Меню

Разработка урока по теме И А Бунин Густой зеленый ельник у дороги по программе Г С Маркина 5 й класс

Разработка урока по теме «И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»» по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс

  • Выявление художественной идеи стихотворения.
  • Формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями.
  • Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения лексического значения слов: красота, смерть

1. Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И.А. Бунине.

(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною
И лес, раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья.
Вся молодость моя-скитанья
Да радость одиноких дум!

Это стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. О чем оно? О каком времени года говорится в нем? (об осени). Обратите внимание на эпитеты небо седое, листва лимонная. На прошлом уроке мы читали высказывание К. И. Чуковского, где он отметил важную особенность поэтического взгляда на мир Бунина ? Кто вспомнит?

(“Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним — как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем — синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю краску, он видит десятки полутонов и оттенков”)

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

— Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

— Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

Источник



Густой зелёный ельник у дороги

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг – прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон – и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

Краткое содержание

Буквально с первой строчкой произведения мы попадаем в пейзаж зимнего леса: перед нами возникают непроходимые снега, которыми окутана лесная чаща. Неожиданно из-за зелёного ельника, выходит великолепный олень. Ступает он неторопливо, с гордостью неся свои роскошные рога. Бунин описывает следы, по которым идёт олень: мы «видим» согнутую еловую ветку, обсыпанную на снег хвою и шерсть оленя, сбитые высокими рогами ветви и следы.

На основании этих следов автор делает заключение о том, что сначала олень ступал неторопливо, а затем принялся стремительно бежать. Возникает закономерный вопрос: от кого мог бежать гордый олень? Ответ лежит на поверхности: он спасался от людей, которые желали его убить. В заключении произведения Бунин выражает искреннее восхищение красотой и могуществом оленя, который сумел выжить и спастись. Благодаря своему стремительному бегу, олень сохранил не только собственную жизнь, но и красоту природы, частью которой он является.

История создания

Автор написал это замечательное стихотворение в 1905 г. Первые читатели смогли ознакомиться с ним спустя год. Изначально произведение носило иное название – «Олень». Некоторое время спустя Бунин решил отказаться от данного названия, посчитав, что оно существенно исказит смысловое восприятие стихотворных строк. Ведь олень, являясь главным героем произведения, выступает лишь неким способом передачи основной идеи.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий пример пейзажной лирики, созданной в свойственной для Бунина манере реализма. Вместе с тем, в произведении очевидны черты литературного направления «модернизм»: автор запечатлевает всего лишь мгновение смертельной опасности. Таким способом он подчёркивает хрупкость жизни, а это свойственно именно модернизму. Стихотворение написано пятистопным ямбом, что помогает передать эмоции лирического героя. Рифмовка перекрёстная: она придаёт произведению особый динамизм.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение включает в себя четыре катрена:

Первая строфа — автор живописует идеалистический пейзаж зимнего леса. На фоне этого пейзажа появляется главное действующее лицо — великолепный олень.

Вторая строфа — мы вдруг осознаём, что лирический герой лично не видел оленя: он судит о животном лишь на основании оставленных им следов. Таким образом, начиная с этой строфы, герой собственной персоной появляется в произведении: он словно ведёт читателей по оленьему следу, периодически указывая на важные детали.

Третья строфа — в ней возникает конфликт, а также присутствует подобие кульминации эпического произведения. К примеру, олений прыжок связан с атакой собачий стаи. Возникает ощущение, словно лирический герой, выйдя на заснеженный луг, собственными глазами наблюдает собачий гон. А быть может, герой просто строит предположение на основании следов оленя: будто бы он побежал в долину, а следом за ним — собаки. Последняя строфа таит в себе загадку: либо лирический герой видит спасающегося бегством оленя, либо он лишь только представляет себе его поведение?

