра нешта паведаміць Сцепанідзе.
Сцепаніда ўспомніла той дзень, калі Патапка Каландзёнак наказаў, што збіраюць камбед. У вёсцы праходзіў сход за сходам, але людзі не хацелі запісвацца ў калгас. Апошні сход сарваў Гуж. Новік, прадстаўнік акружкома, прапанаваў «раскулачыць Гужова Івана, як кулацкага падпявалу і сабатажніка». Лёс Гужа і яго сям’і вырашыўся адным голасам. За раскулачванне прагаласаваў камсамолец Васіль Ганчарык, устрымацца якому не даў Новік. Сцепаніда і Лявон Багацька галасавалі супраць.
Пятрок рашэнне камбеда не ўхваліў: «- Калі ўжо да такіх дайшла вочарадзь, дык што ж пасля будзе? Каго ж вы праз год-два будзеце раскулачваць?
— А тады, можа, не будзе каго. Усе ў калгас паўступаюць.
— Можа, і паўступаюць. Але як жа з класавай барбой? Класавая ж барба не адмяняецца?»
У той дзень Пятрок, будучы ў горадзе, купіў скрыпку, за што Сцепаніда на яго доўга сварылася, бо дзеці засталіся без абутку.
Сцепаніда ў думках вярнулася ў гады сваёй маладосці, калі толькі пабраліся з Петраком і служылі батракамі ў пана Яхімоўскага. Усплыў у памяці вясновы дзень, калі на хутары з’явілася камісія «экспрапрыіраваць… набытак эксплуататара». З таго, што меў пан Яхімоўскі, ім выдзелілі дзве дзесяціны зямлі, карову і маладую кабылку. Радасць азмрочвалася пакутамі Яхімоўскага. Пятрок адмовіўся ісці ў валвыканком, калі дзялілі зямлю і гаспадарку пана, пайшла Сцепаніда.
Праз нейкі час пан Яхімоўскі павесіўся. Незадоўга перад гэтым Пятрок і Сцепаніда павініліся перад старым гаспадаром хутара, ён крыўды на іх не затаіў, але сказаў: «На чужым і дармовым шчасця не будзе. Мне шкада вас».
Вясной, уздзіраючы дзірван на пагорку, не вытрымала, пала кабылка. Пятрок і Сцепаніда ўскапалі дзесяціну рыдлёўкамі, пасля чаго Пятрок прывалок на пагорак і паставіў вялікі драўляны крыж, спадзеючыся, што ён «адвядзе праклён ад клятай людзьмі і богам зямлі». Нехта з вяскоўцаў назваў гэта месца Петраковай Галгофай. Але хутка крыж спілавалі вясковыя камсамольцы.
Пасля высылкі Гужа людзі пачалі запісвацца ў калгас. Сцепаніда была ў камісіі па абагульванні. У раённай газеце з’явілася заметка, што «у Слабадскіх Выселках патураюць класаваму ворагу — кулаку». Называліся прозвішчы трох гаспадароў, якія «мелі наёмную сілу» — ім дапамагалі араць, жаць, малаціць. Упаўнаважаныя з раёна і акругі патрабуюць раскулачыць выкрытых селькорам «класавых ворагаў». Сцепаніду гэта страшэнна ўзрушыла і абурыла, яна пачала крычаць на ўпаўнаважаных: «А справядлівасць не трэба? Калі ўжо да беднякоў дайшло! Дык хіба справядліва. Нельга, каб свае — сваіх! Ці вы ўжо здурэлі там ад навукі, не бачыце? Гэта ж усе людзі навокал бачаць, а вы. »
Сцепаніда рашыла дабірацца да Полацка, шукаць там справядлівасць. Але па дарозе з хутара яе перастрэў сын раскулачанага Гужа, забраў грошы, хлеб і загадаў вяртацца дамоў, сядзець ціха. Прыехаў з лесу Пятрок, яму таксама пагражаў Зміцер Гуж, хацеў нават забраць каня. На раніцу прыбегла Ладымірава Анютка і зайшлася ад плачу. Стралялі ноччу ва ўпаўнаважанага. Андрэя і Анціпа, братоў Анюткі, арыштавала міліцыя, Гуж уцёк. Сцепаніда зразумела, што цяпер ужо нічога не паправіш, зразумела, каго чакаў Гуж у сасонніку, калі яна бегла ў мястэчка.
У спісе «выкрытыў ворагаў» апынулася сям’я Ладыміра, дачку якога Анютку кахаў міліцыянер, камсамолец Васіль Ганчарык. Раскулачыўшы, выслаўшы нявесту, ён застрэліўся ў сваёй хаце, на вачах трохгадовага браціка Янкі. Хлопчык з таго часу знямеў.
«I вось гэтай ноччу звёўся нешматлікі гаротны род высялкоўскіх Ганчарыкаў. Невялічкае, танклявае цела падлетка ў загорнутай на грудзях кашульцы ляжала пад тынам ля лаўкі».
Немцы пакінулі хутар. I тут жа з’явіліся паліцаі, пагналі Петрака вазіць пясок на дарогу. Назіраць за работай Гуж пакінуў Патапа Каландзёнка. За ўвесь дзень ён не дазволіў старым мужчынам ні прысесці, ні разагнуцца. «Ну і гад! — падумаў Пятрок. — Чаму яго маці не прыдушыла малога? Гэты ж горш за Гужа. 3 тым хоць пасварыцца можна, неяк апраўдацца, а гэты адразу хапаецца за вінтоўку».

