Меню

Тестирование по теме частица тест по русскому языку 7 класс на тему

Тест с ответами по теме: «Частица»

1. Частица как часть речи:
А) обозначает количество предметов, число
Б) указывает на предметы, признаки, но не называет их
В) изменяются по числам и в единственном числе – по родам
Г) служит для усиления отрицания в предложениях+

2.В каком из ниже перечисленных примеров неправильно обозначен разряд частицы?
А) бы – условие
Б) лишь – усиление
В) нибудь – неопределенность
Г) неужели – восклицание+

3.Какая из данных частиц всегда пишется раздельно:
А) НЕ
Б) НИ
В) Б +
Г) ТО

4.В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
А) Бедность не порок.
Б) Мне не здоровилось, оттого я и не пришел.+
В) Не пенится море, не плещет волна, деревья листами не движут.
Г) Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего.

5. Какая частица всегда пишется через дефис:
А) ЖЕ
Б) ЛИ
В) ЛИБО +
Г) КАК

6. В каком из предложений НЕ является частицей?
А) Мы увидели (н…)освещенный зал.
Б) Осень досылала земле свое (н…)жаркое солнце.
В) Мнение Байрона вовсе (н…)справедливо.+
Г) Я чувствовал (н…)преодолимое волнение.

7. Укажите неправильное утверждение:
А) Частица вносит различные оттенки значения в предложение.
Б) Частицы бы, ли, же пишутся раздельно.
В) Частица ка с глаголами пишется раздельно.+
Г) Частица не придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

8.В каком из ниже перечисленных примеров отсутствует частица:
А) Как тебе не стыдно!
Б) Тебе разве уже шесть лет?
В) Либо в седьмом, либо в восьмом классе мы читали рассказ «Юшка». +
Г) Где-то в Африке или Австралии жил раньше этот жираф.

9. Какая частица является формообразующей?
А) ни строчки
Б) хотел бы +
В) не опоздали
Г) поди-ка сюда

10.В каком из рядов все слова пишутся слитно:
А) (не)взирая ни на что; (ни)что меня не мучит; можно быть и (не)смелым, но терпеливым;+
Б) (не)попробовав компота; (ни)кого это не волновало; (не)затейливая штука;
В) (не)истовствует буря; (не)рад твоему прибытию; это (не)лось;
Г) (не)годяй есть (не)годяй; во что бы то (ни)стало; ничуть (не)громко;

11. Отметьте предложение с формообразующей частицей:
А) не видно ни зги
Б) пусть всегда будет солнце+
В) начинайте же выступление
Г) нет ли сегодня нам письма?

12.В каком из данных рядов допущено ДВЕ ошибки:
А) кое-где, сколько-то, неуже ли, нисколько не мучаясь, не смотря по сторонам
Б) ни у кого; не правда, а ложь; ушёл всё-таки; поехать, несмотря на дождь
В) это тоже самое; всё-таки он хороший человек; невсегда весело; кое с кем поговоришь+
Г) а чтобы ты сделал? ; был-ли он в деревне?; он недолжен никому; только он и приехал

13. Найдите предложение, в котором есть частица со значением ограничения:
А)Время идет, и срок уж близенько
Б) Только Иванов не пришел на собрание +
В) Сыграл бы на рояле
Г) В комнате ни души

14.В каком ряду все слова написаны правильно?
А) кое-чему научиться; невысокий, зато крепкий; нечего и говорить; сколько ни ездил, всё без толку;+
Б) лиш только солнце выйдет; кое-с-кем поздороваться; где-нибудь лечь; немного погодя;
В) ни рыба ни мясо; не ходили девушки за ягодами; нечуть не заметно; не с кем переговорить;
Г) сколько то взял с собой; только у Ивана и было; где-небудь остановишься; не был-бы дураком

15. Отметьте предложение , в котором присутствует отрицательная частица:
А) Да будет он отца достоин!
Б) Лишь опасайся лгунов.
В) На ясном небе не было ни облачка. +
Г) Нет ли сегодня нам письма?

16. Какая частица всегда требует постановки дефиса:
А) ЖЕ
Б) БЫ
В) КА +
Г) НИ

17. Найдите предложение с частицей НИ:
А) Н… свет н… заря я проснулся зря. +
Б) Н… топор те тешет, а плотник.
В) Еще н… прочитанная книга.
Г) Туман на море еще н… рассеялся.

