Меню

Соборное уложение 1649 года 7 й класс

Соборное уложение 1649 года. 7-й класс

Класс: 7

рассмотреть основные положения Соборного Уложения 1649 г.;
– выявить значение Уложения в истории России;
– развивать навыки анализа документов;
– представить полученный результат анализа и исследования документа.

Вид урока: лабораторное занятие.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, раздаточный материал (отрывки из Соборного Уложения).

Новые понятия: Соборное Уложение (1649 г.), самодержавие, крепостное право.

Этапы:

I. Организационный. Актуализация знаний. Сообщение новой темы. Вступительное слово учителя. Учитель выдвигает учебные проблемы и определяет форму самостоятельной работы учащихся (групповая); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.

II. Самостоятельная работа учащихся с отрывками из основных глав Соборного Уложения. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

Ш. Коллективное обсуждение результатов. Могут быть представлены творческие отчеты групп, либо выступление представителей.

IV. Закрепление материала. Решение познавательных заданий.

Ход урока

I. Организационный этап

1. Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

2. Актуализация знаний. (Приложение 4. Слайд 1, 2). Сообщение новой темы. (Приложение 4. Слайд 3)

3. Вступительное слово учителя.

Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял решение разработать новый свод законов вместо устаревшего «Судебника» XVI в., а также противоречивших друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени. Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет. (Приложение 4. Слайд 4)

4. Постановка цели урока. На основе документов вам необходимо дать характеристику Соборного Уложения и его значение в формировании самодержавия и крепостного права в России.

5. Инструкция к работе.

Класс разбивается на группы, каждая из которой исследует отдельную главу Соборного Уложения и отвечает на поставленные вопросы.

II. Работа в группах.

Первая группа изучает и анализирует отрывки из 2 и 3 главы Соборного Уложения. (Приложение 1)

1. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.

Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.

1. Будет кто учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, то казнить его смертию.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и помочь им всячески чинить…, и изменника казнити смертию…

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворени от кого никакова бесчинъства и брани не было.

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе, кого обесчестит словом, посадити в тюрьму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впредь так делати…

…3. А кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот умрет, …и того убойца самого казнити смертию…

4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука…

  1. Какие преступления попадают в ранг государственных?
  2. Каковы наказания за государственные преступления?
  3. Сформулируйте вывод о характере власти царя в середине XVII в.

Вторая группа изучает и анализирует отрывки из 11 главы Соборного Уложения. (Приложение 2)

2. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.

Глава XI. Суд о крестъянех.

… А которые крестьяне …збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, без урочных лет. А впредь никому чюжих крестьян не приимать…

  1. Каков срок сыска беглых крестьян по новому законодательству?
  2. Какова степень зависимости крестьян по документу?

Третья группа изучает и анализирует отрывки из 19 главы Соборного Уложения. (Приложение 3)

3. Проанализируйте главы из Соборного Уложения и ответьте на вопросы.

Глава XIX. О посадских людех.

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и монастырския и думных и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди и всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят, и те все слободы со всеми людми … взятии за государя в тягло, опричь кабальных людей. А кабальных людей …отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы.

А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть.

  1. Вспомните, что такое “белые слободы”, “черные слободы”, “тягло”.
  2. Как изменилось положение посадских людей?

III. Творческие отчеты групп.

Представители групп выступают с результатами работы. Результаты работы групп заполняются в схеме. (Слайд 6)

IV. Закрепление материала. Решение познавательного задания. (Приложение 4. Слайд 7)

Домашнее задание. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина: § 6 (стр.53-54).

Источник

Контрольный тест 7 кл. Россия в 17 в.
тест по истории (7 класс) по теме

контрольный тест по теме «Россия в XVII в.» направлен на повторение и обобщение знаний учащихся по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
Контрольный тест 7 кл. Россия в 17 в. 23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Россия в XVII веке.

1. Михаил Романов был избран на царство в:

1) 1611 г.; 2) 1612 г.; 3) 1613 г.; 4) 1614 г.