Пятрок памяняў скрыпку на змеявік, змайстраваў самагонны апарат. Ён гнаў, схаваўшыся ў рове, самагонку, калі на хутары з’явіліся Гуж, Каландзёнак, Недасека. «Агентура» данесла, на што мяняў стары скрыпку. Не знайшоўшы Петрака, Гуж пакінуў на хутары Недасеку чакаць яго.
Недасека пайшоў у паліцыю з-за брата, Новіка. Служачы немцам, як ён гаварыў, ратаваў тым самым ад голаду шасцёра дзяцей. Сцепаніда пра сябе падумала, што такіх не навучыш, бо далей свайго карыта ім не дадзена бачыць. «Такія ад прыроды сляпыя да маленькага пробліску чалавечнасці, дбаюць толькі аб сабе і апраўдваюцца часам дзецьмі».
Пятрок аддаў Недасеку дзве бутэлькі самагону. Праз нейкі час з’явіўся Каландзёнак — Гуж патрабаваў яшчэ дзве. Багацька дастаў са сховішча адну, зразумеўшы ў гэты момант, што і гарэлка не выйсце — не адкупішся, не ўлагодзіц. Ноччу з’явіліся незнаёмыя паліцаі. Шукаючы гарэлкі, ператрэслі хату, пограб, збілі Сцепаніду, а Петрака, паставіўшы ля сцяны, палохалі стрэламі.
«Гэта ноч пад расстрэлам нешта зрушыла ў Петраковай свядомасці, нешта непапраўна зламала, збіла хаду яго думак са звыклага для яго кола, ён не ведаў ужо, што рабіць і куды ісці. » 3 недапітай бутэлькай першака ён вяртаўся з рова, калі пачуў на хутары галасы. Там яго ўжо заўважылі і ён адно выкінуў бутэльку ў кусты. Пятрок іх ужо не баяўся, ён толькі хацеў, каб хутчэй усё скончылася, і скончылася тут, на сваім падворку. Але збіўшы старога, звязаўшы рукі, яго на вяроўцы павалаклі ў мястэчка — сам ісці з хутара Пятрок наадрэз адмовіўся. «Ён знік, прапаў з гэтага свету, як і для яго прапалі гэты хутар, роў, Сцепаніда, іхнія дзеці Фенька і Федзя — прапаў цэлы свет».
Былі ў Петрака ў жыцці дзве сустрэчы… На хутар пагрэцца зайшло трое. Як зразумелі гаспадары, нейкія начальнікі. Пачалі распытвацца пра жыццё, пра парадкі ў калгасе. Сцепаніда выказала ўсё, што набалела, Петраку аж сорамна стала за жонку. Старэйшы, з вусікамі, дастаў з кішэні дзесяць рублёў і даў Сцепанідзе — на малако і лякарства хворай дачцы. Збянтэжаная Сцепаніда запытала прозвішча, каму ж доўг аддаваць. Вайсковец, які выходзіў апошнім з хаты, крадком азірнуўся і ціха сказаў: «Таварыш Чарвякоў».
Чарвякоў разгубленаму гаспадару на развітанне пажадаў багатага жыцця, прозвішча яго, Багацька, ён ужо ведаў.
А летам Пятрок выправіўся ў Мінск да Чарвякова. Арыштавалі за «ўрадзіцельства» калгаснага старшыню Лявона. Сцепаніда, не дабіўшыся праўды ні ў мястэчку, ні ў раёне, рашыла ехаць у Мінск да старшыні урада. Але сама ехаць яна не магла, нарывала нага.
Пятрок паўдня хадзіў каля Дома ўрада, не могучы рашыцца зайсці туды, спадзяваўся, можа сустрэне Чарвякова каля будынка. Нарэшце адчыніў дзверы, спытаў у міліцыянера. Міліцыянер сказаў, што Чарвякоў памёр. Дома Пятрок абнадзеіў Сцепаніду, што ліст з подпісамі і грошы аддаў старшыні ўрада. Жонка яму і верыла і не верыла, бо Лявон пасля арышту не вярнуўся.
Сцепаніда чула, як здзекваліся паліцаі над мужам. Ёй было вельмі кепска, моцна балеў правы бок галавы. Круціліся думкі, за што ўзялі Петрака, чым ён не дагадзіў. Жанчына адчула, што яна «перажыла свой лёс. Як і не жыла на гэтым, богам уладкаваным свеце. Усё збіралася, доўгія гады чакала, адкладвала на пасля… Перавярнулі аднаасобніцу, ладзілі калектывізацыю, думалі: зажывём пасля. Але пасля выконвалі пяцігодкі, змагаліся з класавым ворагам — усё ў нястачы, трывогах, калатнечы і неспакоі… Сцепаніда адчувала, што вайну перажыць ёй ужо не пад сілу».