18.В каком из рядов слова написаны правильно:
А) кое с кем болтать; некрасивая, зато добрая; ничего и говорить; сколько не просил, так и не добился ничего;
Б) лишь только появятся скворцы; кое-для-кого подготовить; где-либо устроиться; пройдя несколько сотен метров;
В) ни то ни сё; не ездила бы ты в город; ничуть не видно; не с чего обижаться;+
Г) Неужели взял с собой; только у Ивана и небыл; слетайка до Магадана; не было-бы печали.

19. В каком предложении пишется частица НЕ?
А) В газете н… строчки о спорте.
Б) Что н… расскажешь о турпоходе, все интересно.
В) Он все делает хорошо, что н… поручи.
Г) Я н… раз любовался этим пейзажем.+

20.В каком из примеров отсутствует частица?
А) Ни мне, ни тебе не достанется.
Б) Что за прелесть!
В)Он делал всё так же, как и инженер Соловьёв.
Г)Что за десять рублей тебе продали?+

Источник



Тестирование по теме частица
тест по русскому языку (7 класс) на тему

Тестирование по теме частица

Скачать:

Вложение Размер
chastitsa.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

1 . Укажите в тексте слово, не обладающее соб-ственным значением, но придающее дополни-тельный оттенок значениям других слов или всему предложению.

Как кроток и отраден день лучистый. (К. Бальмонт).

  1. Первое слово.
  2. Второе слово.
  3. Третье слово.
  4. Четвёртое слово.

2. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое само-стоятельного грамматического значения.

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).

1. Слово моя — с указательным значением.

2. Слово пусть — формирующее значение
повелительного наклонения.

3. Слово не — отрицание.

3 . Какие дополнительные оттенки вносят час-тицы?

  1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты,
    ли это сделал?
  2. Вот мой дом. Вон там гора.
  3. Что за аромат! Куда уж тебе!

A. Оттенок указательности,
Б. Вопросительные.

B. Восклицательные: оттенок эмоциональ-
ности.

4. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их раз-ряд.

  1. Она просила исполнять ваши желания, и
    только (Н. Лесков).
  2. Матушка на другой же день отправилась
    к мачехе, поджидавшей её с особенным нетер-
    пением (Е. Водовозова).
  3. Он моря не боится (И. Бунин).

4. Нет ни звезды (И. Бунин).
А. Отрицательная частица.
Б. Усилительная частица.

5. Какие формы глагола образованы с помо-щью частиц?

  1. Мне опять пришли в голову её злосчаст-
    ные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).
  2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под
    волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).

А. Форма повелительного наклонения.

Б. Форма сослагательного (условного) накло-нения.

6. В каком случае использована приставка ни-, если известно, что в местоимениях и местоименных наречиях не- — ударный элемент?

  1. Раньше с ним этого н..когда не бывало (В. Катаев).
  2. О царе н..чего и говорить. Царь — это царь (В. Катаев).

7. Какие из перечисляемых частей речи пи-шутся с не всегда раздельно?

  1. Имя существительное,
  2. Имя числительное.
  3. Глагол.
  4. Союз.

8. Спишите. Раскройте скобки. Объясните правописание.

1. Мы шли, что(бы) помочь друзьям 1 .

2. И кто(бы) о чём(бы) ни говорил, мы слушали внимательно 2 . 3. Товарищи то(же) остались с ним. 4 4. Вокруг было всё то(же) 3 , те(же) горы, те(же) травы и реки. 7 5. Она заботилась так(же) нежно 5 о них, как о своих детях. 6. Все притихли (от)того, что (ни)кто (не)мешал. 7. В пяти верстах (от)того места (не)было тропинки.

Источник

Отличие частиц от других частей речи

К-1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово. Выберите правильный ответ.

А. Стоит себе лес, улыбается. (И.Никитин)

1. Слово себе выступает в роли дополнения, обозначает предмет, который одновременно является и лицом, производящим действие. Значит, это местоимение.

2. Слово себе выражает отношение говорящего к высказанному, относится к сказуемому стоит, не является членом предложения. Оно служит только для подчеркивания того, что действие, названное этим глаголом, протекает свободно, совершается действующим лицом или предметом в своих интересах. Следовательно, здесь слово себе – частица, а не местоимение.

Б. Дождь, ветер, холодище, паровоз старый, скверный. измотался я в эту ночь – прямо сил нет. (М.Горький)

1. Слово прямо имеет значение признака действия, обозначает, куда направлено действие, служит обстоятельством места. Значит, это наречие.

2. Слово прямо служит для выражения чувства героя; оно согласуется со словами сил нет и выражает степень усталости говорящего. Слово прямо – частица.

