Меню

Тест Большая пятерка Big Five Пятифакторный личностный опросник Р МакКрае П Коста

Тест Большая пятерка (Big Five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста)

Тест Большая пятерка (Big Five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста)

Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big five), разработан американскими психологами Р. МакКраэ и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета — модели личности.

Таким образом, модель большая пятёрка (Big five) – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека (см. рис.1).

Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов: 1) экстраверсия – интроверсия;
2) привязанность – обособленность;
3) самоконтроль – импульсивность;
4) эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
5) экспрессивность – практичность.


Рис.1. Модель «Большая пятерка» (Big five)

В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А. Б. Хромовым в 1999 г.

Прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».

Источник

Пятифакторная модель личности и опросник Большая пятерка (5PFQ)

В психологии «Большая пятерка» (Big five) – это пятифакторная модель личности, разработанная таким образом, чтобы из набора входящих в нее черт можно было составить структурированный и довольно полный портрет личности. Эта модель включает 5 основных факторов, каждый из которых, в свою очередь, объединяет группу черт. В большинстве исследований они называются первичными факторами. Измерить показатели «Большой пятерки» предлагает тест с соответствующим названием – пятифакторный опросник личности (у нас представлен вариант 5PFQ). Сам опросник вы найдете чуть ниже (на нашем сайте его можно пройти бесплатно онлайн), а до этого мы расскажем подробнее о самой пятифакторной модели.

Пятифакторная модель личности

Как мы уже отметили, пятифакторная модель позволяет описать личность структурированно, охватив самые разные ее стороны. Так, классическая «Большая пятерка» выделяет следующие основные факторы (их еще называют вторичными):

  • нейротизм (neuroticism), также встречается перевод – неврозность;
  • экстраверсия (extraversion);
  • открытость опыту (openness to experience), еще встречается вариант – открытость познанию;
  • согласие, или сотрудничество (agreebleness), она же – уживчивость,
  • сознательность, или добросовестность (conscientiousness).

Основные факторы – большие и достаточно независимые другу от друга группы черт личности. Каждая из этих групп объединяет черты меньшего «масштаба» – первичные факторы. Их точный список разнится у разных исследователей, однако общее направление, безусловно, совпадает.

Пятифакторная модель личности Большая пятерка

  • Добросовестность включает надежность, ответственность, скрупулезность в работе, дисциплинированность, самоконтроль, организованность.
  • В экстраверсию входят черты, свойственные интровертам или экстравертам, – коммуникабельность, общительность, разговорчивость, стремление к компании и т.д.
  • В чем-то близко согласие, или сотрудничество, – эта группа посвящена тому, насколько человек стремится к социуму. Включенные в нее аспекты характеризуют то, приятна ли личность в общении, старается ли найти общий язык с другими или, напротив, грубит, отталкивает, обосабливается. Здесь же поднимаются вопросы того, умеет ли человек сочувствовать, понимать эмоции и чувства других людей, добр ли он, эгоистичен или нет.
  • Нейротизм, говоря в общем,– показатель эмоциональной стабильности/нестабильности, чувствительности, нервозности, беспокойности, раздражительности.
  • Открытость опыту передает то, готов ли человек к восприятию нового, нравится ли ему постигать, изучать что-либо, предрасположен ли он к фантазиям, креативности, насколько у него развито воображение.

Подробнее см. в расшифровке к тесту.

Немного из истории теста

Пятифакторная модель личности

Пятифакторная модель развивалась в течение довольно долгого времени – почти 50 лет. Считается, что начало ей положил Г. Айзенк, который в своих работах выделил 3 главных фактора – психотизм, экстраверию и нейротизм. Так появился тест PEN. В 1930-х Гордон Олпорт (Gordon Allport) и Генри Одберт (Henry Odbert) составили список из 18 000 прилагательных, используемых для описания личности. Позднее Р. Кэттелл сформировал аналогичный список – из 4 500 слов (этот труд он использовал в том числе при создании своего знаменитого теста). С течением времени модель дорабатывалась и дополнялась. Термин Big Five – «Большая Пятерка» – предложил Льюис Голдберг (Lewis Goldberg), а широкое развитие модели началось с 80-х годов XX века.

