Меню

Статья 13 Соблюдение врачебной тайны

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию;

3.1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел:

а) о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

б) о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может сообщить данные о своей личности;

в) о смерти пациента, личность которого не установлена;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

11) утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ.

Как указала Писарева К.С, оставление в силе обжалуемого решения суда и сохранение действия Приказа узаконивает существующую практику грубого нарушения статьи 23 Конституции Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации статьи 10 Федерального закона «О персональных данных», статей 65 и 86 Трудового кодекса Российской Федерации.

Более того Судебная коллегия приходит к выводу, что приведенное в жалобе суждение о необходимости сообщения сторонам информации о состоянии здоровья присяжного заседателя противоречит требованиям о соблюдении врачебной тайны, установленным в ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Вопреки доводам защитников об их унижении председательствующим подобных действий и высказываний в протоколе судебного заседания не зафиксировано.

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, согласно частям 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» составляют врачебную тайну.

Источник

Основания и порядок разглашения сведений, составляющих врачебную тайну

По общему правилу, в соответствии со статьей 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения, составляющие врачебную тайну не подлежат разглашению, за исключением случаев, когда есть письменное согласие лица или его законного представителя на разглашение конфиденциальной информации третьим лицам.

Значимость института врачебной тайны является бесспорной, тем не менее, права личности могут быть ограничены. Возможность ограничения прав и свобод граждан закреплена в статье 55 Конституции Российской Федерации, где указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом…». Таким образом, перечень случаев, когда разглашение врачебной тайны допустимо, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Такими случаями являются:

1. Предоставление сведений составляющих врачебную тайну в целях обследования и лечения лиц, которые не способны самостоятельно выразить свою волю

В указанном случае понимается такое состояние пациента, когда медицинское вмешательство необходимо проводить по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека. Или же при отсутствии законных представителей лица, если пациент страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Понятие «заболевания, представляющего опасность ля окружающих» нами будет подробно рассмотрено в следующем пункте.

К сожалению, в действующем законодательстве не раскрывается понятие «экстренные показания», однако в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» содержится перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, а именно:

  • Отсутствие сознания;
  • Остановка дыхания и кровообращения;
  • Наружные кровотечения;
  • Инородных тела верхних дыхательных путей;
  • Травмы различных областей тела;
  • Ожоги, воздействие высоких температур, теплового излучения;
  • Отморожение и другие эффекты воздействий низких температур;
  • Отравления.

Таким образом, можно предположить, что наличие одного из вышеуказанных состояний и не способность лица выразить свою волю на медицинское вмешательство является основанием для правомерного разглашения сведений, составляющих врачебную тайну при необходимости.

2. В случае возникновения угрозы распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений

В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 указан перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, следовательно, при наличии одного из указанных в нем заболеваний, допустимо разглашение сведений о диагнозе пациента с целью предотвращения массового распространения инфекционных заболеваний.

В перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих включены следующие болезни:

  • ВИЧ;
  • Вирусные геморрагические лихорадки и вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими;
  • Гельминтозы;
  • Гепатит В;
  • Гепатит С;
  • Дифтерия;
  • Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;
  • Лепра;
  • Малярия;
  • Педикулез, акариаз и другие инфестации;
  • Сап и мелиоидоз;
  • Сибирская язва;
  • Туберкулез;
  • Холера;
  • Чума;
  • Коронавирусная инфекция.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических организациях. А лиц, страдающих туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, включают в соответствующий Федеральный регистр, в котором указывается ФИО пациента, место его жительства, паспортные данные, диагноз заболевания и иные необходимые сведения. Данные мероприятия связаны с тем, что указанные выше инфекционные заболевания, характеризуются тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, а также быстрым распространением среди населения.

