Меню

Шкала личностной тревожности для учащихся 10 16 лет А М Прихожан

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (А.М.Прихожан)

Назначение теста

Определение уровня личностной тревожности.
Описание теста

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

  • Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
  • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
  • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
  • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
  • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Тестовый материал
Нет Немного Достаточно Значительно Очень
1 2 3 4
Ситуация Ответ
Пример Перейти в новую школу
1 Отвечать у доски
2 Оказаться среди незнакомых ребят
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
4 Слышать заклятия
5 Разговаривать с директором школы
6 Сравнивать себя с другими
7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
10 Видеть плохие сны
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету
12 После контрольной, теста – учитель называет отметки
13 У тебя что-то не получается
14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна
15 На тебя не обращают внимания
16 Ждешь родителей с родительского собрания
17 Тебе грозит неуспех, провал
18 Слышать смех за своей спиной
19 Не понимать объяснений учителя
20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем
21 Слышать предсказания о космических катастрофах
22 Выступать перед зрителями
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других
24 С тобой не хотят играть
25 Проверяются твои способности
26 На тебя смотрят как на маленького
27 На экзамене тебе достался 13-й билет
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
29 Оценивается твоя работа
30 Не можешь справиться с домашним заданием
31 Засыпать в темной комнате
32 Не соглашаешься с родителями
33 Берешься за новое дело
34 Разговаривать с школьным психологом
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)
37 Слушать страшные истории
38 Спорить со своим другом (подругой)
39 Думать о своей внешности
40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Источник



Тест тревожности прихожан 53 вопроса

Аутизм и РАС © Autosanimus

Аутизм и РАС © Autosanimus запись закреплена

ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS)

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale, CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8–12 лет. Тест хорошо зарекомендовал себя при решении следующих практических задач:

🔺выявление групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей;

🔺анализ характера эмоциональных проблем детей;

🔺профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервнопсихическому состоянию школьника;

🔺выявление причин школьной дезадаптации;

🔺в психогигиенических целях — для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т. п.;

🔺при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и др.;

🔺при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня;

🔺в работе с детьми и родителями, в том числе выявление соотношения тревожности детей и родителей/педагогов (при проведении с родителями/педагогами взрослого варианта шкалы).

Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7–12 лет из различных регионов страны.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ТРЕВОЖНЫМИ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязни школы, нежелании посещать ее.

Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполно ценность, не уверен в правильности собственного поведения, своих решений. Надо сказать, что и педагоги, и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т. п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. Вместе с тем, анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность — один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима.

Читайте также:  Тест вильямса и тойнби

Источник

Тест тревожности прихожан 53 вопроса

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

Описание теста

Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж.Тейлор ( J.A.Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. Поданным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Инструкция к тесту

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

Утверждения Верно Неверно
1. Ты мальчик.
2. Тебе нравится играть на улице, а не дома.
3. Твой любимый урок – математика.
  • Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
  • Примерное время выполнения теста – 15-25 мин.
Тестовый материал
Утверждения Верно Неверно
1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.
2 Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.
3 Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.
4 Ты легко краснеешь.
5 Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.
6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.
7 Ты очень сильно стесняешься.
8 Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.
9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.
10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.
11 В глубине души ты многого боишься.
12 Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.
13 Ты боишься остаться дома в одиночестве.
14 Тебе трудно решиться на что-либо.
15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.
16 Часто тебя что-то мучает, а что – не можешь понять.
17 Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.
18 Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.
19 Тебя легко разозлить.
20 Часто тебе трудно дышать.
21 Ты всегда хорошо себя ведешь.
22 У тебя потеют руки.
23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.
24 Другие ребята удачливее тебя.
25 Для тебя важно, что о тебе думают другие.
26 Часто тебе трудно глотать.
27 Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.
28 Тебя легко обидеть.
29 Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.
30 Ты никогда не хвастаешься.
31 Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.
32 Вечером тебе трудно уснуть.
33 Ты очень переживаешь из-за оценок.
34 Ты никогда не опаздываешь.
35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.
36 Ты всегда говоришь только правду.
37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.
38 Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».
39 Ты боишься темноты.
40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе.
41 Иногда ты злишься.
42 У тебя часто болит живот.
43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.
44 Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.
45 У тебя часто болит голова.
46 Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.
47 Ты иногда не выполняешь свои обещания.
48 Ты часто устаешь.
49 Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.
50 Тебе нередко снятся страшные сны.
51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.
52 Бывает, что ты врешь.
53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.
Ключ к тесту

Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)

  • Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36.
  • Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

  • Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.
Читайте также:  Ведущим синдромом при ботулизме является тест

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Предварительный этап

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS . В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной этап

1. Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12 лет
д м д м д м д м
1 0-2 0-3 0-1 0-3 0-2 0-6 0-5
2 3-4 4-6 1-3 2-4 4-7 3-6 7-9 6-8
3 5-7 7-9 4-7 5-7 8-10 7-9 10-13 9-11
4 8-10 10-12 8-11 8-11 11-14 10-13 14-16 12-14
5 11-14 13-15 12-15 12-14 15-18 14-16 17-20 15-17
6 15-18 16-18 16-19 15-17 19-21 17-20 21-23 18-20
7 19-21 19-21 20-22 18-20 22-25 21-23 24-27 21-22
8 22-25 22-24 23-26 21-23 26-28 24-27 28-30 23-25
9 26-29 24-26 27-30 24-26 29-32 28-30 31-33 26-28
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более 33 и более 31 и более 34 и более 29 и более

Примечание к таблице норм:

  • д – нормы для девочек,
  • м – нормы для мальчиков.

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Характеристика уровней тревожности

Источник

Прихожан А. М. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) /Иностранная психология, 1995, 8, С

1 Методика «Детский вариант шкалы явной тревожности» (CMAS, адаптированный А.М. Прихожан) Диагностические возможности Шкала представляет собой опросник, выявляющий тревожность как хроническое генерализованное переживание психического или соматического напряжения, проявляющееся в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства. Содержит контрольную шкалу, выявляющую тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Предназначена для детей 7-12 лет. Тест хорошо зарекомендовал себя при решении следующих практических задач: выявление групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей; анализа характера эмоциональных проблем детей; профилактика «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника; выявление причин школьной дезадаптации; в психогигиенических целях — для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т. п.; при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и др.; при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня; Прихожан А. М. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS) /Иностранная психология, 1995, 8, С

2 в работе с детьми и родителями, в том числе выявления соотношения тревожности детей и родителей/педагогов (при проведении с родителями/педагогами взрослого варианта шкалы). Материал Бланк для ответов, ручка. Тестовый бланк содержит 53 предложения: 42 из них показательны с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей, специфика детского варианта в том, что о наличии симптома свидетельствуют лишь утвердительные варианты ответов; 11 предложений входят в состав контрольной L-шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы, показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. На первой странице бланка отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, класс, школа, дата обследования), содержится инструкция испытуемому и примеры, отводиться место для записи оценки и выводов по результатам исследования. Процедура проведения Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. Если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления — психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста исключен. Примерное время выполнения теста минут. Ребенку предъявляется бланк для ответов, дается инструкция, разбирается пример.

3 БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ Ф. И. О. Дата рождения Пол Класс Школа Дата обследования Инструкция «Тебе предлагается ряд предложений. В них описаны события, случаи, переживания. Около каждого находятся два варианта ответа: «ВЕРНО» и. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово «ВЕРНО», если нет -. Нe думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ НА ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ СРАЗУ ДВА ОТВЕТА (т. е. подчеркивать оба варианта). НE ПРОПУСКАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОТВЕЧАЙ НА ВСЕ ПОДРЯД. Давай потренируемся: 1. Ты мальчик. ВЕРНО 2. Тебе больше нравиться играть во дворе, а не ВЕРНО дома. 3. Твой любимый урок математика. ВЕРНО 1. Тебе трудно думать о чем-нибудь одном. ВЕРНО 2. Тебе неприятно, если за тобой наблюдают, когдаверно ты что-нибудь делаешь. 3. Тебе очень хочется во всем быть самым ВЕРНО лучшим. 4. Ты легко краснеешь. ВЕРНО 5. Все твои знакомые тебе нравятся. ВЕРНО 6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется ВЕРНО сердце. 7. Ты очень сильно стесняешься. ВЕРНО 8. Бывает, что тебе хочется быть как можно ВЕРНО