Тесты по пятифакторной модели

Существует несколько тестов, позволяющих измерить показатели по факторам «Большой пятерки». Самый известный – NEO PI-R, или Revised Neuroticism-Extroversion-Openness Personality Inventory, его составители – Пауль Коста (Paul T. Costa) и Роберт МакКрае (Robert R. McCrae). Этот тест состоит из 240 вопросов и включает себя 5 основных факторов, каждый из которых содержит по 6 первичных.

Тест 5PFQ пройти онлайн

Его адаптацией стал тест 5PFQ японского психолога Хейджиро Тсуйи (Heijiro Tsuji, в некоторых источниках он также указывается как Хийджиро Теуйн). На русский язык этот опросник переведен А.Б. Хромовым. В данном тесте 75 вопросов, и он определяет выраженность 30 черт личности (5 основных факторов и 25 первичных). Именно эта версия и представлена на нашем тесте. Заметим, что она была дополнительно адаптирована для удобства прохождения онлайн.

В опроснике 5PFQ пять факторов претерпели некоторые изменения в своих названиях. В имени каждого из них содержатся противоположные черты, описывающие личность. Так, нейротизм стал «эмоциональной устойчивостью – неустойчивостью»; содружество – «привязанностью – обособленностью»; добросовестность – «самоконтролем – импульсивностью»; открытость опыту – «экспрессивностью – практичностью». Не изменилась только формулировка «экстраверсия – интроверсия».

Пройти личностный опросник 5PFQ

В данном варианте пятифакторного опросника личности вам нужно ответить, насколько вы согласны / не согласны с приведенным утверждением. Помните, тут нет правильных или неправильных ответов. Расшифровка результатов – ниже под спойлерами.

Расшифровка результатов пятифакторного опросника

Каждая шкала основных факторов выявляет группу определенных черт личности. Чем выше или ниже значение показателей, тем ярче выражена склонность человека к той или иной черте. Минимальное количество баллов для основных факторов – 15, максимальное – 75. Низкими считаются оценки от 15 до 40 баллов, высокими – от 51 до 75. Золотая середина – диапазон от 41 до 50 баллов.

Для первичных факторов минимум – 3, максимум – 15. Средние значения, соответственно, – 8-10.

Чем выше показатель, тем более открытым и общительным является человек. Классический экстраверт обожает быть душой компании, у него много друзей и еще больше знакомых. Он испытывает необходимость общаться с людьми, любит адреналин и похвалу, легок на подъем и оптимистичен. Из-за слабого самоконтроля может неожиданно вспылить. Преимущество работы с экстравертом в том, что он действует быстро и с легкостью решает сложные задачи, когда горят сроки. Несмотря на высокую работоспособность, не очень любит утруждать себя работой и старается выполнить ее быстрее. Не переносит монотонный труд, предпочитает работать с людьми, а не с компьютером или документами.

Для личности характерны общительность, поиск впечатлений, доминирование, активность и любовь к всеобщему вниманию.

Низкие значения типичны для интроверта. Основные черты этого психотипа: неуверенность в правильности своих действий и отсутствие внимания к тому, что происходит вокруг него. Часто оказывает предпочтение абстрактным мыслям и идеям. Для такого человека может быть характерно «витание в облаках». Он рассчитывает на собственные возможности и желания и не полагается на других. Интроверт взвесит все за и против, прежде чем решится на серьезный поступок. Импульсивность – это не про него. Его сложно увидеть взбудораженным: чаще всего преобладает спокойное настроение.

Склонен к пессимизму и замкнут, всячески стремится избежать внимания окружающих. В отличие от экстраверта, не будет расспрашивать окружающих о проблемах и не расскажет о своих переживаниях – этого удостаиваются только самые близкие друзья, которых, как правильно довольно мало. Способен достигнуть больших успехов в области науки. Обычно его успеваемость выше, чем у экстравертов. Успешно справляется с рутинными обязанностями. Проще всего ему работается в тихом кабинете. К похвале относится намного прохладнее, чем экстраверт – более того, комплименты могут смутить и заставить его усомниться в искренности говорящего.

