Меню

Задания части 2 ЕГЭ по теме Обзор царства растений

Тест с ответами по теме: “Водоросли”

1. Самые древние растения на земле:
а) Водоросли +
б) мхи
в) лишайники

2. Водоросли относятся к … растениям:
а) высшим
б) низшим +
в) культурным

3. Простейшие водоросли относятся к … организмам:
а) одноклеточным +
б) многоклеточным
в) сапрофитам

4. Из нижеприведённых вариантов выберите ту водоросль, что вызывает цветение водоёмов:
а) хлорелла
б) спирогира
в) хламидомонада +

5. Назовите одноклеточную водоросль, приспособившуюся к жизни на суше:
а) хлорелла
б) хламидомонада
в) плеврококк +

6. Назовите тело многоклеточной водоросли:
а) таллом
б) стебель
в) слоевище +

7. Какую из нижеперечисленных водорослей можно отнести к многоклеточной?
а) хлорелла
б) плеврококк
в) спирогира +

8. Какая группа имеет самое сложное строение?
а) харовые +
б) эвгленовые
в) бурые

9. Выберите правильное название отдела водорослей, к которому принадлежит порфира:
а) харовые
б) бурые
в) красные +

10. Для каких водорослей характерна желто-зеленая темная окраска?Жёлто-зелёная окраска характерна для … водорослей:
а) красных
б) бурых +
в) золотистых

11. Что образуется при бесполом размножении улотрикса?
а) зооспоры +
б) гаметы
в) зиготы

12. Какая водоросль является одноклеточной?
а) спирогира
б) улотрикс
в) хлорелла +

13. У чего хроматофор имеет форму незамкнутого кольца?
а) спирогиры
б) хламидомонады
в) улотрикса +

14. Что встречается в водоёмах во время «цветения»?
а) спирогира
б) хламидомонада +
в) улотрикс

15. В хроматофорах хлореллы и спирогиры происходит:
а) фотосинтез +
б) образование гамет
в) клеточное дыхание

16. Если условия неблагоприятны, то хламидомонада размножается:
а) половым путем +
б) бесполым путем

17. Почему на больших глубинах не обитают зелёные морские водоросли?
а) из-за низких температур
б) из-за недостатка органических веществ
в) из-за недостатка света+

18. Почему хлореллу используют при биологической очистке сточных вод?
а) потому что она выделяет много кислоты
б) потому что она активно поглощает органические вещества +
в) потому что она выделяет особые секреты, разрушающие вредные вещества

19. Выберите правильное количество пульсирующих вакуолей у хламидомонады:
а) 1
б) 2
в) 3 +

20. Из чего получают йод?
а) из зеленых водорослей
б) из бурых водорослей
в) из красных водорослей+

21. Что образуется при бесполом размножении хламидомонады?
а) зооспоры+
б) гаметы
в) зиготы

22.Тело водорослей не разделено на: корни, стебли, листья.
а) верно+
б) неверно

23. У спирогиры … имеет вид спирально закрученной ленты:
а) хроматофор +
б) хламидомонада
в) улотрикс

24. Что имеет ризоида?
а) хлореллу
б) хламидомонаду
в) ламинарию +

25. Что происходит в хроматофорах хламидомонады и улотрикса?
а) фотосинтез +
б) образование гамет
в) клеточное дыхание

26. Каким путём размножается хлорелла при благоприятных условиях?
а) половым путем
б) бесполым путем+

27. Где находится хлорофилл у водорослей?
а) в ядре
б) в хроматофоре +
в) в оболочке

28. В каких целях используют хламидомонаду при очистке стока?
а) она выделяет много кислоты
б) она активно поглощает органические вещества+
В) она выделяет особые секреты, разрушающие вредные вещества

29. В какой стадии зимует хламидомонада?
а) зооспоры
б) гаметы
в) зиготы+

30. Из чего получают агар-агар?
а) зеленых водорослей
б) бурых водорослей
в) красных водорослей+

Источник



Тест по теме Зеленые водоросли

А) серобактерия
Б) дождевой червь
В) пеницилл
Г) спирогира
Д) цианобактерия

1) фототрофный
2) гетеротрофный
3) хемотрофный

Добавить в избранное

Верный ответ: 32211

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1395.

