Меню

Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков

Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков

Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста [1].

Тревожность, опасность и препятствие в удовлетворении желания производят противоположный эффект: симпатическая стимуляция приводит к повышению тонуса внутренних мышц, что сопровождается напряжением скелетных мышц под действием ЦНС. Естественный цикл младенца: сон — голод (сокращение мышц желудка) — крик — удовлетворение – сон [2].

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого. Страх — аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога — эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха — не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности [3].

Тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную [4].

Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у человека может быть понос, и он может полностью осознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу. Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее. При депрессии замедляются физические и психические процессы; бурная радость изменяет напряженность тканей или делает походку легче; сильная ярость вызывает дрожь или приток крови к голове [5].

Из определения понятия следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [6].

Агрессия — физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

Агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба [7].

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление, навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым [8].

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны [9].

Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны — с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то степени зависят.

Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине.

Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации, «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие.

Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения — и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.

Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей [10].

Используя методику Баса-Дарки, следует помнить о том, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности.

У группы респондентов, состоящей из 30 человек оказались результаты, представленные ниже.

Как мы видим, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности по шкале негативизма (60%), подозрительности (40%), вербальной агрессии (62,5%) и чувства вины (53,3%). По шкале физической и косвенной агрессии подростки показали равномерное распределение по уровням проявления.

Полученные результаты представим в виде диаграммы (рис. 1):

По шкалам физической, косвенной агрессии и раздражения подростки показали равномерное распределение по уровням проявления. Наиболее низкие показатели по шкале «обида».

Мы исследовали акцентуацию характера школьников. Свое исследование мы проводили с 30 учениками.

Рисунок 2. Распределение акцентуаций личности среди подростков

Отсюда видно, что у многих опрошенных старшеклассников преобладает эмотивный и гипертимный тип характера.

Акцентуация личности других старшеклассников показывает – возбудимый тип, яркой чертой которого является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут возникать по причине, которая не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных.

Тревожный тип – людям данного типа свойственна низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особым слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.

Анализ результатов по методике Спилбергера позволил представить старшеклассников в виде 4 групп:

Данное исследование показывает, что многие подростки испытывают затруднения в учебе, связанные с несформированнностью учебных компонентов. Они ощущают неуверенность в собственных силах и ощущениям неопреодолимости трудностей, страхам перед неизвестностью.

Ко второй группе факторов вызывающих тревогу у несовершеннолетних относятся факторы базирующиеся системе межличностных отношений. Наиболее характерными из них являются: межличностные конфликты и их следствия; страх одиночества; комплекс неполноценности во взаимоотношениях, проявляющиеся в неуверенности субъекта в том, что он интересен людям, боязни отвержения, неумелой презентации; непонимание со стороны педагогов; трудности в установлении контактов с учителями и т.д.

В третью группу факторов, вызывающих тревогу у подростков составляют социальные факторы, связанные с системой специфических отношений. В этой группе факторов выделили две подгруппы, в первую из них входят текущие трудности главным образом связанные с бытовыми проблемами жизни. Ко второй подгруппе можно отнести факторы тревоги экзистенционального характера, связанные с субъективной оценкой совершенного преступления; с осмыслением своего места в мире; ощущением бессмысленности своего существования, страхом грядущей смерти своей или близких людей; инвалидности; неизлечимых заболеваний.

Таким образом, данные проведенного нами опроса показали, что подавляющее большинство подростков испытывают комплекс трудностей психического социально–психологического социального и бытового характера.

Исходя из полученных результатов, мы можем сказать, что уровень повышенной тревожности отмечается у подростков с эмотивным, тревожным, педантичным, дистомическим типом акцентуации. При этом у эмотивных подростков отмечается ситуативная тревожность, а у тревожных, педантичных, дистомических подростков повышена как ситуативная, так и личностная тревожность.

Практически подтверждено, что факторами дезадаптации подростков, с различными эмоционально-личностными расстройствами являются высокая агрессивность, повышенный уровень тревожности, а также ярко выраженные акцентуации характера.

Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации общества, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением со стороны родителей и их чрезмерной занятости, эпидемий разводов. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.