Как мы уже сказали выше, кроме закрытого перечня инфекционных заболеваний, при возникновении массовых отравлений и поражений также допустимо разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. под массовыми неинфекционными заболеваниями, то есть отравлениями, понимают заболевания человека, вызванные воздействием физических и/или химических, и/или социальных факторов среды обитания. То есть, в данном случае происходит массовая интоксикация организма у группы людей, в результате воздействия токсичных веществ путем попадания на кожу и слизистые поверхности, абсорбции через дыхательные пути, употребления с водой или пищей. Массовым признается заболевание, если количество лиц, обратившихся за медицинской помощью, превышает количество пациентов, которое по нормам или сложившейся практике принимает врач в течении одного рабочего дня.

3. По запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» в связи с расследуемыми уголовными или находящимися в производстве административными делами полиция вправе запрашивать по мотивированному запросу от медицинских организаций сведения:

  • о лицах, поступивших с телесными повреждениями или ранениями насильственного характера или полученные в результате ДТП;
  • о лицах, имеющих противопоказания к управлению транспортными средствами;
  • о лицах, больных наркоманией на которых судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактическое лечение или социальную реабилитацию в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без соответствующего врачебного назначения.

Также полиция вправе запрашивать данные патологоанатомического или судебно-медицинского исследования умерших лиц, если имеются основания полагать, что смерть наступила в результате противоправных деяний или в случае, если лицо скончалось дома.

Выемка медицинской документации осуществляется на основании судебного решения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 г. № 19 № О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан».

Тем не менее, следует учитывать, что при отсутствии согласия лица или его законного представителя сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены медицинской организацией по запросу дознавателя или следователя в связи с проведением проверки по сообщению о факте преступления, в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

Читайте также:  Тест Feste in Deutschland Ostern

4. При оказании медицинской помощи лицам, не достигшим 15-летнего возраста, а также лицам больным наркоманией, не достигшим возраста 16-ти лет, с целью информирования их родителей или законных представителей

В данном случае сообщение родителям или законным представителям несовершеннолетнего лица сведений о состоянии его здоровья является необходимой мерой, в связи с тем, что они обязаны заботиться о здоровье своих детей в соответствии со статьей 63 Семейного кодекса РФ.

Хотелось бы отметить, что в современных реалиях необходима корректировка данной нормы, так как лица, достигшие возраста 15 лет, но не достигшие совершеннолетия, то есть 18 лет, имеют право на получение информации о состоянии своего здоровья лично. В данном случае, родители или законные представители без согласия их ребенка не могут получить доступ к врачебной тайне, а в данном возрасте подростки склоны скрывать информацию от своих родителей. В тоже время, с родителей не снимается ответственность за состояние здоровья их детей, что входит в противоречие с действующим законодательством.

Группой парламентариев инициировано внесение поправок в ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законопроектом № 835025-7 в части распространение права родителей на получение информации о здоровье их несовершеннолетних детей до достижения ими возраста 18-ти лет, который в данный момент находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по охране здоровья. Принятие указанных поправок, на наш взгляд, смогло бы устранить существующий пробел в действующем законодательстве и существенным образом повлиять на состояние здоровья несовершеннолетних в связи с тем, что лечение заболеваний, а не сокрытие их от взрослых по различным причинам, является приоритетной задачей в части сохранения здоровья будущего поколения.

5. В случае наличия обстоятельств, которые позволяют полагать, что вред здоровью был причинен в результате противоправных деяний

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 565н « Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» медицинские организации передают в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации о поступлении или обращении пациентов при наличии у них следующих признаков причинения вреда здоровью:

  • Огнестрельного ранения;
  • Ранений и травм, полученных при взрывах или иных происшествиях, разрешение заявлений которых отнесено к компетенции ОВД;
  • Колотых, резаных, колото-резанных, рваных ран;
  • Переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;
  • Гематомы внутренних органов, ушибы или сотрясение головного мозга;
  • Повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;
  • Механическая асфиксия;
  • Поражение электрическим током;
  • Состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых или психотропных веществ;
  • Признаки изнасилования или насильственных действий сексуального характера;
  • Признаки проведения вмешательств с целью аборта вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
  • Истощении;
  • А также любые иные признаки, дающие основание полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий третьих лиц.

