Меню

Тест Древние образы в современных народных игрушках

Тест. Древние образы в современных народных игрушках

Avatar

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Вставь пропущенное по смыслу слово.

Только в хлудневском игрушечном промысле встречается загадочный образ ___________________ . Это мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Варианты ответов
  • древо жизни
  • рогаль
  • кукушка
Вопрос 2

2. Определите о какой глиняной игрушке идёт речь?

_______________отличается яркими приглушёнными тонами, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние солярные знаки — большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.

Варианты ответов
  • Каргопольская игрушка
  • Филимоновская игрушка
  • Дымковская игрушка
Вопрос 3

3. Как называется один из самых популярных персонажей в Каргопольской игрушке игрушечный образ? Это фантастическое существо — полуконь — получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах, являющий собой образ тихой несокрушимой силы.

Варианты ответов
  • Рогаль
  • Коник
  • Палкан
Вопрос 4

4. Определи вид игрушки по фотографии

Варианты ответов
  • Филимоновская игрушка
  • Дымковская игрушка
  • Хлудневская игрушка
Вопрос 5

5. Определи, к какому виду игрушки относится данный тип росписи

Источник



ДРЕВНИЕ ИГРУШКИ СЛАВЯН

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В древности детские игрушки делали преимущественно из самых простых и популярных материалов — дерева и глины. Находки археологов свидетельствуют, что еще в IX веке восточно-славянские племена изготавливали деревянные игрушки (потешки) не только для забавы своих детей, но и успешно торговали ими на крупных базарах и ярмарках. Конечно, старинные славянские фигурки невозможно было комбинировать и сочетать, как современные конструкторы lego, но на территории крупнейшего торгового центра Руси — Новгорода, собиравшего купцов из разных стран и континентов, деревянные русские потешки пользовались большой популярностью, не уступая сундукам и расписным ложкам.

Первые письменные упоминания о деревянных потешках относятся только в XVII веку. Из них известно, что царским отпрыскам сладости и игрушки в форме коней и птичек покупали в Троице-сергиевском монастыре. Интересно, что дети царей и простолюдинов играли потешками, сделанными умельцами в одних и тех же мастерских. В дошедших до нас записях дворцовых трат учитываются восемнадцать приобретенных на торгах в Москве игрушек, в форме коней и коров, оленей и баранов, лебедей и уток, купленных для детей Петра I.

Уже тогда стали появляться и первые наборы, пусть еще не такие интересные, как предлагает современный магазин лего, но весьма напоминающие сегодняшних солдатиков.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называют «панки». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала XX века. Название произошло от корня «панг», что переводится как «ствол», ведь игрушки изготавливали из цельного куска дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они, словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной детали.

Сегодня простые самодельные игрушки из дерева часто используют вальдорфские школы, чья коррекционно-развивающая методика обучения как раз и основана на принципах творческого познания мира и развития духовности.

Почему важны традиционные деревянные игрушки

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

— Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

— Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

— Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

— Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

— Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.

— Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства!

На детские игрушки издавна обращали внимание крупные мыслители. Аристотель настаивал на том, чтобы в интересах воспитания изобретались для детей пригодные игрушки, иначе дети станут ломать в доме вещи. Философ Архитас стал знаменит тем, что изобрел для детей погремушку. Лафарет придумал игру в деревянные кирпичики для детских строек.

По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь — солнце, птица — водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

Согласно другой точке зрения, дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением быта, окружающего ребенка.

Вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однозначно. Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица — утушкой, курочкой, гусем; конь — рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

«Давным-давно в селе Богородском жила баба, которая захотела позабавить своих детей и вырезала им из дерева «Ауку» — спеленатого младенца. Ребятишки поиграли «Аукой» и забросили ее на печь. Однажды муж бабы стал собираться на ярмарку. Взял он «Ауку» и думает: покажу в посаде купцам, которые торгуют фигурками. Повез ее. Купцу понравилось. Он купил привезенную .»Ауку» и заказал еще несколько штук».

Деревянными резными и пестро окрашенными конями, медведями и птицами торговали возле Троице-Сергиевой лавры еще в начале XVII века. Были известны тогда игрушки «с движением». Каждый мастер делал свои привычные игрушки. «Фигуристы» вырезали людей, «зверисты» — зверей, «птичники» — птиц. Одни резали только «щелкунов», «орешников» — деревянных горбоносых стариков с приспособлением для раскалывания орехов.