Педагогический процесс не должен ограничивается обучением. Задача педагога при организации воспитательной работы подобрать нужные принципы, методы и формы коррекции и помочь ребенку пересмотреть свои ценности и идеалы в позитивную сторону. Если педагог не скорректирует поведение ребенка, позволит стабилизироваться агрессивным реакциям в подростковом возрасте, то агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьезные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы.

Читайте также:  Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ ПОЛИТИКА Задание 16 по Конституции Трудные вопросы – светское государство

Анализируя выше сказанное, считаем, что одной из важнейших задач проблемы профилактики и преодоления агрессивности является пристальное внимание к каждому конкретному случаю проявления девиантного поведения. Необходимо выявлять основные факторы, способствующие формированию девиантного поведения несовершеннолетних, и вести работу по их устранению.

Вывод: проблема тревожности подростков является многоплановой и требующей комплексного, структурированного исследования. Кроме того, проблема эта также находится под сильным воздействием временного фактора. Успешность каждого компонента школьной адаптации может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. Объективная сторона может быть представлена оценками, социометрическими показателями, видимыми поведенческими проявлениями. Субъективная сторона характеризует школьную адаптацию с точки зрения смыслов и переживаний самого ребенка. И та и другая сторона пребывают в непосредственной зависимости от изменений в современном социуме и науке. А значит, эта проблема с каждым годом будет обнаруживать все новые и новые неизученные аспекты.

1. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. — Челябинск: АТОСКО, 2010. – 111с.

2. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – Режим доступа http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP-011.HTM, 2015. – C.11 — 17.

3. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Зыкова Н.А. Влияние детско-родительских отношений на проявления агрессивности у старших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — С. 51-55.

4. Яковлева О.В. Коррекция ситуативной и личностной тревожности у подростков. Альманах современной науки и образования. – 2011. – № 11. – С. 133 — 135.

5. Мамадалиева Г.А. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция тревожности современного подростка. — диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Нижегородский государственный архитектурно — строительный университет // Нижний Новгород, 2011. – С. 15.

6. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Смолин А.В. Исследование агрессивного поведения старших подростков. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 31. С. 121-125.

7. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: Издательство, 2012. – 170 с.

8. Овсянникова Е.П. Индивидуальный подход к исследованию агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – Т. 30. – С. 1-5.

9. Савостьянов А.И. Агрессивность современных подростков // Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – Москва: изд-во: Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования. – 2012. — №4. – С. 16-25.

10. Долгова В.И., Иванова Л.В., Банщикова А.И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2015. — Т. 31. — С. 11-15.

Источник



Описание шкал и методы интерпретации ЛТО

В основе методики лежит теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности – от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, – к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным “Я” (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.

Факторные шкалы:

1. Искренность (тенденция показать себя в лучшем свете)

2. Аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)

3. Экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)

4. Спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)

5. Агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)

6. Ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)

7. Интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)

8. Сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)

9. Тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)

10. Лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности)

На круговой диаграмме 8 последних шкал объединены в четыре полярные пары: экстраверсия – интроверсия, спонтанность – сензитивность и т.п. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по 8 шкалам (исключая шкалы “ложь” и “аггравация”). Использованная в методике типология индивидуально-личностных свойств базируется на целостном понимании личности с позиций теории ведущих тенденций, которые пронизываю все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и более высокий уровень — социальной активности человека.
Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по шкалам.

0-1 балл: гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
2-4 балла: в пределах нормы; гармоничная личность;
5-7 баллов: умеренно выраженные значения; акцентуированные черты;
8-9 баллов: избыточно выраженные значения; наличие дезадаптивных свойств.

Тенденции, комппенсированные полярными свойствами (то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это свидетельство сбалаансированности разнонаправленных свойств.
Показатели 0 и 1 балла указывают на гипоэмотивность , плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х) по соседствующим типологическим свойствам.

При этом:

1. Ложь (искренность) более 5 баллов — данные недостоверны.

2. Аггравация (подчеркивание проблем) более 5 баллов — данные недостоверны.

3. Показатель тревожности при уменьшенных показаателях (3-4 балла) выявляет лишь осторожность в принятии решений, ответственость по отношению к окружающим, социальную созвучность среде; при высоких показателях эта шкала выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.

4. Шкала стеничности (агресссивности) в норме соответствует достаточно уверенной тенденции к самоутверждению, активной самореализации, отстаиванию своих интересов и лишь при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопрекки интересам окружающих, вплоть до явных агресссивных высказываний или дейсствий.