2. Основной целью политики правительства Михаила Романова была:

1) ликвидация Речи Посполитой; 2) ликвидация последствий Смуты;

3) ликвидация независимости донского казачества; 4) церковная реформа

3. В Смоленской войне Россия воевала против:

1) Швеции; 2) Турции; 3) Речи Посполитой; 4) Крымского ханства

4. По условиям Столбовского мира Россия:

1) приобрела выход к Балтийскому морю; 2) потеряла выход к Балтийскому морю;

3) потеряла Великий Новгород; 4) вернула Смоленск

5. Капиталистические мануфактуры в России возникли на основе:

1) дворянских изменений; 2) казенных мануфактур;

3) вотчинных мануфактур; 4) мелкотоварного производства

6. Во время правления Михаила Романова патриарх Филарет:

1) не играл особой роли в жизни государства; 2) подвергался преследованиям;

3) правил на равнее с царем; 4) был выслан за границу

7. Высший орган государственной власти в России в XVII в., члены которого назначались царем, назывался:

1) Избранной Радой; 2) Боярской думой; 3) Советом старейшин; 4) Земским собором

8. Соборное Уложение 1649 г. было принято:

1) царем Алексеем Михайловичем; 2) Боярской думой; 3) Земским собором; 4) Церковным собором

9. По Соборному Уложению 1649 г. сыск беглых крестьян:

1) был уменьшен до 3-х лет; 2) остался прежним; 3) был увеличен до 7-ми лет; 4) стал бессрочным

10. Существовавшая в России XVII века форма государственного правления называлась:

1) раннефеодальной монархией; 2) сословно-представительной монархией;

3) абсолютной монархией; 4) конституционной монархией

11. Никон был избран патриархом в:

1) 1646 г.; 2) 1652 г.; 3) 1653 г.; 4) 1656 г.

12. Реформа Никона вносила изменения в:

1) систему монастырского землевладения; 2) правовое положение монастырских крестьян;

3) иерархию священнослужителей; 4) церковные обряды

13. Лидером противников реформы Никона был:

1) Е. Славинецкий; 2) А. Сатановский; 3) Д. Птицкий; 4) Аввакум

14. Противники никонианства назывались:

1) стригольниками; 2) жидовствующими; 3) старообрядцами; 4) нестяжателями

15. К числу нововведений никоновской реформы не относится :

1) положение креста двоеперстием; 2) поясные поклоны;

3) троекратное произнесение «аллилуйя»; 4) написание имени Спасителя Иисус

16. против церковной реформы был(-о) направлен(-о):

1) восстание под руководством В. Уса; 2) восстание под руководством С. Разина;

3) восстание в Соловецком монастыре; 4) Медный бунт

17. Одной из форм борьбы раскольников были:

1) массовые переходы в лютеранство; 2) массовые переходы в католичество;

3) массовые самосожжения; 4) массовые переходы в ислам

18. Соляной бунт состоялся в:

1) 1648 г.; 2) 1654 г.; 3) 1667 г.; 4) 1669 г.

19. Причиной Медного бунта явилось(-лась):

1) нехватка меди у ремесленников; 2) попытка властей переплавить медные колокола на пушки;

3) запрещение производства медных самоваров; 4) обесценивание медных денег из-за избыточного количества

20. С. Разин потерпел поражение и был ранен при осаде:

1) Астрахани; 2) Царицына; 3) Симбирска; 4) Самары

21. Медный бунт произошел в:

1) 1648 г.; 2) 1649 г.; 3) 1654 г.; 4) 1662 г.

22. На протяжении трех четвертей XVII века основные внешнеполитические усилия России были сосредоточены на:

1) восточном направлении; 2) западном направлении;

3) северо-восточном направлении; 4) южном направлении

23. Смоленская война относится к:

1) 1609-1611 гг.; 2) 1612 г.; 3) 1613 г.; 4) 1632-1634 гг.

24. К известным землепроходцам XVII века не относится :

1) А. Никитин; 2) С. Дежнев; 3) Е. Хабаров; 4) В. Атласов

25. Земли по реке Амур были открыты:

1) Василием Поярковым; 2) Ерофеем Хабаровым; 3) Семеном Дежневым; 4) Владимиром Атласовым

26. Славяно-греко-латинская академия была в:

1) 1666 г.; 2) 1675 г.; 3) 1682 г.; 4) 1687 г.

27. Во второй половине XVII века в Москве Печатным двором было выпущено более 300 тыс.:

1) Библий; 2) псалтырей; 3) букварей; 4) уставов воинской службы

28. Самым известным художником XVII века был:

1) Прокопий Чирин; 2) Никифор Савин; 3) Симон Ушаков; 4) Иван Максимов

29. В литературе XVII века:

1) зародился светский роман; 2) появились повести и лирические стихи;

3) присутствовали лишь жития святых; 4) появился новый жанр – хождение

30. Русская рукописная газета XVII века, предназначавшаяся для царской семьи и придворных, называлась:

1) «Ведомости»; 2) «Обозрение»; 3) «Курьер»; 4) «Куранты»

Источник



Проверочная работа по истории Россия в XVII в. для 7 класса

Проверочная работа по истории Россия в XVII в.: правление первых Романовых для 7 класса с ответами. Работа включает в себя 37 разноуровневых заданий.