6. При проведении военно-врачебной экспертизы

В связи с тем, что в соответствии со статьей 61 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» военно-врачебная экспертиза производится в целях определения годности к военной службе, установления причин увечий и заболеваний военнослужащих разглашение сведений составляющих врачебную тайну является необходимым для определения состояния здоровья лица и принятия решения о призыве на военную службу, поступлении в военные образовательные организации среднего или высшего образования, призыве на военные сборы и прочее.

На основании Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» по окончании проведения военно-врачебной экспертизы медики предоставляют заключение (врачебно-военный исход) в котором указываются результаты обследования и лечения и дают основание для вынесения заключения о категории годности гражданина к военной службе. С указанным документом знакомятся в военных комиссариатах, где выносится заключение о месте службы, роде войск (месте альтернативной гражданской службы) или освобождении от военной службы.

7. В случае расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, либо несчастного случая с обучающимся во время его нахождения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в случае несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией

Раскрытие врачебной тайны о состоянии здоровья лица при указанных выше несчастных случаях является необходимой мерой для всестороннего и полного расследования причиненного вреда здоровью.

В Приказе Минздравсоцразвития РФ №275 от 15.04.2005 г. «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» содержится учетная форма № 315-у «Медицинское заключение о характере и полученных повреждений здоровья в результате несчастного случае на производстве и степени их тяжести». В соответствии со статьей 229.2 Трудового Кодекса РФ медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждений, причиненных здоровью работника или причине его смерти, является обязательным составляющим при расследовании каждого несчастного случая.

8. В случае обмена информацией между медицинскими учреждениями с учётом соблюдения требований законодательства о персональных данных

Обмен информацией между медицинскими учреждениями может проводится с различными целями, но в основном он осуществляется для обеспечения:

  • Информационного взаимодействия между организациями в рамках оказания медицинской помощи, включая направление пациентов в иные медицинские организации при наличии соответствующих показаний;
  • Информационного взаимодействия с централизованными региональными и федеральными информационными ресурсами в части обмена информацией, непосредственно связанной с лечебно-диагностическим процессом.

В целях единообразного функционирования информационных систем были подготовлены и выпущены «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций» утвержденные Минздравом РФ от 01.02.2016 г.

Обмен информацией между медицинскими учреждениями осуществляется всегда с неукоснительным соблюдением норм действующего законодательства о защите персональных данных с целью недопущения распространения сведений, составляющих врачебную тайну.

9. При осуществлении учета и контроля в системе социального страхования

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством выплаты застрахованным лицам при наступлении страхового случая производятся из бюджета фонда социального страхования, то последний, в свою очередь, имеет право на учет и контроль за расходованием бюджетных средств.

Следует обратить внимание, на то, что основными статьями расходов в системе социального страхования являются: выплаты пособий по листкам временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение, выплаты в связи с наступлением инвалидности и иные страховые случаи, касающиеся временной или стойкой утраты трудоспособности лица. Закономерно предполагать, что контроль за выдачей больничных листков и правомерностью установления инвалидности является целесообразным, так как на выплаты расходуются бюджетные средства. При проведении такого рода проверок в подавляющем большинстве случаев для анализа экспертам требуется медицинская карта больного. Предоставление в данном случае необходимой документации, содержащей врачебную тайну, является необходимым для осуществления контроля за действиями медицинских работников, влекущими правовые последствия в виде наступления страхового случая и назначения указанных выплат.

10. При осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со статьей 87 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» осуществляется в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля. Контроль за медицинской деятельностью является необходимым условием нормального функционирования системы здравоохранения в связи с тем, что благодаря ему удается пресечь и/или выявить правонарушения при осуществлении медицинской деятельности.

Доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, при осуществлении контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности необходим при проведении проверок соблюдения медицинскими организациями порядков и стандартов оказания медицинской помощи, соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований, диспансеризаций.