Образы и символы

Чтобы донести до читателей основную идею произведения, Бунин создал прекрасные смысловые образы:

образ оленя — центральный. Он выписан предельно детально и ярко: мы видим его сильные рога, ощущаем его стремительную силу, видим его бег. Из описания мы понимаем: животное невероятно красивое, сильное и молодое: «…олень могучий, тонконогий. К спине откинув тяжкие рога…». Олень является символом природного могущества и свободы;

образ лирического героя — романтический герой смотрит на природу зимнего леса с позиции опытного следопыта: он буквально «читает» историю гордого оленя, которая отражена в природе, словно в зеркале. Герой воспринимает жизнь, словно краткий миг, всячески подчёркивая её хрупкость и ранимость;

образ зимней природы — великолепный олень является важной частью этого образа. Природу лирический герой видит в деталях, в мельчайших подробностях. В лесу он видит не только ельник, но и осинки, крестики, снега сугробы, макушки ёлок и пр. Природа выступает в роли важного действующего лица, наравне с оленем.

Читайте также:  Тест с ответами по теме Сестринское дело в терапии и гериатрии

Темы и настроение

Основная тема произведения — красота природы. Автор подчёркивает: красота природы не просто восхищает человека, а заставляет его, замерев, любоваться ею. Воплощением природной красоты является гордый олень. Произведение насквозь проникнуто настроением восхищения природной красотой. Широкие просторы, белоснежные снега, хвойные вечнозелёные деревья — это всё заставляет читателей испытывать искреннюю радость и восторг.

Основная идея

В стихотворении автор доносит до нас важную мировоззренческую мысль — человек обязан оберегать, защищать природу. Охотники, идущие по оленьему следу, видели в этом гордом, красивом животном всего лишь добычу, не более того. Они не рассматривали оленя, как важную часть прекрасной дикой природы. Охотники не замечали красоты животного: его красивые рога, смелость, силу… Люди нередко используют природу в корыстных целях, нанося непоправимый вред окружающему миру.

Средства выразительности

В данном произведении автор использует следующие средства выразительности:

Источник

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зайцева Татьяна Валерьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

Вложение Размер
chtenie_bunin_gustoy_elnik_3_klass.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Тип: изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель занятия: сформировать потребность в знаниях творчества И.А. Бунина.

  • Развивать представление о средствах создания образа в литературе и в изобразительном искусстве.
  • Обучать выразительному чтению.
  • Формировать систему читательских умений.
  • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
  • Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
  • Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.
  • Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
  • Анализировать стихотворение И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
  • Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».
  • Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов.
  • Любовь к Родине.

Метапредметные связи : Русский язык, темы «Лексика», «Текст».

Ресурсы урока : Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», презентация

  1. Организационный момент.
  1. Проверка домашнего задания.

а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»

— Мы продолжаем изучать произведения раздела «Поэтическая тетрадь» и дома вы должны были прочитать стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Полевые цветы». Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.

б) Вопросы после чтения:

— Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясните

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами. И произведения Бунина проникнуты любовью к природе.

— Посмотрите, название какого произведения нам незнакомо?

— Мы продолжим знакомиться с творчеством Бунина, изучим следующее произведение «Густой зеленый ельник». Закройте учебники.

  1. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

— Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

— Вам понравилось это стихотворение? Почему?

— Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

( радость, чувство восхищения)

— Что вызывает в вас эту радость?

— Откройте учебники на странице 176.

— Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

Вверх руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели –

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Сели все дружно назад.

  1. Первичная проверка понимания.

— Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

— Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

— Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

— Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

— Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

  1. Первичное закрепление.

— Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

— Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

— Как вы думаете, действительно ли герой — рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

— Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

— Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

— Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

— Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

— Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

— Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

— Чем закончилась погоня? ( Олень спасается.)

— В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

— Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

— Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.

— Любит ли он природу?

— Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» — смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения

– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения

  1. Рефлексия, оценивание

— Что вас взволновало? О чём задумались? (Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

Результат, который бы я хотел получить в будущем

– Я благодарю вас за работу на уроке.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.