Первичные факторы для интроверсии – экстраверсии:

  • активность – пассивность;
  • доминирование – подчиненность;
  • общительность – замкнутость;
  • поиск впечатлений – избегание впечатлений;
  • привлечение внимания – избегание внимания

Высокие показатели присущи филантропам, которым нравится находиться среди людей. Эти личности отзывчивы и благожелательны, им удается отлично понимать других и спокойно относиться к чужим недостаткам. Во время работы с коллективом такие люди изо всех сил стараются поддерживать благоприятную атмосферу и не допускать конфликтов. Они всегда качественно выполняют свои задачи, пользуются уважением других и умеют сопереживать. Им не присущ соревновательный дух и больше нравится работать сообща.

Читайте также:  Современные виды лечения злокачественных опухолей

Характерологические признаки личности: теплота, доверчивость, привязанность, склонность к сотрудничеству, способность завоевывать уважение людей.

Небольшое количество баллов набирают люди, стремящиеся к самостоятельности и независимости. Им сложно понимать других, отстраняются от них, не любят полагаться на кого-либо, предпочитают действовать сами по себе. Всячески уклоняются от общественных поручений и не всегда выполняют обещания. Собственные взгляды и проблемы волнуют их гораздо больше, чем люди вокруг. Чтобы отстоять свои интересы, готовы идти по головам. Часто оказываются перфекционистами.

Им присущи обособленность, развитое самоуважение, равнодушие к другим, подозрительность и склонность к соперничеству.

Первичные факторы для привязанности – отделенности:

  • теплота – равнодушие;
  • сотрудничество – соперничество;
  • доверчивость – подозрительность;
  • понимание – непонимание;
  • уважение других – самоуважение

Человек, набравший высокие баллы, обладает отличным самоконтролем, он ответственный, аккуратный и добросовестный. Главное для него – комфорт и упорядоченность. Обычно достигает отличных результатов в работе. Высокий уровень самоконтроля может привести к тому, что он предпочтет пожертвовать собственным комфортом ради общественного блага. Для такого человека моральные принципы – не пустой звук: он всегда следует правилам и нормам поведения, даже когда они кажутся устаревшей формальностью. Подобные личности редко проявляют чувства, так как слишком зажаты.

Отличаются аккуратностью, ответственностью настойчивостью и предусмотрительностью.

В свою очередь те, кто получил небольшое количество баллов, предпочитают искать легкие пути и жить одним днем. Об этих людях не скажешь, что у них сильная воля. Для них характерны беспечность, раскованность и импульсивность. Они склонны к асоциальной деятельности и пойдут на что угодно ради своей выгоды. Могут выполнять работу спустя рукава и не испытывать угрызений совести. Нередко презирают моральные ценности и не стремятся соблюдать принятые нормы поведения в обществе.

Им присущи безответственность, неаккуратность, импульсивность, беспечность, эти люди не из тех, кто проявляет настойчивость.

Первичные факторы для самоконтроля – импульсивности:

  • аккуратность – неаккуратность (отсутствие аккуратности);
  • настойчивость – отсутствие настойчивости;
  • ответственность – безответственность;
  • самоконтроль поведения – импульсивность (отсутствие самоконтроля);
  • предусмотрительность – беспечность

Высокие показатели присущи личностям, которые не могут держать под контролем собственные эмоции и импульсивные влечения. Таких людей характеризует низкая эмоциональная устойчивость, они безответственны, капризны и предпочитают игнорировать реальность. Ощущают себя беспомощными и неспособными побороть жизненные препятствия. Подобные личности уверены, что каждую минуту все может пойти под откос, и тревожно ждут этого момента. А когда он наступает, мгновенно погружаются в бездну депрессии и отчаяния. Им тяжело выполнять какую-либо работу в состоянии психологического напряжения. В большинстве своем они легко ранимы и отличаются заниженной самооценкой.

Обладателям высоких баллов свойственна тревожность, напряженность, эмоциональная лабильность (неустойчивость), склонность к самокритике и депрессиям.

В свою очередь, невысокое количество баллов набирают спокойные, самодостаточные, уверенные в себе люди. Их отличительная черта – постоянство в любой сфере, будь то привязанность или планы на выходные. Импульсивность им не присуща. Они смотрят на мир без розовых очков, не расстраиваются из-за неудач и, как правило, чувствуют себя в своей тарелке. Осознают свои недостатки и способны сохранять хладнокровие даже в критические моменты. Чаще всего у таких людей хорошее настроение.

