Меню

Тест равена время выполнения

Тест Равена

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А — использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В — построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С — построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия В — построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» — никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления». После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого. Интерпретация результатов (ключи) Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестати стическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

Источник

Тест равена время выполнения

Для оценки интеллектуальных способностей разработано много различных методик, которые основаны на разных способах анализа мыслительных способностей.

Предложенная в шестидесятых годах методика Равена предназначена для оценки логического мышления личности.

Что такое ригидность мышления и нужно ли её преодолевать? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и предназначение

Методика Дж. Равена была предназначена для оценки интеллектуальных способностей и склонности к системному анализу и логическому построению суждению.

Данная методика также может использоваться для дифференциации различных интеллектуальных уровней.

Протестироваться методом Равена могут люди от четырех с половиной до шестидесяти пяти лет. Ограничения вызваны формированием и сохранением логического мышления и памяти. При этом существует три варианта матриц этого теста:

  1. Цветные прогрессивные наглядные матрицы , предназначены для детей до девяти лет, а также для пожилых и лиц с задержкой в развитии интеллекта.
  2. Стандартные прогрессивные матрицы , для людей среднего возраста с нормальным развитием мышления.
  3. Продвинутые прогрессивные матрицы , для людей с высоким уровнем интеллекта и нестандартным мышлением.

Матрицы Равена представляют собой цепь взаимосвязанных элементов, которых человеку нужно выбрать недостающий из предложенных вариантов. Сам тест состоит из 60 заданий по пять групп. Они возрастают по сложности в каждой группе.

Матрицы созданы с определенной логической концепцией, которую и предстоит оценить испытуемому. При этом сама методика основана на нескольких направлениях гештальт-терапии.

Одно из них называется теория перцепции. Эта теория описывает восприятие и анализ структурных элементов при помощи логических связей.

Сначала человек анализирует задание в общем, находя какие-то объединяющие все признаки, а затем приступает к построению логической цепочки что могло бы подойти в эту цепь из вариантов.

Основоположником этого направления считается Пенроуз.

Другая теория , неогенез , была предложена Спирменом. Она углубляет положения перцепции, дополняя их развитием способности к обобщению и дифференциации, то есть к дедукции и индукции.

Матрицы Равена можно использовать в любых социокультурных условиях для оценки интеллектуальных способностей. По значимости эта методика не уступает тестированию Айзенка.

Время прохождения матриц как правило не ограничено. Однако можно провести тест на скорость, то есть оценить скоростные аналитические способности. Оптимальным результатом будет 20 минут.

Читайте также:  Офисное артериальное давление это тест

Более распространен тест на результат, при котором значение имеет уровень прохождения, а время не ограничивается.

Матрицы Равена для дошкольников как правило используются без ограничения времени.

История и создатель

Вопросом оценки интеллекта психологи были озадачены уже долгое время.

Было предложено много разных методик и способов, в том числе знаменитый и самый популярный тест Айзенка.

В 1963 году была разработана методика Равена, которая является конкурентоспособным аналогом знаменитого теста. Дж. Равен и Л. Пенроуз предложили свой способ на основе оценки фактора интеллекта &quot,g&quot,.

Авторы стремились к однозначной оценке результатов, простоте в выполнении и точности в оценке. Также при создании этой методики активно использовались последние достижения психологии и медицины в области изучения интеллекта.

Равен стремился выделить генетические факторы и факторы окружающей среды, участвующие в формировании интеллекта на основе этой методики.

Инструкция к проведению

Испытуемому предлагается 60 разных рисунков.

Они могут быть как геометрическими, так и наглядными цветными для детей и пожилых.

Каждый рисунок представляет собой прямоугольник, заполненный определенным рисунком.

В нижнем углу имеется пустое место. НИже рисунка располагается шесть возможных вариантов заполнения этого пустого места. Все они подходят по форме пустого места, однако отличаются по содержанию.

Путем логического мышления нужно найти аналогию в рисунках и выбрать подходящий. Все рисунки объединяются в группы по сложности, всего имеется пять групп рисунков.

Оптимальным временем для прохождения является двадцать минут. Советуется не раздумывать над одним рисунком слишком долго, а переходить к следующему при неудаче.

Для детей и пожилых предложены цветные матрицы, которые имеют меньшее количество рисунков. Всего представлено 36 рисунков, по три группы. Они имеют более простые логические решения.