Другие ладили так называемые «разводы» — укрепляли на раздвижных планках фигурки коров или солдат. А иные мастера вырезали медведей дрыгающих лапами. Самые умелые резчики свободно могли резать и фигуры зверей и птиц.

Забытые простонародные игрушки

ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили — тарахтушка готова.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение — происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. При подергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине — наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик — на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

В нее набирали воду, после чего кидали.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали Хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались «чистые хлеба» для лучшего вкуса корки и для красоты.

КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

У славян кукла имела глубокий смысл — оберегала и походила на идола — Берегиню — пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук — на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя, например Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея и т.д.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок — и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла — наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет.

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки — вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».

ЗЕРНУШКА. Простая на внешний вид куколка — зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай — родит значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.

Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла — зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

Случилось это так, как нередко происходит в народном искусстве, где на древнюю форму и традицию накладывается то новая роспись, то придумывается новая форма, а порой и новая функция. Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.

Сергиев Посад всегда славился своими игрушками. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям. В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное —

Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка — прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, — несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер — семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

КУКЛЫ-ПЕЛЕНАШКИ делались из всего, что имеется под рукой. Пеленали и полено, и деревянную ложку, и пучок соломы.

КУКЛЫ-СТРИГУНКИ делались из соломы.

КУКЛЫ-НЯЖОШКИ из чистых тряпиц, чтобы ребенок перед сном мог ее обнять и даже поцеловать.

Источник

Читайте также:  8 Тест на сообразительность и логику

Народные куклы. Бабы-панки, кони, птицы

Художник, дизайнер Дмитрий Москин рассказывает о своем проекте по народной деревянной игрушке на острове Кижи.

«Ожившая экспозиция» − это внутримузейная программа, благодаря которой туристы, приезжающие на остров Кижи, могут познакомиться с различными видами ремесел, которыми занимались крестьяне Русского Севера. Как женскими, так и мужскими. Каждый крестьянин или рыбак-помор мог сделать с помощью топора и ножа игрушку для своего ребенка. Изготовление игрушки было одним из проявлений плотницкого искусства. Поэтому северный тип игрушки назывался плотницкой.

Вот уже более пятнадцати лет я занимаюсь деревянной игрушкой. За это время создал свою демонстрационную коллекцию игрушек, которая была представлена на выставках. Была издана книга, рассказывающая о плотницкой игрушке.

Народная игрушка

Если сделанные промышленным способом игрушки в большинстве случаев воспроизводили в миниатюре приметы «взрослой жизни» и помогали её познанию, то народная игрушка создавала свой особенный мир образов, где реальность была лишь поводом для фантазии, а быль и вымысел так взаимопроницаемы, что разделить их невозможно.

Эта особенность коренится во множестве функций, которыми обладала игрушка в народном быту. Она была и забавой для детей, и средством их воспитания, и праздничным подарком, и свадебным атрибутом, и украшением, а в древности ещё и обрядовым культовым символом. Чем более архаичны крестьянские игрушки, тем меньше в них игрушечности (по размеру, отделке и т.д.), тем явственнее проступает их связь с традиционной скульптурой-символом. Одна из функций игрушки − передача ребёнку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний, а также трудовых навыков, когда дети 5-6 лет делали их сами.

Главные персонажи игрушки − это собирательные образы, без индивидуальных чёрт и свойств. Создавая игрушку, мастер выражал в ней свои и коллективные этические и эстетические идеалы. Игрушки чередовались, сменяли друг друга вслед за детским возрастом.

Читайте также:  Уголовное судопроизводство имеет своим значением тест

А.К. Чекалов в книге «Народная деревянная скульптура Русского Севера» пишет: «Резная игрушка, несомненно, была известна на севере задолго до XIX века. Поразительное сходство печорских колодообразных игрушек-коней конца XIX века с образами XII-XIV веков, добытыми в Новгороде, подтверждает факт долгого, но словно бы внеисторического существования простейших типов игрушки. Ее, видимо, изготавливали между делом, не всерьез. Наивные самоделки нелепо было бы везти на рынок или покупать там».

Куклы-панки − это объемные, схематично выполненные из цельного куска дерева человеческие фигурки, преимущественно женские, напоминающие круглый или ограненный столбик, балясину с шарообразной головой и плоским лицом. Глаза, нос, рот обозначались ямками или бороздками, руки едва намечались рельефом. Панки похожи на монументальные фигуры деревянных идолов или каменных баб, которым поклонялись наши предки, как божествам. Они таинственны и архаичны. Их также называли бабами.