Добавить в избранное

1) Споры образуются путем деления мейозом диплоидной зиготы (2n)
2) Хромосомный набор споры у хламидомонады — n (гаплоидный)
3) Хромосомный набор гамет — n (гаплоидный)
4) Гаметы образуются из исходных клеток (n) взрослого организма (гаметофита) путем митоза

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1526.

А) основная стадия жизненного цикла гаплоидная
Б) только сперматозоиды имеют жгутики
В) клетки не дифференцированы
Г) споры образуются в стробилах
Д) зимует в виде корневища
Е) имеет придаточные корни

1) Зелёные водоросли
2) Плауновидные

Добавить в избранное

Верный ответ: 121222

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1873.

Задание ЕГЭ по биологии

А) способность к фототаксису
Б) питание гетеротрофное
В) размножение при помощи зооспор
Г) наличие процесса конъюгации
Д) преобладание гаплоидного поколения в жизненном цикле
Е) образование подвижных гамет

Добавить в избранное

Верный ответ: 212122

Инфузория-туфелька (1) питается гетеротрофным путем (Б), может осуществлять половой процесс — конъюгацию (Г).
Хламидомонада (2) обладает способностью к фототаксису (А) за счет светочувствительного глазка (стигмы), размножается при помощи зооспор (В), образует подвижные гаметы (Е). Для многих водорослей (в т.ч. хламидомонады) характерно преобладание гаплоидного поколения в жизненном цикле (Д).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1955.

А) имеются хлоропласты
Б) в клетке два ядра
В) имеются реснички
Г) есть сократительные вакуоли
Д) есть два жгутика
Е) есть клеточная стенка

1) хламидомонада
2) инфузория-туфелька
3) оба организма

Добавить в избранное

Верный ответ: 122311

Необходимо разделять понятия клеточная мембрана и клеточная стенка. Клеточная мембрана есть и у хламидомонады, и у инфузории-туфельки. Клеточная стенка (из гликопротеинов) есть только у хламидомонады.

Хламидомонада (1) содержит один хроматофор (хлоропласт), который имеет чашеобразную форму (А), имеет две сократительные вакуоли (Г) у основания жгутиков (Д), имеет клеточную стенку (Е).

Инфузория-туфелька (2) имеет два ядра в клетке (Б), реснички (В), сократительные вакуоли (Г).

Источник

Тема: Водоросли

Тема: Водоросли

Задание 1. «Общая характеристика водорослей»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

Водоросли, которые находится в толще воды во взвешенном состоянии или активно плавают, называются (_), те, которые ведут прикрепленный образ жизни – (_). Тело водорослей называется (_), или (_). Клетки водорослей поверх плазмалеммы имеют (_) из (_). Хлоропласты водорослей называются (_), в них содержатся особые структуры, вокруг которых откладывается крахмал – (_). Формы полового процесса у водорослей разнообразны – (_), (_), (_), (_) и (_). Яйцеклетки развиваются в женских гаметангиях – (_), сперматозоиды – в мужских гаметангиях – (_). У водорослей известны три формы редукции генетического материала – (_), (_), и (_). У большинства водорослей в жизненном цикле преобладает (_) фаза. Подвижные споры водорослей называются (_), неподвижные – (_). Отдел Зеленые водоросли включает около (_) видов.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

2. Какие функции выполняют указанные структуры хламидомонады?

Задание 3. «Питание и дыхание водорослей»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

2. Что происходит с органическими веществами в процессе фотосинтеза?

3. Запишите формулу фотосинтеза, подписав рядом с цифрами вещества, участвующие в этом процессе.

4. Какой газ поглощается и какой выделяется в процессе дыхания?

5. Что происходит с органическими веществами в процессе дыхания?

6. Запишите формулу дыхания, подписав рядом с цифрами вещества, участвующие в этом процессе.

Задание 4. «Размножение хламидомонады»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 9?

2. Какой способ размножения изображен на рисунке А? Как он происходит?

3. Какой способ размножения изображен на рисунке Б? Поясните основные этапы.

4. Когда в жизненном цикле происходит мейоз?

Задание 5. «Размножение хлореллы»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Чем строение хлореллы отличается от строения хламидомонады?