Характерологические признаки эмоционально устойчивого человека: беззаботность, расслабленность, самодостаточность, эмоциональные стабильность и комфорт.

Первичные факторы для самоконтроля – импульсивности:

  • тревожность – беззаботность;
  • напряженность – расслабленность;
  • депрессивность – эмоциональная комфортность;
  • самокритика – самодостаточность;
  • эмоциональная лабильность – эмоциональная стабильность

Для респондентов с высокими показателями характерны такие черты, как беззаботность, легкомыслие, отношение к жизни как к игре. Такие люди предпочитают абстрактные идеи материальным ценностям. Обычно это громкий, эмоциональный человек, который скорее поверит своей интуиции, а не голосу разума и обладает утонченным художественным вкусом. Имеет разносторонние интересы, легко и быстро учится новому, однако не любит систематизировать знания, поэтому редко бывает успешен в области науки. Избегает рутины и часто прокрастинирует решение повседневных задач.

Обладателям высоких баллов присущи любознательность, артистичность, экспрессивность, пластичность и сенситивность.

Небольшое количество баллов набирают прагматичные реалисты. Такие люди смотрят на мир с практической точки зрения и хорошо адаптируются к жизни. Они ценят материальные блага, поэтому настойчиво работают, не покладая рук, чтобы достигнуть своих целей. Также они довольно консервативны в своих интересах и привычках, чаще всего не могут похвастаться артистичностью и отменным чувством юмора. Сентиментальность – не их черта, поэтому такую личность тяжело вывести из равновесия. Отрицательно относятся к резким переменам в чем-либо. Во всем руководствуются логикой и умеют извлекать выгоду.

Признаки личности: консерватизм, ригидность, практичность, отсутствие артистизма и нечувствительность по отношению к окружающим.

Первичные факторы для экспрессивности – практичности:

  • любопытство – консерватизм;
  • любознательность – реалистичность;
  • артистичность – отсутствие артистичности;
  • сенситивность – нечувствительность;
  • пластичность – ригидность

Источник

Интерпретация результатов тестирования

Пятифакторный личностный опросник

(«Большая пятерка»)

Хромов, А. Б. Пятифакторный опросник личности [Текст]: Учебно-методическое пособие / А. Хромов Б. Хромов – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (аббревиатура. От английского словосочетания: «Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»). По мнению Р. МакКрае и П. Коста, выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение, как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпретации А. Б. Хромова представлена ниже.

Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет «хороших» или «плохих» черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 – сильно выражено, 1 – слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.

Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.

Бланк ответов пятифакторного опросника

I II III IV V
1.1= 2.1= 3.1= 4.1= 5.1=
1.2= 2.2= 3.2= 4.2= 5.2=
1.3= 2.3= 3.3= 4.3= 5.3=
1.4= 2.4= 3.4= 4.4= 5.4=
1.5= 2.5= 3.5= 4.5= 5.5=
I= II= III= IV= V=