Источник

«Густой зеленый ельник» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – жанр, тема, идея

Содержание

  1. Краткий анализ
  2. История создания
  3. Тема
  4. Композиция
  5. Жанр
  6. Средства выразительности

Посвященное природе, стихотворение “Густой зеленый ельник у дороги” является прекрасным образцом бунинской лирики. Краткий анализ “Густой зеленый ельник” по плану поможет осознать всю красоты произведения и его неповторимость. Может быть использован на уроке литературы в 6 классе для объяснения материала ученикам.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Густой зелёный ельник у дороги.

История создания – стихотворение было написано в 1905 году и вошло в сборник поэзии, охвативший промежуток с 1903 по 1906 годы.

Тема стихотворения – красота природы, которая заставляет человека замирать от восхищения и присматриваться к ней.

Композиция – одночастная, автор рассказывает эпическую историю оленя.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – традиционный пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “густой зеленый ельник”, глубокие пушистые снега”, “могучий тонконогий олень”, “тяжелые рога”, “хвойные крестики”, “белый зуб”, “собачий гон”.

Метафора – “ он красоту от смерти уносил“.

История создания

Написанное в 1905 году и напечатанное в 1906-м, это стихотворение изначально называлось “олень”. Однако позже Бунин отказался от идеи с таким названием, решив, что она исказит восприятие. Олень хоть и является главным героем произведения, на самом деле выступает лишь способом воплощения основной идеи

Стихотворение посвящено красоте природы. Автор подчеркивает мысль, что эта красота не просто восхищает человека, но заставляет его замереть и любоваться ею. Воплощает эту красоту олень. И он же помогает автору выразить основную идею произведения. Заключается она в том, что с помощью такой силы, как красота, вполне можно победить и саму смерть.

Композиция

Первая строфа стихотворения создает экспозицию, которая становится фоном для появления главного героя – могучего оленя.

Тем неожиданнее для читателя становится вторая строфа, которая дает ему понять, что лирический герой на самом деле судит о звере только по следам, а самого оленя он и не видел. Именно вторая строфа вводит фигуру проводника, который проводит читателя по произведению, показывая ему детали, которые нельзя пропустить.

Третья строфа – в своем роде кульминационная. Это конфликт истории: показано нападения стаи собак на благородного дикого зверя. Очевидно, что лирический герой стал свидетелем собачьего гона, являющегося частью охоты. Или он снова угадывает ситуацию по следам?

Четвертая строфа оставляет загадку неразрешенной. Но вне зависимости от того, имело ли место произошедшее на само деле или нет, мораль истории остается неизменной: красота способна победить смерть.

Это эпическое произведение также оставляет читателя в раздумьях о том, сколько длилась история. Ведь если лирический герой на самом деле был свидетелем погони, то она заняла буквально несколько мгновений. А раздумывать и “читать” следы он мог и часами.

Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный в характерной для Бунина реалистической манере. В то же время стих демонстрирует и черты модернизма, так как поэт запечатлевает миг смертельной опасности. Таким образом он подчеркивает хрупкость жизни, что характерно именно для модернизма.

Для передачи эмоций поэт выбрал форму пятистопного ямба с перекрестной рифмовкой, который делает произведение одновременно динамичным и идеально выверенным.

Средства выразительности

Интересно, что из всех тропов поэт в этом произведении отдает предпочтение эпитетам: “густой зеленый ельник”, глубокие пушистые снега”, “могучий тонконогий олень”, “тяжелые рога”, “хвойные крестики”, “белый зуб”, “собачий гон”.

С их помощью он передает настроение, подчеркивает важные мысли, описывает красоты природы и как будто одушевляет ее, не прибегая напрямую к приему олицетворения.