Для этих категорий лиц необходимо четко давать инструкции, опираясь на возраст и состояние испытуемого. Для маленьких детей нужно подробно объяснить, что перед ними есть &quot,коврик&quot, с &quot,дырочкой&quot,, в эту дырочку нужно подобрать такой кусочек, какой бы лучше всего подошел к коврику.

Для более старших детей можно использовать такие интерпретации как &quot,фрагмент&quot, или &quot,элемент&quot,.

Для пожилых такое объяснение не требуется.

Однако у них приобретает большое значение оценка времени прохождения, то есть скорость логического анализа.

Подсчет результатов

В бланке ответов имеется сводная таблица, которая включает разделение ответов по номерам вопросов и по группам: A, B, C, D и E. Напротив каждого вопроса ставится 1 балл, если ответ правильный, и ноль баллов если нет. В конце сумма баллов подсчитывается.

Результат представляет собой коэффициент интеллекта испытуемого. Для его интерпретации каждую группу сравнивают со средними по ней результатами.

При этом разница между средним значением стандарта и полученным результатом также оценивается от нуля до двух. Если по одной серии различаются показатели более чем в два, то такие данные не считаются надежными, необходимо переделать тест.

Результаты интерпретируют по полученной сумме баллов, переводя их в проценты или в коэффициент айкью. В зависимости от процентов выполнения выделяют следующие категории:

  • 95 процентов и выше , особо развитые интеллектуальные способности, одаренность,
  • 75-95 процентов , средний показатель интеллекта, но незаурядный,
  • 25-74 , средний нормальный уровень способностей, самый распространенный вариант,
  • 5-24- интеллектуальные способности ниже среде-оптимального уровня,
  • менее 5 процентов , недостаточные интеллектуальные способности (низкие).

Матрица Равена: тест.

У детей при работе с цветными наглядными матрицами выделяют определенные уровни успешности прохождения:

  • 1-й уровень соответствует 17 баллам и меньше, что говорит о половине выполненных заданий,
  • 2-й уровень соответствует 17-22 баллам, пройдено от 50 до 65 процентов заданий,
  • 3-й уровень 22-27 баллов, выполнено от 65 до 80 процентов,
  • 4-й уровень более 27 баллов, что говорит о прохождении более 80 процентов вопросов.

Выделяют различные возрастные нормы для детей: в 6 лет нормой считается 26-35 баллов, в 7 лет- 27-35 баллов, в 8 лет 29-35 баллов, а в 9 лет , 30-35 баллов.

Критическое различие нижней границы невелико, большое значение имеет если ребенок набрал баллов ниже нормы.

Преимущества и недостатки методики

Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей личности и имеет ряд преимуществ и недостатков.

К плюсам данного способа относят:

  1. Простоту исследования.
  2. Однозначность результатов.
  3. Возможность использования в нескольких категориях лиц.
  4. Максимальную оценку логического мышления.
  5. Сопоставление со средними значениями по группам.
  6. Внимание ко времени прохождения и результативности.

Этот способ можно использовать как для скрининга мыслительных способностей, так и для определения успешности проводимой психологической терапии и обучения.

К недостаткам способа относят:

  1. Невозможность оценить индивидуальные особенности мышления.
  2. Не учитываются творческие пути решения задачи.
  3. Для лиц с высоким уровнем интеллекта недостаточно разработаны матрицы.
  4. Трудность в воспроизведении методики у лиц с ограничением интеллектуальных возможностей.
  5. Невозможность использования для разграничения органической патологии нервной системы и временной задержки развития у детей.
  6. Не учитывает в полной мере особенности мышления пожилых.

Этот метод нельзя использовать для оценки глубоких изменений в интеллекте личности, поскольку он не дает точной оценки расстройств мышления на этом уровне.

Также имеются сложности в интерпретации относительно среднего нормального уровня и перевода значения в показатели айкью.

Этот тест не позволяет провести полную аналогию с другими методиками оценки умственных способностей. Стимульный материал методики недостаточно адаптирован для этой категории лиц.

Методика Равена эффективно используется для анализа интеллектуальных возможностей личности. В процессе ее проведения ключевую роль играет оценка построения логических взаимосвязей, а также способность к обобщению.

Метод успешно используют для проведения скрининга интеллектуальных особенностей личности.

Об областях применения абстрактного мышления человеком читайте здесь.