Игрушки резались крестьянами Русского Севера и рыбаками-поморами из различных пород дерева: березы, сосны, ольхи, осины… и, как правило, не красились. Технические приемы их изготовления − это приемы плотницкого дела, поэтому их называют плотницкими игрушками. Резчик топором зарубал основные контуры фигуры, а затем ножом придавал игрушке более четкие формы. Отмечается ярко выраженная трехчленность их строения.

Панки украшались резьбой, трехгранно-выемчатой и контурной, или выжиганием. Выжигание выполнялось раскаленной проволокой, шляпками гвоздей, винтом. От шляпки гвоздя на кукле отпечатывались темные круги с сетчатым узором, от проволоки − вертикальные или горизонтальные линии, от винта получались желобчатые бороздки, острием гвоздя мастер наносил мелкие точки и углубления. Особой декоративностью отличался отпечаток шляпки барочного гвоздя − темный круг с белой точкой в центре. В старину «панками» дети не играли, а к концу XIX века, когда традиции стали забываться, они превратились в игрушки. В качестве игрушек плотники их и создавали.

Соседство северных крестьян и рыбаков-поморов с ненцами и саамами, которые до начала двадцатого века поклонялись идолам, несомненно, повлияло на форму «панок». В некоторых из них угадываются черты ритуальных фигур малых северных народов. Да и сами «панки» и «паны» (были и мужские фигурки) возможно, связаны с культом предков, с плодородием.

Неслучайно богиня плодородия в древности изображалась в виде женской фигурки, которая появилась затем в вышивке на одежде, полотенцах, скатертях и других предметах. В мифологии славян значительное место отводится неперсонифицированному образу Мать-Сыра-Земля. Это основа жизни, дарующая людям силу, здоровье, молодость. От нее зависит плодородие в самом широком понимании этого слова − плодородие вспаханной земли, плодовитость домашних животных, диких зверей и птиц, детородная сила человека. Слово «панка» или «панья» расшифровывается как корень или предок.

А.К. Чекалов в книге «Народная деревянная скульптура Русского Севера» пишет: «Поморские куклы-панки конца девятнадцатого века представляют собой наиболее художественный и своеобразный тип северных скульптурных игрушек. Изображение женщины в городском костюме едва угадывается в предельно обобщенных формах.

Общее построение объема очень разнообразно. Наряду с колоколообразной формой встречаются уплощенные, стянутые книзу, вздутые посередине в виде пешки, цилиндрические, четырехгранные. Архитектурный облик таких кукол подчеркнут геометрическим или ямочным узором, размещенным по осям и кромкам в виде полос и ритмичных пятен».

Игрушка-конек − любимая игрушка крестьянских детей. Конь – одно из первых животных, прирученных человеком. На Руси конь был всегда кормильцем крестьян, другом и помощником воина. В верованиях древних славян значительное место занимало солнце, представляемое в образе коня. Бег этого стремительного красивого животного символизировал для язычников катящееся по небесному своду солнечное божество. Капище Перуна – главного бога славянской мифологии украшалось фигурами коней, изготавливались амулеты в виде коней. Северные деревянные игрушки-кони нередко окрашивались в красный цвет – цвет солнца, а также украшались солярными знаками: крестами и розетками, заключенными в круг.

Наиболее древним типом деревянной игрушки являются новгородские кони XII-XIV вв. Они представляют собой изогнутый корень или кусок доски с условным намеком на реальные очертания животного. Только в форме головы заметно нечто звериное или птичье. В других случаях гладкие, как полоз саней, основание расчленяется: в нем вырубаются выступы, изображающие ноги. Зарубками обозначалась грива, но глаза, уши, рот, как правило, не изображались. В корпусе продалбливалось отверстие, через которое продевалась веревка: видимо, таких коней дети возили за собой по земле.

Северные игрушечные кони очень похожи на фигурки коней, украшающих швейки, рукоятки ковшей, детали ткацкого станка, охлупни.

Онежские кони XIX века также стилистически связаны с новгородскими коньками. Они не красились. Форма их случайна и, порой, зависела от очертаний развилка, который почти не обрабатывался.