В. – Эй, – окликаю я Петю, – на носу не спать! Смотри не проворонь Анюя (приток Колымы)!

1. Слово смотри – глагол в повелительном наклонении.

2. Слово смотри – служебная часть речи; употреблено говорящим для выражения своего желания подчеркнуть значимость совершаемого действия. Значит, смотри – усилительная частица.

Г. Шумит листвой иной зеленый сад и шепчет: мол, цвету я всем на зависть! А в небе тучи, предвещая град, глядят, смеясь, на молодую завязь. (Р.Гамзатов)

1. Слово мол – существительное, обозначает предмет.

2. Слово мол – служебная часть речи, служит для субъективной передачи чужой речи (автор передает, что шепчет сад). Значит, это частица.

Д. По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал: капли дождевые, скатывались с игол. (В.Майков)

1. Слово точно – наречие, обозначающее признак действия, служит в предложении обстоятельством образа действия, отвечает на вопрос как?

2. Слово точно – сравнительная частица; она выражает впечатление говорящего от дождевых брызг, напоминающих жемчуг.

(Правильные варианты ответов: А2, Б2, В2, Г2, Д2.)

Для правильного выполнения этого задания ученикам предлагается памятка.

1. Помни, что знаменательные части речи являются членами предложения, а частицы – нет.

2. Знаменательные части речи обладают смысловым значением, что-то обозначают, а частицы такого значения не имеют.

3. Если частицы омонимичны глаголам, то только подчеркивают усиленное внимание к чему-то или показывают, что действие, о котором сообщается в предложении, не было закончено, так как оно было прервано в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств.

4. Если частицы омонимичны наречиям, местоимениям, существительным с предлогом, то они лишь усиливают, подчеркивают какое-то отношение говорящего к высказываемой мысли, акцентируют внимание на всем предложении или каком-то слове в нем.

К-2. Укажите предложения, в которых выделенное слово – частица, омонимичная союзу. Выпишите эти предложения.

А. 1. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто он собрался лететь. (А.Куприн) 2. Дождь начинает хлестать с меньшей силой, и ветер как будто стихает.

Б. 1. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин) 2. Никак не мог я и думать, что гнездо соловки так близко от меня. Показала мне его кукушка.

В. 1. Теперь даже рябь морская, на солнце горящая, виднелась так ясно, будто Костя глядел с палубы катера. 2. Вечер. Солнце будто тлеет, гаснет постепенно. Над волною чайка реет, умываясь пеной.

Г. 1. И он зашагал по Невскому, оглядываясь, нет ли за ним слежки. (Н.Вирта) 2. Песенку не спеть ли, притаясь в траве? Облачка как петли в ясной синеве!

Д. 1. На Кунашире есть целые озера, вода которых кажется как будто подогретой. 2. Однако я боюсь, как бы не простудиться.

(Правильные ответы: А2, Б2, В2, Г2, Д1.)

К-3. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются знаменательными частями речи, а не частицами.

А. 1. Хоть и невелика лесная земляника, а какая замечательная это ягода! 2. Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза. Кто же этот удивительный человек? – Голубчик, да ведь это Рубинштейн. (А.Куприн)

Б. 1. Вдоль реки несется лодочка, на ней песня раздается, все слышней, слышней. (А.Плещеев)
2. Все доступно пристальному взору: дно речное, паутины нить. (Вл.Соколов)

В. 1. – В честь чего мне особая пища? Что я, больной? (А.Соболев) 2. В глуши что делать в эту пору? Гулять? (А.Пушкин)

Г. 1. «У кого чай есть? Пить хочу ужасно». Кто-то из партизан подал ему котелок. 2. Чай все-таки не чужой я вам человек.

Д. 1. Как прекрасна весна! Миллионы ей навстречу звенят голосов. (А.Плещеев) 2. Вот пуще прежнего пошли у них раздоры и споры, кому и как сидеть. (И.Крылов)

(Правильные ответы: А2, Б2, В2, Г1, Д2.)

К-4. Укажите предложения, в которых выделенное слово – частица, омонимичная знаменательной части речи.

А. 1. Босыми ногами тоже было одно удовольствие шлепать по мокрой мягкой земле, по теплым пузырящимся лужам. 2. Он побежал было вслед за бойцами, но потом свернул по окопу налево. (К.Симонов)

Б. 1. Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево. (А.Чехов) 2. «Пи-и», – мелькнула сильно проголодавшаяся большая синица и прямо из-под клюва петуха схватила кукурузное зерно.

