Смысл рассказа «Как я ловил человечков» Житкова
Смысл книги
Рассказ Житкова принадлежит к жанру реалистической новеллы. И рассчитан на детскую аудиторию. Мальчик Боря ведет рассказ о истории, происшедшей с ним в детстве, которая запомнилась на всю жизнь. И о которой он сожалеет. Возможно, что мальчик — это сам автор.
Борис Степанович написал рассказ в 1934 году, в последние годы своей жизни. В произведении Б. Житков поднимает вопрос формирования и становления юной личности со всеми хорошими и плохими сторонами, с радостью и горечью. И то каким человеком вырастет юная особа, зависит от многих факторов, но главную роль имеет воспитание. В данной новелле особое место в развитии мальчика, как личности, играет близкий человек, его бабушка, строгая, но добрая и любящая женщина.
Взрослый мужчина рассказывает о неприятном случае, происшедшем с ним в детстве. Прошло уже много лет, но ему до сих пор стыдно за содеянное, ведь он очень огорчил свою любимую бабушку, не чаявшей в нем души. Она поверила его честному слову, слову маленького мужчины — не трогать очень ценную и памятную для нее вещь – замечательный пароходик ручной работы, что стоял на полке в ее комнате. Он был как настоящий: с палубой, мачтами, лесенками, рулем и блестящими якорями — и все крошечное. Небольшая будочка, размещенная на палубе, напоминала домик.
Может его изготовил и подарил юноша, любивший бабушку. И она теперь его бережет, как дорогую сердцу вещь. Но большой детский интерес и любопытство привели к непредвиденному.
Почему-то Боря решил, что на пароходике непременно должны быть человечки, и они прячутся от него именно в домике. Ему очень захотелось их увидеть. Мальчик манил их сладостями: клал на палубу крохи леденца, конфеты – они исчезали (возможно, их уносили насекомые или убирала сама бабушка), но человечки не показывались. Тайно наблюдал за ними ночью, но все тщетно. И все это делалось хитро, с обманом, чтобы бабушка не заподозрила ничего плохого и не спрятала заманчивую игрушку.
Мальчик потерял всякое терпение и решился на крайнее действие: при помощи ножа приподнял палубу, срезав лесенки. Боясь, что тайные жильцы убегут, прихлопывал пароходик рукой. Но каким же горьким было разочарование, когда выяснилось, что никого там нет и быть не могло. Да еще и родного человека обманул, прикинувшись больным. Ведь бабушка переживала и искала для него малиновое варенье.
У рассказчика с годами чувство вины притупилось, да и боль уже не такая острая. И этот случай он вспоминает с сарказмом, иронией к себе – отсюда и название «Как я ловил человечков». До чего додумался. Как я был глуп тогда.
Смысл произведения «Как я ловил человечков»
Автор, на примере Бори, показывает юным читателям, до чего может привести непослушание и собственное любопытство. Любознательность и нетерпеливость мальчика привели к поломке запретной и такой дорогой бабушке вещи, а ведь он поклялся к нему не прикасаться и не сдержал слово. Что она о нем подумает, какая у нее будет реакция? Боря даже представил, как рассердится старенькая. Может, будет ругаться и перестанет его любить.
Только тогда, когда кораблик был испорчен, да еще напрасно – человечков не оказалось, герой рассказа осознал свою вину, очень испугался и спрятался под одеяло на кровати, услышав бабушкины шаги.
Вывод: чтобы не было горько и больно потом, нужно слушаться и уважать родителей и близких людей, которые любят и желают только добра, не обманывать и не хитрить.
Смысл финала книги «Как я ловил человечков»
Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.
В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?
Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.
Источник
тест к уроку Как я ловил человечков
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
тест по чтению 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тест по чтению | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест «Как я ловил человечков» 4 класс.
1. Куда отвезли героя рассказа, когда он был маленький?
- К бабушке
- К няне
- На дачу
2. Что стояло на полке у бабушки?
- Самолёт
- Пароход
- Поезд
3. Когда работали человечки, жившие, как думал мальчик, в корабле?
- По утрам
- По ночам
- По вечерам
4. Что сначала решил положить к человечкам герой рассказа?
- Ломтик сыра
- Кусок хлеба
- Кусочек леденца
5. Какого цвета была труба у пароходика?
- Жёлтая
- Красная
- Синяя
6. Из какого металла было сделано рулевое колесо пароходика?
- Никель
- Сталь
- Медь
7. Что можно было делать мальчику, когда бабушка водила его с собой в гости?
- Играть с машинками
- Слушать радио
- Гладить кошку
8. Чем натёр себе лицо мальчик, чтобы притвориться больным?
- Шарфом
- Варежками
- Ковром
9. За чем пошла бабушка в аптеку?
- За аспирином
- За валерьянкой
- За малиной
10. Что сделал с корабликом мальчик?