2. Как происходит размножение хлореллы?

3. Как называются споры хламидомонады?

Задание 6. «Строение и размножение улотрикса»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?

2. Как происходит бесполое размножение улотрикса?

3. Опишите основные этапы полового размножения улотрикса?

4. Когда происходит редукция генетического материала в жизненном цикле улотрикса?

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 6?

Читайте также:  Отраслевыми принципами права социального обеспечения являются принцип законности тест

2. Опишите половое размножение спирогиры.

Задание 8. «Строение и размножение ламинарии»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Как называется тело водоросли?

2. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 6?

3. Какое поколение у ламинарии диплоидное, какое гаплоидное?

4. Как называются гаметангии у ламинарии?

5. В чем выражается чередование поколений у ламинарии?

6. Когда происходит мейоз у ламинарии?

Задание 9. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Низшие растения. 2. Таллом (слоевище). 3. Автотрофы. 4. Хроматофоры. 5. Пиреноиды. 6. Зооспоры. 7. Конъюгация. 8. Ризоиды. 9. Гаметангии. 10. Антеридии. 11. Оогонии. 12. Чередование поколений. 13. Зиготическая редукция. 14. Гаметическая редукция, 15. Спорическая редукция.

Задание 10. «Водоросли – низшие растения»

Дайте ответ одним предложением:

1. Какие задачи решает систематика?

2. Перечислите систематические категории, на которые делится царство Растения в порядке укрупнения.

3. На какие подцарства делится царство Растения?

4. Какие растения относятся к низшим споровым?

5. Как называется тело водорослей?

6. Приведите примеры трех представителей одноклеточных водорослей?

7. Как осуществляется бесполое размножение хламидомонады?

8. Как осуществляется половое размножение хламидомонады?

9. Как осуществляется размножение хлореллы?

10. Как осуществляется половое размножение спирогиры?

11. Чем представлен спорофит ламинарии?

12. Где развиваются гаметангии у ламинарии?

13. Как называются гаметангии у водорослей?

14. Какое поколение преобладает у ламинарии?

15. Какие водоросли обитают на самых больших глубинах?

Ответы:

Задание 1. 1. Фитопланктон; фитобентос. 2. Таллом; слоевище. 3. Клеточную стенку; клетчатки. 4. Хроматофоры; пиреноиды. 5. Изогамия; гетерогамия; оогамия; хологамия; соматогамия. 6. Оогониях; антеридиях. 7. Спорическая; гаметическая; зиготическая. 8. Гаплоидная. 9. Зооспоры; апланоспоры. 10. 20 000 видов.

Задание 2. 1. 1 – оболочка; 2 – цитоплазма; 3 – ядро; 4 – хроматофор; 5 – пиреноид, крахмальное тельце; 6 – светочувствительный глазок; 7 – сократительные вакуоли; 8 – жгутики. 2. Оболочка защищает водоросль и обеспечивает обмен веществ; цитоплазма – внутренняя среда; ядро – хранит наследственную информацию и регулирует жизненные процессы; хроматофор отвечает за фотосинтез; пиреноид – за накопление крахмала; глазок обеспечивает реакцию на свет; сократительные вакуоли удаляют избыток воды; жгутики отвечают за движение.

Задание 3. 1. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород. 2. Образуются. 3. 3 (углекислый газ) + 4 (вода) + энергия света = 2 (органические вещества) + 1 (кислород). 4. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ. 5. Окисляются. 6. 1 (кислород) + 2 (органические вещества) = энергия + 3 (углекислый газ) + 4 (вода).

Задание 4. 1. 1 – деление хламидомонады на две клетки; 2 – деление на четыре зооспоры; 3 – вышедшие зооспоры; 4 – превращение зооспор в хламидомонад; 5 – образование гамет; 6 – выход гамет; 7 – слияние гамет; 8 – зимующая зигота; 9 – выход зооспор. 2. Бесполое размножение хламидомонады; в благоприятное время содержимое клетки митотически делится с образованием четырех гаплоидных зооспор, которые вырастают во взрослых хламидомонад. 3. Половое размножение, происходит осенью, содержимое клетки митотически делится на большое количество гамет, которые выходят и сливаются с гаметами других водорослей. Зигота зимует и весной образует четыре зооспоры. 4. Весной, при прорастании зиготы.