В. 1. Смотри, все ближе с двух сторон нас обнимает лес дремучий. (А.Толстой) 2. – Ну вот еще! Ты сама-то смотри не проговорись как-нибудь. (А.Островский)

Г. 1. В 1963 году был особенный тип холодной и многоснежной зимы. Она повторила в точности такую же зиму 1942 года. 2. У поползня и окраска перьев в точности под серую кору.

Д. 1. Вечерело все гуще, и наконец я заметил: сквозь елку на меня глядели чьи-то глаза: это сова там, внутри елки, ждала темноты. (М.Пришвин) 2. Куда ни глянь – все сверкает, все искрится.

(Ответы: А2, Б2, В2, Г2, Д1.)

К-5. Выпишите предложения с частицами. Докажите правильность своего выбора.

1. Бабушка говорила убедительно и просто. – Я просто ослеп от весеннего солнца. 2. Глядит Максим решительно, смело. – Имя это я слышал решительно в первый раз. 3. Вопрос был решен положительно. – Теперь девочка положительно ничего не понимала. 4. Мал золотник, да дорог. – Да скорей бы уж дождь начинался. 5. Маленькие дети значение многих слов воспринимают буквально. – От усталости путник буквально валился с ног. 6. Держался он просто. – Он просто садовод-любитель.

Источник

Тест с ответами на тему: “Частица”

1. Отметьте формообразующую частицу:
а) ни звука
б) придумал бы+
в) не дождался
г) что за прелесть

2. В каком варианте слово пишется раздельно?
а) Что(бы) стать настоящим грибником, надо вставать до рассвета.
б) Что(бы) переплыть реку, мы сделали небольшой плот.
в) Что(бы) подарить другу на день рождения?+
г) Что(бы) не заблудиться в лесу, надо брать с собой компас.

3. Отметьте вариант с модальными частицами:
а) ни, только, да
б) бы, ведь, даже
в) не, же, почти
г) разве, лишь, уж+

4. Частица отсутствует:
а) Как тебе не стыдно!
б) Тебе разве уже шесть лет?
в) Либо в седьмом, либо в восьмом классе мы читали рассказ «Юшка». +
г) Где-то в Африке или Австралии жил раньше этот жираф.

5. Где отсутствует частица?
а) Ни мне, ни тебе не достанется.
б) Что за прелесть!
в) Он делал всё так же, как и инженер Соловьёв.
г) Что за десять рублей тебе продали?+

6. Выберите вариант, в котором все слова являются частицами в строке:
а) где-то, если, неужели
б) разве, что-то, как
в) вот, именно, почти+
г) ведь, когда-то, перед

7. Выберите предложение, содержащее формообразующую частицу:
а) На полянке не было ни души.
б) Пусть никогда не будет войны.+
в) Что за утро!
г) Где же он может быть?

8. Отметьте дефисное написание слова:
а) Я(же) охоту не любил, а часто просиживал на берегу озера с удочкой.
б) Вряд(ли) сегодня будет хорошая погода.
в) (То) не ветер ветку клонит.
г) Сделал(то) он быстро, да все неправильно.+

9. Определите предложение с частицей, которая выражает ограничение:
а) Хочу стать таким же свободным, как птица.
б) Только один дуб не хотел подчиняться обаянию весны.+
в) Было темно, но я различал деревья, людей и даже воду.
г) Вот и солнце встает!

10. НЕ является частицей в следующем предложении:
а) Мы увидели (н…)освещенный зал.
б) Осень досылала земле свое (н…)жаркое солнце.
в) Мнение Байрона вовсе (н…)справедливо. +
г) Я чувствовал (н…)преодолимое волнение.

11. НИ является частицей в данном предложении:
а) (Н…)кому не показывал я свои стихи.
б) В утреннем тумане (н…)чего не видишь.
в) Собираешь ягоду и не думаешь н… о времени, н… о других делах.+
г) (Н…)когда не бывает утро так прекрасно, как весной.

12. Орфографическая ошибка имеется в следующем предложении:
а) Бедность не порок.
б) Мне не здоровилось, оттого я и не пришел.+
в) Не пенится море, не плещет волна, деревья листами не движут.
г) Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего.

13. Предложение с отрицательной частицей:
а) Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
б) Это как раз то, что мне нужно.
в) Солнце, еще не успевшее подняться, тронуло своими лучами морскую гладь.+
г) Разве так настоящие моряки поступают?