Еще более значимо то, что единственная метафора в произведении выражает и его основную идею – “он красоту от смерти уносил“. Бунин дает читателю возможность предположить, что зверь ушел от погони, в то же время оставляя его в состоянии напряженного ожидания. Незаконченность мысли и метафорическое воплощение выделяют ее из общей ткани повествования. Поэт также использует для привлечения внимания ее расположение – последняя строка в произведении всегда его привлекает.

Источник

Урок «И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги. »

Предмет: литература

УМК: под ред. В.Ф. Чертова

Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

вовлечение детей в деятельность по осмыслению стихотворения И.Бунина.

способствовать повышению уровня исследовательской культуры, формированию дискуссионных коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

воспринимать адекватно на слух литературное произведение, уметь анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их, определять изобразительно- выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулировать собственное отношение к произведению, создавать творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведением Бунина, воспитывать морально-этические представления: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и умение сопереживать чувствам других людей.

1.Орг. момент.

2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

О пираясь на статью учебника, кратко расскажите о детстве писателя (с. 47-49)

3 . Работа с текстом: осмысление.

А) Слово учителя.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно ему с детства: при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

(Портрет писателя СЛАЙД 1)

Б) Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении В.Дугина

В) Словарно-лексическая работа (работа в парах)

-В тексте встретились трудные слова. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. В случае затруднения работайте со словарем.

Г) Рефлексия и самооценка выполненных работ.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.(СЛАЙД 2)

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

— Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

Д) П реобразование и интерпретация информации. Исследовательская работа с текстом.

— Определите тему стихотворения. (СЛАЙД 3)

— Какие художественные определения (эпитеты) использует поэт для создания образа оленя? Какой эпитет показался вам самым необычным? Попытайтесь его объяснить.

— Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.

— Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? ( красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)

— Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть? (смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак) (СЛАЙД 4)

— Вспомните, какую тему вы определили в стихотворении?

— Только ли о природе говорит автор? (дискуссия между уч-ся)

Вывод, сделанный в ходе дискуссии : это стихотворение не только о природе, но и о ПОБЕДЕ КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. Это основная, хотя скрытая тема.

— Кому из вас хочется ещё раз перечитать это стихотворение? Почему? (дискуссия)

Вывод: стихотворение не отпускает нас от себя, потому что в нем есть ещё герой –ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.

— Автор, лирический герой и человек, о котором мы сказали, — это одно и то же?

Вывод: все эти понятия это не одно и то же.

— Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал? (образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)

— Как проявляется в стихотворении авторское отношение к нарисованной им картине? Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?

— Как вы объясните смысл финальной строки стихотворения? Какая красота имеется в виду?

— Докажите, используя примеры из текста, что в стихотворении «красота» сильнее «смерти».

Е) Сообщение учащегося о символическом значении образа оленя в мифах.(СЛАЙД 5)

У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.

Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где «означает изящество и умеренность».

— Наиболее характерные признаки оленя – стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью и музыкой.

Ж) Сообщение учащегося о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». (СЛАЙД №6)

В каком значении употреблено слово красота в стихотворении? (красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)

Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (СЛАЙД №7)

(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)

З) Работа с текстом после чтения. «Синквейн».

— Учащимся предлагаются темы для написания синквейна: олень, красота, природа.

У каждого на столе правила написания синквейна.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается своё отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими учащимися фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

3. Итог урока.

— Познакомьтесь с комментарием к стихотворению «Густой зеленый ельник у дороги…» и подумайте, почему в окончательном варианте стихотворения автор снял заглавие «Олень»?

Как вы думаете, что важнее в прочитанном стихотворении: изображение события или эмоциональное переживание?

— О чём заставило задуматься стихотворение И.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…»?

4. Рефлексия

— Что вас взволновало?

— О чём задумались? ( И.Бунин, К.Лорран умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя, мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему? (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке.

5. Домашнее задание.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению, отразив его тему, или подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать при чтении динамичную картину погони (обратите внимание на постановку тире) и авторское отношение к изображаемому.

Источник

Adblock
detector