Читайте также:  Две световые схемы для циклорамы

4 дальше от того места, где ты находишься. 9. Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя. 10. В играх ты больше любишь выигрывать, чем ВЕРНО ВЕРНО проигрывать. 11. В глубине души ты многого боишься. ВЕРНО 12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны ВЕРНО тобой. 13. Ты боишься оставаться один дома. ВЕРНО 14. Тебе трудно решиться на что-либо. ВЕРНО 15. Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать ВЕРНО то, что хочется. 16. Часто тебя что-то мучает, а что непонятно. ВЕРНО 17. Ты всегда и со всеми вежлив. ВЕРНО 18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители. ВЕРНО 19. Тебя легко разозлить. ВЕРНО 20. Часто тебе трудно дышать. ВЕРНО 21. Ты всегда хорошо себя ведешь. ВЕРНО 22. У тебя потеют руки. ВЕРНО 23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим ВЕРНО детям. 24. Другие ребята удачливее тебя. ВЕРНО 25. Для тебя важно, что о тебе думают другие. ВЕРНО 26. Часто тебе трудно глотать. ВЕРНО 27. Часто ты беспокоишься из-за того, что, как ВЕРНО выясняется позже, не имеет значения. 28. Тебя легко обидеть. ВЕРНО 29. Тебя все время мучает: все ли ты делаешь ВЕРНО правильно, так, как следует. 30. Ты никогда не хвастаешься. ВЕРНО 31. Ты боишься того, что с тобой может случиться. ВЕРНО 32. Вечером тебе трудно уснуть. ВЕРНО 33. Ты очень переживаешь из-за отметок. ВЕРНО 34. Ты никогда не опаздываешь. ВЕРНО 35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе. ВЕРНО 36. Ты всегда говоришь только правду. ВЕРНО 37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает. ВЕРНО 38. Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь ВЕРНО плохо». 39. Ты боишься темноты. ВЕРНО

5 40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе. ВЕРНО 41. Иногда ты злишься. ВЕРНО 42. У тебя часто болит живот. ВЕРНО 43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном ВЕРНО остаешься один в темной комнате. 44. Ты часто делаешь то, чего не стоило бы делать. ВЕРНО 45. У тебя часто болит голова. ВЕРНО 46. Ты беспокоишься, что с твоими родителями что-верно нибудь случится. 47. Иногда ты не выполняешь свои обещания. ВЕРНО 48. Ты быстро устаешь. ВЕРНО 49. Ты часто грубишь родителям и другим ВЕРНО взрослым. 50. Тебе нередко снятся страшные сны. ВЕРНО 51. Тебе кажется, что другие ребята смеются над ВЕРНО тобой. 52. Бывает, что ты врешь. ВЕРНО 53. Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь ВЕРНО плохое. Выводы по результатам исследования Обработка результатов. Предварительный этап. 1. Просматриваются все бланки и отбираются те из них, на которых все ответы одинаковы (только «ВЕРНО» или только ). В случае выявления указанной тенденции полученный результат рассматривается как сомнительный и тщательно контролируется с помощью независимых методов. 2. Обращается внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойных ответов (т. е. подчеркивание одновременно и «ВЕРНО» и ), пропусков, исправлений, комментариев и т. п. В тех случаях, когда у

6 испытуемого ошибочно заполнено не 3-х пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные обрабатываются на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Обращается особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.. Основной этап. 1. Подсчитывается сумма баллов, набранных по контрольной шкале — субшкале «социальной желательности». Ключ представлен в таблице 1. Таблица 1 Ключ к субшкале «социальной желательности» 1 балл присваивается в случае ответа на номера пунктов CMAS «ВЕРНО» 5, 17, 21, 30, 34, , 41, 47, 49, 52. Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности. 2. Подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по субшкале тревожности. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку. Ключ представлен в таблице 2. Таблица 2 Ключ к субшкале тревожности 1 балл присваивается в случае ответа «ВЕРНО» на номера пунктов CMAS 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

7 3. Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблицу 3). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола. Стены Перевод «сырых» баллов в стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 7 лет 8 9 лет лет 12 лет Таблица 3 Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики и 27 и 31 и 27 и 33 и 31 и 34 и 29 и 4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (см. таблицу 4). Таблица 4 Характеристика уровней тревожности Стеновые Характеристика Примечания показатели 1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно. Подобное «чрезмерное спокойствие» может как иметь, так и не иметь защитного характера. 3-6 Нормальный уровень тревожности. Необходим для адаптации и продуктивной деятельности. 7-8 Несколько повышенная тревожность. Часто бывает связана с ограниченным кругом

8 ситуаций, определенной сферой жизни. 9 Явно повышенная тревожность.обычно носит «разлитой», генерализованный характер. 10 Очень высокая тревожность. Группа риска. Полученные данные записываются в протокол.

Источник

Adblock
detector