5. Спонтанность (раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию), сочетающая в себе экстравертированность и агрессивность, формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, комформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности и тревожности, формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституционной структуры. Нижняя часть полукруга (см. график) отражает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздейсствие, а на собственные субъективные уустановки, т.е. гомономность. Напротив, верхняя его часть предстаавляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию ссреды (гетерономность).

6. Противопоставляемые друг другу свойства ригидности и лабильности (подвижности) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них — ригидный — характеризуестся сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установоки настойчивочтью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой — лабильный (эмотивный) — отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности (личность, ищущая признания).

Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих дериватные свойства, проявляющиеся в социальной активности индивида:
1. «Конформность» — проявляется на стыке таких ведущих тенденций как «тревожность» и «сензитивность»: конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе, и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения.

1. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корелляцию с таким социально-психологическим свойством как «компромиссность», т.е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой.

3. «Зависимость» как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как «интроверсия» (склонность к уходу в мир идеальв, застенчивость, замкнутость) и «сензитивность» (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействийс выраженной потребностью к глубокой и постоянной привязанности и защите со стороны более сильной личности), так эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегания конфликта и поиска щадящей социальной ниши.

4. «Лидерство» как свойство, проявляющщееся в норме ссамостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлению быть «ведущим», а не «ведомым», формируется сочетанием умеренно выраженной «спонтанности» и «агрессивности» (как продолжение высокой активности). Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к старшим по должности или по возрасту лицам, или даже самовлюблённость и манию величия.

5. «На стыке» таких свойств как «эмоциональная лабильность» и «экстраверсия» проявляется «коммуникативность». Этому способствует демонстративность поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.

6. В то же время следует подчеркнуть, что «социальная пассивность», базирующаяся на интровертированности, здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется ввиду менее выраженная реактивность внешних проявлений при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию.

7. Напротив, «социальная активность» рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению.

8. «Индивидуализм» сочетанием «интровертированности» с «ригидностью» и проявляется устойчивостью собственного, временаами достаточно самобытного и субъективного мнения. Сочетаание «ригидности» с «агресивностью» проявляется конфликтнымм и неконфликтным стилем поведения.

9. Если «Комформность» в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то «некомформность» — тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница раадикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.

Из этой достааточно богатой гаммы индивидуально-личностных свойств, базирующихся на восьмеричной типологической градации, можно выделить наиболее характерные признаки, связанные с половой принадлежностью. Так, среди женщин чаще встречаются сензитивный, тревожный и эмотивный типы реагирования, уходящие корнями в тормозимые и лабильные свойства нервной системы. Среди мужчин чаще всего можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы реагирования, базирующиеся на импульсивных, возбудимых и туугоподвижных свойствах нервной системы.
Кроме того, некоторые сочетания несоседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация «спонтанности» с «интроверсией» характеррна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепаадам настроения (колебания между «интровертированностью» и «экстравертированнностью») свойственна циклотимным лиичностям.
Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности в сравнительномм анализе с данными типологического опросника позволило обнаружить следующие закономерности: социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик: освоение новой информации им даёттся легче через разговорное общение.
Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности с компромиссным стилем социального поведения отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы, что способствует формированию в профессиональном плане тяги к таким видам деятельности, где человек оказывается эмоционально вовлеченным в контакты с окружением, может перевоплощаться в разные социальные роли и быть в центре внимания окружающих, а также проявлять свои художественные наклонности. Спонтанные, склонные к лидированию, некомформные личности при той же целостности восприятия при постижении новой информации больше ориентированы на собственную интуицию. Их знание или понимание проблемы может опережать опыт. В процессе принятия решений они руководствуются догадкой, предвосхищением, и способны на основании минимальной информации выстроить целое, пренебрегая детальной проработкой изучаемого материала. Их профессиональная деятельность лежит преимущественно в сфере предпринимательства, организации, администрирования.
Близкое к этой группе спонтанно-стеничные личности больше стремятся к двигательной, а не мыслительной активности. Среди них большинство выбирает спортивную деятельность, путешествия, военную службу, профессии, связанные с повышенными физическими нагрузками.
Полярный им тревожный тип чаще встречается среди воспитателей, учителей и представителей других профессий, требующих самоотречения и нуждающихся в щадящей социальной нише (священнослужители, миссионеры, общественные деятели, борцы за воплощение в жизнь гуманных идей).
Социальные пассивные интроверты в большинстве своём относятся к левополушарному когнитивному стилю. При этом лица, типологическими относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словестную информацию). Отсюда выбор таких профессий как преподавание, наука, канцелярская, библиотечная работа, филология и прочие гуманитарные виды деятельности. Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и цифр. Поэтому их профессиональный выбор чаще всего сводится к точным наукам, механике, физике, финансовому учету, бухгалтерии, военной службе, ремеслам, шитью, конструированию и другим видам деятельности, где нужна точность, соразмерность движений, хороший глазомер. Их стиль мышления — системный, синтетический, прагматичный, складывающий целое из «кирпичиков» отдельных составляющих деталей.
Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в зависимости от предиспозиции.
Признак инфантилизма у взрослых людей — высокие баллы по шкале «экстраверсия» в сочетании с выраженной «спонтанностью» или «лабильностью».