1. Какой документ, принятый в XVII в., установил бессроч­ный сыск беглых крестьян?

1) Судебник
2) Русская Правда
3) Уложение о службе
4) Соборное уложение

2. Какие даты связаны с восстанием под предводительством Степана Разина?

1) 1598-1605 гг.
2) 1606-1607 гг.
3) 1656-1658 гг.
4) 1670-1671 гг.

3. В каком году Переяславская рада провозгласила вхожде­ние Левобережной Украины в состав России?

1) 1613 г.
2) 1634 г.
3) 1654 г.
4) 1671 г.

4. В каком году был принят свод законов, впервые вводив­ший наказания за измену государю и государству?

1) 1497 г.
2) 1550 г.
3) 1613 г.
4) 1649 г.

5. С кем Россия заключила в 166 7 г. Андрусовское перемирие?

1) Швецией
2) Османской империей
3) Речью Посполитой
4) Крымским ханством

6. Какое восстание в XVII в. было связано с денежной ре­формой?

1) Соляной бунт
2) Медный бунт
3) Соловецкое восстание
4) восстание Хлопка

7. Как с XVII в. стали называть противников церковной реформы?

1) стрельцы
2) старообрядцы
3) самозванцы
4) нестяжатели

8. Современниками были

1) патриарх Никон и протопоп Аввакум
2) Борис Годунов и Алексей Михайлович
3) Ермак Тимофеевич и Степан Разин
4) Иван Федоров и Симон Ушаков

9. И. Болотников и С. Разин известны в истории России XVII в. как

1) землепроходцы, открыватели новых земель
2) предводители восстаний
3) создатели первой датированной печатной книги
4) строители Теремного дворца Московского Кремля

10. Какой архитектурный памятник XVII в. был построен в стиле нарышкинского или московского барокко?

1) церковь Покрова в Филях
2) Теремной дворец Московского Кремля
3) собор Василия Блаженного
4) Успенский собор Московского Кремля

11. Соборное уложение — это

1) порядок назначения на государственные должности
2) роспись войск по полкам
3) свод законов
4) первая печатная книга

12. На какие две группы делилось самое многочисленное и неполноправное сословие России XVII в.?

1) крепостных и черносошных крестьян
2) бояр и дворян
3) ремесленников и купцов
4) белого и черного духовенства

13. С чьим именем связана церковная реформа XVII в.?

1) патриарха Гермогена
2) Иосифа Волоцкого
3) патриарха Никона
4) Сергия Радонежского

14. Как называлось предприятие, на котором существовало разделение труда и ручное производство?

1) посад
2) мануфактура
3) компания
4) цех

15. Памятник деревянного зодчества XVII в. — это

1) Поганкины палаты в Пскове
2) Теремной дворец Московского Кремля
3) царский дворец в селе Коломенском
4) собор Василия Блаженного на Красной площади

16. Церковная реформа патриарха Никона привела к

1) учреждению патриаршества
2) церковному расколу
3) принятию христианства
4) появлению теории «Москва — Третий Рим»

17. Что стало новым явлением в русской живописи XVII в.?

1) появление монументальной живописи (фреска, мозаика)
2) возникновение портретной живописи
3) складывание русской национальной школы иконописи
4) появление книжной миниатюры

18. Какие два из названных положений характеризуют хозяйство России в XVII в.? Запишите цифры, под которы­ми они указаны.

1) появление мануфактур
2) возникновение поместного землевладения
3) появление общероссийских ярмарок
4) сокращение количества ремесленных специальностей, производства товаров

19. Какие два из названных событий произошли в правление Алексея Михайловича? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) восстание И. Болотникова
2) Соляной бунт
3) Переяславская рада
4) Ливонская война

20. Какие два из названных положений связаны с бессроч­ным сыском беглых крестьян, установленным Соборным уложением 1649 г.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закрепление (навечно) крестьян за помещиком
2) уголовная ответственность помещика за убийство кре­стьянина, ему принадлежащего
3) получение помещиком права передавать крестьян по наследству и распоряжаться их имуществом
4) введение заповедных и урочных лет

21. Какие два из названных событий связаны с русско-польскими отношениями в XVII в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осада Чигирина
2) Смоленская война
3) Грюнвальдская битва
4) Андрусовское перемирие

22. Какие два из названных понятий связаны с XVII в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Смута
2) опричнина
3) раскол
4) ярлык

23. Какие два из названных положений отражают процесс закрепощения крестьян? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) начало складывания всероссийского рынка
2) бессрочный сыск беглых крестьян
3) изменение церковных обрядов
4) введение заповедных лет

24. Расположите в хронологической последовательности на­званные события, произошедшие в правление первых Ро­мановых. Запишите полученную последовательность цифр.

