Меню

Регулирование учетной ставки это элемент тест

Тема 9. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика – один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в-четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

Определяет и осуществляет монетарную политику центральный банк страны, однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики ЦБ могут выступать: а) контроль за предложением денег (денежной массы); б) контроль за уровнем ставки процента; в) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег ЦБ осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и, следовательно, на их кредитные возможности) и денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов (Rобяз) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D).

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

> во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – Rобяз). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10 % (rr1 = 0,1), его кредитные возможности, т. е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:

К1 = 1000–1000 ? 0,1 = 900,

а при норме обязательных резервов, равной 20 % (rr2 = 0,2):

К2 = 1000–1000 ? 0,2 = 800;

> во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который равен

mult банк = 1 / rr ;

рост нормы обязательных резервов с 10 до 20 % сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1 / 0,1) до 5 (1 / 0,2).

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.

Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, поэтому данный инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (так, в США последний раз этот инструмент использовался в период кризиса 1974–1975 гг.). К тому же с начала 1980-х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента, которая в России носит название ставки рефинансирования. Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции (подробнее о функциях ЦБ см. тему 8). Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы; благодаря этому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для увеличения своих резервов. Резервы коммерческих банков увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег, оказываемого изменением нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величины банковского мультипликатора.

Изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано прежде всего с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у ЦБ, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2–3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Вследствие этого изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики ЦБ. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки ЦБ информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику (как правило, для борьбы с инфляцией). Учетная ставка выступает своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т. е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS1 до МS2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2) (рис. 9.1, а). Поэтому, даже если ЦБ только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, соответственно, экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», денежная масса сокращается.

Рис. 9.1. Воздействие изменения предложения денег на ставку процента:

а) уменьшение денежной массы; б) увеличение денежной массы

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектами операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то при условии, что продавец вкладывает полученную у ЦБ сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается лишь сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна быть отчислена в обязательные резервы.

Читайте также:  Мародеры в целом и Сириус Блэк в частности Часть 2

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у ЦБ выгодны коммерческим банкам и населению. Дело в том, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости и, когда ЦБ покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И наоборот, когда ЦБ продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодной их покупку.

Таким образом, инъекции в банковские резервы как результат покупки и изъятия из них как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, и поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис. 9.2, а).

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис. 9.2, б).

Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.

Воздействие монетарной политики на экономику. Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».

Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет (рис. 9.1, а); если предложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 9.1, б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска.

Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику:

а) стимулирующая монетарная политика; б) сдерживающая монетарная политика

Механизм денежной трансмиссии в период спада графически изображен на рис. 9.3 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия ? ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг ? резервы коммерческих банков увеличиваются ? их кредитные возможности расширяются ? банки предоставляют больше кредитов ? предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предложения денег вправо от МS1 до М S2 – рис. 9.3, а) ? ставка процента (цена кредита) падает (от R 1 до R 2) ? фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты ? величина инвестиционных расходов растет (от I1 до I2 – рис. 9.3, б) ? совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.3, в) ? объем производства растет (от Y1 до Y*). Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.

Рис. 9.3. Политика «дешевых денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис. 9.4 и может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку экономика «перегрета» ? ЦБ продает государственные ценные бумаги ? резервы коммерческих банков уменьшаются ? кредитные возможности банков снижаются ? предложение денег мультипликативно сокращается (сдвиг кривой предложения денег влево от MS1 до MS2 – рис. 9.4, а) ? ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) ? спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает ? величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 – рис. 9.4, б) ? совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2 – рис. 9.4, в) ? объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню Y*, а уровень цен падает (от Р1 до Р2).

И в том и в другом случае экономика стабилизируется.

Рис. 9.4. Политика «дорогих денег»:

а) денежный рынок; б) рынок инвестиций; в) рынок товаров и услуг

Источник

Экономическая теория. Тест 8

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Недостаточный совокупный спрос способствует росту
естественного уровня безработицы
фрикционной безработицы
структурной безработицы
циклической безработицы
скрытой безработицы

2. Инфляция в течение года уменьшилась с 15 до 5 % в месяц. От этого, в первую очередь, выиграли
учителя, имеющие фиксированную зарплату
торговцы драгоценностями
владельцы облигаций сберегательного займа
кредиторы
дебиторы
все

3. Инновации привели к сокращению рабочих, занятых ручным трудом. Возникшая в этой связи безработица относится к
циклической
фрикционной
скрытой
застойной
структурной