Читайте также:  Тест Узнать все 19 стран по их очертаниям вам удастся только если у вас была твердая 5 по географии

Акцентуации характера проявляются высокими баллами по шкале «интроверсии» и «ригидности» (аутизм и паранойяльность), по шкале «интроверсии» и «спонтанности» (экспансивный шизоид), по шкале «спонтанности» и «агрессивности» — антисоциальное поведение, «агрессивности» и «ригидности» — эксплозивный тип акцентуации.
Максимальные баллы (8-9) выявляют дезадаптивные (психопатические) черты соответственного паттерна. Для истерической психопатии характерны высокие показателиодновременно по двум полярным шкалам «лабильности» и «ригидности»; для неврастенического варианта личности — сочетание высокой «сензитивности» со столь же высокой «спонтанностью».
Психосоматическая предиспозиция характеризуются повышенными показателями ортогональных (полярных по значению) типологических свойств. Формируя психологическую компенсированность одного полярного признака другим, такой паттерн обрисовывает конфликтную разнонаправленность тенденций, которая создаёт почву для перевода социально-психологических проблем в соматические расстройства.

На данном рисунке представлены вариант данные обследования тестом ИТО. Индивидуально-типологические свойства исспытуемого определяются интровертностью, тревожно-мнительной акцентуацией, вербальным типом восприятия, конформно-зависимой позицией в социальных контактах, тягой к кабинетному стилю профессиональной деятельности. Заострённыедо уровня акцентуации черты характера отчасти компенсируются в ответственных ситуациях противоположными тенденциями, что позволяет сохранить ссоциально-психологическую адаптацию на необходимом уровне; вместе с тем, это свидетельствует о наличии определённой эмоциональной напряженности в связи с разнонаправленными индивидуально-личностными тенденциями. Для самореализации личности требуется благоприятная социальная ниша. В процессе психотерапии основной мишенью является повышенная тревожность и заниженная самооценка.
Сравнительный анализ лиц практической нормы и больных с пограничными состояниями обнаружил связь типа дезадаптации с индивидуально-личностными особенностями, выявленными как базисные свойства. Наряду с этим была обнаружена зависимоссть между определённой избирательностью к психогенным факторам и эмоционально-динамическим паттерном.
Моделью усиления индивидуально-личностных тенденций может служить исследование психогенно-обусловленных реакций и пограничных нервно-психических расстройств. Изучение репрезентативной группы больных с пограничными психическими расстройствами (неврозы, невротические реакции, невротические и патохарактерологические развития личности, психопатии) показало следущее:

  • У больных неврозами с наличием в клинической картине заболевания ипохондрической симптоматики было выявлено преобладание тормозимых черт: тревожности, сензитивности, интровертированности (р=0,84)
  • У больных, отличавшихся враженной эмоциональной неустойчивостью, с истероидными проявлениями и склонностью к фикстированным страхам отмечалось значительное преобладание показателя «лабильности» на фоне повышенной «тревожности».
  • Преобладание в структуре клиничесской картины астено-депрессивных невротических расстройств оказалось достоверно связано с гипостеническим типом реагирования, признаками преобладания покказателей «интровертированнности» по данным ИТО. При навязчивых страхах у больных была выявлена достоверная связь (p=0,88) с равновысокимипоказателями тревожности и эмоциональной «лабильности» при смешанном типе реагирования.
  • У больных с преобладанием в клинической картине истерических проявлений выявлена достоверная связь (p=0,73) эмоциональной «лабильности» и «ригидности». При паатохарактерологическом развитии личности наряду с «сензитивностью» и «тревожностью» были выявлены признаки гомономного (стенического) типа реагирования («ригидность», «спонтанность», «агресссивность»).
  • При алкоголизме следует обращать внимание на признаки эмоциональной незрелости (высокие баллы по «экстраверсии» и «спонтанности») плюс заострение черт гипертимного круга (высокие баллы по агрессивности. ригидности), иногда отмечается нарастание интроверсии, изредка — лабильности.
  • Изменения личности при шизофрении весьма разнообразны и зависят от формы , течения и длительности заболевания. Естественно, неврозоподобные проявления отражаются преобладаниемм показателей тервожных, сензитивных и интровертных индивидуально-типологических свойств. При психопатоподобной форме отмечается соответственное усиление гипертимных психологических характеристик. Однако, в силу плохого самопонимания и снижения критичности (особенно при изменениях в интеллектуальной сфере), самооценка больных неадекватна, что следует иметь в виду при рассмотрении результатов исследования
  • При изучении посттравматических стрессовых состояний следует исходить из той предпосылки, что реакция каждого конкретного человека произрастает из его индивидуально-типологических особенностей и не носит сколь-нибудь специфичного характера. Зная типологическую принадлежность конкретного человека, следует своевременно предпринять профилактические меры и индивидуализировать пути коррекции нарастающей эмоциональной напряженности.

Источник

Способы взаимодействия детей с определёнными трудностями. Тревожные, агрессивные, гиперактивные дети

Оксана Постульга
Способы взаимодействия детей с определёнными трудностями. Тревожные, агрессивные, гиперактивные дети

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ (ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ, АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ, ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ).

Воспитание детей с определенными трудностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество воспринимает таких детей как зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение таких детей в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

Цель доклада — изучение технологий социальной работы с детьми, имеющими определенные трудности в развитии.

1. «Тревожные дети».

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка:

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детейхарактерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?

Опытный воспитатель, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Рекомендации для родителей детей с повышенной тревожностью.

В современном обществе проблема тревожности у детей становится всё более важной, и актуальной, поэтому ведущими отечественными психологами и педагогами была разработана система профилактики коррекции тревожности,которая включает в себя 3 направления:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Родителям в работе с такими детьми необходимы игры-драматизации (в «страшную школу», например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят — это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению — не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться — им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию.Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Как играть с тревожными детьми. (Рекомендации воспитателям).

На начальных этапах работы с тревожнымребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».

3. Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

2. «Агрессивные дети».

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Портрет агрессивного ребенка:

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности.

Причины детской агрессивности:

непринятие детей родителями; безразличие или враждебность со стороны родителей; чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека); избыток или недостаток внимания со стороны родителей; запрет на физическую активность; повышенная раздражительность; также к повышенной агрессивности ребенка может привести неблагоприятная эмоциональная связь между родителями.

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

Полезные рекомендации родителям я нашла на страницах книги Р. Кэмпбелла “Как справляться с гневом ребенка” (М., 1997). Советую прочитать эту книгу и педагогам, и родителям. Р. Кэмпбелл выделяет четыре способаконтроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.). Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

Читайте также:  2 Какова особенность вращения планет гигантов вокруг оси

Как играть с агрессивными детьми. (Рекомендации воспитателям).

Работа воспитателей с данной категорией детейдолжна проводиться в трех направлениях:

— работать с гневом — обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева.Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».

— обучать самоконтролю — вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность.Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил».

— работать с чувствами — учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

«Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение (герои сказок)

— обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам.

3. «Гиперактивные дети». (СДВГ)

Гиперактивность обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей — это повышенный уровень двигательной активности.

Портрет гиперактивного ребенка:

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении,есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников,у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Причины гиперактивности:

генетические (наследственная предрасположенность);

биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Рекомендации для воспитателя по работе с ребенком с СДВГ:

— Они не восприимчивы к выговорам и наказанию. От физических наказаний вообще надо отказаться.

— Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить — в динамике это дает выраженный положительный эффект.

— Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей.

— Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.