Так, например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 3810н от 07.06.2019г. «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью обеспечения прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, соблюдение требований по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Во исполнение указанных целей все медицинские организации вне зависимости от формы собственности должны проводить:

  • Оценку качества и безопасности медицинской деятельности, а также сбор статистических данных, которые отражают качество и безопасность медицинской деятельности;
  • Учет побочных действий от лекарственных препаратов, использований медицинских изделий;
  • Учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности, в частности обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда здоровью или повлекших причинение вреда здоровью гражданам или медицинским работникам.

Следовательно, во исполнение указанных целей возникает необходимость в доступе к сведениям, составляющим врачебную тайну, без анализа которых не представляется возможным осуществления в полном объеме контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности.

Обобщая рассмотренные нами случаи разглашения врачебной тайны без согласия лица, можно сказать, что все они являются оправданными и необходимыми. В некоторых случаях они направлены непосредственно на защиту жизни и здоровья самого пациента, в других случаях на защиту окружающих лиц. Принимая во внимание, что данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, недопустимо говорить о возможных незаконны ограничениях прав и свобод лица, в связи с разглашением сведений, составляющих врачебную тайну.

Источник

Врачебная тайна пациента

Врачебная тайна пациента фото

Каждый пациент в ходе диагностики, лечения и профилактики развития заболеваний сообщает врачу некоторые персональные сведения, которые считаются конфиденциальными данными. Определение “врачебная тайна” предполагает неразглашение медицинским работником информации, полученной в результате общения с пришедшим за помощью человеком.

В данном материале будут разобраны юридические аспекты термина, а также случаи, когда разглашение врачебной тайны имеет место быть.

Тайна пациента

Согласно законам Российской Федерации, все персональные данные, которые пациент добровольно передал сотрудникам сферы здравоохранения (причем не только своему лечащему доктору, а любому представителю медицинского персонала), не должны передаваться третьим лицам. Требование распространяется даже на близких родственников.

Так, например, доктор не может рассказать дедушке о найденных у ребенка патологиях или заболеваниях, не спросив разрешения. Законными представителями малолетнего в данном случае являются родители, поэтому только они могут позволить (или запретить) разглашать диагноз, иначе это и будет считаться нарушением врачебной тайны.

Список информации, которая подпадает под данную формулировку, определяется федеральным законом №323 и объединяет:

  • данные об обстоятельствах обращения в медицинскую организацию;
  • сведения о состоянии здоровья человека, а также установленных диагнозах;
  • иную личную информацию, сообщенную пациентом в процессе терапии.

Все данные о больном хранятся в тайне не только на протяжении всей жизни человека, но и после его кончины.

Все данные о больном хранятся в тайне на протяжении всей жизни человека

Когда разглашение врачебной тайны без согласия пациента допускается?

Существует ряд ситуаций, когда персональные сведения могут быть переданы третьим лицам:

  • при физической неспособности больного выражать свою волю;
  • по требованию компетентных органов (прокуратура, судебные инстанции и т.д.);
  • при серьезной угрозе распространения пандемии;
  • при наличии побоев и травм, нанесенных насильственно;
  • при передаче карты пациента в иную лечебную организацию;
  • в процессе расследования обстоятельств, приведших к трагедии на предприятии или в образовательном центре;
  • для контроля полноты оказываемой медицинской помощи.
Читайте также:  Французская классика что такое киш

Разглашение врачебной тайны без согласия пациента: ответственность

Уважать переданные больными конфиденциальные данные обязаны не только лечащие врачи, но также:

  • медсестры;
  • младший медицинский персонал;
  • работники аптек;
  • персонал, работающий в регистратуре;
  • учащиеся, проходящие ординатуру и интернатуру в лечебном учреждении;
  • представители контролирующих органов, обладающие правом получения персональной информации о больных вследствие проведения расследования.

За нарушение регламентированной законодательными актами медицинской тайны сотрудники сферы здравоохранения могут быть наказаны следующими видами взысканий:

  • дисциплинарное – выговор, замечание или лишение должности;
  • гражданско-правовое – возмещение понесенных больным неудобств путем денежной выплаты;
  • административное – истребование с медработника штрафа в размере до 1 000 рублей, а с руководителя организации – до 5 000 рублей.