4. Главной целью государственной экономической политики является
регулирование рыночных цен
поддержание экономики в состоянии полной занятости и стабильности цен
обеспечение сбалансированности государственного бюджета
погашение государственного долга
все предыдущие ответы верны

5. Укажите, какие из перечисленных ниже методов государственного регулирования экономики относятся к экономическим
госзаказ
индикативное планирование
дотации убыточным предприятиям
финансирование фундаментальных научных исследований
налоговые льготы мелким предпринимателям
регулирование учетной ставки процента ЦБ

6. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если
госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на выплату процентов по внешнему долгу
рост госрасходов сопровождается увеличением предложения денег
государственные расходы финансируются за счет выпуске государственных займов
госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе
все предыдущие ответы верны

7. Политика государство в области расходов бюджета и налогообложение называется
социальной политикой
монетарной политикой
деловым циклом
фискальной политикой
политикой встроенных стабилизаторов

Читайте также:  Чем интересен этот тест для фармацевтов

8. Государственный долг — это
задолженность правительства населению в результате выпуска государственных внутренних займов
сумма внешних займов
накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета государства
все предыдущие ответы верны

9. Кейнсианская теория мультипликатора сбалансированного бюджета предполагает, что равное увеличение налогов и государственных закупок на 10 млрд. руб.
не изменит уровень национального объема производства
уменьшит равновесный объем национального производства на 10 млрд. руб.
увеличит равновесный объем национального производства на 10 млрд. руб.
вызовет образование дефицита ранее сбалансированного бюджета
будет способствовать вытеснению частных инвестиций и росту процентной ставки

10. Спрос на деньги со стороны активов возникает в связи с тем, что деньги являются
средством платежа
средством обращения
средством сбережения стоимости и накопления богатства
по другим причинам

11. Общая денежная масса возрастает всякий раз, когда коммерческие банки
выплачивают клиентам проценты по вкладам
уменьшают свои резервы в центральном банке
увеличивают объемы ссуд, предоставляемых населению
выплачивают по текущим счетам наличные или безналичные деньги по вкладам

12. Укажите, величина какого из следующих элементов ВВП наиболее изменчива при изменении в уровне ставки процента
потребительские расходы
инвестиции
государственные расходы
экспорт
импорт

13. Кривая Лоренца показывает
уровень жизни в данной стране
средний доход на душу населения
уровень бедности и безработицы
степень неравенства в распределении доходов
все предыдущие ответы верны

14. Переход в основном от косвенного налогообложения, к прямому прогрессивному налогообложению, скорее всего, приведет к
сдвигу кривой Лоренца влево и вверх
сдвигу кривой Лоренца вправо и вниз
росту спроса на предметы роскоши
ухудшению положения беднейших слоев населения

Источник

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Денежно-кредитная политика Банка России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Инструменты монетарной политики.
  • Виды монетарной политики.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Если экономика «перегрета», то Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке. Так, он изымает деньги из обращения, уменьшая денежную массу. Это ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и сдерживает экономическую активность.

Выделяют два вида монетарной политики.

Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Стимулирующую монетарную политику чаще называют политикой «дешёвых денег», а сдерживающую – политикой «дорогих денег».

Стабилизация экономики происходит при проведении Центральным банком стимулирующей монетарной политики во время экономического спада и сдерживающей монетарной политики во время «перегрева» (бума) экономики.

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Если Петров положил в банк «ВВВ» 25000 рублей, то при норме обязательных резервов 20% банк сможет дополнительно выдать в кредит сумму:

Правильный вариант: В) 20000 рублей.

  1. 25000 х 0,2 = 5000 (руб.) – банк перечислит в обязательные резервы.
  2. 25000 – 5000 = 20000 (руб.) – сумма дополнительных кредитов, которую может выдать банк.

2. Задание: Решите ребус.

Рисунок 2 – Ребус

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 133–137.
  2. Веселая Л. С., Буфетова А. Н. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Н.: НГУ, 2016. – С. 124.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – С. 99–100.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Углубленный уровень. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах / под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2015 – Кн.2 – 304 с. – С. 140–143.
Читайте также:  Тест драйв Kia Rio Chevrolet Aveo и Renault Logan с АКПП от zr ru

Источник



Тест по макроэкономике с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

  1. предполагает изучение экономики в динамике;
  2. предполагает изучение экономики как непрерывно повторяющегося процесса;
  3. процесс производства, распределения, обмена и потребления;
  4. все ответы неверны.