14. Определите формообразующую частицу:
а) ни строчки
б) хотел бы +
в) не опоздали
г) поди-ка сюда

15. Выберите предложение с частицей НИ:
а) Н… свет н… заря я проснулся зря. +
б) Н… топор те тешет, а плотник.
в) Еще н… прочитанная книга.
г) Туман на море еще н… рассеялся.

16. Вариант, в котором слова написаны верно:
а) кое с кем болтать; некрасивая, зато добрая; ничего и говорить; сколько не просил, так и не добился ничего;
б) лишь только появятся скворцы; кое-для-кого подготовить; где-либо устроиться; пройдя несколько сотен метров;
в) ни то ни сё; не ездила бы ты в город; ничуть не видно; не с чего обижаться;+
г) Неужели взял с собой; только у Ивана и небыл; слетайка до Магадана; не было-бы печали.

17. Где пишется частица НЕ?
а) В газете н… строчки о спорте.
б) Что н… расскажешь о турпоходе, все интересно.
в) Он все делает хорошо, что н… поручи.
г) Я н… раз любовался этим пейзажем.+

18. Орфографическая ошибка допущена в следующем предложении:
а) Ни одного огонька не виднелось на реке.
б) Оба так и не видели ни разу дневного света.
в) Она не на долю секунды не сводила с них своих глаз.+
г) Ни одна звезда не озаряла трудный путь.

19. Предложение, в котором пишется НЕ:
а) Как н_старался, не мог выполнить задания.
б) Куда н_посмотрю, всюду радостные лица.
в) За что н_возьмется, все у него получается.
г) Нас н_может не волновать красота бушующего моря.+

20. Выберите вариант, в котором пишется НИ:
а) Н_пылит дорога, н_дрожат кусты.
б) У меня нет н_минуты свободного времени.+
в) Н_могу н_говорить об этом.
г) Я н_мог н_улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

21. Определите числа, на месте которых пишется НИ:
Человек он был прямой, н(1) в ком н(2) заискивал, денег н(3) занимал, вина н(4) пил – и глуп тоже н(5) был, хотя образования н(6) получил н(7)какого.
а) 2,4,6
б) 1,7+
в) 3, 5
г) 2, 3,4

22. Выберите предложение, в котором имеется орфографическая ошибка:
а) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
б) Не дожидаясь вторичной вспышки молнии, мы бросились в дом.
в) Давно не крашенные деревянные беседки увиты плющом.
г) Ни что не преграждало народу путь к грамоте.+

23. Отметьте формообразующую частицу:
а) лишь
б) разве
в) вот
г) давайте+

24. Выберите формообразующую частицу:
а) ни строчки
б) хотел бы +
в) не опоздали
г) поди-ка сюда

25. Выберите вариант с частицей НИ:
а) Н… свет н… заря я проснулся зря. +
б) Н… топор те тешет, а плотник.
в) Еще н… прочитанная книга.
г) Туман на море еще н… рассеялся.

26. Отметьте предложение с частицей НЕ:
а) (Не)подготовившийся к уроку ученик отвечал плохо.+
б) (Не)смотря на разбушевавшуюся грозу, отряд продолжал идти дальше.
в) Милый друг, будем плакать, как дети, чтоб (не)детское горе забыть.
г) Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят о нем с (не)уважением.

27. НЕ пишется раздельно в данном случае:
а) Он говорил о том, что быть поэтом женщине – (не)лепость.
б) Лучше умереть, чем (не)справедливость терпеть.
в) (Не)правда на его стороне, а сила.+
г) Она посмотрела на него с (не)годованием.

28. НЕ пишется слитно в следующем варианте:
а) Луна (не)тускла, (не)бледна, а чиста, прозрачна, как хрусталь.
б) Этот фильм мне вовсе (не)интересен.
в) Воздух казался (не)серым, как осенью, а лучистым.
г) Из (не)большого отверстия сердито фыркала струйка темной жидкости.+

29. Вариант с частицей НЕ:
а) И для них будто бы и закон н… писан. +
б) На реке нет н… души.
в) Где бы я н… был, всегда и везде я думал о своей прекрасной Родине.
г) Н… ветерка, н… шороха.

30. НИ пишется в следующих случаях:

Если вдруг стало совершенно ясно и понятно, что он сказал сейчас ужасную ложь, что н(1) только н(2) придется ему успеть наговориться, но уже н(3) когда и н(4) с кем.
а) 1,2,3,4
б) 2,3,4
в) 3,4 +
г) 1,2

Источник

Читайте также:  Математикалық сауаттылыққа логикалық тапсырмалар
Adblock
detector