1) начало церковного раскола
2) Смоленская война
3) принятие Соборного уложения

25. Расположите в хронологической последовательности народные движения XVII в. Запишите полученную последо­вательность цифр.

1) восстание Степана Разина
2) Соляной бунт
3) Медный бунт

26. Какие два из названных имён принадлежат русским зем­лепроходцам XVII в.? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ермак Тимофеевич
2) Семен Дежнев
3) Иван Болотников
4) Ерофей Хабаров

27. Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Патриарх Никон
Б) Степан Разин
В) Михаил Романов

1) восстание 1670-1671 гг.
2) Земский собор 1613 г.
3) Переяславская Рада
4) церковный раскол

28. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию из второго столбца.

А) мануфактура
Б) крепостное право
В) гетман

1) форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикрепле­нии их к земле и полном под­чинении власти землевладельца
2) общий сход, народное собра­ние
3) предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике
4) выборный начальник украин­ского казачьего войска и вер­ховный правитель (с 1648 г.)

29. Прочитайте отрывок из сочинения Г.К. Котошихина (1630-1667) и укажите, о каком государственном учреж­дении XVII в. идет речь.

«…в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 че­ловек. А ведомы в том [учреждении] дела всех окрестных го­сударств, и послов чюжеземных принимают… также и рус­ских послов и посланников и гонцов в которое государство получится… да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свейского, немецкого, греческого, польского, татар­ского и иных языков, с 50 человек…»

30. Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите событие, о котором идет речь.

«8 января 1654 г… состоялся сход казачьего войска. Хмельницкий заявил, что жить без государя нельзя, и пред­ложил выбрать кого-либо из четырех правителей — польского короля, турецкого султана, крымского хана, русского царя. Напомнив о тех бедах, которые претерпели православные от первых трех, гетман порекомендовал четвертого. «Волим под восточного царя православного!» — единодушно отвечали ка­заки.»

31. Прочитайте отрывок из письма царю Алексею Михайло­вичу и назовите имя автора письма.

«В прошлом… божиею волею и твоим, великого государя, изволением, и всего освященнаго собора избранием был я… доставлен на патриаршество, не своим изволом, а божиим из­волением и твоим, великого государя, и всего освященного собора избранием…

И начал тебе, великому государю, досаждать и раздра­жать и с патриаршества сошел без твоего, великого государя, указу в Воскресеньской монастырь…

И сих ради всех моих вин отвержен есмь в Ферапонтов монастырь в ссылку, и есть тому шестой год…»

32. Прочитайте отрывок из работы историка и назовите царя, о котором идет речь.

«В годы правления второго государя из династии Романо­вых были окончательно преодолены последствия Смуты… За это время произошли многие важнейшие события — разин­щина, Медный, Чумной и Соляной бунты, реформа Церкви и вызванный ею Раскол, воссоединение ‘Украины с Россией…»

33. Прочитайте отрывок из свода законов XVII в. и ответьте на вопросы.

«…тех государевых беглых крестьян и бобылей (одинокие, обедневшие крестьяне) сыскивая в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые жеребьи (участки) по писцо­вым книгам с женами и с детьми и со всеми их крестьянски­ми животы (имущество, пожитки) без урочных лет.

Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылях… А отда­вати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым кни­гам всяких чинов людям без урочных лет».

1) Как назывался документ, отрывки из которого вы прочи­тали? Когда он был принят?

2) Сформулируйте (в одном предложении) основное содержа­ние прочитанного.

34. Прочитайте отрывок из «Жития» церковного деятеля XVII в. и ответьте на вопросы.

«Царь… и пишет ему послание навстречю: «Пресвященному митрополиту ___ новгороцкому и великолуцкому и всеа Русии радоватися», и прочая. Егда же приехал, с нами яко лис: челом да здорово! Ведает, что быть ему в патриар­хах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась… Егда по­ставили патриархом, та друзей не стал и в Крестовую пус­кать. в пост Великий прислал память (письменное предписание)… В памяти _________ пишет: «По преданию святых апостол и святых отец не подобает во церкви метания твори­ти на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же трема персты бы есте крестились». Мы же задумалися, со­шедши между собою;… Таже меня взяли от всенощной Борис Нелединской со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью… Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми… Посем указ пришел, велено меня из Тобольска на Лену вести за сие, что браню от Писания и укоряю ересь Ни­конову…»

1) Предположите, кто автор «Жития».