- Выбросил его
- Сломал его
- Спрятал его
- А
- В
- В
- С
- А
- С
- С
- В
- С
- В
Источник
О рассказе Бориса Житкова Как я ловил человечков
Шестакова Елена Аркадьевна Рассказ известного детского писателя Бориса Житкова «Как я ловил человечков» предназначен для детей дошкольного возраста и учеников 1-2 классов. Произведение заинтриговывает юного читателя с самого начала повествования.
Маленький мальчик Боря приехал пожить к бабушке и увидел на полке над столом удивительный кораблик – небольшой, но совсем как настоящий. Там были мачты, верёвочные лесенки-ванты, крохотный штурвал и будочка с окошками — словно настоящий домик для матросов. Впечатлительный мальчик был очарован моделью корабля. Но бабушка не разрешила ни поиграть с ним, ни даже прикоснуться: для неё это была «дорогая память». А Боря оказался заядлым фантазёром, мечтателем и вообще очень впечатлительным ребёнком. Он вообразил, что на корабле живут крошечные человечки, и их обязательно нужно увидеть, а лучше всего – поймать.
Мечта так захватила мальчишку, что он даже спать не мог: начал выслеживать человечков и выкладывать для них «приманку». Юные читатели, несомненно, тоже будут очарованы этой фантазией и загорятся желанием хоть одним глазком взглянуть на волшебных человечков, а значит, они с увлечением будут следить за всё новыми и новыми выдумками Бори, за его хитрыми способами выманить матросиков на палубу. А придумывать для человечков приключения наш герой очень горазд…
Знакомясь с иллюстрациями к книжке, например, художника Г.Лавренко, ребята-читатели составят зрительные образы крохотных человечков. Они поверят, что матросики живые, и с замиранием сердца и тайным восторгом начнут следить за приключениями игрушечных человечков. И, возможно, предложат свои собственные варианты выманивания их на свет божий. Ах, как хочется малышам вместе с героем рассказа увидеть чудесных человечков, рассмотреть их поближе, поиграть с ними! Вот это было бы счастье!
Конечно, маленький Боря искренне верит в сказки и чудеса, — но у реальной жизни всё-таки есть свои правила и законы. А потому с юных лет надо учиться различать сказку и действительность, не пытаясь полностью погрузиться в мир грёз и мечтаний. Один-единственный раз Боря попытался вернуться в реальную жизнь, подумать о последствиях своей «ловли человечков». Но буйная фантазия оказалась сильнее рассудка, а малый жизненный опыт не позволил мальчику просчитать все последствия своих действий. К сожалению, умудрённой бабушки рядом не оказалось…
И вот – первый шок от содеянного: глубокое разочарование, затем раскаяние, неудержимые слёзы, мысли о том, а каково же теперь будет бабушке… Читатели воочию видят, как ребёнок получает первый урок реальной жизни и обретает вполне зрелые ( а не младенческие) мысли о том, что нужно сначала подумать о последствиях, а потом уже что-то делать. Иначе не избежать слёз и раскаяния.
И, конечно, всем читателям жалко сказки, растаявшей, как дым. При этом можно спросить вашего ребёнка: а как Боря мог бы не разрушать, а сохранить эту сказку надолго, может быть, навсегда?
Источник
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
воскресенье, 3 января 2021 г.
Ответы к рассказу «Как я ловил человечков» по «Литературному чтению 4 класс.
Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 46.
Герой рассказа занимался тем, что пытался поймать выдуманных человечков, которые обитали в игрушечном пароходике. Поэтому автор и дал рассказу такое название.
Я придумала другое название к этому рассказу: «Нарушенное обещание». А можно было дать рассказу названия: «Бабушка и внук», «Ненужный подвиг», «Сломанный пароход».
Пароходик был маленьким, но совсем как настоящий. У него была жёлтая труба, две мачты с верёвочными лестницами, будочка на корме и якоря. Мальчику пароход показался замечательным и он хотел с ним поиграть. Но бабушка строго запретила это делать.
Мальчик подглядывал за человечками из-под одеяла. Потом подложил им кусочек леденца. Потом кусочек хлеба.
Кульминация наступила, когда мальчик притворился больным, и, когда бабушка ушла, стал трясти пароходик. Он ножом подковырнул палубу и всё ждал, когда побегут человечки. Герой был в жутком нетерпении.
Герой был в нетерпении, он ничего не соображал, он ломал пароходик и не думал о том, что случится дальше. А когда не нашёл человечков, у него задрожали руки.
Герой был убит горем. У него дрожали руки. Ему казалось, что всё пропало. Он спрятался от бабушки под одеяло и заревел.
Мне нравится герой этого рассказа. Он живой и естественный. Он не выдержал искушения, но ведь он был просто маленький мальчик. Он нарушил слово, и испытал огромное раскаяние. Но во многом виновато его живое воображение. Он на самом деле верил в маленьких человечков.
Мальчик раскаялся, он понял, что поступил плохо.
Никогда нельзя нарушать обещания. Это сделает больно близким людям, и самому человеку.
Источник