Читайте также:  Императивные нормы – это нормы права

Ноччу ў дзверы нехта пастукаў, назваўся сваім, але яна не адкрыла, пасля пашкадавала, бо на паліцаяў гэта было не падобна. Раніцай яна пайшла да Карнілы. Чула ад паліцаяў, што некаму спатрэбілася неразарваўшаяся бомба. Тады з Петраком яны рашылі, што тут не абышлося без Карнілы, які гроб да сябе ўсё. Сцепаніда купіла бомбу за парсючка. Потым яна пайшла ў мястэчка, спадзеючыся што-небудзь дазнацца пра Петрака. Вартавы, а гэта быў Недасека, турнуў жанчыну ад турэмнай брамкі. Каля камендатуры Сцепаніда ўгледзела настаўніка Свянткоўскага, які быў у немцаў перакладчыкам. Той, асцерагаючыся, узяў у яе перадачу для Петрака і ціха, настойліва шапнуў, каб яна зараз жа ішла адсюль.
Вечарам Карніла прывёз бомбу і яны схавалі яе ў рове. У Сцепаніды з’явілася думка як-небудзь паспрабаваць узармць мост, хоць так адпомсціць, бо тое, што зрабілі з ёю, з Петраком, з хутарам, дараваць яна не магла.
Як толькі пачало днець, Сцепаніда заспяшалася ў мястэчка. Яна ведала, што вярнуўся з лагера сын колішняй яе сяброўкі. Ён быў камандзірам і мог дапамагчы з бомбай. Па дарозе сустрэла Гужа і Каландзёнка, якія вялі арыштаванага Карнілу. Яна кінулася на хутар і, надрываючыся, перахавала бомбу. Па яе прыйшлі ў той жа дзень. Сабака, які пасля смерці Яначкі прыбіўся да Багацькаў, папярэдзіў сваім брэхам Сцепаніду, і яна паспела ўскочыць у істопку, накінуць крук на прабой. Паліцаі маглі застрэліць яе праз дзверы, але Сцепаніда патрэбна была ім жывой.
Сцепаніда дастала пасудзіну з газай — адзінае, што прынёс Пятрок, калі вяскоўцы разбіралі краму — і лінула на дзверы, на сцяну, падпаліла. Дзверы ламаць перасталі. Жанчына шкадавала, што там, у раўку, яе ніхто не бачыў з бомбай, «задарма прападзе яе клопат і спрахне без толку сіла, на якую яна спадзявалася».
Хутар гарэў доўта — усю ноч, дагараў у наступны дзень. Паліцаі нікога не падпускалі і самі трымаліся воддаль — баяліся выбуху.
А бомба на ўзроўку чакала свае пары.

Источник

Знак беды тест с ответами

Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности

Как хорошо вы разбираетесь в географии?

Из какой страны вы душой?

Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?

Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?

Насколько чиста ваша карма?

Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

Пройдете ли вы тест на психопата?

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Насколько у вас хорошая логика?

Насколько уникальна ваша личность?

Насколько хорошо вы знаете географию России?

Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13

Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Насколько Ваш мозг пошлый?

Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 645 531 1 042 267 просмотров — 12 февраля 2019 Пройти тест

Популярные тесты

Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности

Как хорошо вы разбираетесь в географии?

Из какой страны вы душой?

Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?

Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?

Насколько чиста ваша карма?

Тест по советским фильмам: Кто из актеров сказал эти известные всем слова?

Пройдете ли вы тест на психопата?

Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10

Насколько у вас хорошая логика?

Насколько уникальна ваша личность?

Насколько хорошо вы знаете географию России?

Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13

Только те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста

Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?

Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ

Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10

Насколько Ваш мозг пошлый?

Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?

Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?

HTML-кодАндрей Количество прохождений: 645 531 1 042 267 просмотров — 12 февраля 2019 Пройти тест

Преимущества

Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!

Создавайте тесты онлайн, всё бесплатно. У нас можно бесплатно: создать тест онлайн для для учеников, друзей, сотрудников, для вашего сайта, с ответами и результатами — Все Бесплатно!

Пользователям

Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?

Конструктор Тестов ру — это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.

Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!

Информация

  • Контакты
  • Реклама на проекте
  • Конструктор Тестов ВконтактеВКонтакте
  • Конструктор Тестов в ОдноклассникахОдноклассники
  • Конструктор Тестов в FacebookFacebook

Источник

Adblock
detector