Общий психологический практикум. Прогрессивные матрицы Равена , лекция:

Источник



Прогрессивные матрицы Равена — Блог Викиум

Прогрессивные матрицы Равена или, как их еще называют, тест Равена, это методика, которая позволяет оценить уровень логичности мышления (IQ). Тест появился в 1936 году. Его изобретатели — Л. Пенроуз и Дж. Равен.

Читайте также:  Эндокринная орбитопатия — как влияет на зрение и кто входит в группу риска

Тест основан на традициях английской школы, суть его заключается в выявлении отношений между различными абстрактными фигурами.

Особенной популярностью пользуются два стандартных варианта теста: цветной и черно-белый. Вариант тестирования выбирается в зависимости от возраста тестируемых. Так, цветные тесты предназначены для детей в возрасте от 6 до 9 лет или для пожилых людей в возрасте за 65 лет. В последнем случае тест Равена рекомендуется специалистами в случае необходимости реабилитационных исследований. Может также применяться для детей в возрасте старше 9 лет, если есть подозрение на аномальное развитие.

В основе тестирования лежит гештальт-психология, в частности теория перцепции форм и теория неогенеза, разработанная Ч. Спирменом. Метод тестирования относится к невербальным и уже в течение многих лет считается в этой области наиболее продвинутым и точным.

Теория перцепции форм и теория неогенеза

Согласно этой теории испытуемые должны рассматривать задание как единое целое, но состоящее из ряда разнообразных элементов. То есть каждый тестируемый должен изначально оценить задание-матрицу глобально, а уже затем проанализировать его и выделить принцип. Потом из выделенных элементов матрицы формируется целостный образ. В результате должна быть обнаружена недостающая деталь.

Вторая теория, разработанная Спирменом, позволяет более углубленно и детально оценить результаты данного исследования.

Комплекс этих методик и образует тест Равена, который, в свою очередь, отлично согласуется со множеством других подобных методик, например, тестом Векслера и других.

Матрицы Равена могут быть применены для определения интеллектуального развития людей практически любого возраста. При проведении исследований не имеют значения ни социокультурный фон, ни языковой состав, ни степень речевого развития.

Суть методики

Испытуемым выдается по одному стандартному экземпляру тетради, в которой находятся задания, а также один бланк с ответами. Время на выполнение задания строго фиксировано и составляет 35 минут.

Посмотреть тест можно только после того, как будет выдана инструкция по его прохождению, которая озвучивается специалистом.

Специалист выдает матрицы, в которых испытуемые ищут определенный элемент. Процесс происходит следующим образом:

До 5 задания тестируемый может обратиться за подсказкой к экспериментатору. Затем выполняет оставшуюся часть заданий самостоятельно. Экспериментатор обязан сообщить участникам, что выполнять задание нужно как можно скорее и как можно более четко. При необходимости первое задание может быть выполнено даже совместно с экспериментатором. Отсчет времени начинается с момента выполнения пятого задания.

После выполнения все данные будут зафиксированы в бланке ответов.

Главное о методике Равена

Дж. Равен был категорически не согласен с мнением, что интеллект человека закладывается изначально и в дальнейшем не может меняться или каким-то образом преобразовываться. Он полагал, что интеллект формируется под воздействием не только врожденных качеств человека, но и под воздействием внешних факторов. Именно поэтому он разработал собственный тест, который помогает выявлять и генетические, и средовые причины, которые воздействуют на уровень интеллекта.

В результате разработанный им метод тестирования учитывает только логику человека. При этом уровень образования и другие параметры не имеют значения. Однако учитывается также и скорость принятия решения. Тест может пройти как взрослый человек, так и ребенок.

При обработке данных можно сделать исчерпывающие выводы о пространственном мышлении, особенностях целостного восприятия образов.

Матрица Равена используется в психологии и педагогике уже более полувека, за это время появилось множество вариаций данного метода, однако основной по-прежнему остается самым прогрессивным и востребованным.

Всего в сборнике 60 заданий, которые делятся на 5 серий. Каждая серия включает 12 индивидуальных задач. Задача тестируемого — определить, как именно связаны между собой фигуры, находящиеся на рисунке, выявить недостающую фигуру и указать на нее. Уровень интеллектуального развития определяется тем, насколько верно и быстро тестируемый справился с заданием. Викиум создал несколько тренажеров на основе данного научного подхода: это «Микросхемы», «Тайная комната», «Геометрия». Узнайте, как работает эта методика уже сегодня!