За разглашение данных предусмотрены различные меры ответственности

Разглашение медицинской тайны без согласия пациента: статья

Согласно части 2 статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, за разглашение медработником медицинской тайны предусмотрено и уголовное наказание. Оно может выражаться в:

  • обязательной денежной выплате в размере до 300 000 рублей;
  • лишении права оказывать лечебную помощь (до пяти лет);
  • общественных работах (до четырех лет);
  • заключении (до шести месяцев);
  • тюремном сроке (до четырех лет).

Врачебная тайна пациента

Разглашение медицинской тайны без согласия пациента – серьезное правонарушение, которое, в зависимости от ситуации, может повлечь за собой наказания разного характера. Однако, чтобы привлечь к ответственности виновных, сначала необходимо доказать факт совершения преступления. Для этого представителям контролирующих сферу здравоохранения органов нужно предъявить документальное свидетельство нарушения закона.

Поскольку информация чаще всего передается устно, доказать свою правоту пациенту бывает очень сложно, если не сказать невозможно.

Но в некоторых случаях вопрос целесообразности сохранения медицинской тайны подвергается сомнению. Например, когда у больного находят психические отклонения, косвенно подвергающие его жизнь опасности, по-человечески правильно сообщить о диагнозе родным, хотя это прямое нарушение медицинской тайны.

А необходимо ли держать в секрете положительный результат анализа на наличие вируса иммунодефицита, если заболевание может передаться близким бытовым путем? Это сложные моменты, которые остаются на совести медработника.

Тему врачебной тайны освещает в своих семинарах Полина Габай

Хотите знать больше?

Юрисконсульт по медицинскому праву Полина Габай проводит цикл «5 шагов к юридической безопасности врача и клиники», где также затрагивается вопрос врачебной тайны и его аспекты в практической деятельности врача.

Цикл включает в себя следующие семинары:

Запись любой из семинаров авторского образовательного цикла «5 шагов к юридической безопасности врача и клиники», еще открыта.

Источник



Правовой режим врачебной тайны

В настоящей статье разбираем понятие, особенности правового режима врачебной тайны и ответственности за ее разглашение.

Что такое врачебная тайна?

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №323-ФЗ) врачебной тайной являются сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Каков правовой режим сведений, составляющих врачебную тайну?

По общему правилу сведения, составляющие врачебную тайну, не подлежат разглашению. В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона №323-ФЗ разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

В каких случаях допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя?

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях:

— в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

— при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

— по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания;

— в целях осуществления контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

— в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста 15 лет, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

— в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

— в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

— в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

— при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

— в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

— в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Необходимо также отметить, что Конституционный суд РФ определил правовой режим доступа к информации о состоянии здоровья и медицинской документации пациента после его смерти. По мнению Конституционного суда РФ, медицинская информация, непосредственно касающаяся не самого гражданина, а его умерших близких (супруга, родственника и др.), как связанная с памятью о дорогих ему людях, может представлять для него не меньшую важность, чем сведения о нем самом, а потому отказ в ее получении, особенно в тех случаях, когда наличие такой информации помогло бы внести ясность в обстоятельства смерти, существенно затрагивает его права — как имущественные, так и личные неимущественные. Следовательно, суд разрешил выдавать супругу (супруге), близким родственникам умершего пациента его медицинские документы, содержащие врачебную тайну. Подробнее о практике применения положений закона, касающихся врачебной тайны, в статье.

Какая ответственность предусмотрена за разглашение врачебной тайны?

За разглашение врачебной тайны законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:

Источник

Основания и порядок разглашения сведений, составляющих врачебную тайну

По общему правилу, в соответствии со статьей 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения, составляющие врачебную тайну не подлежат разглашению, за исключением случаев, когда есть письменное согласие лица или его законного представителя на разглашение конфиденциальной информации третьим лицам.