Верно или неверно:

1. Для современной экономики характерен рост непроизводственной сферы — да

2. Общественное воспроизводство бывает только расширенным — нет

3. Макроэкономика изучает формы государственного регулирования экономики и процессы производства на уровне предприятия — нет

7. Структура российской экономики отличается от структуры стран с рыночной экономикой — да

Выбрать правильный ответ

  1. достигаются автоматически;
  2. всегда совпадают;
  3. неизмеримы количественно;
  4. часто противоречат друг другу.

Верно или неверно:

1. Достижение цели стабильных цен не противоречит возможности определенных темпов инфляции — да

2. Существование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса является нежелательным для национальной экономики — да

3. Существование безработицы имеет только отрицательные последствия для национальной экономики — нет

Выбрать правильный ответ

Рост государственных трансфертов (пенсий, пособий и т.д.) приведет:

  1. к сдвигу вправо кривой совокупного спроса;
  2. сдвигу влево кривой совокупного спроса;
  3. сдвигу вправо краткосрочной кривой совокупного предложения;
  4. сдвигу влево краткосрочной кривой совокупного предложения.

Нарушение макроэкономического равновесия на промежуточном отрезке кривой совокупного предложение приведет:

  1. к изменению уровня цен без изменения объема производства;
  2. к изменению объема производства без изменения уровня цен;
  3. к изменению и объема производства и уровня цен;
  4. к неизменности и объема производства и уровня цен.

Более предпочтительным значением мультипликатора инвестиций для национальной экономики является:

  1. 4;
  2. 3;
  3. 0;
  4. 1;
  5. 0,5.

Для ликвидации рецессионного разрыва государство должно проводить политику, направленную:

  1. на стимулирование сбережений;
  2. на стимулирование потребительских расходов;
  3. на сокращение государственных расходов;
  4. на ограничение денежной массы.

В функции налогов не входит:

  1. перераспределение доходов в обществе;
  2. формирование доходов государственного бюджета;
  3. регулирование хозяйственной деятельности;
  4. перераспределение денежных средств между отраслями экономики

Какой из перечисленных налогов оплачивает потребитель?

  1. подоходный налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль предприятий;
  3. налог на добавленную стоимость;
  4. налог на недвижимость.

Применяемый налог относится к прогрессивным, если величина налоговой ставки:

  1. не меняется при изменении дохода;
  2. повышается с ростом дохода;
  3. снижается с ростом дохода;
  4. не меняется при увеличении дохода.

Наибольшая доля расходов государственного бюджета приходится на:

  1. государственное управление;
  2. финансирование сельского хозяйства;
  3. финансирование промышленности, энергетики, строительства;
  4. обслуживание государственного долга.

Согласно современной концепции бюджетного регулирования:

  1. необходимо ежегодно обеспечивать сбалансированность бюджета;
  2. даже небольшой бюджетный дефицит является негативным явлением;
  3. приоритетной целью является достижение макроэкономической стабильности;
  4. сбалансированность бюджета достигается в течение экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам недискреционной фискальной политики не относятся:

  1. прогрессивные налоги;
  2. социальные выплаты;
  3. программы по поддержанию малоимущих слоев населения;
  4. регрессивные налоги

К инструментам фискальной политики относится:

  1. увеличение нормы обязательных резервов;
  2. продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  3. распределение утвержденного объема государственных расходов по статьям бюджета;
  4. повышение размера минимальной заработной платы.

Сдерживающая фискальная политики предполагает:

  1. сокращение налогов и повышение государственных расходов; б)
  2. сокращение налогов и расходов бюджета; в)
  3. повышение налогов и расходов бюджета;
  4. сокращение государственных расходов и повышение налогов

Источник

Учетная ставка

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Учетная ставка подразумевает под собой два основных понятия:

  • Это процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам. На практике это показатель называют «ставкой рефинансирования». Этот показатель является основой для разрешения спорных вопросов по начислению штрафных мероприятий в отношении стороны, нарушившей условия договора. Так же ставка рефинансирования используется в законодательстве при расчете выплат между сторонами.
  • Это цена, по которой приобретается вексель до наступлений сроков уплаты по нему.


Стоит отметить, что учетная ставка в виде ставки рефинансирования до 1 января 2016 года носила только справочный характер и применялась для расчетов штрафов и дополнительных выплат между физическими и юридическими лицами. Но уже в 2016 году стала приняться как мощный рычаг управления финансовыми потоками страны и регулятором экономической стабильности.

Виды учетной ставки

В экономической литературе выделяют три основных вида учетной ставки, которые рассчитываются по индивидуальным формулам, исходя из условий расчета.