Задание 5. 1. У хлореллы отсутствуют жгутики и светочувствительный глазок, фора тела округлая. 2. Размножается только бесполым путем – митотическим делением, споры не имеют жгутиков. 3. Апланоспоры.

Задание 6. 1. 1 – оболочка; 2 – цитоплазма; 3 – ядро; 4 – хроматофор; 5 – выход гамет; 6 – слияние гамет; 7 – зимующая зигота; 8 – выход спор; 9 – развитие улотриксов; 10 – образование зооспор; 11 – развитие улотриксов. 2. Митотически образуются зооспоры. 3. Митотически образуются гаметы и попарно сливаются. Зигота зимует и мейотически делится с образованием спор, которые развиваются в улотриксов. 4. Зиготическая редукция, зигота делится путем мейоза.

Задание 7. 1. 1 – оболочка; 2 – нити цитоплазмы; 3 – ядро; 4 – вакуоли; 5 – хроматофор; 6 – конъюгация. 2. Нити обволакиваются слизью, клетки образуют выросты, которые сливаются и по образовавшемуся каналу содержимое одной клетки перетекает в клетку напротив, образуется зигота. Весной зигота мейотически делится, три клетки погибают, из четвертой развивается новая спирогира.

Задание 8. 1. Слоевище или таллом. 2. 1 – спорофит; 2 – образование спор путем мейоза; 3 – мужской гаметофит; 4 – женский гаметофит; 5 – копуляция гамет; 6 – зигота. 3. Диплоидно слоевище, спорофит, образующий зооспоры. Гаплоидны двудомные гаметофиты. 4. Мужские гаметангии – антеридии, женские – оогонии. 5. Зооспоры образует спорофит, гаметы – гаметофит. При оплодотворении из зиготы вновь развивается спорофит. 6. При образовании зооспор.

Задание 9. 1. Водоросли относятся к низшим растениям, потому что их тело не дифференцировано на органы, отсутствуют ткани. 2. Тело водорослей. 3. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических. 4. Хлоропласты у водорослей. 5. Структура хлоропласта, являющийся центром формирования крахмала. 6. Подвижные споры, имеющие жгутики. 7. Половой процесс, связанный с образование цитоплазматического мостика между разными клетками по которому содержимое одной клетки перетекает в другую. 8. Образования, с помощью которых происходит прикрепление водорослей к субстрату. 9. Половые органы у бурых водорослей, в одних образуются мужские, в других – женские половые клетки. 10. Мужские гаметангии. 11. Одноклеточные (исключение харовые водоросли) женские гаметангии у водорослей. 12. Цикл размножения с гаплоидной фазой – гаметофитом, производящим гаметы, которые, попарно сливаясь, дают начало диплоидной фазе – спорофиту. 13. Уменьшение числа хромосом, которое происходит, если первое деление зиготы происходит по типу мейоза. 14. Уменьшение числа хромосом происходит при образовании гамет. Встречается у диатомовых водорослей. 15. Мейоз происходит при образовании спор.

Задание 10. 1. По степени сходства определяет степень родства и объединяет организмы в систематические категории, классифицирует их. 2. Вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. 3. Подцарство Багрянки, подцарство Настоящие водоросли, подцарство Высшие растения. 4. Водоросли. 5. Таллом, или слоевище. 6. Хлорелла, хламидомонада, плеврококк. 7. Митотическими делениями водоросли с образованием зооспор. 8. Митотическими делениями тела водоросли с образованием большого количества гамет, их слиянием и мейозом зиготы. 9. Только бесполое размножение с образованием автоспор. 10. Происходит конъюгация клеток соседних нитей, слияние протопластов и каждая зигота после мейоза дает новую водоросль. 11. Слоевищем до 6 м. 12. На гаметофитах. 13. Антеридии и оогонии. 14. Спорофит. 15. Красные.

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор царства растений»

1. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.)
2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.)
3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами.
4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

2) У водорослей нет органов и тканей.
3) Хемосинтез происходит только у бактерий.
5) При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

3. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.

4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. (2) В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. (3) Они образуют органические вещества из неорганических. (4) Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. (5) Морскую водоросль — ламинарию человек употребляет в пищу.

