Меню

Смысл рассказа Как я ловил человечков Житкова

Смысл рассказа «Как я ловил человечков» Житкова

Смысл рассказа

Смысл книги

Рассказ Житкова принадлежит к жанру реалистической новеллы. И рассчитан на детскую аудиторию. Мальчик Боря ведет рассказ о истории, происшедшей с ним в детстве, которая запомнилась на всю жизнь. И о которой он сожалеет. Возможно, что мальчик — это сам автор.

Борис Степанович написал рассказ в 1934 году, в последние годы своей жизни. В произведении Б. Житков поднимает вопрос формирования и становления юной личности со всеми хорошими и плохими сторонами, с радостью и горечью. И то каким человеком вырастет юная особа, зависит от многих факторов, но главную роль имеет воспитание. В данной новелле особое место в развитии мальчика, как личности, играет близкий человек, его бабушка, строгая, но добрая и любящая женщина.

Взрослый мужчина рассказывает о неприятном случае, происшедшем с ним в детстве. Прошло уже много лет, но ему до сих пор стыдно за содеянное, ведь он очень огорчил свою любимую бабушку, не чаявшей в нем души. Она поверила его честному слову, слову маленького мужчины — не трогать очень ценную и памятную для нее вещь – замечательный пароходик ручной работы, что стоял на полке в ее комнате. Он был как настоящий: с палубой, мачтами, лесенками, рулем и блестящими якорями — и все крошечное. Небольшая будочка, размещенная на палубе, напоминала домик.

Может его изготовил и подарил юноша, любивший бабушку. И она теперь его бережет, как дорогую сердцу вещь. Но большой детский интерес и любопытство привели к непредвиденному.

Почему-то Боря решил, что на пароходике непременно должны быть человечки, и они прячутся от него именно в домике. Ему очень захотелось их увидеть. Мальчик манил их сладостями: клал на палубу крохи леденца, конфеты – они исчезали (возможно, их уносили насекомые или убирала сама бабушка), но человечки не показывались. Тайно наблюдал за ними ночью, но все тщетно. И все это делалось хитро, с обманом, чтобы бабушка не заподозрила ничего плохого и не спрятала заманчивую игрушку.

Мальчик потерял всякое терпение и решился на крайнее действие: при помощи ножа приподнял палубу, срезав лесенки. Боясь, что тайные жильцы убегут, прихлопывал пароходик рукой. Но каким же горьким было разочарование, когда выяснилось, что никого там нет и быть не могло. Да еще и родного человека обманул, прикинувшись больным. Ведь бабушка переживала и искала для него малиновое варенье.

У рассказчика с годами чувство вины притупилось, да и боль уже не такая острая. И этот случай он вспоминает с сарказмом, иронией к себе – отсюда и название «Как я ловил человечков». До чего додумался. Как я был глуп тогда.

Читайте также:  Статья 419 ТК Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового права

Смысл произведения «Как я ловил человечков»

Автор, на примере Бори, показывает юным читателям, до чего может привести непослушание и собственное любопытство. Любознательность и нетерпеливость мальчика привели к поломке запретной и такой дорогой бабушке вещи, а ведь он поклялся к нему не прикасаться и не сдержал слово. Что она о нем подумает, какая у нее будет реакция? Боря даже представил, как рассердится старенькая. Может, будет ругаться и перестанет его любить.

Только тогда, когда кораблик был испорчен, да еще напрасно – человечков не оказалось, герой рассказа осознал свою вину, очень испугался и спрятался под одеяло на кровати, услышав бабушкины шаги.

Вывод: чтобы не было горько и больно потом, нужно слушаться и уважать родителей и близких людей, которые любят и желают только добра, не обманывать и не хитрить.

Смысл финала книги «Как я ловил человечков»

Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.

В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?

Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.

Источник



тест к уроку Как я ловил человечков
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

тест по чтению 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
тест по чтению 15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Как я ловил человечков» 4 класс.

1. Куда отвезли героя рассказа, когда он был маленький?

  1. К бабушке
  2. К няне
  3. На дачу

2. Что стояло на полке у бабушки?

  1. Самолёт
  2. Пароход
  3. Поезд

3. Когда работали человечки, жившие, как думал мальчик, в корабле?

  1. По утрам
  2. По ночам
  3. По вечерам

4. Что сначала решил положить к человечкам герой рассказа?

  1. Ломтик сыра
  2. Кусок хлеба
  3. Кусочек леденца

5. Какого цвета была труба у пароходика?

  1. Жёлтая
  2. Красная
  3. Синяя

6. Из какого металла было сделано рулевое колесо пароходика?

  1. Никель
  2. Сталь
  3. Медь

7. Что можно было делать мальчику, когда бабушка водила его с собой в гости?

  1. Играть с машинками
  2. Слушать радио
  3. Гладить кошку

8. Чем натёр себе лицо мальчик, чтобы притвориться больным?

  1. Шарфом
  2. Варежками
  3. Ковром

9. За чем пошла бабушка в аптеку?

  1. За аспирином
  2. За валерьянкой
  3. За малиной

10. Что сделал с корабликом мальчик?