Печорские кони представляют собой длинные, массивные колоды со скульптурно вырезанной мордой, обычно без окраски, изредка с резным орнаментом из зубцов, борозд и кругов. Для них характерна граненость формы, придающей вид архитектурной детали – охлупня. Некоторые коньки напоминают скамейку, укрепленную на крупных деревянных колесах. Оригинальны печорские «запряжки», где конь и повозка вырублены из толстой колоды.

Вологодские коньки – это уже более узнаваемые формы. Они изготавливались в виде каталок и кареток, окрашивались, могли изготавливаться для продажи.

Мировое древо изображалось нередко с птицами на ветвях. Птицы у многих народов – существа, способные быть носителем воли богов, осуществляя связь дольнего и горнего миров. На зиму птицы по народным поверьям улетали в рай. Культ водоплавающей птицы прослеживается со времен неолита. Фигурки птиц в древности носили в качестве украшений-амулетов; птиц вышивали на одежде и полотенцах, изображали на деревянных ковшах, делали в виде игрушек. Солонка-птица, сплетенная из бересты, −­ одна из древнейших форм. Важной частью женской одежды являлся головной убор, так как с ним была связана идея соединения с небом. В орнаментах головных уборов часто встречается изображение птицы. Сами названия головных уборов являются птичьими: кокошник, кика, кичка, сорока.

В этой связи уместно вспомнить и об архитектурной детали крестьянского дома − курице. В.Даль: «Кур − приспособление для поддержки чего-либо». Курица − это кронштейн-крюк, конструктивная и декоративная деталь северного крестьянского деревянного дома. Она поддерживает бревно (поток, желоб, водосток), в которое упираются концами кровельные тесины. Курицы вытесывались из стволов молодых елей с г-образным (кочергой) отростком у корневища, иногда раздвоенным. Курица выполняла и оберегательную функцию. Чаще всего она изготавливалась похожей на птицу, охраняющую от злых сил верхнюю часть жилища.

Птицы, как и кони, часто сопровождали изображения солнца, а иногда заменяли его, как, например, на завершьях прялок.

Утка, утушка – популярный образ в народной игрушке, в том числе и деревянной. Птица была связана с водой («влагой небесной»), а также небесными силами: громом, тучами. Птица – один из символов весны. Свистеть в свистульку-птицу из глины – значит призывать весной птиц возвращаться к своим гнездам. В четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки проходили праздники Свистопляски или Свистуньи − отголоски древних аграрных культов. Главной игрушкой праздника являлась сделанная из красной глины и расписанная свистулька-птица − дымковская игрушка. Они назывались также: «гудки», «свистушки», «дудки» и продавались на ярмарках.

Северные деревянные птицы (утки, лебеди, гуси) отличаются от подобных игрушек средней полосы России тем, что зачастую изготавливались из веток и корней деревьев. Для них характерны обобщенные формы, плоское основание, отсутствие крыльев. Таковы онежские птицы (регион реки Онеги). Они представлялись плывущими, с вытянутой вперед шеей. Как правило, орнамент, обозначение глаз, лапок и перьев отсутствует.

Игрушечные птицы кегостровского типа отличаются более детальной проработкой формы. У них плоское основание, отсутствие крыльев, чуть приподнятый хвост, вытянутая вперед головка. Иногда они покрывались узорами с помощью раскаленной на огне проволоки или гвоздя: волнистыми линиями, бороздами, кружками, точками, символизирующими воду.

Вместе с тем птица − это образ судьбы, символ беды и радости, тревожная весть и горестный вопль. Крик птицы − к несчастью. Но это и солнечный петух, прогоняющий ночную нечисть. К птице в старину обращались также за помощью в заговорах.

Источник

История и особенности русской тряпичной куклы

Рубрика: История рукоделия
Виды творчества: Куклы, Куклы и игрушки

Для кого-то прекрасны, для кого-то не очень,

А кто-то в них душу узрит между прочим.

Одни приласкают и к сердцу прижмут,

Другие же мимо пройдут, не поймут.

Сейчас в магазинах есть много игрушек,

Полезные ищем среди безделушек,

А в Древней Руси мастерили девчушек

Из лоскуточков, да ниток катушек.

Народные куклы так в чём их секрет?

В моей публикации будет ответ.

Я вас приглашаю послушать рассказ,

Быть может полезным он станет для вас.