2) О каких событиях повествуется в автобиографическом «Житие»?

3) Назовите пропущенное в тексте имя.

35. Прочитайте отрывок из Соборного уложения и ответьте на вопросы.

«1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на госу­дарьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит… что он на царьское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию… А поме­стья и вотчины… изменничьи взяти на государя…
2. Также будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть, и для того своего злово умышленья начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца … и тако­ва изменника по тому же казнить смертию».

1) О каких преступлениях говорится в отрывках из доку­мента?

2) Какие наказания за описываемые преступления преду­сматривает Соборное уложение?

3) На что были направлены указанные в документе меры?

36. Рассмотрите репродукцию с картины художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» и ответьте на вопросы.

Боярыня Морозова

1) О каких событиях в истории России повествует картина?

2) За что боярыню Феодосию Морозову — родственницу ца­ря — заковали в цепи, посадили на «дровни бесчестно»?

37. Рассмотрите фотографию памятника гражданской архитектуры XVII в. — Поганкины палаты в Пскове — и от­ветьте на вопросы.

Поганкины палаты в Пскове

1) На что похож дом купца Поганкина?

2) Объясните, почему дом построен с толстыми каменными стенами и узкими небольшими окнами.

ОТВЕТЫ — Проверочная работа по истории Россия в XVII в.: правление первых Романовых для 7 класса
1-4
2-4
3-3
4-4
5-3
6-2
7-2
8-1
9-2
10-1
11-3
12-1
13-3
14-2
15-3
16-2
17-2
18-13
19-23
20-13
21-24
22-13
23-24
24-231
25-231
26-24
27-412
28-314
29. Посольский приказ
30. Переяславская рада
31. Патриарх Никон
32. Алексей Михайлович
33.
1) Соборное уложение. 1649 г.
2) Документ устанавливает бессрочный сыск беглых крестьян («без урочных лет») и их возвращение владельцам.
34.
1) Протопоп Аввакум.
2) О церковной реформе и последующем расколе.
3) Никон.
35.
1) Против государства («государьством завладеть») и царя (покуше­ние на его жизнь и здоровье).
2) Смертная казнь, а поместья изменников переходят царю.
3) На укрепление царской власти; на устойчивое положение в стране.
36.
1) О церковном расколе.
2) Феодосия Морозова была сторонницей старообрядчества (рас­кольница) и за это была арестована.
37.
1) На крепость.
2) Для сохранения купеческого добра от воров и пожара.

Источник

«Московская Русь (XIV-XVII веков)»

31. Как называлась письменная форма сделок в ХV-ХVI веках в Русском государстве?
кабала

32. Как назывались постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию Русского государства?
приказы

33. Как назывался опрос местных жителей относительно конкретного, определенного лица, подозреваемого в совершении преступления?
«повальный обыск»

34. Какая группа преступлений занимала первое место в Соборном уложении 1649 г.?
преступления против веры

35. Какая особенность характерна для Судебника 1497 г.?
нормы права излагались без четкой системы

36. Какие крестьяне назывались чернотягловыми в период образования Русского централизованного государства?
крестьяне, которые несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя

37. Какие новые институты уголовного права появились в Соборном уложении 1649 г.?
деление преступлений на умышленные и неосторожные и институт необходимой обороны

38. Каким способом Михаил Федорович Романов получил верховную власть?
в результате избрания на Земском соборе

39. Каково было основное направление развития наследственного права в XIV-XVI веках в Русском государстве?
расширение круга наследников и прав наследователя

40. Какой договор, согласно Соборному уложению 1649 г., считался недействительным?
договор, заключенный в состоянии опьянения, с применением силы или путем обмана

41. Какой документ был первым печатным кодексом России, разосланным во все приказы и на места?
Соборное уложение 1649 года

42. Какой принципиально новый высший орган государства появился в период соборной монархии?
земские соборы

43. Когда были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности?
во второй половине XVI — первой половине XVII веков

44. Когда начался процесс всеобщего закрепощения крестьян?
с середины XV века

45. Кто был первым русским царем?
Иван IV

Источник

Читайте также:  Тест по избирательному праву 20 вопросов с ответами
Adblock
detector