Значимость института врачебной тайны является бесспорной, тем не менее, права личности могут быть ограничены. Возможность ограничения прав и свобод граждан закреплена в статье 55 Конституции Российской Федерации, где указано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом…». Таким образом, перечень случаев, когда разглашение врачебной тайны допустимо, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию. Такими случаями являются:

1. Предоставление сведений составляющих врачебную тайну в целях обследования и лечения лиц, которые не способны самостоятельно выразить свою волю

В указанном случае понимается такое состояние пациента, когда медицинское вмешательство необходимо проводить по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека. Или же при отсутствии законных представителей лица, если пациент страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Понятие «заболевания, представляющего опасность ля окружающих» нами будет подробно рассмотрено в следующем пункте.

К сожалению, в действующем законодательстве не раскрывается понятие «экстренные показания», однако в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» содержится перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, а именно:

  • Отсутствие сознания;
  • Остановка дыхания и кровообращения;
  • Наружные кровотечения;
  • Инородных тела верхних дыхательных путей;
  • Травмы различных областей тела;
  • Ожоги, воздействие высоких температур, теплового излучения;
  • Отморожение и другие эффекты воздействий низких температур;
  • Отравления.

Таким образом, можно предположить, что наличие одного из вышеуказанных состояний и не способность лица выразить свою волю на медицинское вмешательство является основанием для правомерного разглашения сведений, составляющих врачебную тайну при необходимости.

2. В случае возникновения угрозы распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений

В постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 указан перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, следовательно, при наличии одного из указанных в нем заболеваний, допустимо разглашение сведений о диагнозе пациента с целью предотвращения массового распространения инфекционных заболеваний.

В перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих включены следующие болезни:

  • ВИЧ;
  • Вирусные геморрагические лихорадки и вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими;
  • Гельминтозы;
  • Гепатит В;
  • Гепатит С;
  • Дифтерия;
  • Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем;
  • Лепра;
  • Малярия;
  • Педикулез, акариаз и другие инфестации;
  • Сап и мелиоидоз;
  • Сибирская язва;
  • Туберкулез;
  • Холера;
  • Чума;
  • Коронавирусная инфекция.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 43 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических организациях. А лиц, страдающих туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, включают в соответствующий Федеральный регистр, в котором указывается ФИО пациента, место его жительства, паспортные данные, диагноз заболевания и иные необходимые сведения. Данные мероприятия связаны с тем, что указанные выше инфекционные заболевания, характеризуются тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, а также быстрым распространением среди населения.

Как мы уже сказали выше, кроме закрытого перечня инфекционных заболеваний, при возникновении массовых отравлений и поражений также допустимо разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. под массовыми неинфекционными заболеваниями, то есть отравлениями, понимают заболевания человека, вызванные воздействием физических и/или химических, и/или социальных факторов среды обитания. То есть, в данном случае происходит массовая интоксикация организма у группы людей, в результате воздействия токсичных веществ путем попадания на кожу и слизистые поверхности, абсорбции через дыхательные пути, употребления с водой или пищей. Массовым признается заболевание, если количество лиц, обратившихся за медицинской помощью, превышает количество пациентов, которое по нормам или сложившейся практике принимает врач в течении одного рабочего дня.

Читайте также:  Последовательность действий при проведении базовых реанимационных мероприятий у взрослых тест

3. По запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции» в связи с расследуемыми уголовными или находящимися в производстве административными делами полиция вправе запрашивать по мотивированному запросу от медицинских организаций сведения:

  • о лицах, поступивших с телесными повреждениями или ранениями насильственного характера или полученные в результате ДТП;
  • о лицах, имеющих противопоказания к управлению транспортными средствами;
  • о лицах, больных наркоманией на которых судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактическое лечение или социальную реабилитацию в связи с употреблением наркотических средств или психотропных веществ без соответствующего врачебного назначения.

Также полиция вправе запрашивать данные патологоанатомического или судебно-медицинского исследования умерших лиц, если имеются основания полагать, что смерть наступила в результате противоправных деяний или в случае, если лицо скончалось дома.