Читайте также:  Кризис 1998 года в России — кратко о главном

1) 1 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 2 — в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 — водоросли не имеют корней

5. Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?

1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света.
2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды.
3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

6. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

1) Лишайники являются симбиотическими организмами, таллом лишайника состоит из мицелия грибов, переплетенного с одноклеточными водорослями или цианобактериями.
2) Водоросли или цианобактерии фотосинтезируют и снабжают грибы продуктами фотосинтеза, грибы поглощают из окружающей среды воду и минеральные соли и делятся с водорослями.
3) Лишайники – это самые первые живые организмы на голом камне, постепенно разрушают камень, создавая предпосылку для возникновения почвы. Некоторые организмы питаются лишайниками. Являются индикаторами экологической обстановки.

7. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

2 – у водорослей отсутствуют ткани;
4 – ламинарию относят к бурым водорослям;
6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.

8. Какие прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее четырех признаков, обоснуйте их значение.

1) появление цветка увеличило эффективность опыления;
2) двойное оплодотворение, в результате чего семя имеет триплоидный эндосперм, что улучшило питание зародыша;
3) развитие семязачатков в завязи пестика обеспечило их защиту (защиту семян);
4) появление плода у покрытосеменных способствовало защите семян и их распространению;
5) наличие нектарников обеспечило привлечение насекомых для опыления

9. Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.

1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка

10. Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.

1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений;
2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании;
3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени

11. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное;
2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет

12. Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

13. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.

1) наличие цветков и плодов;
2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья;
3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными;
4) семяпочка защищена завязью

14. Назовите основные ароморфозы растительного мира.

1) Появление процесса фотосинтеза.
2) Дифференцировка тела на ткани и органы.
3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения).
4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.

15. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.

1) наличие хвои (видоизменённых листьев)
2) размножение семенами
3) оплодотворение не зависит от воды
4) в основном древесные жизненные формы

16. Определите отделы, к которым относят растения, изображенные на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?

1) 1 – отдел Моховидные;
2) корни отсутствуют (есть ризоиды);
3) на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами;
4) 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые);
5) наличие цветков, плодов;
6) у моховидных спорофит представлен спорогоном (коробочкой на ножке) на гаметофите;
7) у покрытосеменных спорофит представлен взрослым растением (со всеми вегетативными и генеративными органами)

17. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Папоротниковидные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Наибольшее количество видов папоротниковидных растений встречается во влажных тропических областях, так как их размножение обусловлено наличием воды. (2) В жизненном цикле папоротниковидных происходит смена бесполого и полового поколений. (3) Взрослое растение папоротника – это спорофит, то есть половое поколение. (4) Гаметофитом у этих растений является зеленая пластинка (заросток), которая развивается из зиготы. (5) На гаметофите образуются гаметы, для передвижения сперматозоидов к яйцеклетке необходима вода. (6) Набор хромосом в клетках гаметофита диплоидный. (7) В цикле развития папоротниковидных преобладает спорофит.

1) 3 – спорофит – это бесполое поколение;
2) 4 – гаметофит (заросток) развивается из споры;
3) 6 – набор хромосом гаметофита гаплоидный (диплоидный набор хромосом у спорофита)

18. По каким признакам семенные растения отличаются от мхов? Приведите не менее четырёх признаков.

1) наличие всех типов тканей;
2) наличие корней (развитие корневой системы);
3) размножение семенами, наличие органов, в которых они образуются (шишка, цветок, плод);
4) независимость оплодотворения от наличия воды;
5) преобладание спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития

Источник

Решение задач ЕГЭ по жизненному циклу растений

Цели занятия: повторение и обобщение материала по разделу “Жизненные циклы растений”; обучение решению задач части С5 ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов.

Форма занятия: лекционно-практическая.

Оборудование: проектор, слайды, набор карточек с задачами.

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) — в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах — спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 1. Жизненный цикл зелёных водорослей. (Приложение)

Читайте также:  Психологическая диагностика и тесты для детей

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён)

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита — коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Жизненный цикл папоротников

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).

Схема 3. Жизненный цикл папоротников

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).

1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.

2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.

3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.

Источник

Adblock
detector