Поведаю всё, возрождая традиции,

О куколках славных, о тех, что безлицые

Быть может, когда вы прочтёте рассказ,

Появится кукла такая у вас

И станет помощницей, милой подругой,

Ваш дом сбережёт от напастей, недугов.

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность. Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

Читайте также:  Что показывает экскреторная урография

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы, созданные одной семьей отличались от кукол другой семьи. Они несли отпечаток душевной среды в семье, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

У славян Древней Руси без куклы не проводили свадебные и похоронные церемонии, их брали в дорогу, чтобы кукла оберегала от напасти. Куколку, наполненную гречихой, использовали как подушку для новорожденного младенца. Ведь не секрет, что эта крупа обладает успокаивающими свойствами. Каждая игрушка имела большое количество нарядов, их меняли в зависимости от праздника. Этот ритуал символизировал достаток семьи.

В зимний период тряпичная кукла наряжалась в одеяния светлых оттенков с меховой оторочкой. На Масленицу их облачали в яркую одежду, подбирали приготовленные с лета головные уборы. Фигурка считалась неприкасаемым оберегом. С ней часто играли детишки, наполняя теплотой, здоровьем и энергией.

Если кукла повреждалась, ее внутренности собирали и хранили до наступления теплоты. Как только весеннее солнышко радовало землю, прах игрушки высевали в почву, где пасли скот. Если верить легендам, животные после этого лучше доились, а молоко приобретало целебные свойства. Поврежденную куколку заполняли новыми семенами.

Когда маленькая девочка начинала потихоньку учиться топать, ей сразу дарили подружку. С каждым важным событием, происходящим в жизни барышни, коллекция куколок увеличивалась. Ведь девушки постоянно шили новые игрушки, вплоть до замужества.

Когда приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Если смотрины проходили удачно, то молодая жена вскоре раздаривала игрушки подружкам. Девушки после замужества делали куколок в качестве оберега, для своих детей и супругов.

Традиционные куклы у славян имели свои характеристики. Чаще всего у них отсутствовали черты лица, в редких случаях их рисовали угольками. При изготовлении куклы не использовали режущие и колющие предметы. И чаще всего она была женского рода. Игрушке не давали имени, только название.

Чтобы создать куколку, использовали кусок материи, оторванный от одежды или тканевого рулона.

Ножницы для этой цели не использовали, поскольку острое лезвие могло лишить изделие целостности. По той же причине отказывались от иголок. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками.

Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели родовые фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы-обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда. По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело. Тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть молодухе, пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы
Так, среди видового разнообразия народной куклы можно выделить кукол, которые соотносятся с определенными возрастами. Например, кукла-пеленашка делалась для деток до 1 года. Сюда можно отнести и русскую народную куклу Младенчик.

Целительские куклы
Её волосы символ неба, её сарафан символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая огонь. На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.
К этому виду кукол можно отнести такие русские народные куклы, как Кубышка-травница, Костомукша и др.

Обережные куклы
Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же, чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

Обрядовые куклы
Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

Как маленькие солнышки
Куколки стоят
И глазками невинными
На вас сейчас глядят.
Вы кукол не бросайте,
Вы их не обижайте,
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить!

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берём эти куклы в руки

Оживают истории звуки.

У современного человека может возникнуть вопрос: как же быть с прошлым тряпичной куклы, с ее корнями, которые уходят глубоко в языческие времена? С ее обрядами, нечистой силой, от которых оберегала кукла? Можно взглянуть на традиционную куклу по-новому. Традиция конечно может и должна развиваться. Старые тряпочки и небрежность исполнения это для любителей такого формата. Современное понятие эстетики и красоты требует новых материалов и аккуратности. Сейчас мастерицы используют уже ножницы, а не рвут ткань, чтобы не было небрежности. Но при этом остаётся простота и условность, ведь самое главное это внутренние смыслы. Безусловно все куколки мастерицы делают, соблюдая русские традиции, с душой и большой любовью для Вас. В наше время такая кукла может стать добрым подарком для друзей и близких, или просто придать вашему дому гармонию и уют.

Друзья, это малая часть того, что можно рассказать о тряпичной народной кукле. Надеюсь, что вам понравилась моя публикация, и вам непременно захочется такую куклу! Всем спасибо, кто заглянул, рада вас видеть! Публикацию делала с большой любовью, ведь сама занимаюсь народным творчеством)! Очень люблю этих куколок, чего и вам желаю!

Источник

Adblock
detector