Выемка медицинской документации осуществляется на основании судебного решения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 г. № 19 № О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан».

Тем не менее, следует учитывать, что при отсутствии согласия лица или его законного представителя сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены медицинской организацией по запросу дознавателя или следователя в связи с проведением проверки по сообщению о факте преступления, в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

4. При оказании медицинской помощи лицам, не достигшим 15-летнего возраста, а также лицам больным наркоманией, не достигшим возраста 16-ти лет, с целью информирования их родителей или законных представителей

В данном случае сообщение родителям или законным представителям несовершеннолетнего лица сведений о состоянии его здоровья является необходимой мерой, в связи с тем, что они обязаны заботиться о здоровье своих детей в соответствии со статьей 63 Семейного кодекса РФ.

Хотелось бы отметить, что в современных реалиях необходима корректировка данной нормы, так как лица, достигшие возраста 15 лет, но не достигшие совершеннолетия, то есть 18 лет, имеют право на получение информации о состоянии своего здоровья лично. В данном случае, родители или законные представители без согласия их ребенка не могут получить доступ к врачебной тайне, а в данном возрасте подростки склоны скрывать информацию от своих родителей. В тоже время, с родителей не снимается ответственность за состояние здоровья их детей, что входит в противоречие с действующим законодательством.

Группой парламентариев инициировано внесение поправок в ч. 2 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законопроектом № 835025-7 в части распространение права родителей на получение информации о здоровье их несовершеннолетних детей до достижения ими возраста 18-ти лет, который в данный момент находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по охране здоровья. Принятие указанных поправок, на наш взгляд, смогло бы устранить существующий пробел в действующем законодательстве и существенным образом повлиять на состояние здоровья несовершеннолетних в связи с тем, что лечение заболеваний, а не сокрытие их от взрослых по различным причинам, является приоритетной задачей в части сохранения здоровья будущего поколения.

5. В случае наличия обстоятельств, которые позволяют полагать, что вред здоровью был причинен в результате противоправных деяний

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. № 565н « Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» медицинские организации передают в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации о поступлении или обращении пациентов при наличии у них следующих признаков причинения вреда здоровью:

  • Огнестрельного ранения;
  • Ранений и травм, полученных при взрывах или иных происшествиях, разрешение заявлений которых отнесено к компетенции ОВД;
  • Колотых, резаных, колото-резанных, рваных ран;
  • Переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;
  • Гематомы внутренних органов, ушибы или сотрясение головного мозга;
  • Повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;
  • Механическая асфиксия;
  • Поражение электрическим током;
  • Состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых или психотропных веществ;
  • Признаки изнасилования или насильственных действий сексуального характера;
  • Признаки проведения вмешательств с целью аборта вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
  • Истощении;
  • А также любые иные признаки, дающие основание полагать, что вред здоровью причинен в результате противоправных действий третьих лиц.

6. При проведении военно-врачебной экспертизы

В связи с тем, что в соответствии со статьей 61 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» военно-врачебная экспертиза производится в целях определения годности к военной службе, установления причин увечий и заболеваний военнослужащих разглашение сведений составляющих врачебную тайну является необходимым для определения состояния здоровья лица и принятия решения о призыве на военную службу, поступлении в военные образовательные организации среднего или высшего образования, призыве на военные сборы и прочее.

На основании Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» по окончании проведения военно-врачебной экспертизы медики предоставляют заключение (врачебно-военный исход) в котором указываются результаты обследования и лечения и дают основание для вынесения заключения о категории годности гражданина к военной службе. С указанным документом знакомятся в военных комиссариатах, где выносится заключение о месте службы, роде войск (месте альтернативной гражданской службы) или освобождении от военной службы.

7. В случае расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, либо несчастного случая с обучающимся во время его нахождения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в случае несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией

Раскрытие врачебной тайны о состоянии здоровья лица при указанных выше несчастных случаях является необходимой мерой для всестороннего и полного расследования причиненного вреда здоровью.