Игры для гиперактивных детей

— игры на развитие внимания

— игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

— игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

«Молчу — шепчу — кричу», «Говори по сигналу», «Замри»

— игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.

«Ожившие игрушки», «сороконожка», «испорченный телефон».

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, таки педагогов и психологов. В связи с этим, работая с родителями гиперактивных детейродителям нужно предложить следующие советы:

• Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.

• Строить взаимоотношения на доверии и взаимопонимании.

• Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.

• Выслушать то, что хочет сказать ребёнок.

• Уделять ребёнку достаточно внимания.

• Не допускать ссор в присутствии ребёнка.

• Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

• Не прибегать к физическому наказанию.

• Приучать ребёнка к последовательности, целеустремлённости.

• Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

• Избегать больших скоплений людей.

• Оградить от длительного просмотра телевизора, занятий на компьютере.

• Говорить всё сдержанно, спокойно и мягко.

В заключении хотелось бы сказать, что создание психологической, нравственной атмосферы, помогает особому ребенку не ощущать себя не таким как все, и, он приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

1.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Шитова.— Волгоград: Учитель, 2009.-169с.

2. Под общ. ред. А. В. Грибанова; Рец. : А. Б. Гудков, А. Г. Соловьев, Н. Н.Кузнецова: синдром дефецита внимания с гиперактивностью у детей-М. : Академический проект, 2004

3. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru/

4. Абрамова А. А. Агрессивностьпри депрессивных расстройствах: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005. — 152 c.

«Золотое время ДОУ в условиях реализации ФГОС до» (сказка для педагогического совета) Рассказчик. Расскажу я вам сказку дивную- Не очень короткую, Не очень длинную, А такую как от меня до вас! Есть у сказки подсказки А.

Анализ работы совета профилактики за 2014–2015 учебный год В КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возмож-ностями здоровья» действует Совет профилактики, в состав которого.

Конспект педагогического совета «Мастерство — это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер — токарь, прекрасный мастер — врач, так должен и может быть.

Конспект педагогического совета о взаимодействии с родителями Педагогический совет Тема. «Совершенствование единого образовательного пространства семьи и детского сада, через разнообразные формы работы.

Методическая разработка педагогического совета «Одаренный ребенок в детском саду» Методическая разработка проведения педагогического совета на тему «Одаренный ребенок в детском саду». Форма организации – деловая игра.

План работы методического совета Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий «ДСКВ.

Протокол заседания педагогического совета ДОУ Педсовет №1. Протокол заседания педагогического совета ДОУ Протокол № 1 Заседания педагогического совета МКДОУ «Детский сад № 11» п. Тамбукан.

Протокол заседания родительского совета второй младшей группы Отсутствовали: нет Приглашенные: № 1 от 23.09.2015 г Присутствовали: Повестка: 1. Выборы председателя и секретаря родительского совета.

Технологическая карта педагогического совета «Ребенок и книга» Разработка на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» в форме технологической карты педагогического.

Информационно-коммуникационные технологии и области использования ИКТ в дошкольном образовательном учрежденииИнформационно-коммуникационные технологии и области использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении Педагогический совет проводился в форме деловой игры «Шесть шляп мышления». Мне предоставили возможность примерить белую шляпу и акцентировать.

Источник

Повышенная тревожность — тест и что делать?

«Зачем вы так переживаете!», «Спокойнее надо быть!», «А ты не нервничай!» — если в течение всей жизни слышать подобные фразы, к ним можно привыкнуть. Воспринимать, как фон. Удивляться: « Что значит, не нервничай! Я не могу не нервничать!»

Как другие люди могут запросто относится к тому, что вас тревожит?

В последнем вопросы ключевое слово — «Тревожит».

Что такое «тревога» и «тревожность»?

Вас тревожат очень многие вопросы? ЧТо в часто пребываете в состоянии тревоги?

Есть разница между тревогой и тревожностью. Тревога — это переживание, состояние, то, что вы испытываете. А тревожность — это психологическая особенность, одно из качеств вашей личности. Люди, обладающие повышенной тревожностью, часто испытывают тревогу.

Тревожность — это склонность испытывать опасения, озабоченность, беспокойство, ожидание неблагополучия.

Зачем нужна?

Природа не зря придумала такое качество личности, как тревожность. Всё-таки, в мире существует объективная опасность и угроза жизни. Как уберечь человека? Только с помощью встроенного механизма избегания опасности! Таким механизмом и является тревожность.

