Меню

Цели и принципы денежно кредитной политики

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Источник



Что такое монетарная политика

Один из наиболее мощных экономических инструментов государства — монетарная (денежно-кредитная) политика. Она позволяет воздействовать на такие макроэкономические компоненты, как объём денежной массы, активность на кредитном рынке и курс национальной валюты. Инвестору необходимо понимать роль денежно-кредитной политики в экономике, поскольку она является одним из основных факторов, определяющих стоимость финансовых активов и их перспективы.

Понятие монетарной денежной политики

Под монетарной политикой подразумеваются действия и сообщения Центробанка, направленные на достижение экономических целей, утверждённых властями страны.

За реализацию монетарной политики государства отвечает специальный финансовый институт, обладающий значительной независимостью. В РФ это Центробанк, в США — ФРС (Федеральная резервная система), в ЕС — ECB (Европейский центральный банк). Благодаря своей автономности центробанки в определённой степени защищены от давления со стороны госструктур и отдельных политиков.

В разных странах функции монетарной политики схожи. Они включают в себя:

  • профилактику инфляции;
  • содействие росту экономики;
  • проведение антикризисных мероприятий.

Есть и различия, обусловленные особенностями экономик: так, американская ФРС содействует поддержанию высокого уровня занятости населения, а Центробанк РФ стремится обеспечить устойчивость курса рубля.

Ключевые направления денежно-кредитной политики в РФ устанавливаются Центробанком совместно с Правительством. Ежегодно, не позднее 1 декабря, они передаются на рассмотрение в Госдуму (согласно ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.).

Для определения стратегии деятельности ЦБ используется специальный документ, который содержит основные ориентиры денежно-кредитной политики. В нём указаны:

  • цели монетарной политики;
  • анализ её текущего состояния;
  • прогнозы и сценарии;
  • методы монетарной политики.

Подобные документы, рассчитанные на длительную перспективу, формируются и другими центробанками.

Так, 27 августа 2020 г. ФРС США опубликовала Заявление о долгосрочных целях и стратегии денежно-кредитной политики, в котором говорится, что раз в пять лет будет проводиться глобальный пересмотр её инструментов и направлений.

Важным компонентом подобных документов является публикация целевого показателя инфляции, поддержание которого обеспечивают инструменты денежно-кредитной политики государства. В РФ этот ориентир установлен на уровне 4%, а в США и Великобритании он составляет 2%.

Инструменты монетарной политики государства

Денежно-кредитная политика является одним из двух основных инструментов, применяемых государством для регулирования экономики. Второй — бюджетно-налоговая политика, за которую отвечает Минфин. Координация налогового бремени и регулирования параметров бюджета с монетарной политикой помогает поддерживать стабильность экономики.

Актуальные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ перечислены в Главе VII Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. К ним относятся:

  1. Ключевая процентная ставка — определяет цену кредитов ЦБ для коммерческих банков.
  2. Нормы обязательного резервирования — они регулируют, какой процент своих капиталов банки должны хранить в ЦБ.
  3. Операции на открытых рынках — деятельность ЦБ по купле-продаже ценных бумаг, в основном — гособлигаций. Понятие «открытый рынок» подразумевает, что Центробанк работает не с определёнными агентами, а со всеми дилерами.
  4. Рефинансирование — предоставление кредитов от ЦБ коммерческим банкам.
  5. Операции с валютой — купля-продажа Центробанком долларов и евро для стабилизации курса рубля.
  6. Отслеживание показателей денежной массы — установка ЦБ соответствующих индикаторов и их мониторинг.
  7. Прямые количественные ограничения — определение границ для операций кредитных организаций.
  8. Эмиссия облигаций ЦБ.
Читайте также:  Особенности социологической мысли Э Дюркгейма

Инструменты монетарной политики Центробанка обычно применяются комплексно, так как дополняют друг друга.

Возможно использование и других методов, самый важный из которых — публичные выступления руководства ЦБ, касающиеся дальнейших направлений монетарной денежной политики государства.

Виды монетарной политики

Когда инструменты применяются комплексно, речь идёт о проведении монетарной финансовой политики. Выделяют три её разновидности: мягкая, жёсткая и нетрадиционная. Первые две являются уже привычными для экономик, а третья приобрела популярность во время ипотечного кризиса 2007–2008 гг. и эпидемии COVID-19.

Для мягкой политики характерны:

  • низкая базовая ставка ЦБ;
  • низкие нормы резервирования;
  • скупка гособлигаций.

Такие действия приводят к увеличению денежной массы и скорости её оборота, обеспечивая доступность кредитов. Происходит стимулирование экономического роста, но возникают и неблагоприятные последствия — ускоряется рост инфляции, и на финансовых рынках образуются пузыри. Тогда в ход идёт политика сдерживания, применяющая противоположные меры, среди которых:

  • высокая базовая ставка ЦБ;
  • повышенные нормы резервирования;
  • продажа гособлигаций.

Её результатом является уменьшение денежной массы и повышение стоимости кредитов. В конечном итоге не только падает деловая активность, но и происходит снижение инфляции и ужесточение финансовой дисциплины в экономике. Снова приходит время для мягкой политики.