В Приказе Минздравсоцразвития РФ №275 от 15.04.2005 г. «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» содержится учетная форма № 315-у «Медицинское заключение о характере и полученных повреждений здоровья в результате несчастного случае на производстве и степени их тяжести». В соответствии со статьей 229.2 Трудового Кодекса РФ медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждений, причиненных здоровью работника или причине его смерти, является обязательным составляющим при расследовании каждого несчастного случая.

8. В случае обмена информацией между медицинскими учреждениями с учётом соблюдения требований законодательства о персональных данных

Обмен информацией между медицинскими учреждениями может проводится с различными целями, но в основном он осуществляется для обеспечения:

  • Информационного взаимодействия между организациями в рамках оказания медицинской помощи, включая направление пациентов в иные медицинские организации при наличии соответствующих показаний;
  • Информационного взаимодействия с централизованными региональными и федеральными информационными ресурсами в части обмена информацией, непосредственно связанной с лечебно-диагностическим процессом.

В целях единообразного функционирования информационных систем были подготовлены и выпущены «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций» утвержденные Минздравом РФ от 01.02.2016 г.

Обмен информацией между медицинскими учреждениями осуществляется всегда с неукоснительным соблюдением норм действующего законодательства о защите персональных данных с целью недопущения распространения сведений, составляющих врачебную тайну.

9. При осуществлении учета и контроля в системе социального страхования

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством выплаты застрахованным лицам при наступлении страхового случая производятся из бюджета фонда социального страхования, то последний, в свою очередь, имеет право на учет и контроль за расходованием бюджетных средств.

Следует обратить внимание, на то, что основными статьями расходов в системе социального страхования являются: выплаты пособий по листкам временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение, выплаты в связи с наступлением инвалидности и иные страховые случаи, касающиеся временной или стойкой утраты трудоспособности лица. Закономерно предполагать, что контроль за выдачей больничных листков и правомерностью установления инвалидности является целесообразным, так как на выплаты расходуются бюджетные средства. При проведении такого рода проверок в подавляющем большинстве случаев для анализа экспертам требуется медицинская карта больного. Предоставление в данном случае необходимой документации, содержащей врачебную тайну, является необходимым для осуществления контроля за действиями медицинских работников, влекущими правовые последствия в виде наступления страхового случая и назначения указанных выплат.

10. При осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии со статьей 87 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» осуществляется в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля. Контроль за медицинской деятельностью является необходимым условием нормального функционирования системы здравоохранения в связи с тем, что благодаря ему удается пресечь и/или выявить правонарушения при осуществлении медицинской деятельности.

Доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, при осуществлении контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности необходим при проведении проверок соблюдения медицинскими организациями порядков и стандартов оказания медицинской помощи, соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, осмотров, освидетельствований, диспансеризаций.

Так, например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 3810н от 07.06.2019г. «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью обеспечения прав граждан на доступную и качественную медицинскую помощь, соблюдение требований по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

Во исполнение указанных целей все медицинские организации вне зависимости от формы собственности должны проводить:

  • Оценку качества и безопасности медицинской деятельности, а также сбор статистических данных, которые отражают качество и безопасность медицинской деятельности;
  • Учет побочных действий от лекарственных препаратов, использований медицинских изделий;
  • Учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности, в частности обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда здоровью или повлекших причинение вреда здоровью гражданам или медицинским работникам.

Следовательно, во исполнение указанных целей возникает необходимость в доступе к сведениям, составляющим врачебную тайну, без анализа которых не представляется возможным осуществления в полном объеме контроля за качеством и безопасностью медицинской деятельности.

Обобщая рассмотренные нами случаи разглашения врачебной тайны без согласия лица, можно сказать, что все они являются оправданными и необходимыми. В некоторых случаях они направлены непосредственно на защиту жизни и здоровья самого пациента, в других случаях на защиту окружающих лиц. Принимая во внимание, что данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, недопустимо говорить о возможных незаконны ограничениях прав и свобод лица, в связи с разглашением сведений, составляющих врачебную тайну.

Источник

Adblock
detector