Кстати, стоит различать тревожность и страх.

Считается, что страх возникает как реакция на физическую угрозу. В то время как тревожность должна подготовить человека к преодолению угрозы эмоциональной, к психологическому воздействию. Поэтому умеренный уровень тревожности идет во благо.

Как появляется повышенная тревожность?

Как ведут себя тревожные люди? Внешне — нервно. Они постоянно находят поводы для переживаний или страха. Им кажется, что жизнь — сплошная мясорубка. У таких людей часто плохое настроение, ослабленное внимание и плохие предчувствия. Люди с повышенной тревожностью постоянно критикуют себя и весь мир, никому не доверяют. Они раз за разом прокручивают в голове тяжелые ситуации и беспрерывно испытывают тягостное ощущение из-за этих ситуаций.

Какая бывает?

Я уже говорила, что тревожность может быть умеренная (та, которая только на пользу), и повышенная. Бывает еще и пониженная.

  1. Умеренная тревожность — своеобразный внутренний «звоночек», который подает сигнал, как только нужно привлечь внимание к чему-то потенциально опасному. Это — норма. Тот уровень, который не доставляет неудобств, скорее — помогает в жизни.
  2. Повышенная тревожность — тот самый случай, когда «зашкаливает». При этом уровне организм не справляется с нагрузкой и тревожность начинает выражаться во внешнем мире. Внешние симптомы повышенной тревожности — это повышенное потоотделение и сердцебиение, слабость, онемение конечностей, тики, метеоризм, ощущение «кома» в горле, спазмы, бессоница. Наслаждаься жизнью в такой ситуации сложно, из-за каждого угла ждешь подвоха.
  3. Пониженная тревожность— другая крайность, граничащая с равнодушием и безразличием. Такой уровень вреден потому, что может привести к халатности, игнорированию риска.

Кроме умеренной и повышенной, выделяют личностную и ситуативную тревожность.

  • То есть личностная тревожность — это особенность души, не зависящая от текущего уровня стресса. Она постоянно есть. Именно с этим уровнем тревожности тот или иной человек живет. Личностая тревожность может быть и повышенной, и пониженной, и умеренной.
  • Ситуативная тревожность возникает при повышении уровня стресса в относительно короткий период времени, связана с новым опытом. Перепады ситуативной тревожности считаются нормальными. Ситуативная тревожность снизится, когда спадет уровень стресса. ЕСли стресс долго не пропадает, то ситуативная тревожность может изменить и общий уровень тревожности.

Какая должна быть тревожность?

Как понять, еще нормально или уже «пора лечиться»? Нет четкой шкалы. Но если вы читаете эти строки, значит, что-то вам мешает, и связано это именно с уровнем тревоги. Имеет смысл проверить (для этого — смотрите тест ниже).
Считается, что если из-за повышения тревожности вы испытываете проблемы соматического характера, то пора менять ситуацию. Этими проблемами могут быть как раз те, что я описала выше — учащение сердцебиения, головокружение, тремор или онемение рук и т.п. Если подобные симптомы вас беспокоят, значит, надо что-то изменить.

Как поменять уровень тревожности?

Справиться с повышенным уровнем тревожности можно у психотерапевта (жду вас на консультации!). Попробовать изменить ситуацию можно и самостоятельно. САмый простой способ — сменить условия жизни, избегать объективных тревожных факторов.

Кроме того, поможет самоанализ и работа со своими мыслями. Здесь вам в помощь методика рационально-эмоциональной психотерапии, о котором читайте здесь РЭПТ

Самые простые привычки помогают нормализовать уровень тревожности. Занятия спортом, медитации, здоровый сон, приятное общение. Как видите, чтобы перестать тревожиться, надо не забиваться с темный телый угол, а наптив — выходить в люди, искать то место, в котором вам будет комфотрно.

Как определить уровень тревожности?

Далее — тест на уровень тревожности. Вы можете пройти его самостоятельно. Результаты теста вы можете сообщить мне при записи на консультацию

Если вы набрали по результатам теста более 45 баллов, это может стать поводом для обращения за консультацией. Пожалуйста, расскажите мне о том, что прошли тест! Тогда можете рассчитывать на скидку 5%!

Источник

Adblock
detector