Простая учетная ставка

Данный вид ставки предполагает одну и туже сумму взимаемого процента на протяжении действия всего договора. Это говорит о том, что база для начисления процента остается всегда неизменной, на протяжении всего периода расчетов.

Формула простой учетной ставки:

P=S-S*n*d=S(1-nd)

  • P – сумма выплаты;
  • S – общая сумма обязательства (сумма выплаты плюс проценты);
  • n – учетная ставка, выраженная в долях;
  • d – число периодов до уплаты.

Сложная учетная ставка

Сложная учетная ставка отличается тем, что база для начисления процентов, каждый раз меняется. Причиной изменений является наращенные процента за прошедший период. Другими словами, накопленные проценты по вкладу становятся частью суммы, на которую начисляют проценты

Поэтому сумма, выдаваемая банком при учете векселя, рассчитывается по формуле:

P=S(1-〖d)〗^n

  • P – сумма выплаты;
  • S – общая сумма обязательства (сумма выплаты плюс проценты);
  • n – учетная ставка, выраженная в долях;
  • d – число периодов до уплаты.

Номинальная учетная ставка

Пусть годовая ставка сложных процентов равна f, а число периодов начисления в году m. Тогда каждый раз проценты начисляют по ставке f/m. Ставка f называется поминальной.

Начисление процентов по номинальной ставке производится по формуле

P=S(1-〖f/m)〗^mn

  • P – сумма выплаты;
  • S – общая сумма обязательства (сумма выплаты плюс проценты);
  • n – учетная ставка, выраженная в долях;
  • m – число периодов в году;
  • f – номинальная ставка.

Принимая решение, о виде ставки используется метод сопоставления ставок разных государств. Таким образом, можно сделать вывод, что решение по учетной ставке в государстве принимается не только после анализа экономического положения в стране, но и на мировой арене.

Темпы роста или снижения учетной ставки подскажут насколько государство настроено на борьбу с инфляцией (обесцениванием денег) в стране.

А сравнение учетной ставки нескольких стран поможет определиться между выбором иностранной валюты для вклада или кредита.

Регулирование учетной ставки

Существует два способа контроля коммерческих банков:

  • Снижение учетной ставки. В случае, когда учетная ставка теряет свой процент, коммерческие банки начинают наращивать свои резервы, за счет уменьшения расходов на ссуды от ЦБ РФ, что приводит к увеличению сумм по операциям со своими клиентами.
  • Повышение учетной ставки. Данная процедура имеет противоположный эффект. При росте процента учетной ставки приводит к сокращению резервов и соответственно, сокращение выдаваемых сумм по проводим операциям с клиентами коммерческих банков.

За счет сокращения банковских операций по заему денежных средств, снижается уровень инфляции, когда как снижение уровня учетной ставки усиливает уровень инфляции, что происходит из-за большего доступа к ссудам от государства. Однако понижение процента от ЦБ РФ приносит экономическую стабильность в стране, за счет увеличения доходов населения, через приобретение банковских кредитов.

Таким образом, изменения учетной ставки, как в ту, так и в другую сторону приносит различный экономический эффект, поэтому любые решения, касаемые учетной ставки, принимаются после тщательного анализа всех экономических показателей.

При детальном анализе мировой практики экономического регулирования странами, за счет регулирования процента учетной ставки, выделяются два направления кредитно-денежной политики. И выбрав одно из этих направлений, правительство страны определяет свои действия по отношению к состоянию экономики государства.

  1. Первое направление объединяет в себе следующие действия: Центральный банк содействует увеличению числа денежных знаков в оборотных банковских операциях, числа выдаваемых кредитов за счет снижения процента учетной ставки. Однако оборотной стороной этой «медали» – это увеличение цен товаров на рынке, рост инфляции национальной валюты и как следствие обесценивание денег. Такое направление кредитно-денежной политики получило название «дешевые деньги».
  2. Второй направление сводится к ограничению числа денежных знаков в обращении, способствует сокращению числа выдаваемых кредитов. Как результат происходит снижение цен на товары и услуги, а так же контроль уровня инфляции. В такой ситуации происходит увеличение уровня национальной валюты и покупательной способности населения страны. Однако такая политика приводит к росту процента кредитов в коммерческих банках, поэтому они становиться малодоступными. Это направление получило название «дорогих денег».

Из-за несовершенства данного способа регулирования денежно-кредитной политики государств в развитых странах предпочитают не использовать его. В таких странах регулирование происходит за счет прямого контроля ставок по кредитам в коммерческих банках.

Источник

Adblock
detector