Стимульный материал

Мне нравиться заниматься физкультурой -2 -1 Я не люблю физические нагрузки
Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком -2 -1 Некоторые люди считают меня холодным и черствым
Я во всем ценю чистоту и порядок -2 -1 Иногда я позволяю себе быть неряшливым
Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться -2 -1 «Мелочи жизни» меня не тревожат
Все новое вызывает у меня интерес -2 -1 Часто новое вызывает у меня раздражение
Если я ничем не занят, то это меня беспокоит -2 -1 Я человек спокойный и не люблю суетиться
Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям -2 -1 Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек
Моя комната всегда аккуратно прибрана -2 -1 Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком
Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков -2 -1 Я не обращаю внимания на мелкие проблемы
Мне нравятся неожиданности -2 -1 Я люблю предсказуемость событий
Я не могу долго оставаться в неподвижности -2 -1 Мне не нравится быстрый стиль жизни
Я тактичен по отношения к другим людям -2 -1 Иногда в шутку я задеваю самолюбие других
Я методичен и пунктуален во всем -2 -1 Я не очень обязательный человек
Мои чувства легко уязвимы и ранимы -2 -1 Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь
Мне не интересно, когда ответ ясен заранее -2 -1 Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны
Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения -2 -1 Я не спеша выполняю чужие распоряжения
Я уступчивый и склонный к компромиссам человек -2 -1 Я люблю поспорить с окружающими
Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу -2 -1 Я не очень настойчивый человек
В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения -2 -1 Я могу расслабиться в любой ситуации
У меня очень живое воображение -2 -1 Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир
Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу -2 -1 Я скорее подчиненный, чем лидер
Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности -2 -1 Каждый должен уметь позаботиться о себе
Я очень старательный во всех делах человек -2 -1 Я не очень усердствую на работе
У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки -2 -1 Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле
Мне нравится мечтать -2 -1 Я редко увлекаюсь фантазиями
Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям -2 -1 Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство
Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать -2 -1 Без соперничества общество не могло бы развиваться
Я серьезно и прилежно отношусь к работе -2 -1 Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе
В необычной обстановке я часто нервничаю -2 -1 Я легко привыкаю к новой обстановке
Иногда я погружаюсь в глубокие размышления -2 -1 Я не люблю тратить свое время на размышления
Мне нравится общаться с незнакомыми людьми -2 -1 Я не очень общительный человек
Большинство людей добры от природы -2 -1 Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми
Люди часто доверяют мне ответственные дела -2 -1 Некоторые считают меня безответственным
Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук -2 -1 Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем
Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность -2 -1 Мое представление о красоте такое же, как и у других
Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых -2 -1 Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей
Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся -2 -1 Есть такие люди, которых я не люблю
Я требователен и строг в работе -2 -1 Иногда я пренебрегаю своими обязанностями
Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе -2 -1 У меня очень редко бывает мрачное настроение
Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени -2 -1 Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными
Я люблю находиться в больших и веселых компаниях -2 -1 Я предпочитаю уединение
Большинство людей честные, и им можно доверять -2 -1 Иногда я отношусь подозрительно к другим людям
Я обычно работаю добросовестно -2 -1 Люди часто находят в моей работе ошибки
Я легко впадаю в депрессию -2 -1 Мне невозможно испортить настроение
Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение -2 -1 Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства
«Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем -2 -1 Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта
Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми -2 -1 Иногда мне нет дела до интересов других людей
48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать -2 -1 Я предпочитаю принимать решения быстро
У меня много слабостей и недостатков -2 -1 У меня высокая самооценка
Я хорошо понимаю свое душевное состояние -2 -1 Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я
Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности -2 -1 Я предпочитаю избегать опасных ситуаций
Радость других я разделяю как собственную -2 -1 Я не всегда разделяю чувства других людей
Я обычно контролирую свои чувства и желания -2 -1 Мне трудно сдерживать свои желания
Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя -2 -1 Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня
Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее -2 -1 Я редко обращаю внимание на чужие переживания
Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации -2 -1 Мне не нравится находиться в многолюдных местах
Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять -2 -1 Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей
В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить -2 -1 Иногда я покупаю вещи импульсивно
Иногда я чувствую себя жалким человеком -2 -1 Обычно я чувствую себя нужным человеком
Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя -2 -1 Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние
Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание -2 -1 Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей
В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать -2 -1 Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать
Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую -2 -1 Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков
Часто у меня бывают взлеты и падения настроения -2 -1 Обычно у меня ровное настроение
Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми -2 -1 Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком
Я привлекателен для лиц противоположного пола -2 -1 Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком
Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком -2 -1 Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный
Перед путешествием я намечаю точный план -2 -1 Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы
Мое настроение легко меняется на противоположное -2 -1 Я всегда спокоен и уравновешен
Я думаю, что жизнь – это азартная игра -2 -1 Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям
Мне нравится выглядеть вызывающе -2 -1 В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой
Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим -2 -1 Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами
Я точно и методично выполняю свою работу -2 -1 Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции
Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу -2 -1 Меня трудно вывести из себя
Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое -2 -1 Я не хотел бы ничего в себе менять
Читайте также:  Порядок проведения анализа с помощью Стрептатеста

1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:

Оценочная -2 -1
Баллы

2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора «экстраверсия – интроверсия».

Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: II (привязанность – обособленность); III (самоконтроль – импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность – практичность).

Интерпретация результатов тестирования

1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого скорее всего характерен признак подчиненности (конформности).

2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».

Источник



Пятифакторный опросник личности

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Адаптации и модификации
  • 4 Процедура проведения
    • 4.1 Инструкция
  • 5 Обработка результатов
    • 5.1 Нормативные данные
  • 6 Интерпретация результатов
    • 6.1 Интерпретация основных факторов
  • 7 Стимульный материал
    • 7.1 Текст опросника
    • 7.2 Бланк ответов
  • 8 Литература

Описание методики

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Читайте также:  Физическое воспитание это тест нмо

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  • “нейротизм” (neuroticism, N),
  • ”экстраверсия” (extraversion, E),
  • “открытость опыту” (openness to experience, O),
  • “согласие” (agreebleness, A),
  • “сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

Адаптации и модификации

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1995-1999 гг. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета (А. Б. Хромовым).

Процедура проведения

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 — сильно выражено, 1 — слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.

Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.

Обработка результатов

Оценочные значения высказываний переводятся в баллы в соответствии со следующей таблицей:

Оценочная шкала -2 -1 1 2
Баллы 5 4 3 2 1

Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных (вторичных) пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5.

В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного (вторичного) фактора «экстраверсия – интроверсия» (см. Бланк ответов).

Нормативные данные

В таблице ниже приводятся нормы оценок по шкалам пятифакторного опросника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего пола, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конкретного испытуемого в Т-шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.

Т-балл вычисляется по следующей формуле:

где М — среднеарифметическое, S. D. — стандартное отклонение.

Факторы девочки девушки мальчики юноши
14 -17 лет 18-23 лет 14 -17 лет 18-23 лет
N — 87 N — 219 N — 58 N — 98
М S.D. М S.D. М S.D. М S.D.
Вторичные факторы
1.0 Экстраверсия — Интроверсия 55.7 9.1 52.4 7.9 50.8 8.4 49.1 8.5
2.0 Привязанность — Отделенность 47.5 11.1 50.1 9.1 47.8 9.8 49.4 8.7
3.0 Контролирование — Естественность 51.7 9.8 49.8 9.8 49.3 12.0 47.8 9.8
4.0 Эмоциональность — Сдержанность 49.3 11.9 48.7 9.8 42.6 9.5 42.9 11.4
5.0 Игривость — Практичность 55.6 9.3 55.8 8.4 52.3 9.8 54.6 6.9
Первичные компоненты
1.1 активность — пассивность 11.1 2.6 10.7 2.5 10.9 2.7 10.6 2.4
1.2 доминирование-подчиненность 10.0 2.7 10.1 2.6 10.7 2.1 9.4 2.6
1.3 общительность — замкнутость 11.8 3.2 10.7 3.0 10.6 3.1 9.5 2.7
1.4 поиск впечатлений — избегание 10.4 3.1 9.8 2.3 8.9 2.6 9.4 2.6
1.5 привлечение внимания — избегание 11.8 2.4 11.0 2.5 9.9 3.1 10.3 2.5
2.1 теплота — равнодушие 9.8 3.4 10.3 2.8 10.1 2.7 10.4 2.3
2.2 сотрудничество — соперничеств 8.9 3.6 9.9 2.5 9.7 3.8 10.0 2.7
2.3 доверчивость — подозрительност 7.8 3.3 8.1 2.6 7.6 3.0 8.1 2.3
2.4 понимание — непонимание 10.1 2.9 10.6 2.6 10.1 2.9 9.8 2.7
2.5 уважение других — самоуважени 11.1 2.5 10.9 2.1 11.0 2.7 11.0 1.8
3.1 аккуратность — неаккуратност 11.4 2.6 10.3 2.7 10.8 2.7 9.6 2.5
3.2 настойчивость — слабоволие 9.9 2.8 10.0 2.8 10.0 3.1 9.2 3.0
3.3 ответственность — безответственность 9.6 3.0 10.3 2.6 9.9 2.8 9.6 2.0
3.4 самоконтроль — импульсивност 10.6 3.5 9.3 2.8 10.1 3.1 9.9 2.5
3.5 предусмотрительность — беспечность 9.9 2.9 9.6 2.6 10.1 3.3 9.7 2.7
4.1 тревожность — беззаботность 10.6 3.2 10.7 3.0 9.5 2.8 9.3 3.3
4.2 напряженность — расслабленност 8.4 3.4 8.3 2.7 7.6 2.9 8.0 2.8
4.3 депрессивность — эмоциональная комфортность 10.1 3.1 9.8 2.8 8.2 2.4 9.9 2.7
4.4 самокритика — самодостаточность 9.7 3.5 9.2 2.3 8.5 2.6 8.8 2.5
4.5 эмоциональная лабильность — эмоциональная стабильность 11.1 3.3 10.7 3.0 8.9 3.2 8.6 3.1
5.1 любопытство — консерватизм 11.5 3.1 11.1 2.6 11.1 3.0 10.6 2.3
5.2 мечтательность — реалистичност 10.9 2.7 11.5 2.7 10.0 2.9 11.7 2.6
5.3 артистичность — неартистичност 10.8 3.1 11.9 2.4 9.9 2.8 10.8 2.7
5.4 сензитивность — нечувствительност 11.1 2.5 11.5 2.1 10.4 2.7 10.9 2.4
5.5 пластичность — ригидность 10.2 2.4 10.0 2.4 9.5 2.9 10.1 2.4