Теоретическое определение нетрадиционной денежно-кредитной политики отсутствует. На практике она включает в себя:

  • сверхнизкие базовые ставки;
  • количественное смягчение (QE) — скупка ЦБ на свой баланс ценных бумаг частного сектора;
  • нулевые нормы резервирования;
  • щедрую помощь финансовым структурам в рефинансировании кредитов;
  • заявления Правительства о массовых вливаниях средств в экономику.

Именно такая политика проводилась ведущими центробанками в недавних кризисных ситуациях.

Так, с началом эпидемии COVID-19 ФРС США предприняла следующий комплекс мер:

  • базовая ставка снижена до 0–0,25%;
  • уменьшены до нуля требования к обязательному банковскому резервированию;
  • приняты поправки в документ о стратегических целях денежно-кредитной политики страны: его дополнили положением, согласно которому целевая инфляция должна составлять 2% на протяжении среднесрочного периода, а не в определённый момент времени;
  • начата программа массовой скупки ценных бумаг, причём не только инвестиционного характера. Как следствие, баланс ФРС вырос за год примерно на 3 трлн долл.

В Европе ECB предпринял схожие меры:

  • законсервировал нулевую базовую ставку и отрицательную ставку по депозитам (—0,5%);
  • запустил скупку активов;
  • оказал массовую помощь в рефинансировании кредитов.

Подобные меры предпринимали центробанки Японии (BOJ) и Китая (PBC): помощь в рефинансировании, сверхнизкие ставки и массовая скупка ценных бумаг.

Результатом всех этих действий стало повышение суммарного баланса крупнейших центробанков: к марту 2021 г. он составил около 26 трлн долл.

Центробанк Баланс
ФРС 7,5
ECB 7,1
PBC 3,9
BOJ 7,1

Рис. 2. Балансы крупнейших центробанков на начало марта 2021 г. (трлн долл.). Источник — сайты центробанков

Однако в заявлениях руководства ведущих центробанков подчёркивается, что QE, сверхнизкие ставки и остальные инструменты нетрадиционной политики не будут действовать постоянно.

Как монетарная политика влияет на фондовый рынок

Проводимая властями денежно-кредитная политика непосредственно воздействует на цены:

  • акций;
  • облигаций;
  • биржевых товаров (коммодити).

Инструменты денежно-кредитной политики могут как минимум в краткосрочном плане решающим образом влиять на стоимость активов.

Наиболее показательным примером является кризис реального сектора из-за COVID-19. Хотя в 2020 г. ВВП США упал на 3,5%, акции уверенно продолжали рост, подстёгиваемые QE и другими инструментами сверхмягкой монетарной политики.

Противоположная картина наблюдалась на рынке гособлигаций. Сначала из-за кризиса их доходность резко снизилась: массовая скупка инвесторами, убегающими от рисков, привела к повышению котировок гособлигаций и, как следствие, к относительному уменьшению процентных выплат. По мере реализации антикризисных мероприятий инвесторы стали забирать средства, в частности, для приобретения акций.

Также вверх пошли цены и на многие биржевые товары. К примеру, золото подорожало за 2020 год почти на 24%.

Но на более продолжительном отрезке времени одних только мер монетарной политики уже недостаточно — рост цен финансовых активов должен опираться на реальную ситуацию в экономике и результаты деятельности конкретных компаний и отраслей.

Суть монетарной политики государства заключается в использовании центробанком ряда инструментов для контроля инфляции, стабилизации валютного курса и проведения антикризисных мероприятий. Когда власти комплексно применяют эти методы, речь идёт об определённой денежно-кредитной политике правительства: стимулирующей, сдерживающей или нетрадиционной. Последняя активно используется мировыми центробанками для преодоления последствий COVID-19. Её основные инструменты — сверхнизкие базовые ставки, минимизация требований резервирования для банков и политика массовой скупки ценных бумаг, в том числе частного сектора (QE). Такое вливание денег в экономику способствовало росту акций и повышению цен на биржевые товары (коммодити). Обратная её сторона — возникновение инфляции, способствующей постепенному переходу к более жёсткому регулированию монетарной политики.

Остались вопросы по статье, хотите предложить интересную тему или знаете, как сделать «Открытый журнал» ещё лучше? Скорее пишите нам через форму обратной связи — мы с удовольствием ответим, тщательно изучим и обязательно примем во внимание. И не забудьте подписаться на нашу рассылку, иначе пропустите самое важное и интересное!

Источник

Блог в помощь

Макроэкономика. Тесты с ответами. Денежное обращение. Денежно-кредитная политика.

1. Количество денег в обращении возрастает, если:

а) увеличивается денежная база;

б) растет норма обязательных резервов;

в) увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков;

2. Если номинальный ВВП равен 5 000 ден. ед., одна денежная единица совершает в год в среднем 2,5 оборота, а спекулятивный спрос на деньги составляет 400 ден. ед., то общий спрос на деньги достигнет величины:

б) 2400 ден.ед.;

3. Реальный объем производства составляет 28 млн. ед., а скорость обращения денежной единицы равна 7. Масса реальных денег в экономике достигнет величины:

г) 4 млн.