Источник

Методика Равена: суть метода интеллектуального анализа

Для оценки интеллектуальных способностей разработано много различных методик, которые основаны на разных способах анализа мыслительных способностей.

Предложенная в шестидесятых годах методика Равена предназначена для оценки логического мышления личности.

Что такое ригидность мышления и нужно ли её преодолевать? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и предназначение

Методика Дж. Равена была предназначена для оценки интеллектуальных способностей и склонности к системному анализу и логическому построению суждению.

Данная методика также может использоваться для дифференциации различных интеллектуальных уровней.

Протестироваться методом Равена могут люди от четырех с половиной до шестидесяти пяти лет. Ограничения вызваны формированием и сохранением логического мышления и памяти. При этом существует три варианта матриц этого теста:

  1. Цветные прогрессивные наглядные матрицы , предназначены для детей до девяти лет, а также для пожилых и лиц с задержкой в развитии интеллекта.
  2. Стандартные прогрессивные матрицы , для людей среднего возраста с нормальным развитием мышления.
  3. Продвинутые прогрессивные матрицы , для людей с высоким уровнем интеллекта и нестандартным мышлением.

Матрицы Равена представляют собой цепь взаимосвязанных элементов, которых человеку нужно выбрать недостающий из предложенных вариантов. Сам тест состоит из 60 заданий по пять групп. Они возрастают по сложности в каждой группе.

Матрицы созданы с определенной логической концепцией, которую и предстоит оценить испытуемому. При этом сама методика основана на нескольких направлениях гештальт-терапии.

Одно из них называется теория перцепции. Эта теория описывает восприятие и анализ структурных элементов при помощи логических связей.

Сначала человек анализирует задание в общем, находя какие-то объединяющие все признаки, а затем приступает к построению логической цепочки что могло бы подойти в эту цепь из вариантов.

Основоположником этого направления считается Пенроуз.

Другая теория , неогенез , была предложена Спирменом. Она углубляет положения перцепции, дополняя их развитием способности к обобщению и дифференциации, то есть к дедукции и индукции.

Матрицы Равена можно использовать в любых социокультурных условиях для оценки интеллектуальных способностей. По значимости эта методика не уступает тестированию Айзенка.

Читайте также:  Вопросы к роману Мастер и Маргарита 11 класс с ответами

Время прохождения матриц как правило не ограничено. Однако можно провести тест на скорость, то есть оценить скоростные аналитические способности. Оптимальным результатом будет 20 минут.

Более распространен тест на результат, при котором значение имеет уровень прохождения, а время не ограничивается.

Матрицы Равена для дошкольников как правило используются без ограничения времени.

История и создатель

Вопросом оценки интеллекта психологи были озадачены уже долгое время.

Было предложено много разных методик и способов, в том числе знаменитый и самый популярный тест Айзенка.

В 1963 году была разработана методика Равена, которая является конкурентоспособным аналогом знаменитого теста. Дж. Равен и Л. Пенроуз предложили свой способ на основе оценки фактора интеллекта &quot,g&quot,.

Авторы стремились к однозначной оценке результатов, простоте в выполнении и точности в оценке. Также при создании этой методики активно использовались последние достижения психологии и медицины в области изучения интеллекта.

Равен стремился выделить генетические факторы и факторы окружающей среды, участвующие в формировании интеллекта на основе этой методики.

Инструкция к проведению

Испытуемому предлагается 60 разных рисунков.

Они могут быть как геометрическими, так и наглядными цветными для детей и пожилых.

Каждый рисунок представляет собой прямоугольник, заполненный определенным рисунком.

В нижнем углу имеется пустое место. НИже рисунка располагается шесть возможных вариантов заполнения этого пустого места. Все они подходят по форме пустого места, однако отличаются по содержанию.

Путем логического мышления нужно найти аналогию в рисунках и выбрать подходящий. Все рисунки объединяются в группы по сложности, всего имеется пять групп рисунков.

Оптимальным временем для прохождения является двадцать минут. Советуется не раздумывать над одним рисунком слишком долго, а переходить к следующему при неудаче.

Для детей и пожилых предложены цветные матрицы, которые имеют меньшее количество рисунков. Всего представлено 36 рисунков, по три группы. Они имеют более простые логические решения.