  1. Выбросил его
  2. Сломал его
  3. Спрятал его
  1. А
  2. В
  3. В
  4. С
  5. А
  6. С
  7. С
  8. В
  9. С
  10. В

Источник

О рассказе Бориса Житкова Как я ловил человечков

Шестакова Елена Аркадьевна Рассказ известного детского писателя Бориса Житкова «Как я ловил человечков» предназначен для детей дошкольного возраста и учеников 1-2 классов. Произведение заинтриговывает юного читателя с самого начала повествования.

Маленький мальчик Боря приехал пожить к бабушке и увидел на полке над столом удивительный кораблик – небольшой, но совсем как настоящий. Там были мачты, верёвочные лесенки-ванты, крохотный штурвал и будочка с окошками — словно настоящий домик для матросов. Впечатлительный мальчик был очарован моделью корабля. Но бабушка не разрешила ни поиграть с ним, ни даже прикоснуться: для неё это была «дорогая память». А Боря оказался заядлым фантазёром, мечтателем и вообще очень впечатлительным ребёнком. Он вообразил, что на корабле живут крошечные человечки, и их обязательно нужно увидеть, а лучше всего – поймать.
Мечта так захватила мальчишку, что он даже спать не мог: начал выслеживать человечков и выкладывать для них «приманку». Юные читатели, несомненно, тоже будут очарованы этой фантазией и загорятся желанием хоть одним глазком взглянуть на волшебных человечков, а значит, они с увлечением будут следить за всё новыми и новыми выдумками Бори, за его хитрыми способами выманить матросиков на палубу. А придумывать для человечков приключения наш герой очень горазд…

Знакомясь с иллюстрациями к книжке, например, художника Г.Лавренко, ребята-читатели составят зрительные образы крохотных человечков. Они поверят, что матросики живые, и с замиранием сердца и тайным восторгом начнут следить за приключениями игрушечных человечков. И, возможно, предложат свои собственные варианты выманивания их на свет божий. Ах, как хочется малышам вместе с героем рассказа увидеть чудесных человечков, рассмотреть их поближе, поиграть с ними! Вот это было бы счастье!

Конечно, маленький Боря искренне верит в сказки и чудеса, — но у реальной жизни всё-таки есть свои правила и законы. А потому с юных лет надо учиться различать сказку и действительность, не пытаясь полностью погрузиться в мир грёз и мечтаний. Один-единственный раз Боря попытался вернуться в реальную жизнь, подумать о последствиях своей «ловли человечков». Но буйная фантазия оказалась сильнее рассудка, а малый жизненный опыт не позволил мальчику просчитать все последствия своих действий. К сожалению, умудрённой бабушки рядом не оказалось…
И вот – первый шок от содеянного: глубокое разочарование, затем раскаяние, неудержимые слёзы, мысли о том, а каково же теперь будет бабушке… Читатели воочию видят, как ребёнок получает первый урок реальной жизни и обретает вполне зрелые ( а не младенческие) мысли о том, что нужно сначала подумать о последствиях, а потом уже что-то делать. Иначе не избежать слёз и раскаяния.
И, конечно, всем читателям жалко сказки, растаявшей, как дым. При этом можно спросить вашего ребёнка: а как Боря мог бы не разрушать, а сохранить эту сказку надолго, может быть, навсегда?

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

воскресенье, 3 января 2021 г.

Ответы к рассказу «Как я ловил человечков» по «Литературному чтению 4 класс.

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 46.

Герой рассказа занимался тем, что пытался поймать выдуманных человечков, которые обитали в игрушечном пароходике. Поэтому автор и дал рассказу такое название.

Я придумала другое название к этому рассказу: «Нарушенное обещание». А можно было дать рассказу названия: «Бабушка и внук», «Ненужный подвиг», «Сломанный пароход».

Пароходик был маленьким, но совсем как настоящий. У него была жёлтая труба, две мачты с верёвочными лестницами, будочка на корме и якоря. Мальчику пароход показался замечательным и он хотел с ним поиграть. Но бабушка строго запретила это делать.

Мальчик подглядывал за человечками из-под одеяла. Потом подложил им кусочек леденца. Потом кусочек хлеба.

Кульминация наступила, когда мальчик притворился больным, и, когда бабушка ушла, стал трясти пароходик. Он ножом подковырнул палубу и всё ждал, когда побегут человечки. Герой был в жутком нетерпении.

Герой был в нетерпении, он ничего не соображал, он ломал пароходик и не думал о том, что случится дальше. А когда не нашёл человечков, у него задрожали руки.

Герой был убит горем. У него дрожали руки. Ему казалось, что всё пропало. Он спрятался от бабушки под одеяло и заревел.

Мне нравится герой этого рассказа. Он живой и естественный. Он не выдержал искушения, но ведь он был просто маленький мальчик. Он нарушил слово, и испытал огромное раскаяние. Но во многом виновато его живое воображение. Он на самом деле верил в маленьких человечков.

Мальчик раскаялся, он понял, что поступил плохо.

Никогда нельзя нарушать обещания. Это сделает больно близким людям, и самому человеку.

Источник

Adblock
detector