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов:

  1. Экстраверсия – интроверсия
    1. Активность — пассивность
    2. Доминирование — подчиненность
    3. Общительность — замкнутость
    4. Поиск впечатлений — избегание впечатлений
    5. Привеление внимания — избегание внимания
  2. Привязанность — обособленность
    1. Теплота — равнодушие
    2. Сотрудничество — соперничество
    3. Доверчивость — подозрительность
    4. Понимание — непонимание
    5. Уважение других — самоуважение
  3. Самоконтроль — импульсивность
    1. Аккуратность — неаккуратность (отсутствие аккуратности)
    2. Настойчивость — отсутствие настойчивости
    3. Ответственность — безответственность
    4. Самоконтроль поведения — импульсивность (отсутствие самоконтроля)
    5. Предусмотрительность — беспечность
  4. Эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость
    1. Тревожность — беззаботность
    2. Напряженность — расслабленность
    3. Депрессивность — эмоциональная комфортность
    4. Самокритика — самодостаточность
    5. Эмоциональная лабильность — эмоциональная стабильность
  5. Экспрессивность — практичность
    1. Любопытство — консерватизм
    2. Любознательность — реалистичность
    3. Артистичность — отсутствие артистичности
    4. Сенситивность — нечувствительность
    5. Пластичность — ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

Источник

Психологический тест Big5 (бесплатный)

Перед вами демонстрационная версия психологического опросника личности по классической системе «Большой Пятерки» (BigFive).

В демонстрационной версии 15 высказываний, оценивающих 5 основных качеств личности:

  • Экстраверсия;
  • Доброжелательность;
  • Добросовестность;
  • Открытость опыту (интеллект);
  • Эмоциональная стабильность (нейротизм).

Пожалуйста, обратите внимание, что это лишь демонстрационная версия опросника, направленная на то, чтобы в общих чертах помочь вам понять, как выглядят тесты личности.

Результаты, которые вы получите после прохождения теста не следует интерпретировать всерьез: для полноценной оценки вашей личности, пройдите, пожалуйста, нашу полную версию опросника «BigFive».

Если вам сложно разобраться, как отвечать на вопросы теста или вы хотите научиться проходить тесты личности так, чтобы показать работодателю только положительные качества, пройдите, пожалуйста, наш учебный курс по психологическим тестам.

С его помощью вы поймете принцип тестов личности, научитесь определять, какое высказывание оценивает то или иное качество, а также поймете, какие модели поведения считаются предпочтительными для большинства работодателей.

Тест не ограничен по времени, однако не стоит слишком долго думать над каждым вопросом. В противном случае вы точность тестирования.

Время на выполнение: Не ограничено
Количество вопросов: 15

Источник

Adblock
detector