4. Если норма обязательных резервов составляет 100%, то величина денежного мультипликатора равна:

в) 1.

5. Понятие «спрос на деньги» означает:

а) спрос на деньги как средство обращения и спрос на деньги как средство сохранения стоимости;

Читайте также:  1 Аварийно спасательные работы в медицинском учреждении проводятся силами

б) желание держать ценные бумаги, которые при необходимости могут быть использованы для обращения их в
деньги по фиксированной цене;

в) сумму денег, которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной процентной ставке;

г) желание запасать часть дохода «на черный день».

6. Отметьте пункт, не характеризующий функцию Центрального банка:

а) эмиссия денег;

в) денежно-кредитное регулирование;

г) проведение внешнеэкономической политики;

7. М1 включает в себя:

а) все деньги и «почти деньги»;

б) металлические и бумажные наличные деньги и чековые вклады;

в) металлические и бумажные наличные деньги и все банковские депозиты;

г) металлические и бумажные наличные деньги и срочные вклады.

8. Предложение денег на графике изображается в виде:

а) горизонтальной прямой;

б) пунктирной линией;

в) кривой с отрицательным наклоном;

г) вертикальной прямой.

9. Термин «учетная ставка» означает:

а) уровень снижения цены для Центрального банка, когда он скупает государственные ценные бумаги;

б) процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам;

в) степень давления, оказываемую ЦБ на коммерческие банки с целью снижения объема с целью выдаваемых ими
ссуд;

г) степень воздействия Центрального банка на рост денежной массы и объема ВНП.

10. Чем бумажные деньги отличаются от кредитных:

а) бумажные деньги – это наличные, а кредитные деньги существуют в форме записи на банковских счетах;

б) бумажные деньги не подлежат вывозу за пределы страны;

в) бумажные деньги имели принудительную покупательную способность, а кредитные деньги – это векселя
эмиссионного банка;

г) бумажные деньги предназначены для оплаты недорогих товаров, а кредитные деньги используются при оплате дорогостоящих товаров и услуг.

11. Банковская прибыль -это:

а) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

б) разница между всеми расходами и доходами банка;

в) процент по банковским кредитам;

г) процент по банковским депозитам.

12. Стоимость денег:

а) всегда неизменна;

б) поднимается с ростом цен;

в) всегда снижается;

г) может повышаться и понижаться.

13. Денежно-кредитная политика проводится:

а) правительством страны;

б) всеми финансово-кредитными учреждениями страны;

в) Центральным банком страны;

г) министерством финансов.

14. Экспансионистская денежно-кредитная политика – это:

а) политика «дорогих денег»;

б) политика «дешевых денег»;

в) политика, направленная на сбалансирование доходов и расходов государственного бюджета.

15. Рестриктивная денежно-кредитная политика проводится

а) в условиях стабильной экономической конъюнктуры;

б) в целях сокращения инфляции;

в) для стимулирования деловой активности.

16. Сеньораж – это:

а) прибыль, получаемая от продажи земли;

б) прибыль, получаемая от чеканки монет;

в) прибыль, получаемая от торговли уникальными товарами;

г) прибыль, получаемая от торговли ценными бумагами.

17. Какая из операций Центрального банка увеличивает количество денег в обращении?

а) Центральный банк повышает обязательную норму резервов;

б) Центральный банк передает государственные облигации населению и банкам;

в) Центральный банк повышает учетную ставку процента, под который он выдает ссуды банкам;

г) Центральный банк покупает государственные облигации на открытом рынке.

18. Правило денежной политики, согласно которому темп роста денежной массы не должен превышать темп роста объема производства в долгосрочном периоде:

а) не окажет стабилизирующего воздействия на экономику, если скорость обращения денег подвержена сильным колебаниям;

б) не снижает стабилизирующего воздействия на экономику, если изменение денежной массы является главным недостатком экономических колебаний;

в) отвергается современными монетаристами;

г) признается наилучшей экономической политикой всеми современными экономистами.

19. Центральный банк не занимается

а) изменением нормы банковского резерва;

б) выдачей кредитов на проведение научных исследований;

в) установлением учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) регулированием количества денег в обращении.

20. В большинстве стран учреждение, выполняющее функции Центрального банка, не…

а) занимается предоставлением кредитов;

б) регулирует величину предложения денег в стране;

в) платит налогов;

г) устанавливает ставок налогообложения деятельности коммерческих банков.

Источник

Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты

Цели денежно-кредитной политики классифицируются на конечные и промежуточные.

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Инструменты денежно-кредитной политики включают:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньга в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Читайте также:  7 видов дрожжевого теста на все случаи жизни

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно, лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Как уже отмечалось, Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Так, рост процентной ставки на денежном рынке может вызвать снижение избыточных резервов (уменьшение коэффициента , где R – включает и обязательные, и избыточные резервы), а также побудить население хранить относительно большие средства на депозитах и меньше в наличности, что отразится на снижении коэффициента cr (). В результате увеличится денежный мультипликатор и, соответственно, предложение денег.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 7.1), либо на ставке процента (рис. 7.2).

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Центральный банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).

Источник

Adblock
detector