Для этих категорий лиц необходимо четко давать инструкции, опираясь на возраст и состояние испытуемого. Для маленьких детей нужно подробно объяснить, что перед ними есть &quot,коврик&quot, с &quot,дырочкой&quot,, в эту дырочку нужно подобрать такой кусочек, какой бы лучше всего подошел к коврику.

Для более старших детей можно использовать такие интерпретации как &quot,фрагмент&quot, или &quot,элемент&quot,.

Для пожилых такое объяснение не требуется.

Однако у них приобретает большое значение оценка времени прохождения, то есть скорость логического анализа.

Подсчет результатов

В бланке ответов имеется сводная таблица, которая включает разделение ответов по номерам вопросов и по группам: A, B, C, D и E. Напротив каждого вопроса ставится 1 балл, если ответ правильный, и ноль баллов если нет. В конце сумма баллов подсчитывается.

Результат представляет собой коэффициент интеллекта испытуемого. Для его интерпретации каждую группу сравнивают со средними по ней результатами.

При этом разница между средним значением стандарта и полученным результатом также оценивается от нуля до двух. Если по одной серии различаются показатели более чем в два, то такие данные не считаются надежными, необходимо переделать тест.

Результаты интерпретируют по полученной сумме баллов, переводя их в проценты или в коэффициент айкью. В зависимости от процентов выполнения выделяют следующие категории:

  • 95 процентов и выше , особо развитые интеллектуальные способности, одаренность,
  • 75-95 процентов , средний показатель интеллекта, но незаурядный,
  • 25-74 , средний нормальный уровень способностей, самый распространенный вариант,
  • 5-24- интеллектуальные способности ниже среде-оптимального уровня,
  • менее 5 процентов , недостаточные интеллектуальные способности (низкие).

Матрица Равена: тест.

У детей при работе с цветными наглядными матрицами выделяют определенные уровни успешности прохождения:

  • 1-й уровень соответствует 17 баллам и меньше, что говорит о половине выполненных заданий,
  • 2-й уровень соответствует 17-22 баллам, пройдено от 50 до 65 процентов заданий,
  • 3-й уровень 22-27 баллов, выполнено от 65 до 80 процентов,
  • 4-й уровень более 27 баллов, что говорит о прохождении более 80 процентов вопросов.

Выделяют различные возрастные нормы для детей: в 6 лет нормой считается 26-35 баллов, в 7 лет- 27-35 баллов, в 8 лет 29-35 баллов, а в 9 лет , 30-35 баллов.

Критическое различие нижней границы невелико, большое значение имеет если ребенок набрал баллов ниже нормы.

Преимущества и недостатки методики

Методика предназначена для оценки интеллектуальных способностей личности и имеет ряд преимуществ и недостатков.

К плюсам данного способа относят:

  1. Простоту исследования.
  2. Однозначность результатов.
  3. Возможность использования в нескольких категориях лиц.
  4. Максимальную оценку логического мышления.
  5. Сопоставление со средними значениями по группам.
  6. Внимание ко времени прохождения и результативности.

Этот способ можно использовать как для скрининга мыслительных способностей, так и для определения успешности проводимой психологической терапии и обучения.

К недостаткам способа относят:

  1. Невозможность оценить индивидуальные особенности мышления.
  2. Не учитываются творческие пути решения задачи.
  3. Для лиц с высоким уровнем интеллекта недостаточно разработаны матрицы.
  4. Трудность в воспроизведении методики у лиц с ограничением интеллектуальных возможностей.
  5. Невозможность использования для разграничения органической патологии нервной системы и временной задержки развития у детей.
  6. Не учитывает в полной мере особенности мышления пожилых.

Этот метод нельзя использовать для оценки глубоких изменений в интеллекте личности, поскольку он не дает точной оценки расстройств мышления на этом уровне.

Также имеются сложности в интерпретации относительно среднего нормального уровня и перевода значения в показатели айкью.

Этот тест не позволяет провести полную аналогию с другими методиками оценки умственных способностей. Стимульный материал методики недостаточно адаптирован для этой категории лиц.

Методика Равена эффективно используется для анализа интеллектуальных возможностей личности. В процессе ее проведения ключевую роль играет оценка построения логических взаимосвязей, а также способность к обобщению.

Метод успешно используют для проведения скрининга интеллектуальных особенностей личности.

Об областях применения абстрактного мышления человеком читайте здесь.

Общий психологический практикум. Прогрессивные матрицы Равена , лекция:

Источник

Adblock
detector